Конституционный совет Республики Казахстан в составе председателя Рогова И. И., членов совета Бахтыбаева И. Ж., Белорукова Н. В., Жаилгановой А. Н., Малиновского В. А., Нурмагамбетова А. М., Стамкулова У. М. с участием: представителя субъекта обращения – депутата Сената Парламента Республики Казахстан Кима Г. В., представителя Мажилиса Парламента Республики Казахстан – депутата Мажилиса Парламента Республики Казахстан Сарпекова Р. К., представителя Правительства Республики Казахстан – заместителя министра юстиции Республики Казахстан Баймолдиной З. Х., представителя Верховного суда Республики Казахстан – председателя надзорной судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда Республики Казахстан Касимова А. А., представителя Генеральной прокуратуры Республики Казахстан – заместителя Генерального прокурора Республики Казахстан Кравченко А. Н., представителя Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан – члена Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан Сарсембаева М. А., представителя Уполномоченного по правам человека в Республике Казахстан – руководителя Национального центра по правам человека Калюжного В. А., президента Республиканского общественного объединения "Юристы за справедливые выборы" Копабаева О. К. рассмотрел в открытом заседании обращение председателя Сената Парламента Республики Казахстан Токаева К. К. об официальном толковании пункта 3-1 статьи 41 Конституции Республики Казахстан. Заслушав сообщение докладчика – члена Конституционного совета Республики Казахстан Белорукова Н. В., выступления участников заседания, проанализировав заключения экспертов: Абайдельдинова Е. М. – доктора юридических наук, профессора кафедры международного права юридического факультета Евразийского национального университета имени Л. Н. Гумилева; Айтхожина К. К. – доктора юридических наук, профессора кафедры конституционного и международного права Гуманитарного университета транспорта и права имени Д. А. Кунаева; Бусурманова Ж. Д. – доктора юридических наук, профессора кафедры теории и истории государства и права, конституционного права юридического факультета Евразийского национального университета имени Л. Н. Гумилева; Ударцева С. Ф. – директора Научно-исследовательского института правовой политики и конституционного законодательства Казахского гуманитарно-юридического университета, доктора юридических наук, профессора, ознакомившись с другими материалами конституционного производства, изучив законодательство и практику ряда зарубежных стран, Конституционный совет Республики Казахстан установил: В Конституционный совет Республики Казахстан 19 февраля 2015 года поступило обращение председателя Сената Парламента Республики Казахстан об официальном толковании пункта 3-1 статьи 41 Конституции Республики Казахстан. При даче толкования данной конституционной нормы субъект обращения просит ответить на следующие вопросы: "1.Содержит ли норма пункта 3-1 статьи 41 Конституции Республики Казахстан безусловное право Президента Республики Казахстан назначить внеочередные президентские выборы? 2. Предусматривает ли Конституция Республики Казахстан какие-либо условия и ограничения при принятии Главой государства решения о назначении внеочередных президентских выборов?". Проанализировав нормы Основного закона применительно к предмету обращения, Конституционный совет исходит из следующего: 1. В Республике Казахстан единственным источником государственной власти является народ, который осуществляет власть непосредственно через республиканский референдум и свободные выборы, а также делегирует осуществление своей власти государственным органам. Право выступать от имени народа и государства принадлежит Президенту, а также Парламенту Республики в пределах его конституционных полномочий (пункты 1-3 статьи 3 Конституции). Данные конституционные положения закладывают политико-правовые начала целостной системы народовластия для последующего закрепления и регулирования в Основном законе отношений непосредственной и представительной форм демократии, статуса гражданина Республики Казахстан, включая его право участвовать в управлении делами государства непосредственно и через своих представителей, а также предназначения, порядка формирования, функций, компетенции и ответственности высших государственных органов Республики, их взаимоотношений в механизме сдержек и противовесов. Президент Республики выступает единственным персонифицированным высшим представителем народа Казахстана, избираемым совершеннолетними гражданами Республики на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Тем самым выборы Президента Республики являются формой наделения его верховной властью в государстве. По их итогам Глава государства получает мандат на руководство Казахстаном, представление народа и его интересов внутри страны и в международных отношениях. Являясь Главой государства, его высшим должностным лицом, Президент Республики определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Конституция Республики Казахстан закрепляет статус всенародно избранного Президента как символа и гаранта единства народа и государственной власти, незыблемости Конституции, прав и свобод человека и гражданина, возлагает на него обязанность обеспечения согласованного функционирования всех ветвей государственной власти и ответственности органов власти перед народом (статья 40). Решения и действия Президента Республики, в том числе назначение и проведение внеочередных президентских выборов, должны быть направлены на достижение целей и обеспечение ценностей, сформулированных в Преамбуле и Разделе I "Общие положения", а также других положениях и нормах Конституции. В их числе основополагающие принципы деятельности Республики – общественное согласие и политическая стабильность, экономическое развитие на благо всего народа, казахстанский патриотизм, решение наиболее важных вопросов государственной жизни демократическими методами, включая голосование на республиканском референдуме или в Парламенте (пункт 2 статьи 1). 