NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Мамина | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050









Опросы:

Кто человек №2 в Казахстане (сентябрь 2019)
Кто человек №2 в Казахстане (август 2019)








Поиск  
Суббота 19.10.2019 07:02 ast
04:02 msk

В Мажилисе презентован законопроект "О сельскохозяйственной кооперации"
Законопроектом предусматривается создание сельскохозяйственных кооперативов в организационно-правовой форме производственного кооператива, который будет представлять собой юридическое лицо, созданное на основе добровольного объединения физических или юридических лиц
13.02.2015 / политика и общество

Астана, 12 февраля, Дом Мажилиса

Возглавляемая депутатом Мажилиса Рауаном Шаекиным рабочая группа приступила к рассмотрению правительственного законопроекта "О сельскохозяйственной кооперации".
Сегодня в рамках Комитета Мажилиса по аграрным вопросам состоялась презентация этого законопроекта с сопутствующими поправками. В ней приняли участие депутаты Мажилиса, представители государственных органов и общественных организаций.
О проекте нового Закона доложил и ответил на вопросы депутатов Р.Халмурадова, Ж.Дуйсебаева, Р.Кима, А.Соловьевой, К.Идирисова, А.Тойбаева, К.Бишимбаева, У.Садибекова, Н.Сабильянова, В.Косарева, М.Айсиной, З.Балиевой, А.Бимендиной вице-министр сельского хозяйства Ермек Кошербаев.
Законопроектом предусматривается создание сельскохозяйственных кооперативов в организационно-правовой форме производственного кооператива, который будет представлять собой юридическое лицо, созданное на основе добровольного объединения физических или юридических лиц.
Предлагается обязательное членство кооперативов в ревизионных союзах, проведение обязательных ежегодных ревизий кооперативов, введение принципа реализации товаров своим участникам по себестоимости.
Сопутствующим законопроектом "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам сельскохозяйственной кооперации" предусматривается сохранение специального налогового режима по видам деятельности, переданным сельхозтоваропроизводителями в кооператив. Также предлагается внедрение субсидирования затрат ревизионных союзов на внутренний аудит кооперативов.
Выступивший с содокладом депутат Мажилиса, руководитель рабочей группы Рауан Шаекин отметил основные ключевые моменты, которые, по мнению парламентариев, необходимо в законопроекте в корне пересмотреть (тезисы):
1. Законопроект, разработанный Министерством, практически полностью дублирует положения действующего закона "О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью".
Содержание проекта не отражает прямую связь кооператива с сельским хозяйством. В проекте нет системы сельскохозяйственной кооперации, ее идеи, цели и принципы. Это концептуальная основа законопроекта, прежде всего, в связи с тем, что речь идет о едином законе по вопросам сельскохозяйственной кооперации. Дано лишь понятие сельскохозяйственного кооператива. Из данного определения и иных положений законопроекта не ясно, каковы особенности видов деятельности, которыми может заниматься такой кооператив или особенности состава его участников, а также признаки кооператива, обусловленные его наименованием.
В законопроекте отсутствует понятийный аппарат, содержащий специфичные для кооперативного законодательства термины: пайщики, паевой взнос и фонд, пай, член сельхозкооператива и другие определения.
Нет статьи, регламентирующей вопросы взаимодействия государства и кооперативов, как равноправных субъектов правоотношений. То есть, можно резюмировать, что юридические нормы и принципы кооперативного законодательства не нашли своего отражения в презентованном сегодня законопроекте.
Из этого следует, что должный и глубокий анализ действующей в Казахстане нормативно-правовой базы, касающейся кооперативов, не проводился, опыт функционирования сельскохозяйственных кооперативов в других странах не изучался.
2. Необходимо также отметить следующий момент: крайне важным является вопрос интеграции в национальное законодательство принципов кооперативного права, таких как добровольное и открытое членство; демократическая форма управления; услуги по себестоимости; автономность и независимость; образование, обучение и информация; сотрудничество кооперативов; забота об обществе. Разработчиком была сделана такая попытка: проект содержит статью 3, где закрепляются пять принципов кооперативного законодательства. Вместе с тем, мало эти принципы прописать, необходимо чтобы они нашли свое отражение в самом законодательном акте. Однако анализ положений законопроекта показал на их отсутствие, более того, отдельные нормы проекта противоречат указанным принципам.
Так, статьей 3 предусматривается принцип добровольности участия в кооперативе. В то же время, статьей 12 закрепляется обязательность вступления кооперативов в ревизионный союз (ассоциацию) сельскохозяйственных кооперативов, который будет проводить внутренний аудит финансово-хозяйственной деятельности входящих в него кооперативов. То есть, не создав стабильно функционирующих кооперативов, мы заранее обязываем их создавать ассоциации.
При этом указывается, что ревизионный союз будет также осуществлять представительство и защиту имущественных интересов кооперативов, своих членов. Далее эти функции не находят своего применения, а вся деятельность таких кооперативов сводится лишь к внутреннему аудиту и оказанию сопутствующих аудиту услуг.
Вместе с тем, характер деятельности союзов сельхозкооперативов имеет более широкий смысл, чем ревизионный союз. Так, союзы осуществляют ряд других важных функций и работ, которые способствуют развитию процессов кооперации в целом, стимулируют деятельность различных кооперативов в отдельности.
В этой связи, хотелось бы отметить, что, согласно Закона "Об аудиторской деятельности", аудит проводят только те организации, которые имеют лицензию на осуществление аудиторской деятельности и в их штате есть квалифицированные аудиторы. Таким образом, данными новеллами законопроекта кооперативам изначально навязываются расходы на содержание ревизионных союзов и их сотрудников, получение ими лицензии, а также проведение самого аудита.
В связи с чем, считаем, что право объединения кооперативов в союзы и проведение аудита их финансово-хозяйственной деятельности должно быть исключительно добровольным.
