NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Мамина | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050









Опросы:

Кто человек №2 в Казахстане (сентябрь 2019)
Кто человек №2 в Казахстане (август 2019)








Поиск  
Понедельник 21.10.2019 14:52 ast
11:52 msk

Правчас в Мажилисе: о реализации концепции внешней политики Казахстана на 2014-2020 годы
Е.Идрисов: Особо подчеркну, что курс на евразийскую экономическую интеграцию является стратегическим выбором нашей страны. В условиях глобальной турбулентности экономическая интеграция является объективной тенденцией и закономерным явлением
17.02.2015 / политика и общество

Астана, 16 февраля, Дом Мажилиса

Сегодня в Мажилисе под председательством вице-спикера Палаты, руководителя парламентской фракции партии "Нур Отан" Дариги Назарбаевой состоялся Правительственный час.
Министр иностранных дел Ерлан Идрисов доложил парламентариям о реализации Концепции внешней политики Республики Казахстан на 2014-2020 годы.
Открывая Правчас, вице-спикер Дарига Назарбаева сообщила, что сегодня Казахстан является одной из уважаемых стран мира. Системная миротворческая деятельность Казахстана находит самую положительную оценку со стороны ведущих стран мира и международных организаций. И ключевую роль в этом сыграл Глава государства Н.А. Назарбаев.
– Казахстанская внешняя политика доказала свою эффективность и действенность. Тем не менее, за последние десятилетия мир в значительной степени изменился, появились новые вызовы и угрозы, – считает парламентарий.
В этой связи в начале прошлого года Президентом Казахстана была утверждена Концепция внешней политики Республики Казахстан на 2014-2020 годы. Документ разработан на основе тех направлений и задач в сфере внешней политики, которые были обозначены в Стратегии "Казахстан-2050": новый политический курс состоявшегося государства".
По словам Д.Назарбаевой, за прошедший год Министерство иностранных дел проделало большую работу и продолжает активно развивать двустороннее и многостороннее сотрудничество с нашими ключевыми партнерами и международными организациями.
– Парламентарии Казахстана также вносят свой вклад в реализацию Концепции внешней политики, мы своевременно ратифицируем важные международные договоры; активно участвуем в деятельности межпарламентских организаций; развиваем парламентскую дипломатию, – отметила вице-спикер Д.Назарбаева.
Выступая перед парламентариями, министр иностранных дел Ерлан Идрисов заявил (тезисы):
Анализ последних мировых событий, свидетельствует о кардинальном изменении геополитических условий и системы международных отношений. Усилилась тенденция снижения устойчивости и эффективности региональной и международной систем безопасности. Обострились международные проблемы, связанные с активизацией сил террористического интернационала, ситуацией на Ближнем Востоке, в Украине и Афганистане, распространением лихорадки Эбола.
В 2014 году произошло изменение баланса сил в ключевых регионах мира.
Для Евразийского континента это пик геополитического противостояния между Россией и Западом вокруг Украины.
Государства Центральной Азии продолжают придерживаться приоритетов двустороннего сотрудничества. Вызовом для всех стран ЦА и Казахстана остается вывод Международных сил содействия безопасности в Афганистане (ISAF).
Китай стал первой по финансово-экономической мощи державой. Пекин пересматривает свою военную, внешнеполитическую и внешнеэкономическую стратегию в пользу большей активности и решимости отстаивать жизненно важные интересы.
США демонстрируют всестороннюю вовлеченность во внутрирегиональные процессы, способность активно влиять на обстановку практически в любом государстве постсоветского пространства.
Европейский союз пересматривает стратегии по обеспечению военной и энергетической безопасности на фоне украинского кризиса и политико-экономической конфронтации с Россией. Произошла ротация в руководстве ЕС, кардинальное изменение состава Европейской комиссии и парламента.
Усилились сепаратистские тенденции в ряде европейских стран, обострение которых мы наблюдали на примере Великобритании, Испании и других регионов ЕС.
Напряженной остается военно-политическая обстановка на Ближнем и Среднем Востоке, сложившаяся в результате конкретных процессов и событий. Это, прежде всего, касается переговоров вокруг иранской ядерной программы, обострения отношений между Палестиной и Израилем, появления и усиления экстремистской группировки "Исламское государство", которая становится серьезным вызовом в стратегически важном регионе и за его пределами.
2014 год также стал знаковым для мирового рынка углеводородного сырья, трубопроводных проектов. В течение года цены на нефть снизились более чем на 50%. Изменению подвергаются основные маршруты поставок природного газа.
Переформатирование наблюдается в мировой торговле. Изменяется мировая карта торговых отношений. Это создание ЕАЭС с перспективой полноценного подключения Армении, Кыргызстана, затем, возможно, Таджикистана, Азербайджана. Китай заключил соглашение о зоне свободной торговли (ЗСТ) с Южной Кореей и добился принятия Пекинской дорожной карты по продвижению к Азиатско-Тихоокеанской ЗСТ в рамках последнего саммита АТЭС. США и ЕС продвигают вопрос по созданию ЗСТ в Евроатлантике. Вашингтон также стремится заключить Транс-Тихоокеанское соглашение о ЗСТ со странами АТР.
Украинский конфликт стал настоящим испытанием на прочность для всей международно-правовой системы. С начала этого года ситуация значительно ухудшилась.
Позиция Казахстана известна. Мы придерживаемся взвешенного и реалистичного подхода к выходу из сложившейся ситуации в Украине, который базируется на фундаментальных принципах международного права. Мы заинтересованы в том, чтобы Украина оставалась стабильным, независимым и территориально целостным государством.
Казахстан, не являющийся вовлеченной в конфликт стороной, принимал и продолжает принимать участие в многосторонних консультациях по поиску путей урегулирования кризиса.
Во многом благодаря активной позиции нашей страны 26 августа 2014 года в Минске состоялась встреча Президентов Казахстана, России и Беларуси с Президентом Украины и высокими представителями ЕС. Эта встреча имела два важных результата.
Во-первых, она дала старт процессу мирного урегулирования украинского кризиса – началу прямого диалога между сторонами и подписанию Минских соглашений, которые, безусловно, должны выполняться всеми сторонами в полном объеме.
