anticorruption.gov.kz, 20 апреля
20 апреля 2015 года состоялось аппаратное совещание под руководством Председателя Агентства Кожамжарова К.П. На повестке дня рассмотрены 2 вопроса: 20 апреля 2015 года состоялось аппаратное совещание под руководством Председателя Агентства Кожамжарова К.П. На повестке дня рассмотрены 2 вопроса: 1) Об управлении качеством государственных услуг на современном этапе (Докладчик: заведующая кафедрой "Государственное управление и государственная служба" Академии государственного управления при Президенте РК, профессор, доктор экономических наук, Майдырова Айгуль Болатовна). Краткий тезис выступления: В Казахстане, в целом, сформулированы основные пути совершенствования сферы оказания государственных услуг. К таковым относятся: определение объема (реестра) госуслуг, стандартизация, система контроля; переход к принципу "одного окна"; использование информационных технологий и перевод на электронные формы оказания госуслуг. Однако становится очевидным то, что изменения, идут без предварительного научно-практического осмысления, поэтому в Академии государственного управления при Президенте РК для магистрантов, докторантов специальности "Государственное и местное управление" и слушателей ИДОГС в рамках дисциплин "Управление качеством государственных услуг" (с 2008 г.), "Оценка эффективности государственных органов" (с 2010 г.), "Методология эффективного государственного управления" (с 2012 г.) обучаем процессу управления качеством госуслуг, а также исследуем менеджмент качества в управлении ими для разработки рекомендаций, которые имеют практическое значение. Современное представление о качестве услуг основано на принципе полного выполнения требований и пожеланий потребителя любой услуги, так как качество является целеполагающим аргументом в управлении. Проведенный анализ по итогам 2014 года показал, что государственными органами в целом проводится определенная работа по качественному оказанию государственных услуг. Так, согласно сведениям, представленным государственными органами оказано более 139,1 млн. услуг (центральными госорганами – более 55,3 млн., акиматами – 83,8 млн.), из них через ЦОНы – 15,1 млн., в электронной виде – 27,4 млн. услуг. С нарушениями установленных сроков оказано 3 921 услуг (центральными госорганами – 1 912, акиматами – 2 009), количество жалоб на качество оказания госуслуг составило – 84. Наибольшее количество услуг оказано в сфере выдачи документов, удостоверяющих личность, регистрации недвижимости и юридических лиц, сельского хозяйства, здравоохранения и социальной защиты населения. Начиная с 2010 года неизменно растет количество услуг, предоставляемых в электронном виде к 2014 году рост составил в 5,6 раза, c 2,5 млн. в 2010 году до 14,1 млн. Благодаря оценке за период 2010-2013 гг. увеличилось в 3 раза (с 211 до 647), количество видов услуг, включенных в Реестр госуслуг. Отмечается значительный рост эффективности госорганов в вопросах утверждения стандартов государственных услуг. Так, если в 2010 году были стандартизированы только 31% госуслуг, то в 2014 году этот показатель достиг 87%. Улучшилась ситуация и в части регламентации госуслуг: за 4 года оценки доля регламентированных услуг увеличилась с 6% до 44%. Несмотря на наличие значительных положительных изменений в сфере качественного предоставления государственных услуг, системные проблемы требуют концептуальных научно-практических решений, поэтому рекомендуются совершенствовать факторы, направленные на повышение качества государственных услуг в Казахстане: • повышение ответственности органов власти за исполнение полномочий • оптимизация бюджетных расходов на государственные услуги • соблюдение высоких этических норм при предоставлении государственных услуг, ориентирующих на противодействие коррупции • рациональное распределение функций государственных органов по предоставлению отдельных государственных услуг • повышение уровня информационной открытости процедур, "обратной связи" • обеспечение удобной инфраструктуры системы оказания государственных услуг, ее доступности. 2) О результатах плановой проверки, проведенной в Министерстве сельского хозяйства Республики Казахстан и его комитетах (Докладчик: Заместитель руководителя Департамента государственной службы и профилактики коррупции Ади Галымжан Адиевич). Агентством в период с 13 февраля по 31 марта 2015 года в Министерстве сельского хозяйства и его комитетах проведена плановая проверка. Проверкой охвачены вопросы соблюдения законодательства в сфере оказания государственных услуг, государственной службы, служебной этики и противодействия коррупции, а также анализ деятельности направленный на выявление причин и условий, способствующих совершению коррупционных правонарушений. Выявлены системные нарушения действующего законодательства. В сфере оказания государственных услуг. Министерством и его ведомствами в проверяемом периоде нарушались стандарты и регламенты государственных услуг в части несоблюдения сроков оказания государственных услуг и утверждения регламентов государственных услуг. Установлены факты отсутствия должной интеграции информационных систем государственных органов и несоответствия информации по количеству фактически оказанных государственных услуг. Услугодателем госуслуги оказывались при отсутствии полного пакета документов, предусмотренного стандартами госуслуг, установлены факты несоответствия процесса фактического оказания госуслуг утвержденному стандарту и/или регламенту госуслуги, укрытия жалоб на качество оказания госуслуг, а также наличия в пакетах документов услугополучателей документов, не предусмотренных стандартами госуслуг. До настоящего времени отсутствуют стандарты и регламенты ряда государственных услуг, а также актуализация регламентов по вновь принятым стандартам госуслуг, нормативно не закреплены основания для отказа в оказании госуслуг. Соблюдение законодательства о государственной службе и норм служебной этики. Проверкой Агентства выявлены факты нарушения Министерством и его ведомствами требований антикоррупционного законодательства, Правил проведения конкурса на занятие административной государственной должности и формирования конкурсной комиссии, Правил наложения дисциплинарных взысканий на административных госслужащих. Установлены факты несвоевременного направления на переподготовку и курсы повышения квалификации государственных служащих, нарушения трудовой дисциплины, нарушения требований Кодекса чести государственных служащих в части не ознакомления отдельных госсужащих в письменной форме с Кодексом чести. Выявление коррупционных рисков. Анализ деятельности Министерства и его ведомств на предмет выявления причин и условий, способствующих совершению коррупционных правонарушений при оказании государственных услуг показал наличие коррупционных рисков при разработке стандартов и регламентов госуслуг, отсутствие правового регулирования отдельных этапов оказания госуслуг. Установлено отсутствие регулярного мониторинга оказания госуслуг, переданных в местные исполнительные органы, на предмет соблюдения единого подхода при их оказании. Анализ реализации контрольных функций показал несовершенство законодательства, отсутствие четких критериев, наличие дискреционных полномочий при реализации контрольных функций, отсутствие на центральном уровне ведомственного контроля по административной практике. В настоящее время Агентством в целях устранения выявленных нарушений, причин и условий, способствующих их совершению, в Министерство сельского хозяйства внесены соответствующие рекомендации. Сотрудниками Агентства проведены рабочие встречи с руководящими работниками Министерства и его комитетов, где обсуждены результаты проверок и сняты имеющиеся разногласия. Планируется разработка Плана мероприятий Министерства о мерах по устранению выявленных нарушений и исполнению рекомендаций, предусматривающего пошаговые действия Министерства и его ведомств по их устранению, с указанием ответственных исполнителей и сроков осуществления (по согласованию с Агентством). |