Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Утвердить прилагаемый План совместных действий Правительства Республики Казахстан и Национального Банка Республики Казахстан по обеспечению финансирования субъектов предпринимательства в обрабатывающей промышленности в 2015 году (далее – План). 2. Акционерному обществу "Национальный управляющий холдинг "Байтерек" (по согласованию) совместно с акционерным обществом "Фонд развития предпринимательства "Даму" (по согласованию) и акционерным обществом "Банк Развития Казахстана" (по согласованию): 1) обеспечить своевременное выполнение Плана; 2) один раз в полугодие, не позднее двадцатого числа первого месяца полугодия, представить в Министерство национальной экономики Республики Казахстан информацию об исполнении Плана. 3. Министерству национальной экономики Республики Казахстан до 30 декабря 2015 года представить в Правительство Республики Казахстан сводную информацию об исполнении Плана. 4. Настоящее постановление вводится в действие со дня его подписания и подлежит официальному опубликованию.
Премьер-Министр Республики Казахстан К. Масимов
Утвержден постановлением Правительства Республики Казахстан от 11 марта 2015 года №124
План совместных действий Правительства Республики Казахстан и Национального Банка Республики Казахстан по обеспечению финансирования субъектов предпринимательства в обрабатывающей промышленности в 2015 году
Анализ текущей ситуации С целью обеспечения устойчивого и сбалансированного роста экономики через диверсификацию и повышение ее конкурентоспособности в 2010 году принята Государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию на 2010 – 2014 годы (далее – ГПФИИР). Предварительные итоги ГПФИИР свидетельствуют о ее положительном влиянии на социально-экономическое развитие страны. С 2008 по 2013 годы прирост объема валовой добавленной стоимости обрабатывающей промышленности составил 25,8% (с 1,8 до 3,8 трлн. тенге). За аналогичный период рост производительности труда в обрабатывающей промышленности составил 158,5% с 37,3 до 57,5 тыс. долл. США/чел (1). При этом в 2013 году объем производства обрабатывающей промышленности составил 5852,6 млрд. тенге, в том числе пищевой промышленности – 1172,6 млрд. тенге (20%), машиностроения – 859,2 млрд. тенге (14,5%), химической промышленности – 185,9 млрд. тенге (3%) (2).
Реальный рост ВДС обрабатывающей промышленности
Доля обрабатывающей промышленности в структуре ВВП Казахстана
__________________________ (1) Статистический бюллетень "Показатели Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010 – 2014 гг." (http://www.stat.gov.kz/faces/wcnav_extemaIId/publicationsGPFIIR) (2) Статистический сборник "Промышленность Казахстана и его регионов" (http://www.stat.gov.kz/faces/wcnav_externalId/publicationsCompilations)"
Достижение высоких показателей социально-экономического развития произошло благодаря таким базовым факторам конкурентоспособности, как обеспеченность природными ресурсами, благоприятная макроэкономическая среда и политическая стабильность. При этом в перспективе экономика страны может потерять конкурентоспособность и оказаться в "ловушке среднего дохода" (3). Так, несмотря на положительные тенденции, темпы прироста обрабатывающей промышленности снижаются (в 2013 г. – 1,9%, тогда как в 2010 году – 13,9%). За счет опережающего роста ВВП доля обрабатывающей промышленности в его структуре снизилась с 11,8% в 2008 году до 10,7% по итогам первого полугодия 2014 года. Кроме того, доля несырьевой продукции в структуре экспорта сократилась с 28% до 24% в аналогичном периоде. Замедление темпов роста выпуска обрабатывающей промышленности сопровождалось снижением инвестиционной активности в стране. Так, в течение последних пяти лет уровень годового роста инвестиций в основной капитал сократился с 14,8% до 6,9% (4). При этом наибольший объем инвестиционных вложений в 2013 году пришелся, как и в предыдущие годы, на горнодобывающую промышленность (29% от всех инвестиций в основной капитал). Основным источником финансирования инвестиций в основной капитал остаются собственные средства предприятий (59%), тогда как на рынке наблюдается недостаток долгосрочных источников фондирования. Меры, предпринятые Правительством Республики Казахстан в первой половине 2014 года, уже повлияли на положительные изменения в секторе обрабатывающей промышленности. Так, по официальным данным Национального Банка Республики Казахстан (далее – НБ РК) объемы кредитов, выданных в обрабатывающей промышленности за летний период 2014 года, на 2,8% превысили аналогичный показатель прошлого года. Более того, долгосрочные кредиты обрабатывающей промышленности, выданные в июне-августе 2014 года, выросли в 2,2 раза по сравнению с прошлым годом (5). Тем не менее, на долю обрабатывающей промышленности в структуре общего кредитного портфеля приходится лишь 6,8%, а по данным исследования НБ РК потребность в кредитах у предприятий обрабатывающей промышленности выше, чем в целом по экономике. В целом в рамках Государственной программы индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2015 – 2019 годы прогнозная потребность в инвестициях для обрабатывающей промышленности составит порядка 6,6 трлн. тенге. Важным также является вопрос развития сферы услуг, поддерживающей функционирование обрабатывающей промышленности. К ней относятся транспорт и логистика, коммуникации, технические испытания и научные исследования, аренда специализированной техники, упаковывание и т.