Глава нашего государства реанимировал Нормандский формат переговоров, в результате чего, буквально на днях 11-12 февраля в Минске состоялась встреча лидеров России, Украины, Германии и Франции. По итогам 16-ти часовых переговоров стороны договорились о прекращении огня с 15 февраля и отводе тяжелых вооружений. Обсужден комплекс вопросов, связанный с долгосрочным урегулированием ситуации в Украине. По итогам встречи принята Декларация президентов "нормандской четверки". Участниками Трехсторонней Контактной группы, встреча которой проходила параллельно, подписан Комплекс мер по выполнению Минских соглашений, состоящий из 13 пунктов.
Казахстан высоко оценивает предпринятые усилия всех сторон по обеспечению мирного процесса урегулирования кризиса в Украине и призывает стороны к полной реализации достигнутых договоренностей. Опубликовано соответствующее заявление МИД РК.
Во-вторых, наметила линию соприкосновения интересов Евразийского и Европейского союзов. Казахстан заинтересован в продолжении взаимовыгодных торгово-экономических отношений с Россией, Украиной и ЕС, в поиске политических решений по нейтрализации негативных санкционных последствий и нормализации двусторонних и многосторонних торгово-экономических связей.
Мы искренне надеемся, что путем согласования будут найдены решения возникших проблем, в Украину вернется мир и безопасность, эта страна вернется на траекторию устойчивого развития.
Уважаемые депутаты, прошедший 2014 год был весьма насыщенным и плодотворным для внешней политики нашей страны. В целом, в Казахстане и за рубежом проведено 59 мероприятий на высшем уровне и 70 двусторонних визитов. Заключено 73 международных договора (межгосударственные – 22, межправительственные – 40, межведомственные – 11).
Историческим событием можно назвать подписание 29 мая прошлого года в Астане Президентами Казахстана, Беларуси и России Договора о Евразийском экономическом союзе, который начал функционировать с 1 января 2015 года. Этот важнейший документ является реальным воплощением идеи Президента Казахстана Нурсултана Абишевича Назарбаева о евразийской интеграции, озвученной в 1994 году в стенах Московского Государственного университета (МГУ).
Впервые в истории Евразийского континента на добровольной, равноправной и взаимовыгодной основе было создано экономическое объединение с мощным природным и ресурсным потенциалом, стратегически важной в глобальном и региональном плане транспортной, энергетической и технологической системой.
В основе союза заложены принципы уважения суверенитета, экономического прагматизма, добровольности интеграции, равноправия при принятии всех решений, эволюционности развития и открытости евразийского пространства для сотрудничества с другими странами и международными организациями. Свидетельством привлекательности ЕАЭС является заинтересованность более 40 стран мира в подписании с ЕАЭС договоров о создании зоны свободной торговли.
Особо подчеркну, что курс на евразийскую экономическую интеграцию является стратегическим выбором нашей страны. В условиях глобальной турбулентности экономическая интеграция является объективной тенденцией и закономерным явлением. Ни одна страна без интегрированности экономики не может развиваться. А наша экономика требует новых рынков, устранения барьеров для торговли и инвестиций.
Сейчас в Союзе наступает фаза организационного становления, идет плановая работа по формированию нормативно-правовой базы и практической реализации договоренностей.
Однако, это не означает, что мы замыкаемся в рамках этого проекта. Мы работаем по различным направлениям, свидетельством чего является успешное завершение в прошлом году переговоров с Европейским Союзом о новом Соглашении о расширенном партнерстве и сотрудничестве и вступлении Казахстана в ВТО. Надеюсь, что в этом году нам удастся выйти на подписание нового Соглашения с ЕС, которое подразумевает укрепление сотрудничества в 29 сферах, включая облегчение визового режима для казахстанцев.
Таким образом, ЕС подтвердил зрелость наших отношений, а мы отмечаем очередной успех отечественной дипломатии. При этом, как отметил бывший Президент Еврокомиссии Ж.М. Баррозу по итогам переговоров в Брюсселе, "подписание этого документа является примером того, что международные отношения не являются игрой с нулевым результатом, что ЕС готов заключать соглашения с членами Таможенного Союза, если на это есть желание с их стороны".
Кроме того, как вам известно, в прошлом году мы запустили пилотный проект по безвизовому режиму с 10 странами, которые являются ключевыми инвесторами в Казахстане, для создания комфортных условий и привлечения еще больших инвестиций.
Ряд крупных испанских, норвежских, итальянских, корейских, японских и других иностранных компаний провели результативные переговоры в Астане. Им было оказано необходимое содействие в поиске бизнес партнеров, продвижении совместных инвестиционных проектов. Достигнуты договоренности об экспорте казахстанской продукции.
Значимым достижением в энергетической отрасли стало успешное проведение Председательства Казахстана в 25-й сессии Конференции Энергетическая Хартия (26-27 ноября, Астана) с участием зарубежных представителей высокого уровня.
Мы продолжаем работу по переходу к "зеленой" экономике. Важной в этом контексте является подготовка к международной выставке "ЭКСПО-2017", которая будет способствовать приходу в Казахстан компаний с передовыми технологями в области возобновляемых источников энергии, альтернативной энергетики и эффективному использованию энергии.
Заложена правовая основа, защищено Регистрационное досье по подготовке выставки, итогом которого стало ее официальное признание и передача Казахстану флага Международного Бюро Выставок. Проведено первое собрание международных участников "ЭКСПО-2017" и первый Международный форум "Энергия будущего".
Проводится активная работа по привлечению научного и технологического потенциала зарубежных стран на ЭКСПО-2017. В рамках этой работы установлено сотрудничество с научными кругами и инновационными центрами мира (силиконовые долины США, Индии, РФ и других стран).
Успехом также можно назвать одобрение Советом ОЭСР кандидатуры Казахстана на получение Страновой программы сотрудничества с этой организацией на 2015-2016 годы. ОЭСР уделяет все более серьезное внимание сотрудничеству с Казахстаном, подключается широкий инструментарий организации, выделяются значительные ресурсы.
Продолжается работа с МБРР, МВФ, ЕБРР и АБР – подписаны новые рамочные соглашения о партнерстве, закрепляющие масштабные совместные инвестиции в ключевые отрасли.
По итогам Астанинского экономического форума принята Концепция Мирового антикризисного плана, который представлен вниманию руководителей стран G20, международных и региональных объединений.