3. Организационные вопросы и вопросы государственной регистрации кооперативов. Положения законопроекта "О сельскохозяйственной кооперации" в целом посвящены только вопросам организационного характера: порядок создания, ликвидации, реорганизации кооперативов и так далее.
Поскольку проект основан на законе о товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью нормы, регламентирующие данные вопросы, в том числе регистрацию кооперативов, выстроены аналогичным способом. Так, предусматриваются требования по обязательному нотариальному заверению учредительного договора, оценке вклада в уставный капитал (стоимость имущества более 20 тысяч размеров МРП должна быть подтверждена независимым экспертом). Это опять же лишние расходы, которые будут вынуждены нести члены кооператива.
Здесь же необходимо отметить статью 16 законопроекта, которая представляется абсолютно неуместной. Данная статья наделяет правом кооперативы заключать с профессиональным участником рынка ценных бумаг договор на ведение реестра участников кооператива. Сельхозкооператив – это не АО и не большое ТОО, чтобы была необходимость вести такой реестр. За ведение такого реестра члены кооператива будут опять же платить. Это говорит о том, что положения этой статьи были просто бездумно скопированы с действующего закона о хозяйственных товариществах.
Таким образом, в целом структура проекта, вопросы организационного характера излишне регламентированы и сложные к восприятию на уровне мелкого фермера.
4. Теперь, что касается сопутствующего законопроекта. Большие сомнения вызывают нормы проекта, касающиеся осуществления деятельности сельскохозяйственных кооперативов в рамках специального налогового режима.
Так, в соответствие с пунктом 3 статьи 448 Налогового кодекса данный налоговый режим не вправе применять юридические лица, имеющие дочерние организации, структурные подразделение (филиалы и представительства), а также юридическое лицо, являющееся аффилиированным лицом других юридических лиц, применяющих специальный налоговый режим.
Таким образом, нормы основного проекта, предусматривающие право сельхозкооперативов создавать филиалы и представительства, номинальные, поскольку в случае их создания сам кооператив лишится права осуществлять деятельность в рамках льготного налогообложения.
То же самое можно сказать и в отношении аффилиированности юридических лиц: ранее была норма, конкретно определяющая долю такой взаимосвязи – 25%, теперь же в связи с последними изменениями ее определить трудно, а значит юридическое лицо – производитель сельхозпродукции, применяющий спецналоговый режим, не сможет вступить в сельскохозяйственный кооператив, так как будет вынужден отказаться от своего налогового режима.
Кроме того, остаются вопросы в части возможности применения сельскохозяйственными обслуживающими кооперативами, предоставляющими сервисные услуги своим членам и непосредственно не производящими сельхозпродукцию, специального налогового режима, так как согласно пункту 1-1 статьи 448 Налогового кодекса право применения такого режима предоставляется налогоплательщикам только при наличии земельных участков на правах частной собственности или землепользования.
Все эти недочеты свидетельствуют о непродуманности механизма государственной поддержки посредством применения специального налогового режима.
Иные экономические стимулы к объединению сельхозтоваропроизводителей в данном проекте отсутствуют.
В целом, резюмируя свое выступление, хотел бы напомнить о поручении Президента, касающегося сельхозкооперации.
В своем Послании народу Казахстана "Казахстанский путь – 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее" Глава государства Н.А.Назарбаев отметил, что необходимо устранить все барьеры, препятствующие развитию бизнеса в сельском хозяйстве, процессу кооперации фермерства, эффективному землепользованию. То есть была поставлена четкая задача разработать такой законопроект "О сельскохозяйственной кооперации", который бы активизировал кооперативное движение в сельском хозяйстве, позволил бы объединить разрозненные мелкие хозяйства, реализовал бы потенциал личных подсобных хозяйств населения.
Более того, вы сами всегда говорите, что главная проблема нашей аграрной отрасли – это мелкотоварность. Где конкретно в этом законопроекте решается обозначенная вами проблема?
Как пример, можно привести ситуацию, складывающуюся сегодня в производстве молока в Казахстане. Так, общее количество производимого в стране молока составляет 4,7 млн. тонн, в том числе 4,1 млн. тонн производят личные подворья населения (или 87% от общего количества). Из 4,1 млн. тонн молока только 1,3 млн. тонн идет в переработку (или 31%), остальное употребляется для собственных нужд. При этом, имеющиеся производственные мощности используются не в полной мере: молоко обработанное жидкое и сливки – 45,7%; молоко в твердой форме – 29,4%; масло сливочное – 36,1%; сыр и творог – 40,9%; прочие молочные продукты – 59,2%.
Обращаясь к депутатам, Р. Шаекин заявил, что нормы представленных законопроектов не окажут существенного влияния на текущую ситуацию в сельском хозяйстве страны, и не будут способствовать развитию сельскохозяйственной кооперации, поскольку не содержат правовых и экономических стимулов к объединению мелких сельхозтоваропроизводителей.
Обсудив представленный Минсельхозом проект Закона "О сельскохозяйственной кооперации", парламентарии приняли решение продолжить работу над ним в рамках рабочей группы, с учетом высказанных сегодня замечаний и предложений.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график Главы государства 27.02.2015
Указ Президента Республики Казахстан от 24 февраля 2015 года №1015 27.02.2015
Сенат избрал судей Верховного суда и ратифицировал ряд международных документов 27.02.2015
В Министерстве финансов подвели итоги деятельности за 2014 год 27.02.2015
Комитет Мажилиса: о проекте по передаче технологий и проведению институциональной реформы в здравоохранении 27.02.2015
О проведении отчетной встречи акима Актюбинской области Мухамбетова А.Б. 27.02.2015
Не стареют душой ветераны 27.02.2015
Рабочий график Главы государства 26.02.2015
Обращение Главы государства к народу Казахстана 26.02.2015
Указ Президента Республики Казахстан от 25 февраля 2015 г. №1018 26.02.2015

