NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Среда 24.04.2024 12:48 ast
10:48 msk

Комментарий Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан от 21 апреля 2015 года
к Промежуточному отчету Миссии БДИПЧ/ОБСЕ от 16 апреля 2015 года по наблюдению за внеочередными президентскими выборами в Республике Казахстан, назначенными на 26 апреля 2015 года
24.04.2015 / политика и общество

election.kz, 23 апреля

Центральная избирательная комиссия Республики Казахстана (далее – ЦИК) признательна Миссии БДИПЧ/ОБСЕ по наблюдению за внеочередными президентскими выборами 26 апреля 2015 года в Казахстане за то, что в Промежуточном отчете от 16 апреля 2015 года по результатам наблюдения за период с 26 марта по 14 апреля 2015 года ею даны позитивные оценки нижеприведенным аспектам внеочередных выборов Президента.
Выдержки из текста Промежуточного отчета Миссии даны курсивом; полные варианты сокращений приведены в конце настоящего комментария.

1. До настоящего момента избирательные комиссии на всех уровнях были открыты и предоставляют всю необходимую информацию МНВ БДИПЧ/ОБСЕ, и по сегодняшний день соблюдались все избирательные сроки (раздел I, стр. 1). До настоящего времени соблюдаются все избирательные сроки. Большинство комиссий, включая ЦИК, открыты и предоставляют всю необходимую информацию для МНВ БДИПЧ/ОБСЕ. После объявления выборов было проведено двадцать четыре заседания ЦИК, и эти заседания открыты для наблюдателей, доверенных лиц и СМИ (раздел V, стр. 4).
Тем самым Республика Казахстан выполняет положения параграфов 5.1, 6 и 8 Документа Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению ОБСЕ от 29 июня 1990 года (далее – Копенгагенский документ) по проведению свободных выборов, наблюдению за ходом национальных выборов в объеме, допускаемым законом, обеспечению открытости избирательного процесса и процесса администрирования выборов.
2. Избиратели могут зарегистрироваться на избирательном участке в день выборов при условии, что они смогут предоставить доказательства своего проживания на соответствующей территории (раздел I, стр. 1). Граждане, которые в день выборов не будут находиться по месту регистрации, могут подать заявление на временное включение в избирательные списки по месту временного пребывания за 30 дней до дня голосования. Кроме того, в течение двух недель до дня выборов избиратели могут подать заявление на получение открепительного удостоверения избирателя (ОУИ), которое позволяет им голосовать на любом избирательном участке за пределами города, поселка или села, в которых они зарегистрированы. УИК также могут регистрировать избирателей в день выборов, в случае если они не включены в список избирателей, но могут предоставить доказательства проживания на соответствующей территории (раздел VI, стр. 5).
Это показывает, что Республика Казахстан выполняет положения параграфа 6 Копенгагенского документа, уважая "право своих граждан принимать участие в управлении страной" "через своих представителей, избираемых свободно в ходе честного избирательного процесса".
3. В измененном Кодексе об административных нарушениях были представлены более подробные определения нарушений избирательного законодательства (раздел IV, стр. 4).
Миссия БДИПЧ/ОБСЕ этим утверждением подчеркивает, что Республика Казахстан выполнила положения параграфов 5.1, 5.7, 5.9, 5.10, 5.11, 6, 7.7, 7.8, 7.9, 8 Копенгагенского документа по вопросу административной ответственности за нарушение избирательного законодательства.
4. Женщины представляют половину членов и возглавляют более четверти всех посещенных до настоящего времени комиссий (раздел V, стр. 4).
Таким образом, Республика Казахстан выполнила положения параграфов 40, 40.2, 40.4, 40.8, 40.10 Документа Московского совещаний Конференции по человеческому измерению ОБСЕ от 3 октября 1991 года.
5. Продолжается обучение ТИК и УИК, с методическими пособиями и видеоматериалами, подготовленными ЦИК. ЦИК также разработала программу широкомасштабного обучения избирателей, которые включают рекламные щиты, плакаты и телевизионные ролики (раздел V, стр. 5).
