Пресс-служба Генеральной прокуратуры, 12 марта
Сегодня в Алматинской области начал свою работу круглый стол на тему: "Модернизация уголовного судопроизводства – залог обеспечения эффективности правоохранительной системы и реализации правозащитного потенциала Конституции Республики", соорганизаторами которого выступили Генеральная Прокуратура Республики Казахстан, Конституционный Совет, Верховный Суд, Офис ОБСЕ г.Астана, Венецианская комиссия Совета Европы, Германский Фонд международного правового сотрудничества "IRZ". В работе круглого стола приняли участие Помощник Президента – Секретарь Совета Безопасности РК Нурлан Ермекбаев, министр юстиции Берик Имашев, депутаты Парламента, представители Венецианской комиссии Совета Европы Николай Кузнецов и Гунарс Кутрис, заместитель Министра юстиции Нижней Саксонии ФРГ в отставке Олеркинг Юрген, члены Конституционного совета, республиканской коллегии адвокатов, представители дипломатического корпуса, научного сообщества и неправительственных организаций. Заседание открыл первый заместитель Генерального Прокурора Республики Казахстан Иоган Меркель, который отметил важность принятия нового Уголовно-процессуального кодекса для усиления защиты прав граждан, повышения эффективности и экономичности уголовного процесса и максимальное приближение его к международным стандартам. В рамках форума состоялось широкое обсуждение новелл УПК, а также обмен мнениями о международном опыте в сфере уголовного судопроизводства. Также были обсуждены вопросы усиления роли адвоката в уголовном процессе, а также дальнейшей гуманизации судебной практики в отношении лиц, загладивших причиненный вред. Участниками круглого стола, в том числе представителями международных организаций, дана высокая оценка введению в национальное законодательство норм, ориентированных на международные стандарты.
-----
Выступление первого заместителя Генерального Прокурора Иогана Меркеля на заседании круглого стола по вопросам модернизации уголовно-процессуального законодательства
С 1 января текущего года в Казахстане введен в действие новый Уголовно-процессуальный кодекс. Для воплощения в жизнь нового уголовного процесса, ориентированного на международные стандарты, проведена огромная работа правоохранительных и специальных государственных органов, неправительственных организации, адвокатов и ученых-правоведов. Как вы знаете, в работе над новым кодексом широко использовался новейший опыт стран континентальной системы права – Германии, Франции, стран Прибалтики (Литва, Латвия, Эстония), Турции, Грузии, России, Украины и других стран. На протяжении всего периода разработки кодекса, а также рассмотрения его в Парламенте, проводились международные научно-практические конференции и круглые столы с участием представителей Венецианской комиссии, видных зарубежных и казахстанских ученых, представителей адвокатского сообщества и неправительственных организаций. Основные концептуальные положения нового УПК на всех форумах находили поддержку. При этом отмечалось, что новые подходы усилят гарантии прав человека и гражданина. В рамках нового модели уголовного процесса по опыту Германии и других развитых стран исключена стадия доследственной проверки. Началом расследования является регистрация заявления об уголовном правонарушении в Реестре досудебных расследований либо первое неотложное следственной действие. С этого момента орган уголовного преследования вправе проводить по нему все мероприятия, направленные на выполнение задач уголовного процесса, за исключением мер принуждения к гражданам – кроме доставления и задержания на месте преступления. Для защиты интересов представителей бизнеса в УПК предусмотрена норма о том, что в случае поступления на них заявлений и сообщений без подтверждающих данных, то регистрация в Едином реестре не производится, а заявление и сообщение направляется в контролирующий орган для ревизии либо проверки. О таком опыте в Латвии нам в прошлый раз рассказал господин Кутрис. А в рамках начатого досудебного расследования о назначении внеплановых проверок и ревизий производится с обязательным уведомлением надзирающего прокурора, чтобы он вовремя мог отреагировать. В Казахстане система учета проверок автоматизирована и находится в прокуратуре. По опыту Франции и Литвы в УПК ведена фигура "специального свидетеля", мы его назвали "свидетель, имеющий право на защиту", Сделано это для того, чтобы лицо, на которое прямо указано в заявлении, как совершившее уголовное правонарушение, могло полноценно защищаться и знать, что по делу делает следователь когда еще нет достаточных оснований для признания его подозреваемым.. Право