В целом хочу отметить, что небывалое санкционное противостояние в результате украинского кризиса, снижение цен на энергоресурсы влечет серьезные коррективы и изменения в сложившиеся экономические отношения и миропорядок.
Все эти вызовы не могут не влиять на Казахстан как интегрированную часть мирового сообщества. В этом плане Послание Президента Нурсултана Назарбаева народу Казахстана "Нұрлы жол – путь в будущее" стало прагматичным и превентивным ответом на происходящие изменения в системе международных отношений, своего рода комплексной программой по поддержанию национальной экономики, граждан страны в эпоху глобального экономического спада.
В этом плане, приоритетом для нас является продолжение политики наведения мостов, сочетая такие программы, как ГПФИИР-2, "Нұрлы Жол" и другие с международными проектами в этой области (Экономический пояс Шелкового пути (КНР), Новый Шелковый Путь (США), новая Стратегия ЕС для ЦА и другие).
Уважаемые депутаты, укрепление региональной и глобальной безопасности – важные составляющие внешней политики Казахстана. Мы выступали и выступаем за всемерное укрепление ООН как универсальной организации, призванной решать вопросы войны и мира, устойчивого развития. Важным направлением нашей деятельности является продвижение кандидатуры РК на место непостоянного члена Совета безопасности ООН на 2017-2018 гг. Избрание Казахстана в главный орган ООН даст возможность привлечь внимание международного сообщества к таким проблемам региона, как борьба с терроризмом и наркотиками, энергетическая и продовольственная безопасность, водно-энергетические вопросы, нераспространение и другие.
В рамках кампании проведено несколько многосторонних международных мероприятий, в том числе встреча для стран, не имеющих выхода к морю (14-16 июля, г.Алматы) и сопутствующее мероприятие на полях 3-й Конференции ООН для малых островных развивающихся стран (1-4 сентября, Самоа) на тему "Энергия будущего для малых островных и развивающихся стран". Казахстан поддержал развитие альтернативной энергетики в десяти государствах Азиатско-Тихоокеанского региона, заключив соглашение о выделении соответствующих средств с ЭСКАТО ООН.
В успешном проведении этих мероприятий большую поддержку оказали наши уважаемые парламентарии, в связи с чем от имени Министерства иностранных дел хотел бы выразить признательность депутатам за активное участие и поддержку в усилиях по успешной реализации избирательной кампании по СБ ООН. Хочу особо отметить визиты Председателя Мажилиса Парламента РК К.Джакупова в Венгрию (19-21 октябрь 2014 года) и Заместителя Председателя Мажилиса Парламента РК Д.Назарбаевой в Германию и Лихтенштейн (27-30 января с.г.) в качестве Спецпосланников Президента РК по продвижению кандидатуры Казахстана на пост непостоянного члена СБ ООН.
В продолжение темы обеспечения региональной безопасности, необходимо отметить итоги IV Саммита СВМДА в Шанхае в мае 2014 года. Он стал "переломным" моментом в 20-летней истории утверждения Форума в качестве многосторонней азиатской площадки по вопросам укрепления безопасности на основе мер доверия. В ряды Форума в качестве полноправных членов вступили Катар и Бангладеш, подписаны и утверждены Меморандум о взаимопонимании между ШОС и Секретариатом СВМДА, новые Правила процедур СВМДА.
Важным событием Саммита стала передача председательства от Турции Китаю. Сегодня мы продолжаем консультации с нашими партнерами по созданию на базе СВМДА Организации по безопасности и развитию Азии (ОБРА).
Значительные результаты достигнуты и в рамках многостороннего сотрудничества Казахстана по линии ОДКБ, Тюркского Совета.
Прошедший в марте прошлого года Саммит по ядерной безопасности в Гааге еще раз подтвердил глобальное лидерство Казахстана в этой области.
Важным достижением в этой сфере стало подписание в Нью-Йорке представителями стран "ядерной пятерки" – Великобритании, Китая, России, США и Франции – Протокола к Договору о создании зоны, свободной от ядерного оружия, в Центральной Азии (ЦАЗСЯО). Тем самым сделан новый важный шаг в юридическом процессе формирования упомянутой зоны, а пять признанных ядерных держав дали гарантии не применять ядерное оружие против пяти участников договора.
Это событие является значительным достижением в сфере ядерного нераспространения и имеет поистине огромное значение для укрепления региональной и глобальной безопасности.
Мы надеемся, что дипломатические переговоры по иранской ядерной программе будут завершены в этом году с достижением всеобъемлющего и устраивающего все стороны решения. Со своей стороны, мы готовы предоставить переговорную площадку для скорейшего решения данного вопроса.
Кроме того, продолжалась работа по продвижению важнейших инициатив Главы государств – G-Global, Проекта АТОМ. В течение года соответствующие усилия были направлены на создание широкой международной общественной поддержки идеи единых усилий по выработке антикризисных мер, необходимости скорейшей ратификации Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ).
Важным событием для нашей страны стало участие в Саммите Форума "Азия-Европа" (АСЕМ) в Милане. В рамках Саммита Казахстан официально стал членом Форума. По своему широкому географическому охвату, направлениям работы по измерениям и высокому уровню участия АСЕМ является уникальной межконтинентальной многосторонней площадкой, сопоставимой по значимости с ОБСЕ в Европе и СВМДА в Азии. Поэтому мы будем прилагать все усилия для реализации большого потенциала этого форума на благо Казахстана и всех его участников.
Мы также активно продвигаем вопрос развития Исламской организации по продовольственной безопасности с штаб-квартирой в Астане, призванной сыграть важную роль в рамках ОИС и мусульманского мира в целом.
Большим событием стало подписание 10 декабря 2014 года Президентом Казахстана Закона РК "Об официальной помощи развитию", который закрепил роль Казахстана в качестве регионального лидера, подтвердив реноме государства как страны-"донора", а не "получателя помощи". Принятые законы являются первыми на пространстве СНГ. По мнению руководства ПРООН, законы по содержанию считаются одними из лучших среди стран – новых доноров. В этой связи хотел бы поблагодарить депутатов за содействие в согласовании и принятии данных законопроектов, а также за понимание приоритетности развития ОПР в контексте продвижения наших интересов в соседних странах.
В этом же контексте нами продолжается работа по формированию регионального хаба ООН в Алматы в целях содействия решению проблемных вопросов нашего региона, прагматичному сотрудничеству с ОБСЕ.