Этим самым Республика Казахстан выполняет положения параграфов 7.3, 7.4, 7.7 Копенгагенского документа, повышая профессиональный уровень организаторов выборов и обеспечивая избирательные права граждан.
6. УИК обязаны предоставить списки избирателей для ознакомления общественности, начиная с 11 апреля. Избиратели также могут проверить расположение своих избирательных участков по интернету (раздел VI, стр. 5).
Тем самым Республика Казахстан выполняет положения параграфа 7.3 Копенгагенского документа, гарантируя реализацию всеобщего и равного избирательного права.
7. Кандидат может самовыдвигаться или выдвигаться от общественного объединения, включая политические партии. Были зарегистрированы 25 самовыдвиженцев и 2 претендента от политических партий (раздел VII, стр. 6).
Республика Казахстан тем самым выполняет положение параграфа 7.5 Копенгагенского документа, уважая "право граждан добиваться политических или государственных постов в личном качестве или в качестве представителей политических партий или организаций без дискриминации".
8. В Законе о выборах каждому кандидату гарантировано предоставление государственных средств для финансирования собственных избирательных кампаний в равной степени. Также разрешено частное финансирование, включая собственные средства кандидата, пожертвования, вносимые гражданами и юридическими лицами, и средства, выделяемые организациями, выдвинувшими кандидата (раздел VII, стр. 8).
Республика Казахстан выполнила положения параграфов 7.3, 7.5 Копенгагенского документа, обеспечивая кандидатам равные права и возможности.
9. Закон о выборах обязывает средства массовой информации предоставлять объективное освещение избирательных кампаний и гарантировать кандидатам и политическим партиям равный доступ к средствам массовой информации. Каждому кандидату предоставляются средства на 15 минут эфирного времени на телевидении и 10 минут на радио, а также на публикацию в печатных изданиях двух статей. Закон не предусматривает ограничений на платную рекламу, она ограничивается только общими ограничениями на расходы на избирательную кампанию (раздел IX, стр. 8).
Республика Казахстан тем самым выполнила положения параграфов 7.3, 7.5, 7.7, 7.8 Копенгагенского документа, защищая равное избирательное право и обеспечивая "проведение политических кампаний в атмосфере свободы и честности", гарантируя кандидатам свободно излагать свои взгляды и оценки, а "избирателям знакомиться с ними и обсуждать их", "не опасаясь наказания", предоставляя беспрепятственный доступ к СМИ "на недискриминационной основе для всех политических группировок и отдельных лиц, желающих принять участие в избирательном процессе".
10. Законодательная база обеспечивает право на судебное разбирательство и пересмотр всем участникам избирательных процессов (раздел X, стр. 9).
Республика Казахстан выполнила положения параграфов 5.1, 5.3, 5.5-5.19, 6, 7.7 Копенгагенского документа, обеспечивая надлежащую правовую защиту всех участников избирательного процесса.
Как видим, Миссия БДИПЧ/ОБСЕ признает, что по 10 аспектам нынешних президентских выборов Республика Казахстан выполнила свои международные обязательства.
Вместе с тем, Центральная избирательная комиссия Республики Казахстан не в полной мере разделяет следующие замечания Миссии БДИПЧ/ОБСЕ по наблюдению за внеочередными президентскими выборами и приводит следующие доводы и аргументы.

I. Основные положения
1. Введенные в 2010 году поправки в законодательство освободили Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева от закрепленных в Конституции ограничений двумя последовательными президентскими сроками.
Позиция ЦИК. Международные документы (Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года, Документ Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ от 29 июня 1990 года, Парижская хартия для новой Европы от 21 ноября 1990 года, Декларация Стамбульской встречи на высшем уровне от 19 ноября 1999 года, Хартия европейской безопасности от 19 ноября 1999 года, Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах-участниках СНГ от 7 октября 2002 года) не содержат норм о запрещении избрания на должность Президента одного лица более чем на два срока подряд.
Этот вопрос регулируется на национальном уровне. Конституционный предел избираться на два срока подряд установлен в отношении Президентов многих стран, в том числе Казахстана (пункт 5 статьи 42 Конституции). Однако это требование не распространяется на Первого Президента – Лидера Нации, конституционный статус которого закреплен Конституционным законом от 20 июля 2000 года. Соответствующая поправка в статью 42 Конституции Казахстана была внесена Законом Республики Казахстан от 21 мая 2007 года.