на защиту выражается в возможности такого лица давать показания в присутствии избранного им защитника, отказаться от дачи показаний, которые могут повлечь для него самого или близких родственников преследование за совершенное уголовно-наказуемое деяние, знакомиться с документами, в которых имеются показания, свидетельствующие против него, требовать очной ставки, вносить ходатайства следователю и др. Все меры принуждения, кроме, как я выше сказал, доставления и задержания на месте преступления, могут применяться только после вынесения постановления о квалификации деяний подозреваемого, основанного на достаточных для подозрения доказательствах. Срок задержания исчисляется с момента "фактического задержания", т.е. с момента реального ограничения свободы, включая свободу передвижения, вне зависимости от придания задержанному какого-либо процессуального статуса. По аналогии с американскими "Правилами Миранды" введена норма, обязывающая при задержании устно объявлять лицу его права и обязанности, в т.ч. право на адвоката. Соответственно это отражается в протоколе задержания, что также гарантирует соблюдение прав подозреваемого. В момент задержания подозреваемый вправе заявить ходатайство о его освидетельствовании на предмет наличия телесных повреждений, что соответственно также отражается в протоколе задержания с приобщением акта освидетельствования. Введен ускоренный порядок расследования по всем деяниям, кроме особо тяжких, который позволяет фиксировать доказательства вины подозреваемого без назначения дорогостоящих экспертиз, при условии если подозреваемый признает вину и согласен с размером, причиненного им размера ущерба. Действуют нормы о депонировании судом показаний свидетеля и потерпевшего, целью которых является судебное закрепление доказательств, когда указанных лиц невозможно будет допросить в главном судебном разбирательстве (проживание, выезд за границу, болезнь, возможная смерть и т.п.). Введены две формы сделки: 1) о признании вины; 2) о сотрудничестве. Первая форма применяется ко всем категориям преступлений за исключением особо тяжких. Условиями заключения такого соглашения наряду с признанием подозреваемым своей вины, является согласие потерпевшего на заключение соглашения. В суде такие сделки также рассматриваются в очень сокращенном порядке. Сделка о сотрудничестве направлена на раскрытие особо опасных преступлений, в т.ч. связанных с организованной преступностью, экстремизмом, терроризмом и т.д. Преференциями для лиц по ускоренному расследованию и по сделкам является возможность получения наказания не свыше половины максимального наказания, а для осужденного – УДО либо замена наказания более мягким видом. За истекшие два месяца т.г. в суды уже направлено 205 дел, оконченных заключением соглашения в форме сделки признании вины, что еще не так много (по делам о преступлениях небольшой тяжести – 42, средней тяжести – 96, по тяжким – 67). В процентном соотношении к общему числу оконченных и направленных в суд дел по преступлениям – это чуть более 5%. В порядке ускоренного досудебного расследования в пятнадцатидневный срок окончены дела о 1269 преступлениях, что составляет 30% от общего количества преступлений, по которым допустимо ускоренное производство и окончено расследование. Имеет упрощенный характер и протокольная процедура по уголовным проступкам. Они составили 20% от всех оконченных и направленных в суд дел. Таким образом, свыше 50% дел за январь-февраль расследованы в ускоренной и протокольной форме. Думаю, что определенное снижение нагрузки на органы следствия уже налицо. В судах по таким делам тоже процедуры более упрощенные. Предусмотрено более широкое использование научно-технических средств, в т.ч. для видеосвязи, для протокола судебного заседания и в других случаях. Оперативно-розыскные мероприятия, проводимые по уголовному делу, переведены в разряд "негласных следственных действий". Закон об ОРД действует лишь до регистрации факта уголовного правонарушения в Едином реестре досудебных расследований. Тайный сбор доказательств по начатому досудебному расследованию далее будет осуществляться негласными следственных действиями, предусмотренными УПК. Вместе с тем, в уголовном процессе имеется оговорка о розыскных мероприятиях, которые проводят оперативники по поручению следователя для установления местонахождения лиц, скрывшихся от органов уголовного преследования. Но они имеют поисковый характер и не направлены на сбор доказательств. Путем обособления фигуры следственного судьи расширен судебный контроль. Следственному судье передан ряд санкций, которые ранее давала прокуратура, и закреплено право рассматривать жалобы на все решения и действия следователя и прокурора по делу, т.