В качестве стратегического направления внешней политики Глава государства обозначил определение правового статуса Каспийского моря. Установление на Каспии стабильных и дружественных отношений между прибрежными государствами, основанных на общепризнанных принципах и нормах международного права, будет способствовать укреплению политической и экономической безопасности в каспийском регионе.
Итоги состоявшегося 29 сентября 2014 года в Астрахани четвертого каспийского саммита продемонстрировали общую заинтересованность лидеров прибрежных государств в скорейшем урегулировании всех вопросов, касающихся определения правового статуса Каспия.
Хотел бы отметить, что в основу достигнутых договоренностей и подписанных Заявлений Президентов "каспийской пятерки", легла изначальная компромиссная позиция Республики Казахстан между существовавшими диаметрально противоположными подходами сторон по статусу Каспия.
В результате, в итоговых документах саммита отражены основные аспекты взаимодействия прикаспийских государств по вопросам обеспечения безопасности и стабильности, военного строительства и военной деятельности на море, разграничения акватории, дна и недр Каспия, режима судоходства, права на свободных доступ к Мировому океану, охраны природной среды и проведения морских научных исследований на море.
Продолжается работа по международно-правовому оформлению государственной границы Республики Казахстан.
Уважаемые депутаты, недавние трагические события в Париже, теракты в Пакистане, Ираке, других странах, преступная деятельность так называемого "Исламского государства" ярко продемонстрировали тотальный разгул радикального международного терроризма, который превратился в общую угрозу для всех государств мира. Казахстан выступает за принятие жестких мер против этого зла совместно с мировым сообществом.
Вместе с тем, нельзя не видеть, какие проблемы обнажила трагедия во Франции в европейском обществе. Последовавшие за этими событиями марши протестов мусульман всего мира (в арабских, европейских странах, г.Грозном), раскол в обществе в ряде стран Европы (Германии и др.), выступивших с осуждением деятельности подобных изданий, затрагивающих чувства верующих, продемонстрировали хрупкость взаимоотношений между различными конфессиями, необходимость проведения срочных законодательных реформ в странах ЕС в сфере миграционной, социальной политики.
Набирающая силу в мире практика разжигания ненависти и ксенофобии ведет к расколу многоконфессиональных обществ, конфликту цивилизаций, росту непонимания и недоверия между Западом и Востоком в целом.
Именно в этом контексте инициатива Казахстана о созыве Съезда лидеров мировых и традиционных религий, 5-е заседание которого состоится в июне текущего года в Астане, приобретает еще большую востребованность и актуальность. Мы придаем большое значение проведению Съезда на высоком содержательном и организационном уровне.
Как известно, в 2013 году на платформе МИД по инициативе представителей гражданского сектора Казахстана был создан Консультативно-совещательный орган (КСО) "Диалоговая площадка по человеческому измерению". В рамках КСО ведется системная и всесторонняя работа с национальными НПО в области прав человека и демократии. Формат платформы позволяет лидерам национального неправительственного сектора выстроить прямой диалог с представителями Правительства и Парламента РК, при участии ООН, ОБСЕ и ЕС.
Все эти усилия Казахстана диктуются нашей уверенностью в том, что необходимо укреплять между всеми сторонами режим доверия и диалога, продвижение которых является одним из центральных элементов казахстанской внешней политики.
Знаковыми событиями в двусторонних отношениях с нашими соседями в Центральной Азии стали взаимные визиты и встречи глав государств в 2014 году, во время которых были обсуждены практические шаги по дальнейшему укреплению двусторонних отношений и развитию интеграционных процессов в регионе.
Это два визита Президента Кыргызстана А. Атамбаева в Казахстан, визиты Главы нашего государства в Душанбе для участия в Саммите ШОС и двусторонние переговоры с Президентом Таджикистана Э.Рахмоном, в Туркменистан, в ходе которого была запущена международная железная дорога Казахстан-Туркменистан-Иран, призванная способствовать развитию региональной торговли и интеграционным процессам в целом, а также визит Президента Узбекистана И.Каримова в Астану.
Казахстан продолжает укрепление стратегического партнерства с Российской Федерацией на основе Договора о добрососедстве и союзничестве в XXI веке. В прошлом году состоялись 10 встреч Нурсултана Абишевича Назарбаева с Президентом России В.Путиным, одна из которых была проведена в рамках Регионального форума приграничных регионов в Атырау.
Государственный визит Президента Казахстана в Китайскую Народную Республику стал прорывным для двусторонних отношений. По итогам визита подписано 16 соглашений в различных областях. Важными для экономик наших стран стали также итоги визита в Астану Премьера Госсовета Китая Ли Кэцяна.
Важный импульс развитию двусторонних отношений с Соединенными Штатами Америки придали переговоры Елбасы с Президентом Б.Обамой в рамках Саммита по ядерной безопасности в Гааге. В ходе моего декабрьского визита в Вашингтон мы еще дальше продвинули реализацию договоренностей, достигнутых на высшем уровне. Особую важность представляют систематические телефонные переговоры глав двух государств в контексте урегулирования кризиса в Украине, развития двусторонних отношений.
Мы продолжаем наш курс на укрепление всестороннего сотрудничества со странами Европейского Союза. Следует особо выделить визиты в Казахстан Президента Франции Ф.Олланда, Президента Чехии М.Земана, Президента Швейцарии Д.Буркхальтера, Премьер-министра Италии М.Ренци, в ходе которых достигнуты серьезные договоренности и заключены важные экономические соглашения.
Продолжалось традиционное взаимовыгодное сотрудничество с Беларусью и Украиной, а также с Азербайджаном, Арменией и Грузией, занимающими важное место в системе политических, экономических и транзитно-транспортных интересов нашей страны.
В 2015 году будем принимать в Казахстане Президента Турции Т.Р.Эрдогана.
В контексте укрепления азиатского вектора внешней политики Казахстана состоялись визиты Президента Республики Корея Пак Кын Хе и Премьер-министра Малайзии Н. Разака в Казахстан, в ходе которых обсуждены перспективные направления сотрудничества и конкретные проекты, подписан ряд документов в различных сферах и важных инвестиционных контрактов.