Это конституционное положение не идет вразрез с параграфом 7.5 Копенгагенского документа ОБСЕ, так как не ущемляет избирательных прав других кандидатов в Президенты, не предоставляет Первому Президенту преимуществ в проведении выборной кампании, не влияет на свободное волеизъявление граждан, на процесс голосования, подсчета голосов и подведения итогов выборов.
2. Некоторые кандидаты подвергли критике критерии и сам процесс проведения экзамена на знание государственного языка.
Позиция ЦИК. Критерии и процесс установления свободного владения государственным языком прописаны в соответствующем постановлении ЦИК РК от 31 августа 2005 года и разъясняются в постановлении Конституционного совета Республики Казахстан от 9 октября 1998 года. Понятие "свободное владение государственным языком" означает умение грамотно читать, писать, легко, без затруднений излагать свои мысли и публично выступать на казахском языке.
На основании этих актов были разработаны простые задания для тестируемых: краткое письменное задание, чтение текста не более 3 страниц, выступление до 15 минут. Для написания письменного задания претенденту дается не менее одного часа, которое по просьбе кандидата может быть продлено на 30 минут. До одного часа предоставляется для подготовки публичного выступления. Таким образом, только на письменное задание и публичное выступление дается до двух с половиной часов – достаточное время, чтобы основательно подготовиться к сдаче теста.
3. Кандидаты должны соответствовать строгим критериям приемлемости на пост президента.
Позиция ЦИК. Требования к кандидатам в Президенты установлены в пункте 2 статьи 41 Конституции Казахстана (гражданин Казахстана по рождению, не моложе 40 лет, свободно владеющий государственным языком и проживающий в Казахстане последние 15 лет). Следует отметить, что в ряде стран возрастной ценз составляет 50 лет (статья 84 Конституции Италии), а ценз оседлости более чем в 10 лет установлен, например, в США (14 лет). Требование о знании государственного языка закреплено в Конституциях Украины, Кыргызстана, Узбекистана, Туркменистана и Таджикистана. В ряде стран такого требования нет, однако свободное владение государственным языком кандидатом в Президенты подразумевается, поскольку общепринятый язык в этих странах не подвергался дискриминации, свободно развивался и развивается.
Полагаем, что критерии приемлемости кандидатов на пост президента вполне разумны и обоснованны.
4. Предоставленные ранее рекомендации БДИПЧ/ОБСЕ не были учтены.
Позиция ЦИК. Итоговый отчет Миссии БДИПЧ/ОБСЕ по наблюдению за внеочередными президентскими выборами в Республике Казахстан 3 апреля 2011 года включал в себя 21 рекомендацию, из которых 12 (включая 7 частично) были реализованы в действовавшем на тот момент законодательстве. Однако Миссия БДИПЧ/ОБСЕ, не зная норм казахстанского законодательства, включила эти рекомендации в свой отчет, сделав их достоянием общественности. Пять рекомендаций не могут быть выполнены, так как они либо противоречат нормам Конституции страны, либо не вытекают из содержания Копенгагенского документа, либо не относятся к компетенции ЦИК Республики Казахстан. Три рекомендации необходимо дополнительно изучить с учетом международного правового опыта. Две рекомендации – в процессе реализации.
Следует отметить, что выборное законодательство Казахстана находится в динамичном процессе постоянного изменения. В результате 14-тикратного изменения закона о выборах в его статьи было внесено более 780 изменений и дополнений.
5. Закон о выборах не гарантирует общее равное представительство политических партий в комиссиях.