д. По данным за 9 месяцев 2014 года в этих секторах наблюдается отрицательная динамика инвестиций в основные средства (по транспорту и складированию на 15%, по информации и связи – на 17%). ____________________________ (3) Концепция индустриально-инновационного развития Республики Казахстан 2015 – 2019 годы (4) Статистический бюллетень "Об инвестиционной деятельности в Республике Казахстан (http://www.stat.gov.kz/faces/wcnav_extemaIId/homeNumbersInvestment" (5) Статистический бюллетень НБ РК (http://www.nationalbank.kz/?docid=310)
Таким образом, в связи с необходимостью повышения доступности кредитных средств в национальной валюте для обрабатывающей промышленности и секторов, предоставляющих услуги для обрабатывающей промышленности, отмечается необходимость принятия государством дополнительных мер по выделению финансовых средств, учитывающих потребность предприятий в пополнении оборотного капитала и обновлении основных фондов. Настоящий План совместных действий Правительства Республики Казахстан и Национального Банка Республики Казахстан по обеспечению финансирования субъектов предпринимательства в обрабатывающей промышленности (далее – План) определяет комплекс мер, направленных на поддержку субъектов предпринимательства в 2015 году по следующим направлениям: первое направление: акционерное общество "Фонд развития предпринимательства "Даму" (далее – АО "ФРП "Даму") предоставляет кредит (путем обусловленного размещения средств) банкам второго уровня, перечень которых одобрен Государственной комиссией по вопросам модернизации экономики Республики Казахстан (далее – БВУ), для финансирования субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – СМСП) в обрабатывающей промышленности, в том числе на рефинансирование займов БВУ, выданных субъектам среднего и малого предпринимательства в обрабатывающей промышленности, на финансирование оборотных средств по займам БВУ, на финансирование новых проектов в обрабатывающей промышленности (далее – первое направление); второе направление: межбанковское кредитование акционерным обществом "Банк Развития Казахстана" (далее – АО "БРК") БВУ для финансирования субъектов крупного предпринимательства (далее – СКП) в обрабатывающей промышленности, в том числе на рефинансирование займов БВУ, выданных субъектам крупного предпринимательства в обрабатывающей промышленности, на финансирование оборотных средств по займам БВУ, выданным субъектам крупного предпринимательства в обрабатывающей промышленности, на финансирование новых проектов в обрабатывающей промышленности (далее – второе направление). Перечень сфер обрабатывающей промышленности для финансирования проектов субъектов малого, среднего и крупного предпринимательства определяется Государственной комиссией по вопросам модернизации экономики Республики Казахстан (далее – Госкомиссия).
Общие положения
Механизмы достижения цели и реализации поставленных задач В продолжение реализации Плана совместных действий Правительства Республики Казахстан и Национального Банка Республики Казахстан по обеспечению финансирования проектов малого и среднего предпринимательства в обрабатывающей промышленности, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 14 апреля 2014 года №354, и Плана совместных действий Правительства Республики Казахстан и Национального Банка Республики Казахстан по обеспечению финансирования субъектов предпринимательства в обрабатывающей промышленности, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 5 декабря 2014 года №1276, Правительством Республики Казахстан, НБ РК, акционерным обществом "Национальный управляющий холдинг "Байтерек" (далее – АО "НУХ "Байтерек") будут приняты дополнительные меры по финансированию БВУ для последующего финансирования СМСП и СКП в обрабатывающей промышленности, в том числе на рефинансирование ранее выданных займов БВУ, на финансирование оборотных средств и новых проектов СМСП и СКП. Общий объем дополнительного финансирования СМСП и СКП из средств Национального фонда Республики Казахстан (далее – НФ РК) в 2014 году для реализации вышеуказанных мер составляет 100 миллиардов тенге.