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
19.10.19 Суббота
89. ШАРМАНОВ Турегельды
86. МАШКЕЕВ Аукен
72. ГАРКАВЕЦ Александр
72. ШАРИПОВА Найля
69. АКАЖАНОВА Гульмая
66. ШАТАЕВ Мурат
64. КОСУБАЕВ Есетжан
64. ХАЙРАЛИЕВ Серик
63. КЕНШИМОВ Жумабек
63. ОТАРБАЕВ Рахимжан
57. КОШЕКОВ Мурат
57. ТУЯКБАЕВ Ерлан
54. БОТАКАНОВА Толганай
51. ЛЕПСКАЯ Елена
49. МЫНШАРИПОВА Сая
...>>>
20.10.19 Воскресенье
83. РАХИМБАЕВ Избасар
79. ПУТИНЦЕВ Владимир
76. РАХМАНБЕРДИЕВ Орынбай
72. ТОЛЕПБАЕВ Бегим
72. ШАРДИНОВ Ахметжан
71. ЗУЕВ Анатолий
70. КАЛМЫКОВ Амангельды
70. УЛЬРИХ Эрих
68. ДЮСЕМБИН Ихсан
67. БЕКЕТАЕВ Бакытжан
65. ДЖУНДИБАЕВ Валерий
65. САДЫКОВ Алмас
64. АБДРАХМАНОВ Булат
64. АБУСЕИТОВ Кайрат
64. ТОХСЕИТОВА Гульнар
...>>>
21.10.19 Понедельник
90. РУДЕНКО Георгий
73. КУНАНБАЕВ Сапарбек
71. НУРЖАНОВ Омарбек
70. НАУРЫЗБАЙ Жумагали
67. ИЗБЕРГЕНОВ Мунал
63. АЛДАШЕВ Рустем
63. ЕРТЛЕСОВА Жаннат
62. БАЙЖАНОВА Дарига
62. ДАРБЕКОВ Булат
61. КОЖАМЖАРОВ Темирболат
61. МЫНЖАНОВ Марат
61. ТАКЕНОВ Болат
56. НУРКЕНОВ Аманбай
50. АКТАЙ Арман
50. МУХАМЕДИЕВА Бибигуль
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Рейтинг@Mail.ru
zero.kz