Состоявшийся в сентябре 2014 года первый визит в Казахстан Президента Ирана Х.Рухани подтвердил взаимную приверженность углублению всестороннего политического и экономического партнерства, продемонстрировал общность позиций Астаны и Тегерана по наиболее актуальным вопросам международной и региональной повестки дня. В данном контексте, как я уже отмечал, значимым событием стало открытие 3 декабря железнодорожной магистрали Казахстан – Туркменистан – Иран, призванной не только диверсифицировать и увеличить экспортные потоки казахстанской продукции в южном направлении, но и стать ключевым компонентом в возрождаемом Великом Шелковом Пути на современном этапе.
Казахстан продолжает проводить взвешенную политику в отношении Афганистана, уделяя особое внимание вопросам гуманитарно-экономической помощи и взаимодействия в торгово-экономической сфере. В прошлом году первые выпускники казахстанских вузов из числа афганской молодежи начали работать в различных учреждениях Афганистана.
Казахстан имеет близкие исторические и духовные связи с арабскими странами, которые предопределяют партнерский характер взаимного сотрудничества.
Так, успешно состоялись визиты Эмира Государства Катар Тамима бен Хамада Аль Тани и Короля Бахрейна шейха Хамада бен Исы Аль Халифа в Казахстан в целях активизации взаимовыгодных отношений.
В целом, азиатско-тихоокеанский трек и сотрудничество со странами Ближнего Востока имеют огромное значение в контексте трансферта передовых технологий, крупномасштабных инвестиций и, в перспективе, в качестве рынка сбыта казахстанской продукции.
Последовательно развиваются наши отношения со странами Латинской Америки и Карибского Бассейна. Сегодня Казахстан установил дипломатические отношения с 32 из 33 стран региона.
За последние два года состоялось официальное открытие посольств нашей страны в Бразилии и Мексике. Казахстан посетили министры иностранных дел Аргентины, Эквадора, Венесуэлы.
Казахстан уделяет приоритетное внимание расширению географии отношений со странами Африканского континента. Сейчас на африканском континенте Казахстан представлен тремя посольствами: в Египте, Южно-Африканской Республике и в Эфиопии, которое начало функционировать в декабре прошлого года.
Уважаемые депутаты, одним из важнейших направлений работы МИД является защита прав граждан и юридических лиц Республики Казахстан, их личных, семейных и деловых интересов за рубежом, занимающая в обновленной Концепции важное место.
Защита прав и интересов казахстанских граждан за рубежом.
В 2014 году активизирована деятельность по расширению географии охвата наших граждан консульской защитой. Согласно "Перспективному плану открытия и преобразования загранучреждений РК на 2012-2014 годы", утвержденному Главой государства, в прошлом году были открыты посольства в городах Мехико (Мексика), Аддис-Абеба (Эфиопия), Эль-Кувейт (Кувейт), Генеральное консульство в городе Сидней (Австралия), а также консульство в городе Туркменбаши (Туркменистан). Таким образом, в настоящее время необходимое содействие казахстанцам оказывается 92 дипломатическими и консульскими учреждениями в 64 странах мира.
Также за рубежом осуществляют свою деятельность 70 почетных консулов РК.
Продолжена работа по оптимизации процедуры постановки казахстанцев на консульский учет в онлайн-режиме через портал "электронного правительства". В налоговое законодательство РК внесены изменения в отношении освобождения временно или постоянно пребывающих за границей наших граждан от уплаты консульского сбора за постановку на консульский учет и выдачу соответствующих справок.
Особое внимание уделялось лицам, ставшим жертвами противоправных действий со стороны криминальных структур, а также оказавшимся в форс-мажорных ситуациях за рубежом. В частности, в июне 2014 года в связи с банкротством турагентства "Гульнар-Тур" оказано содействие в возвращении из Турции свыше 1800 казахстанских туристов. В связи с ухудшением состояния здоровья совместно с МЗ РК транспортированы на родину граждане М.Шаяхметов из Сингапура (26 февраля), Д.Куанбаев из г.Дубаи (8 июня) и Е.Ремизова из США (11 декабря).
В 2014 году была оказана финансовая помощь 46 гражданам РК, в т.ч. эвакуация из Египта 26 человек (в связи с обострением конфликта в Секторе Газа), возврат в РК 15 граждан из Армении, Индии, КНР, Кореи, Сирии, США и России, а также доставка на родину тел 5 умерших за пределами страны граждан РК.
Приоритетным направлением остается международное усыновление. За годы независимости РК иностранными гражданами усыновлено более 8 тыс. казахстанских детей. Активизированы меры по обеспечению контроля за усыновленными детьми и предоставлению специализированными агентствами отчетов об условиях их проживания в приемных семьях. По аналогии с США, с контрпартнерами из Бельгии, Испании и Франции достигнуты договоренности о создании рабочих групп по оперативному обмену информацией и оказанию правовой помощи по каждому случаю нарушения прав детей в рамках Гаагской конвенции. Подобная практика будет распространена на другие страны, куда были переданы казахстанские дети.
Также полагаем, что на современном этапе развития назрела необходимость кардинального изменения подходов к вопросу иностранного усыновления, как одного из факторов, оказывающих непосредственное влияние на миграционную и демографическую ситуацию в стране. Полагали бы целесообразным предусмотреть меры по максимальному упрощению процедуры передачи сирот для внутреннего усыновления гражданами РК.
Вышеуказанные меры позволят значительно упростить процедуру выезда казахстанских граждан на территории многих стран мира, в перспективе расширит список стран с безвизовым режимом, а также создадут новые условия для эффективной защиты прав и интересов граждан РК за границей (информация по резонансным делам с участием граждан РК, в случае соответствующих вопросов депутатов, в Приложении 1).
– Облегчение визового режима.
На сегодняшний день Казахстаном подписаны соглашения об освобождении от виз для владельцев дипломатических паспортов с 61 страной и международной организацией, для владельцев служебных паспортов – с 40 странами, и национальных паспортов – с 18 странами. В 2014 году подписаны соглашения об отмене виз с Аргентиной (30 мая) и Республикой Корея (19 июня) по всем типам паспортов, а также с Мексикой (18 сентября) по дипломатическим и служебным паспортам. Продолжается проработка вопроса о заключении аналогичных договоров с рядом государств Европы и Азии (Багамами, Бенилюкс, Испанией, Катаром, Кувейтом, Лаосом, Малайзией, Мальдивами, Мальтой, Марокко, Оманом, Сингапуром, Таиландом, Шри-Ланкой, ЮАР и Японией). В качестве нового направления особый интерес представляет регион Латинской Америки и Карибского бассейна, где прорабатываются безвизовые соглашения с Бразилией, Венесуэлой, Парагваем, Колумбией, Кубой, Чили и Эквадором.