Год | Проекты СМСП | Проекты СКП | 2015 | 50 млрд. тенге | 50 млрд. тенге |
Для этих целей АО "НУХ "Байтерек" осуществляет заимствование из НФ РК путем выпуска облигаций на сумму 100 млрд. тенге на следующих условиях:
Год выпуска | 2015 | Объем размещения из средств НФ РК | 100 млрд. тенге | Ставка купона | 0,1% годовых | Доходность к погашению | 0,1% годовых | Срок обращения облигаций | до 20 лет с даты начала обращения облигаций | Срок погашения облигационного займа | в конце срока обращения, с правом досрочного погашения по инициативе эмитента |
После размещения облигаций АО "НУХ "Байтерек" для реализации мер по первому направлению заключает с АО "ФРП "Даму" кредитный договор в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан и предоставляет АО "ФРП "Даму" кредит на следующих условиях: 1) сумма кредита – 50 млрд. тенге; 2) срок – до 20 лет с даты подписания кредитного договора; 3) ставка вознаграждения – 0,15% годовых; 4) погашение средств единой суммой в конце срока, согласно условиям заключенного кредитного договора с правом досрочного погашения по инициативе АО "ФРП "Даму". После размещения облигаций АО "НУХ "Байтерек" для реализации мер по второму направлению заключает с АО "БРК" договор займа в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан и предоставляет АО "БРК" кредит на следующих условиях: 1) сумма кредита – 50 млрд. тенге; 2) срок – до 20 лет с даты подписания кредитного договора; 3) ставка вознаграждения – 0,15% годовых; 4) погашение средств единой суммой в конце срока, согласно условиям заключенного договора займа, с правом досрочного погашения по инициативе АО "БРК".
Условия и механизмы обусловленного размещения средств в банках второго уровня 1. Госкомиссия одобряет перечень БВУ и суммы лимитов на них по первому и второму направлениям на 2015 год. 2. АО "ФРП "Даму", АО "БРК" и БВУ открывают отдельные банковские счета в НБ РК для проведения платежей из средств, выделяемых из НФ РК в рамках реализации настоящего Плана. 3. АО "НУХ "Байтерек" размещает на отдельном банковском счете АО "ФРП "Даму" и АО "БРК" в НБ РК сумму средств в соответствии с условиями заключенных кредитного договора и договора займа. 4. АО "ФРП "Даму" заключает кредитные соглашения с БВУ в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан на следующих условиях: 1) размещение кредитных средств на отдельных банковских счетах БВУ в НБ РК без обеспечения в пределах лимитов, одобренных Госкомиссией; 2) ставка вознаграждения – не более 2% годовых; 3) срок кредитования БВУ – до 20 лет; 4) срок освоения БВУ кредитных средств с даты поступления средств на счет БВУ: 12 месяцев – по кредитам, выдаваемым на инвестиционные цели; 6 месяцев – по кредитам, выдаваемым на цели пополнения оборотных средств и рефинансирования ранее выданных займов БВУ; 5) валюта кредитования БВУ – тенге; 6) для БВУ разница между ставкой привлечения средств от АО "ФРП "Даму" и ставкой кредитования СМСП не должна превышать 4,0% годовых; 7) в рамках кредитного соглашения, заключенного между АО "ФРП "Даму" и БВУ: не более 25% от лимита на БВУ, одобренных Госкомиссией, составляет доля займов, направляемых БВУ на рефинансирование займов, выданных СМСП; не более 25% от лимита на БВУ, одобренных Госкомиссией, составляет доля займов, направляемых БВУ на цели пополнения оборотных средств СМСП; не более 50% от лимита на БВУ, одобренных Госкомиссией, составляет доля займов, направляемых БВУ на финансирование новых проектов СМСП. При этом, не менее 25% от лимита на БВУ, одобренных Госкомиссией, составляет доля займов, направляемых БВУ на финансирование и рефинансирование проектов СМСП в пищевой промышленности. 5. АО "БРК" заключает договора банковского займа с БВУ в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан на следующих условиях: 1) размещение кредитных средств на отдельных банковских счетах БВУ в НБ РК без обеспечения в пределах лимитов, одобренных Госкомиссией; 2) ставка вознаграждения – не более 2% годовых; 3) срок кредитования БВУ – до 20 лет; 4) срок освоения БВУ кредитных средств с даты поступления средств на счет БВУ: 18 – месяцев по кредитам, выдаваемым на инвестиционные цели; 6 – месяцев по кредитам, выдаваемым на цели пополнения оборотных средств и рефинансирования ранее выданных займов БВУ; 5) валюта кредитования БВУ – тенге; 6) для БВУ разница между ставкой привлечения средств от АО "БРК" и