ч. и на прокурорские санкции. В соответствии с Концепцией правовой политики Казахстана, рассчитанной до 2020 года, предусмотрена поэтапная передача суду санкций на все следственные действия, затрагивающие конституционные права. В целях более широкого применения мер пресечения, не связанных с нахождением под стражей, в УПК заимствован опыт Украины о применении "Залога". Для этого, во-первых: по сравнению с УПК 1997 года вдвое снижены суммы залога, предусмотрена возможность его применения ниже нижнего размера к социально уязвимым слоям населения, в том числе предоставления в качестве залоги и иных ценностей, движимого и недвижимого имущества. Во-вторых, предусмотрена обязанность следственного судьи определять сумму залога при избрании меры пресечения в виде содержания под стражей, которую подозреваемый, либо за него иные лица вправе внести на депозит суда в любое время для освобождения его из под стражи. Исключение из указанных правил составляет совершение лицом особо тяжкого преступления. При этом разъяснение обязанностей по залогу и последствий их неисполнения будет осуществляться начальником места содержания под стражей при освобождении из под стражи. За истекшие два месяца т.г. в сравнении с аналогичным периодом прошлого года применение залога увеличилось 18% (с 556 до 682). При этом, за указанный период текущего года удельный вес залога в сравнении с количеством санкционированных мер пресечения в виде содержания под стражей составил 47,4% (1436). В прошлом году это показатель составлял 28%. С учетом дальнейшей наработки практики полагаю, что данная цифра будет расти. Также с учетом опыта Украины введена фигура "процессуального прокурора", который осуществляет надзор по делу с момента регистрации заявления, сообщения в Едином реестре до поддержания государственного обвинения в суде. Однако, эта новелла еще до введения УПК в действие уже была законом откорректирована, предусмотрено, что процессуального прокурора можно назначать не по всем делам. Это поправка была вполне своевременна, т.к. на первом этапе применения УПК органам прокуратуры было отказано в выделении дополнительных штатов. В уголовный процесс введено понятия "разумный срок" досудебного расследования. Внедрение данного понятия согласуется с положениями Международного Пакта о гражданских и политических правах, Европейской Конвенции о защите прав человека и других международных актов. В Российской Федерации действует также Федеральный закон от 21.04.2010 года "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумные сроки или права на исполнение судебного акта в разумные сроки". Одним из оснований обращения граждан за такой компенсацией являются продолжительность рассмотрения уголовного дела свыше трех лет без вынесения окончательного решения и свыше четырех лет при установлении подозреваемого или обвиняемого, если при этом заявитель ранее ходатайствовал об ускорении судопроизводства. Понятие разумности срока распространяется и на судебную стадию уголовного процесса. В целях реализации данного института новым УПК предусмотрено право сторон обжаловать необоснованное затягивание расследования и заявить ходатайство прокурору об установлении определенного срока для завершения расследования дела в полном объеме. В рамках реализации Концепции правовой политики, рассчитанной до 2020 годы, о введении новых институтов восстановительного правосудия, Генпрокуратурой совместно с Министерством финансов разработан проект Закона о Фонде компенсации вреда потерпевшим. Законопроектом предлагается осуществление выплат государственных денежных компенсаций отдельным категориям потерпевших, в т.ч. жертвам пыток, торговли людьми, получившим увечья и т.д. Источниками формирования Фонда будут денежные санкции, налагаемые судом на лицо, совершившее уголовное правонарушение, средства от реализации конфискованного имущества, добытого преступным путем, сумм залога, обращенных в доход государства, штрафов и др. Мировая практика свидетельствует о том, что подобные фонды действуют в более 20-ти странах Европы и в США. Указанные государственные выплаты повышают степень реальной защищенности в уголовном судопроизводстве прав жертв криминальных деяний. В соответствии со ст.54 Конвенции против коррупции предусмотрены основания применения конфискации по решению суда до вынесения приговора. Эти нормы вводятся в действие в 2018 году. В УПК значительно расширены права адвоката, о них подробнее расскажут представители адвокатуры. Тщательно детализированы нормы о международной правовой помощи по уголовным делам. |