2. Нормами статьи 41 Основного закона системно регламентированы правовые начала организации и проведения президентских выборов. В своей совокупности и взаимодействии с другими конституционными нормами они определяют принципы избрания Главы государства, регулируют деятельность субъектов избирательного процесса, обеспечивая в целом функционирование системы народовластия на выборах Президента Республики. Пунктом 3-1 статьи 41 Конституции предусмотрено, что внеочередные президентские выборы назначаются решением Президента Республики и проводятся в порядке и сроки, установленные . Внеочередные выборы Главы государства проводятся вне установленного пунктом 3 статьи 41 Основного закона срока, и они прямо связаны с решением Президента Республики. Их назначение не имеет правовых ограничений, зафиксированных в Конституции. Таким образом, назначение внеочередных президентских выборов в соответствии с пунктом 3-1 статьи 41 Основного закона входит исключительно в компетенцию Президента республики. Это конституционное правомочие не обременено какими-либо условиями и ограничениями и реализуется Главой государства единолично. 3. Согласно пункту 3 статьи 41 Конституции и статье 51 Конституционного закона Республики Казахстан от 28 сентября 1995 года №2464 "О выборах в Республике Казахстан" (далее – Конституционный закон о выборах) очередные выборы Президента Республики не могут совпадать по срокам с выборами нового состава Парламента. Это позволяет разграничить по времени президентские и парламентские выборы и тем самым предотвратить дисбаланс государственной власти и обеспечить проведение полноценных избирательных кампаний. Поэтому совпадение сроков проведения очередных президентских и парламентских выборов может являться одним из конституционных оснований для назначения внеочередных выборов Президента. Пункт 3-1 статьи 41 Конституции, создающий правовую основу для назначения внеочередных президентских выборов, не содержит правила о недопустимости совпадения по срокам этих выборов с выборами нового состава Парламента, передавая решение вопроса о порядке и сроках проведения внеочередных президентских выборов на уровень конституционного закона. Конституционный закон о выборах, в свою очередь, определяет, что "внеочередные президентские выборы проводятся в соответствии с правилами, установленными настоящим Конституционным законом для очередных выборов Президента" (статья 66-1). То есть Конституционный закон о выборах не вводит существенных особенностей в порядок проведения внеочередных выборов Президента Республики и на них, как и на очередные президентские выборы, должны распространяться общие правила, регулирующие избирательный процесс. Из сохраняющего в настоящее время юридическую силу нормативного постановления Конституционного совета Республики Казахстан от 19 августа 2005 года №5 "Об официальном толковании пунктов 1 и 3 статьи 41 и пункта 1 статьи 94 Конституции Республики Казахстан" следует, что пункты 1 и 3 статьи 41 Основного закона носят общий характер и относятся ко всем случаям выборов Главы государства. Таким образом, правила, установленные в Конституции, едины для всех выборов Президента республики, независимо от того, являются они очередными или внеочередными. Правовая природа, порядок проведения и правовые последствия очередных и внеочередных выборов Президента Республики в целом идентичны и отличаются лишь субъектами назначения выборов и сроками их проведения. Исходя из системного анализа указанных конституционных норм, их официального толкования в названном нормативном постановлении Конституционного совета и конституционно-правового смысла статьи 66-1 Конституционного закона о выборах, принимая во внимание их логическую связь и сопряженность с общими положениями и принципами Конституции, Конституционный совет полагает, что правило пункта 3 статьи 41 Конституции, не допускающее совпадения по срокам очередных выборов Президента Республики с выборами нового состава Парламента, распространяется и на внеочередные президентские выборы и это обстоятельство должно учитываться при их назначении. На основании изложенного, руководствуясь подпунктом 4) пункта 1 статьи 72 Конституции Республики Казахстан, подпунктом 1) пункта 3 статьи 17, статьями 31-33, 37 и подпунктом 2) пункта 1 статьи 41 Конституционного закона Республики Казахстан от 29 декабря 1995 года №2737 "О Конституционном совете Республики Казахстан", Конституционный совет Республики Казахстан постановляет: 1. Норму пункта 3-1 статьи 41 Конституции Республики Казахстан следует понимать таким образом, что Президент Республики Казахстан имеет исключительное право единолично назначать внеочередные президентские выборы. 2. Конституция республики не предусматривает какие-либо условия и ограничения при принятии Главой государства решения о назначении внеочередных президентских выборов. При принятии решения о назначении таких выборов подлежит учету предусмотренное пунктом 3 статьи 41 Конституции Республики Казахстан правило о недопустимости совпадения по срокам выборов Президента Республики с выборами нового состава Парламента Республики Казахстан. 3. Согласно пункту 3 статьи 74 Конституции Республики Казахстан нормативное постановление вступает в силу со дня его принятия, обжалованию не подлежит, является общеобязательным на всей территории республики и окончательным с учетом случая, предусмотренного пунктом 4 статьи 73 Конституции Республики Казахстан. 4. Опубликовать настоящее нормативное постановление на казахском и русском языках в официальных республиканских печатных изданиях.
Председатель Конституционного совета Республики Казахстан И. РОГОВ |