ставкой кредитования субъектов СКП не должна превышать 4,0% годовых; 7) в рамках договора банковского займа, заключенного между АО "БРК" и БВУ: не более 25% от лимита на БВУ, одобренных Госкомиссией, составляет доля займов, направляемых БВУ на рефинансирование займов, выданных СКП; не более 25% от лимита на БВУ, одобренных Госкомиссией, составляет доля займов, направляемых БВУ на цели пополнения оборотных средств СКП; не более 50% от лимита на БВУ, одобренных Госкомиссией, составляет доля займов, направляемых БВУ на финансирование новых проектов СКП. 6. БВУ отчитываются перед АО "ФРП "Даму" и АО "БРК" по целевому использованию и освоению размещенных кредитных средств. Порядок, форма и периодичность представления отчетов БВУ, а также иные условия предоставления кредитов БВУ, не предусмотренные настоящим Планом, устанавливаются соответствующим кредитным соглашением, договором банковского займа. БВУ запрещается направлять выделяемые средства на реализацию проектов, которые не входят в перечень сфер обрабатывающей промышленности для финансирования проектов СМСП и СКП, определенных Госкомиссией. БВУ запрещается направлять выделяемые средства на инвестирование в финансовые инструменты и/или операции с ними, а также на валютный рынок для покупки иностранной валюты. БВУ на ежемесячной основе осуществляют зачисление средств, высвободившихся за счет погашения ранее выданных займов субъектов предпринимательства, на свои отдельные банковские счета в НБРК. БВУ осуществляют финансирование субъектов предпринимательства, в том числе за счет средств, возвращенных по ранее выданным займам субъектам предпринимательства согласно условиям кредитных соглашений, договорам банковского займа и в соответствии с пунктами 8 и 9 настоящего раздела Плана. 7. Годовая эффективная ставка вознаграждения в рамках финансирования проектов СМСП и СКП определяется в соответствии с требованиями НБ РК. Комиссии, сборы и/или иные платежи, связанные с займом субъекта предпринимательства, не взимаются, за исключением комиссий, сборов и/или иных платежей, взимаемых по причине нарушения субъектами предпринимательства обязательств по займу. СМСП и СКП оплачивают расходы по оценке и страхованию имущества. 8. В случаях нецелевого использования и/или несвоевременного освоения БВУ выделяемых средств, АО "ФРП Даму" и АО "БРК" вправе досрочно расторгнуть соответствующие кредитное соглашение, договор банковского займа и отозвать размещенные средства, по которым были выявлены вышеуказанные нарушения. Вопрос по перераспределению высвободившихся и отозванных средств среди БВУ выносится на рассмотрение Госкомиссии. 9. В случае досрочного погашения БВУ займов по заключенным кредитным соглашениям между АО "ФРП "Даму" и БВУ, договорам банковского займа между АО "БРК" и БВУ, повторное использование данных средств осуществляется на основании соответствующего решения Госкомиссии.
Условия финансирования субъектов малого и среднего предпринимательства в обрабатывающей промышленности 1. Целевая группа – СМСП, реализующие проекты в обрабатывающей промышленности по первому направлению. 2. Участниками не могут быть СМСП: 1) реализующие проекты, предусматривающие выпуск подакцизных товаров; 2) учредителями которых являются национальные управляющие холдинги, национальные холдинги, национальные компании и организации, пятьдесят и более процентов акций (долей участия в уставном капитале) которых прямо или косвенно принадлежат государству, национальному управляющему холдингу, национальному холдингу, национальной компании, а также некоммерческие организации. 3. В целях кредитования одобренных заявок СМСП БВУ осуществляют предварительное согласование с АО "ФРП "Даму" сумм, необходимых для списания средств с отдельного банковского счета БВУ в НБ РК. 4. Кредиты предоставляются СМСП на условиях целевого использования, платности, срочности, возвратности и обеспеченности, в том числе: 1) максимальный лимит финансирования на одного СМСП для всех кредитов, выданных за счет средств НФ РК – 1850000000 тенге; 2) срок кредитования: на новые проекты и рефинансирование действующих инвестиционных займов СМСП – не более 10 лет; на пополнение оборотных средств и рефинансирование действующих займов, выданных на цели пополнения оборотных средств – не более 5 лет; 3) номинальная ставка вознаграждения для СМСП – не более 6,0% годовых; 4) валюта кредитования – тенге.