Позиция ЦИК. Закон о выборах предоставляет политическим партиям приоритетное право номинировать кандидатуры в территориальные и участковые комиссии, которые задействованы в подготовке и проведении президентских выборов. Если предложения от политических партий не заполняют всех вакансий, то принимаются заявки от общественных объединений. На своих сессиях маслихаты избирают членов избирательных комиссий из кандидатур от политических партий и общественных объединений. Если накануне выборов в комиссиях образуются вакансии, то они могут заполняться вышестоящими избирательными комиссиями. Но такие члены комиссий должны получить утверждение маслихатов. В среднем по Республике из 93 149 членов избирательных комиссий – 79 408 (85,2%) являются представителями политических партий, 12 503 (13,4%) – общественных объединений и лишь 1 238 (1,4%) временно были назначены вышестоящими избирательными комиссиями. Причем представительство партий "Нұр Отан", КСДП "Ауыл", ДПК "АҚ ЖОЛ", партии "Бірлік", КНПК, Партии патриотов приблизительно равное. Представительство других партий ниже по объективным причинам, и никак не связано с препятствованием вхождению их в составы избирательных комиссий. КПК и ОСДП предлагают небольшое число своих представителей и не во всех регионах, а ДПК "АЗАТ" не имеет представителей в избирательных комиссиях, так как не предлагал в них свои кандидатуры.
Закон предоставляет возможность и право политическим партиям представлять свои кандидатуры в составы избирательных комиссий, но не обязывает их делать это.
Кроме того, учитывая, что на местах не у всех политических партий имеется достаточное количество членов-активистов партии, закон предоставляет им право номинировать кандидатуры, не являющимися членами этих партий. Введение нормы о том, что кандидатами от политических партий в составы избирательных комиссий могут быть только члены этих партий нецелесообразно, поскольку это поставит под угрозу формирование избирательных комиссий, доизбрание их членов накануне и в период выборов в связи с возможным проявлением нежелания партий представлять свои кандидатуры в комиссии и (или) их объективной невозможностью сделать это (например, в связи с отсутствием членов конкретной партии в тех или иных регионах страны).
В период подготовки и проведения выборов пункт 6 статьи 20 Конституционного закона о выборах предоставляет политическим партиям, не имеющим представителей в избирательных комиссиях, возможность делегировать в них своих представителей с правом совещательного голоса. Это есть еще одна мера, направленная на обеспечение общего равного представительства политических партий в избирательных комиссиях.
6. Избирательная кампания стартовала 26 марта, но пока она практически незаметна. Несмотря на то, что президент заявил о намерении не участвовать лично в избирательной кампании, он активно ездит по стране в своей официальной должности. Положения, регулирующие финансирование кампании, не предусматривают предоставления отчетов общественности до дня выборов.
Позиция ЦИК. Предвыборная кампания достаточно видима в средствах массовой информации, которые обязаны сбалансированно и объективно освещать ее. Кроме того, кандидаты из своих избирательных фондов могут заказать и разместить наружную агитационную продукцию. Все зависит от имеющихся у них средств.
7. Представитель ОБСЕ по вопросам свободы СМИ и собеседники МНВ БДИПЧ/ОБСЕ подвергли критике закрытие и наложение санкций на независимые средства массовой информации, что негативно сказывается на плюрализме СМИ. Несмотря на последние изменения в законодательстве, сохраняющаяся возможность уголовной ответственности за клевету подавляет медиа-пространство.
Позиция ЦИК. Уголовная ответственность за клевету является широко распространенной международной практикой и применяется практически во всех западноевропейских странах, таких как: Австрия, Италия, Испания, Португалия, ФРГ. Однако ОБСЕ игнорирует этот факт, и настаивает, чтобы Казахстан исключил из своего законодательства уголовное преследование за клевету. Почему же наличие уголовного наказания за клевету в европейских странах не создает угрозу плюрализму в СМИ и не душит медиа-среду, а в Казахстане же, в котором подавляющее большинство СМИ негосударственные, эти приведет к ограничению и удушению свободы СМИ? Это – нелогично.

III. Предыстория
8. Это вторые подряд президентские выборы, которые проводятся досрочно.
Позиция ЦИК. Причины проведения досрочных выборов предлагаем рассмотреть с двух сторон. Первое – это экономико-социальные аспекты. В мире сложилась непростая экономическая ситуация. Например, падение цены на нефть и металлы, снижение ВВП в странах мира. Несмотря на общемировой кризис, в Казахстане планомерно проводится экономическая политика по улучшению ситуации. Проведение досрочных президентских выборов позволит уже сейчас сосредоточить усилия избранного Президента по обеспечению устойчивости экономики страны в условиях мирового финансово-экономического кризиса, пик которого по прогнозам может прийти на 2016-2017 годы.