Активизированы переговоры по упрощению условий взаимных поездок граждан с Евросоюзом. Данный вопрос продвигается в рамках "Соглашения о расширенном партнерстве и сотрудничестве между РК и ЕС".
Продолжается реализация договоренности с США об унификации консульских сборов и выдаче на паритетной основе виз сроком до 5 лет. Благодаря данному соглашению гражданам двух стран значительно облегчен порядок получения многократных виз 6 категорий ("дипломатическая", "служебная", "деловая", "туристская", "на учебу" и "частная"). В настоящее время ведется согласование проекта аналогичного соглашения с Южной Кореей об упрощенном порядке оформления многократных въездных виз до 5 лет.
Уважаемые депутаты, в своей деятельности МИД придерживается основных принципов – открытости и доступности как с общественностью, так и казахстанскими и зарубежными СМИ.
Большое внимание мы уделяем интерактивности нашего общения, в том числе благодаря возможностям вебсайта, модернизированного в истекшем году, и наших аккаунтов в социальных сетях.
Министерство иностранных дел проводит системную работу по повышению информированности мировой общественности не только о достижениях нашей страны, но и о возможностях взаимовыгодного сотрудничества с Казахстаном. Эта работа входит в число важнейших приоритетов не только центрального аппарата, но и всех загранучреждений страны.
Издано 19 книг на азербайджанском, английском, армянском, венгерском, греческом, грузинском, итальянском, испанском, литовском, китайском, немецком и хорватском языках. Создано 12 документальных фильмов, которые были транслированы ведущими телеканалами стран Европы, Азии, СНГ, США и Канады. Телеканал "Аль-Арабия" при нашей поддержке организовал выход серии репортажей об инвестиционном и туристическом потенциале РК.
По итогам этой и другой работы, проводимой МИД в координации с Министерством по инвестициям и развитию, ФНБ "Самрук-Казына", национальной компанией "Астана ЭКСПО-2017", значительно возросло количество публикаций о Казахстане в зарубежных СМИ, повысилась осведомленность иностранных партнеров о нашей стране, увеличивается количество инвестиций и туристов, посещающих нашу страну.
Таким образом, мы стараемся максимально поддерживать обратную связь с обществом, используя последние наработки в информационно-коммуникационной сфере. Надеюсь, нам это удается. Большую поддержку в реализации изложенных задач мы получаем от представителей депутатского корпуса. Как я уже говорил, мы тесно взаимодействуем с депутатами Парламента по многим важным вопросам как двустороннего, так и многостороннего сотрудничества Казахстана с зарубежными партнерами.
Такая эффективная совместная деятельность МИД с Парламентом РК осуществляется, в том числе, и в соответствии с "Дорожной картой развития парламентской дипломатии РК на 2013-2015 гг.", утвержденной 7 февраля 2013 года руководством Палат Парламента и МИД.
Депутаты Мажилиса и Сената принимают активное участие в работе парламентских ассамблей международных организаций и интеграционных объединений, таких как ОБСЕ, ТюркПА, Парламентский союз ОИС, Межпарламентская ассамблея СНГ. Налажено эффективное сотрудничество с Европейским Парламентом, парламентскими ассамблеями Совета Европы и НАТО. Важным направлением парламентской дипломатии является также участие депутатов в миссиях по наблюдению за выборами. Успешно развиваются традиционные двусторонние парламентские связи в формате групп дружбы и совместных комитетов.
Потенциал парламентской дипломатии широко используется в реализации стратегических приоритетов Казахстана на международной арене.
С расширением казахстанского присутствия и интересов на азиатском направлении, важным представляется активизация сотрудничества с Азиатской парламентской ассамблеей, Парламентской ассамблеей тюркоязычных стран и Парламентским союзом стран-членов Организации исламского сотрудничества. Актуальным полагаем усилить деятельность депутатских групп по связям с парламентами стран Ближнего и Среднего Востока, стран Азии. Целесообразно наладить контакты с Азиатско-Тихоокеанским парламентским форумом.
На наш взгляд, следует также активно использовать сотрудничество по линии политических партий и расширять личные контакты парламентариев, в том числе в целях оперативного и неформального обмена мнениями по наиболее актуальным и чувствительным вопросам.
Хотел бы отметить активность и понимание депутатского корпуса в вопросах продвижения национальных интересов, доведения официальной позиции по двусторонним и международным вопросам, влиянию на содержание документов, затрагивающих интересы Казахстана, с привлечением ресурса межпарламентских связей.
Поэтому, учитывая эффективность такого взаимодействия, представляется целесообразным продолжить практику участия казахстанских депутатов в международных форумах с целью продвижения инициатив Главы государства, в первую очередь, в области нераспространения и ядерного разоружения, экологии, экономического развития, межнационального и межконфессионального согласия.
2015-й год также обещает быть насыщенным для внешней политики нашей страны. К нам переходит председательство в Содружестве Независимых государств, предстоят многочисленные международные мероприятия и взаимные визиты на высшем и высоком уровнях. Нас также ожидает целый ряд юбилейных дат важных исторических событий, изменивших курс мировой истории. Это – 70-летие победы в Великой отечественной войне. Планируемые торжества по этому случаю подчеркнут немеркнущий в веках священный подвиг наших дедов и отцов в самой кровопролитной войне человечества.
70 лет со дня образования Организации Объединенных Наций, которую необходимо и далее укреплять для повышения ее эффективности в решении растущих угроз и вызовов современности.
40 лет со дня подписания Хельсинкского заключительного акта, приведшего к созданию ОБСЕ.
25-летие принятия Парижской Хартии для новой Европы.
Мы также активно готовимся отметить, в том числе и за рубежом, такие важнейшие внутриказахстанские события, как:
Празднование 550-летия образования Казахского ханства.
20-летие Конституции Республики Казахстан.
20-летие образования Ассамблеи народа Казахстана.
Надеюсь на активное взаимодействие между Парламентом и МИД по продвижению всех поставленных вопрос.