Условия финансирования субъектов крупного предпринимательства в обрабатывающей промышленности 1. Целевая группа – СКП, реализующие проекты в обрабатывающей промышленности по второму направлению. 2. Участниками не могут быть СКП: 1) реализующие проекты, предусматривающие выпуск подакцизных товаров; 2) учредителями, которых являются национальные управляющие холдинги, национальные холдинги, национальные компании и организации, пятьдесят и более процентов акций (долей участия в уставном капитале) которых прямо или косвенно принадлежат государству, национальному управляющему холдингу, национальному холдингу, национальной компании. 3. В целях кредитования одобренных заявок СКП БВУ осуществляют предварительное согласование с АО "БРК" сумм, необходимых для списания средств с отдельного банковского счета БВУ в НБ РК. 4. Кредиты предоставляются СКП на условиях целевого использования, платности, срочности, возвратности и обеспеченности, в том числе: 1) лимит финансирования на одного СКП для всех кредитов, выданных за счет средств НФ РК – от 200000000 тенге до 5000000000 тенге; 2) срок кредитования: на новые проекты и рефинансирование действующих инвестиционных займов СКП – не более 10 лет; на пополнение оборотных средств и рефинансирование действующих займов, выданных на цели пополнения оборотных средств – не более 5 лет; 3) номинальная ставка вознаграждения для СКП – не более 6,0% годовых; 4) валюта кредитования – тенге; 5) льготный период по оплате основного долга по кредитованию инвестиций – не более 24 месяцев с даты начала освоения кредита конечным заемщиком.
Требования к банкам второго уровня 1. Наличие кредитного рейтинга, присвоенного международным рейтинговым агентством, не ниже "В-". 2. Наличие филиальной сети в Республике Казахстан не менее чем в 5 регионах. 3. Для БВУ, у которых уровень кредитов, имеющих просроченную задолженность, свыше 90 дней по основному долгу и (или) начисленному вознаграждению выше 15% на дату выдачи средств займа, устанавливается дополнительное требование – заключение индивидуального соглашения с НБ РК. Индивидуальное соглашение будет предусматривать обязанность БВУ снизить уровень кредитов, имеющих просроченную задолженность свыше 90 дней по основному долгу и (или) начисленному вознаграждению до 15% в установленный НБ РК срок. В случае неисполнения условий БВУ индивидуального соглашения, будет предусмотрен возврат средств в АО "ФРП "Даму" и АО "БРК".
Мониторинг 1. АО "ФРП "Даму" и АО "БРК" на регулярной основе будут осуществлять анализ финансово-экономического состояния БВУ, участвующих в реализации настоящего Плана. 2. АО "ФРП "Даму" и АО "БРК" будут осуществлять мониторинг: 1) целевого использования и своевременного освоения средств БВУ; 2) целевого использования полученных средств СМСП и СКП. 3. БВУ на регулярной основе будут направлять в АО "ФРП "Даму", АО "БРК" отчеты об освоении средств. Форма и сроки представления отчета отражаются в соответствующем кредитном соглашении, договоре банковского займа. АО "ФРП "Даму" и АО "БРК" представляют информацию, полученную от БВУ в соответствии с условиями настоящего пункта, в Комиссию по контролю за расходованием средств, выделенных из НФ РК, образованную распоряжением Президента Республики Казахстан от 18 апреля 2014 года №281 (далее – Комиссия) и АО "НУХ "Байтерек". 4. БВУ проводят мониторинг профинансированных субъектов. При этом по каждому профинансированному проекту субъекта предпринимательства ведется отдельное кредитное досье, в котором должны храниться документы, подтверждающие целевое использование средств субъектом предпринимательства. 5. АО "ФРП "Даму" и АО "БРК" будут отслеживать платежную дисциплину БВУ по средствам, выделяемым в рамках настоящего Плана. 6. АО "ФРП "Даму" и АО "БРК" представляют Комиссии информацию о конечных заемщиках, получивших займы за счет средств НФ РК в БВУ, а также субъектах предпринимательства, обратившихся в БВУ за кредитованием и субъектах предпринимательства, получивших положительное решение БВУ о кредитовании, в объеме, не противоречащем действующему законодательству Республики Казахстан. |