Второе – это конституционное требование: совпадение сроков проведения очередных кампаний по выборам Президента и депутатов Мажилиса Парламента в 2016 году, которое не допускается Конституцией Республики Казахстан (статья 41). Конституционное требование о недопустимости совпадения сроков проведения очередных выборов Президента с выборами нового состава Парламента продиктовано тем, чтобы в период выборов в рабочем состоянии мог оставаться или Президент или Парламент для обеспечения устойчивости высшей государственной власти, способной ответить на возможные угрозы и риски.
9. Несмотря на присутствие более одной партии в парламенте и наличие девяти зарегистрированных политических партий, президент и партия "Нұр Отан" доминируют в вопросах национальной политики.
Позиция ЦИК. Да, действительно партия "Нұр Отан" – самая многочисленная политическая организация, она имеет большинство в парламенте, формирует правительство. Данная партия активно расширяет организационную структуру и находится в постоянном поиске пути максимально быстрого увеличения электората.
Что касается других партий, то хотелось бы подчеркнуть, что в Казахстане созданы все условия для осуществления их деятельности, в том числе для участия в выборах, иметь своих представителей в избирательных комиссиях, а также участвовать во всех других политических процессах страны. В любом случае, главную оценку деятельности этих партий должны давать избиратели, которые проголосовали за них на последних выборах. Ряд партий воздержался от выдвижения своих кандидатов в Президенты исходя, видимо, из того, что победить на выборах их кандидатам вряд ли удастся. В этой связи обязывать эти партии насильно участвовать в выборной кампании невозможно, так как такой подход противоречил бы букве и духу электорального законодательства.
10. 25 декабря 2014 года Экономический суд города Алматы вынес решение о приостановлении деятельности Коммунистической партии Казахстана. Сноска 3: Министерство юстиции попросило суд приостановить деятельность партии после проверки партийного членства. Проверка была инициирована в результате иска о наличии неточностей в партийных списках, полученных от руководителей региональных партий.
Позиция ЦИК. Партия имеет свои отделения в областях республики. Членами Компартии, главным образом, являются ветераны войны и труда, рабочие, пенсионеры. Между тем, данная партия столкнулась с трудностями в своей деятельности, связанная с расхождениями во взглядах членов партии. Так, на основании заявлений руководителей ряда региональных филиалов партии была проведена проверка численности Коммунистической партии. Они заявили о том, что в партии немало "мертвых душ". В этой связи расхождения по поводу методов работы, по вопросам численности состава партии действительно побудили ряд членов партии обратиться в Министерство юстиции Республики Казахстан с просьбой проверить состояние организационных дел в партии. В ходе проверки обнаружилось, что численность партии не дотягивает до положенных законодательством 40 тысяч лиц. В этой связи на основании результатов проверки решением межрайонного экономического суда города Алматы №2-15165/14 от 25 декабря 2014 года деятельность Коммунистической партии Казахстана была приостановлена на три месяца. Все было сделано в строгом соответствии с законом.

IV. Избирательная система и правовая база
11. Существует закрепленное в Конституции ограничение, согласно которому одно лицо не может быть избрано Президентом более двух раз подряд. Данное ограничение не распространяется на Президента Назарбаева. Сноска 4: Статья 42.5 Конституции и Статья 1 изменений в "Закон о Первом Президенте – Лидере нации", внесенных в 2010 году, наделяет Президента Назарбаева особым статусом.
Позиция ЦИК. Данное ограничение, содержащееся в Конституции не наделяет Первого Президента дополнительными преимуществами в избирательной кампании. Введение данной нормы в основной закон страны продиктовано реалиями Казахстана, которому необходим свой Лидер для проведения успешной экономической, социальной политики страны, которая развивается благодаря действующему Президенту, а также для консолидации общества под общей идеей. Как отмечают собеседники внутри страны "стабильность, реформы, модернизация – все это связано с именем Нурсултана Назарбаева". В этой связи в 2010 году действующий Президент страны был наделен особым статусом – Лидер Нации. Наделение данным статусом является возможностью выставлять свою кандидатуру на очередной срок, которой он может воспользоваться или не воспользоваться. Данная поправка не влияет на ход голосования, итоги выборов и волеизъявление избирателей.