Уважаемые депутаты, у нас общие цели по укреплению позиций Казахстана в качестве уважаемого и сильного мирового игрока, обеспечению устойчивого экономического развития страны в целях поддержки и дальнейшего повышения качества жизни казахстанцев. Поэтому перед нами стоит непростая задача по продвижению национальных интересов нашей страны, не смотря на сложные мировые условия и процессы.
Уверен, что под руководством общенационального Лидера мы продолжим активно прилагать совместные усилия по развитию и расширению взаимовыгодного сотрудничества Казахстана со странами мирового сообщества.
***
С содокладом на тему Правительственного часа выступил Председатель Комитета Мажилиса по международным делам, обороне и безопасности Маулен Ашимбаев (см.www.parlam.kz).
После выступлений парламентариев кратким заключительным словом Правчас завершила вице-спикер Дарига Назарбаева, которая отметила, что состоялось очень хорошее обсуждение, прозвучали конструктивные и интересные предложения депутатов, которые будут учтены в работе Министерства иностранных дел. Заместитель Председатель Мажилиса Д.Назарбаева выразила уверенность, что у МИД Казахстана есть все возможности и потенциал для своевременного и качественного выполнения важных задач, поставленных Главой государства.
– Со своей стороны, депутаты Мажилиса готовы оказать содействие в реализации основных задач Концепции внешней политики на законодательном уровне, а также используя инструменты парламентской дипломатии, – заверила Д.Назарбаева и пожелала министру дальнейших успехов в его ответственной деятельности.
На Правчасе по итогам обсуждения приняты соответствующие рекомендации Правительству с учетом депутатских замечаний.

----

ПРАВЧАС: СОДОКЛАД КОМИТЕТА МАЖИЛИСА
("Реализация Концепции внешней политики Республики Казахстан на 2014-2020 годы")
Астана, 16 февраля, Дом Мажилиса

Сегодня в Мажилисе на тему Правчаса с содокладом выступил председатель Комитета Палаты по международным делам, обороне и безопасности Маулен Ашимбаев (тезисы):
Министр иностранных дел в своем докладе проинформировал о той большой работе, которая проводится по реализации Концепции внешней политики на 2014-2020 годы. И в целом можно отметить, что Министерство делает все необходимое для эффективной реализации политики Главы государства в области внешней политики.
Со своей стороны, депутаты Мажилиса активно взаимодействуют с Министерством иностранных дел и способствуют в пределах своей компетенции решению задач в этой области.
В рамках сегодняшнего обсуждения хочу поднять несколько вопросов, касающихся как правового обеспечения внешней политики, так и практических механизмов в этой области.
Во-первых, считаем важным обратить внимание на выполнение внутригосударственных процедур по подписанным и не вступившим в силу международным договорам.
Международный договор – это правовая основа внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности. Но в последние годы нередко встречались ситуации, когда подписанные договора годами не проходили внутригосударственных процедур.
Сегодня есть ряд соглашений, подписанных в 2000-х годах, но не вступивших в силу. В качестве примера только приведу Соглашения о деятельности пограничных представителей с Туркменистаном и Кыргызстаном. С туркменской стороной договор подписан в мае 2007 года, и Туркменистан его ратифицировал в январе 2008 года. С кыргызской стороной договор подписан в декабре 2001 года, и Кыргызстан его ратифицировал в апреле 2004 года. Казахстанская Пограничная служба до сих пор проводит внутригосударственные согласования по этим важным документам, касающимся обеспечения безопасности на границе.
В целом проблема не новая, но считаем, что пришло время с ней разобраться. Было бы целесообразно в рамках созданной Межведомственной комиссии по вопросам международных договоров провести полную инвентаризацию всех подписанных за годы независимости, но не вступивших в силу договоров. Важно было бы проанализировать причины не проведения внутригосударственных процедур, проанализировать актуальность соглашений на данном этапе и при необходимости ускорить их вступление в силу или снять их с повестки. В дальнейшем считаем важным усиление контроля за ходом выполнения внутригосударственных процедур.
Следующая важная задача в этой области, на наш взгляд, это – контроль реализации обязательств, изложенных в договорах. Известно, что есть договора, где не до конца выполняются взятые обязательства.
Согласно Закона "О дипломатической службе" органы дипломатической службы должны осуществлять общее наблюдение и контроль за выполнением международных договоров, участником которых является Республика Казахстан.
Но возникает вопрос – сможет ли МИД только своими ресурсами контролировать все соглашения, которых сегодня несколько тысяч? У МИДа достаточно и другой работы. Поэтому в этом направлении мы также могли бы совместно поработать и выработать оптимальный механизм.
Во-вторых, на наш взгляд, важно было бы текущие и перспективные планы заключения международных договоров сделать реальными инструментами планирования в этой области.
8 января 2015 года в Мажилис поступили Текущий план заключения международных договоров на 2015 год и Перспективный план на 2016-2018 годы.
В целом данные планы подготовлены в рамках Закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам международных договоров", инициированного депутатами. Как вы помните, данный закон направлен на систематизацию процесса планирования заключения международных договоров.
Поступившие к нам планы комплексные и обширные. В то же время обращаем внимание, что уже идут определенные нестыковки между планом и текущей деятельностью.
В целом государственные органы при разработке концепций международного договора, МИД при формировании проектов планов, специальная Межведомственная комиссия по вопросам международных договоров при их одобрении должны рассматривать каждое предложение через призму соответствия национальным интересам Республики Казахстан.
Мы надеемся, что это только начало важного процесса планирования и систематизации в этой сфере. И в дальнейшем заложенные в законе механизмы будут эффективно работать.
В-третьих, в последние годы депутаты часто поднимали вопрос о повышении качества подготовки текстов международных договоров на казахском языке.
В этой сфере есть определенные подвижки, но проблемы остаются. Например, не так давно мы ратифицировали Соглашение с Азербайджаном о сотрудничестве в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций от 2010 года. По этому договору госорганы трижды направляли ноты нашему контрагенту с просьбой заменить текст Соглашения на казахском языке. Очевидно, что многократный обмен нотами позитивно не влияет на политический имидж страны.
