2 марта 2015 года, пресс-служба ДПК "Ак жол"
Поручениям Президента по поддержке отечественного производства необходимо придать силу закона – об этом заявил Азат Перуашев в ходе брифинга в Службе центральных коммуникаций, посвященном реализации поручений Президента на расширенном заседании Правительства 11 февраля. Напомним, что Президент Назарбаев дал сразу три поручения, касающиеся защиты интересов отечественных производителей: – в рамках реализации программы "Нурлы жол" обязать всех подрядчиков закупать отечественные товары и услуги; – возобновить форумы по казахстанскому содержанию; – запустить акцию "Сделано в Казахстане". "Могу сказать, что это крайне актуальные поручения. Не случайно в тот же день, через два часа после этих поручений Президента, партия "Ак жол" направила депутатский запрос Правительству, с предложением придать этим поручениям Президента силу закона, через разработку законопроекта "О закупках", – подчеркнул А.Перуашев. Он рассказал, что в 2013 году были приняты поправки в закон "О государственных закупках", которые ликвидировали существовавшие ранее преференции для отечественных производителей и уравняли наши товары с российскими и белорусскими. При рассмотрении в Мажилисе данные положения подверглись критике депутатов фракции "Ак жол". Однако в ответ на сигналы об ущемлении интересов национального бизнеса, Министерства финансов в письме от 4 декабря 2013 года уведомило депутатов "Ак жола", что защита интересов казахстанских производителей будет решена через закон "О закупках", регулирующий деятельность предприятий квазигосударственного сектора и крупных недропользователей. Тогда "акжоловцы" согласились с таким подходом, поскольку объемы рынка квазигосударственного сектора в 5-7 раз превосходят рынок государственных закупок. Например, в 2012 г. рынок госзакупок составил 1,5 трлн тенге, а закупки нацкомпаний, госпредприятий и недропользователей превысили 8,4 трлн тенге. В 2013 г. госзакупки составили 1 трлн, закупки по линии Самрук-Казына и недропользователей – 7,3 трлн. Сообщение о том, что работа над аналогичным казахстанским законом уже ведется – было направлено еще 4 декабря 2013 г. Еще через полгода – 24 июня 2014 г., на вопрос депутатов ДПК о затягивании документа, Агентство по защите конкуренции заверило, что закон "О закупках" будет внесен в Мажилис осенью 2014 года. На дворе уже весна 2015-го, прошло более года после исключения из закона о госзакупках норм о казахстанском содержании и обещания защитить отечественный бизнес через закон "О закупках". В Мажилис уже поступили очередные поправки в закон о госзакупках, в январе состоялась их презентация. А обещанный бизнесу закон в поддержку наших производителей так и не появился, и ничего неизвестно о его судьбе. Между тем, ситуация приобретает весьма критический оборот. В результате девальвации российского рубля, казахстанские производители стремительно теряют потребительский рынок. "Для многих из них огромный рынок закупок нацкомпаний и недропользователей мог бы стать в этих условиях реальной опорой для выживания. Тогда как дальнейшее затягивание с введением защитных мер для отечественного бизнеса в этой сфере, напротив, лишает казахстанских предпринимателей столь необходимой поддержки, – уверен лидер "Ак жола". Азат Перуашев привел цитату из запроса фракции от 11 февраля: "Сегодня, буквально пару часов назад, на заседании Правительства Глава государства поручил нацкомпаниям поддержать тенге, предприятиям – искать новые рынки сбыта, а всех граждан призвал быть патриотами и покупать казахстанскую продукцию. Думаем, что лучшей формой выполнения этих задач могло бы стать законодательное введение норм о казахстанском содержании в закупках квази-государственного сектора". Правда, в ходе того же заседания Правительства, вице-премьер Б.Сагинтаев сообщил, что в текущем году заключены меморандумы нацкомпаний и системообразующих предприятий с отечественными производителями на сумму 960 млрд.тг. Помимо этого, еще 100 млрд.тг заложено в меморандуме акимата г.Алматы и ФНБ "Самрук-Казына". "Это, безусловно, важная и нужная работа, – отметил Перуашев. – Но необходимо учитывать, что речь идет о меморандумах на общую сумму 1 трлн. 060 млрд тг., что составляет лишь 12-15% от общей суммы закупок в данном секторе экономики. Между тем, согласно ГПФИИР, к 2015 г. поручалось обеспечить долю казахстанского содержания в закупках государственных учреждений и организаций, национального управляющего холдинга, национальных холдингов и компаний – товаров до 60%, а в закупках работ и услуг до 90%. Таким образом, суммы меморандумов не покрывают указанных обязательств". Кроме того, депутат обратил внимание на тот факт, что "де-юре" меморандум – не есть обязательный документ, это лишь протокол намерений, практическое исполнение которых, как правило, заметно ниже заявленных цифр. И никакой ответственности за неисполнение меморандума стороны не несут, в отличие от неисполнения закона. Поэтому в "Ак жоле" считают, что придание поручениям Президента о казахстанском содержании силы закона могло бы оказать серьезное содействие Правительству в реализации возложенных задач. Тем более, что такие же нормы о приоритете местных товаров установлены Законом "О закупках товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц" для государственных предприятий в России и других странах ТС. |