Для того, чтобы не допускать такого рода ситуации по иницативе руководства Мажилиса был внедрен мехнизм рассмотрения текстов международных договоров на казахском языке рабочей группой в составе специалистов аппаратов Мажлиса и Сената, а также Концелярии Премьер-министра. После рассмотрения этой группой при необходимости направляется одна нота контрагентам. Эта же группа смотрит проекты договоров до их подписания.
Но данный механизм сегодня работатет без какой-либо нормативной базы. Кроме того, у этой рабочей группы не хватает ресурсов на качественное рассмотрение всех поступающих документов. Поэтому, видимо, целесообразно усилить эту рабочую группу, а также принять нормативный правовой акт, легитимизирующий и регламетирующий ее деятельность. Канцелярии Премьер-министра, МИДу и аппарату Мажилиса можно было бы совместно проработать данный вопрос.
Но это только тактическое решение проблемы. В дальнейшем стратегической задачей остается подготовка специалистов, которые могут обеспечить качественное написание текстов международных договоров на государственном языке.
В-четвертых, было бы важно в предстоящие годы активизировать парламентскую дипломатию по некоторым приоритетным направлениям Концепции внешней политики.
В целом казахстанские парламентарии принимают активное участие в реализации целей внешней политики в тесной взаимосвязи с МИДом. Палатами Парламента была принята "Дорожная карта развития парламентской дипломатии Республики Казахстан на 2013-2015 годы".
В то же время считаем целесообразным в рамках реализации Концепции внешней политики Республики Казахстан более активно использовать ресурс парламентской дипломатии для решение некоторых важных задач.
В частности, можно было бы активнее задействовать парламентариев, прежде всего, в двух направлениях – Центральная Азия и СНГ.
В целях обеспечения стабильности в регионе, безопасности, противодействия новым вызовам и угрозам, важно прилагать всесторонние усилия для укрепления регионального сотрудничества в Центральной Азии. Не секрет, что в отношениях между некоторыми странами региона в последние годы имели место различные сложности и проблемы. Но будущее Центральной Азии только в ее единстве, так как в силу исторических, географических, этнических и экономических факторов страны региона взаимозависимы друг от друга.
И сегодня необходимо найти новые механизмы взаимодействия, которые могли бы укрепить экономические, политические связи. С этой целью считали бы целесообразным организацию ряда совместных мероприятий с участием парламентариев стран региона. Это могут быть мероприятия с обсуждением вопросов в сфере торгово-экономического сотрудничества, безопасности, использования водных ресурсов, энергетики и приграничного взаимодействия.
Что касается СНГ, мы видим, что это пространство сегодня фрагментировано. Это во многом связано с украинскими событиями. Непростые процессы идут в некоторых других странах. В силу разных причин сегодня ряд стран уменьшили интенсивность контактов с СНГ.
И здесь нужно отметить, что Казахстан занимает конструктивную позицию, стремится сблизить позиции сторон. Очень большую роль играет Глава нашего государства – Нурсултан Абишевич Назарбаев по развитию ситуации на пространстве СНГ по сценарию сотрудничества и диалога, а не конфронтации и соперничества.
И мы парламентарии в рамках своих возможностей должны оказывать помощь Главе государства в этой важной деятельности. В частности, используя возможности парламентских площадок, межпарламентских организаций, двусторонние межпарламентские связи можно было бы активнее продвигать те или иные предложения, инициативы по диалогу и доверию на пространстве СНГ в современных условиях.
Мы готовы активно работать с Министерством иностранных дел в этих направлениях.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график Главы государства 27.02.2015
Указ Президента Республики Казахстан от 24 февраля 2015 года №1015 27.02.2015
Сенат избрал судей Верховного суда и ратифицировал ряд международных документов 27.02.2015
В Министерстве финансов подвели итоги деятельности за 2014 год 27.02.2015
Комитет Мажилиса: о проекте по передаче технологий и проведению институциональной реформы в здравоохранении 27.02.2015
О проведении отчетной встречи акима Актюбинской области Мухамбетова А.Б. 27.02.2015
Не стареют душой ветераны 27.02.2015
Рабочий график Главы государства 26.02.2015
Обращение Главы государства к народу Казахстана 26.02.2015
Указ Президента Республики Казахстан от 25 февраля 2015 г. №1018 26.02.2015

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
21.10.19 Понедельник
90. РУДЕНКО Георгий
73. КУНАНБАЕВ Сапарбек
71. НУРЖАНОВ Омарбек
70. НАУРЫЗБАЙ Жумагали
67. ИЗБЕРГЕНОВ Мунал
63. АЛДАШЕВ Рустем
63. ЕРТЛЕСОВА Жаннат
62. БАЙЖАНОВА Дарига
62. ДАРБЕКОВ Булат
61. КОЖАМЖАРОВ Темирболат
61. МЫНЖАНОВ Марат
61. ТАКЕНОВ Болат
56. НУРКЕНОВ Аманбай
50. АКТАЙ Арман
50. МУХАМЕДИЕВА Бибигуль
...>>>
22.10.19 Вторник
95. НУРПЕИСОВ Абдижамил
78. ПРЕЗЕНТ Григорий
77. МУКАШЕВ Болат
76. ЖОТАБАЕВ Женис
73. САЛИМОВ Бекпулат
72. КУРМАНГАЛИЕВ Айтмуханбет
67. МАТЮХИН Анатолий
65. ИСМАИЛОВ Серик
64. АХАТОВ Амангельды
63. АЛТЫНСАКА Нуржами
63. УМБЕТАЛИЕВ Амангельды
61. УСЕМБАЕВА Жибек
59. НУРБАЕВА Шолпан
58. МАДИНОВ Ромин
57. КЕРТЕШЕВ Талгат
...>>>
23.10.19 Среда
82. САРЖАНОВ Кудайберген
72. МАРТЫНОВ Александр
70. САРТАЕВ Жанбатыр
69. КРАУЗЕ Юрий
68. АБЫЛХОЖИН Жулдузбек
68. БИСЕНГАЛИЕВ Ганимат
64. КАРИМЖАНОВ Бахриден
63. ДЕНЯКИН Александр
63. ЖАКЫПОВ Болат
62. ДЮСЕНОВА Сауле
62. СМАГУЛОВ Сейсехан
61. КУШЕРБАЕВ Жомарт
60. ИБРАЕВ Марат
60. ИБРАЕВА Гафура
56. МОЛДАБАЕВ Каныш
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Рейтинг@Mail.ru
zero.kz