Возвращаясь к норме об ограничении в Конституции полагаем, что она, наоборот, поднимает планку политической конкурентности, а также стимулирует других кандидатов демонстрировать свои намерения и добиваться еще больших результатов в развитии страны.
12. В поправках в Законе о выборах не были учтены предложенные ранее рекомендации БДИПЧ/ОБСЕ, в том числе те, которые касаются вопросов управления избирательным процессом, регистрации кандидатов, а также рассмотрения жалоб и обращений.
Позиция ЦИК. Касательно реализации рекомендаций БДИПЧ/ОБСЕ хотелось бы дать следующий ответ.
В Итоговом отчете Миссии БДИПЧ/ОБСЕ по наблюдению за внеочередными президентскими выборами в Республике Казахстан 3 апреля 2011 года содержится 21 рекомендация. Из них не могли быть выполнены 12 рекомендаций (в том числе 7 частично), поскольку рекомендованные нормы задолго до проведения президентской избирательной кампании 2011 года уже были отражены в законодательстве Казахстана. Это рекомендации об обеспечении адекватного представительства всех политических партий в избирательных комиссиях всех уровней, запрещении вмешательства местных органов власти в работу избирательных комиссий, об установлении фиксированного срока для регистрации политических партий, о праве избирателей на получение из СМИ справедливой, беспристрастной и сбалансированной информации о ходе избирательной кампании, в том числе за рамками программ новостей, о привлечении к ответственности властей в случае оказания ими неправомерного давления и злоупотребления властью, а также злоупотребления административными ресурсами в ходе выборов, четком разделении избирательных комиссий и государственных структур, о запрещении органам власти оказывать давление на избирателей и другие рекомендации.
Не могут быть приняты 5 рекомендаций, так как они либо противоречат положениям Конституции нашей страны, либо не соответствуют нормам Копенгагенского документа ОБСЕ 1990 года и другим международно-правовым актам, либо ухудшают избирательный процесс, либо не относятся к компетенции ЦИК РК. Это – рекомендации об изменении механизма назначения Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан, исключении возможности для членов одной партии представлять в избирательных комиссиях другую партию, о назначении политическими партиями в Центризбирком представителей с правом совещательного голоса; об уведомительном, а не разрешительном порядке проведения собраний и митингов; о четком определении процесса разрешения избирательных споров с единой иерархической структурой ответственности; об обеспечении публикации протоколов участковых и территориальных избирательных комиссий, Центризбиркома о результатах голосования на веб-сайте Центризбиркома; о пересмотре правового статуса Первого Президента.
Три рекомендации требуют дополнительного изучения. Еще две рекомендации находятся на стадии реализации.

V. Администрирование выборов
13. Закон о выборах позволяет члену одной организации быть выдвинутым другой организацией. Сноска 7: В статье 10 Закона о выборах говорится, что "Каждая политическая партия вправе выдвигать представлять одну кандидатуру в состав соответствующей избирательной комиссии. Политическая партия вправе представлять в состав избирательных комиссий кандидатуры, не являющиеся членами данной политической партии". Выдвижение кандидатур от партий на членство в комиссии также не является обязательным для маслихатов. Более того, Закон о выборах не гарантирует общее равное представительство политических партий в комиссиях на районном или национальном уровнях.
Позиция ЦИК. Такая норма в действующем законодательстве страны регулирует процесс избрания на партийной основе членов избирательных комиссий. Вместе с тем, принимая во внимания тот факт, что политические партии являются общественным объединением, а не частью государственного аппарата, законодательно невозможно обязать каждую политическую партию предоставить своего представителя в состав избирательной комиссии. Кроме того, хотелось бы подчеркнуть, что в законодательстве страны нет ограничений для делегирования представителей политических партий в ряды членов избирательных комиссий. Следовательно, этот вопрос непосредственно касается политической активности той или иной политической партии. В свою очередь, в стране созданы все условия для осуществления деятельности других партий и общественных объединений в том числе иметь своих представителей в избирательных комиссиях, а также участвовать во всех других политических процессах страны.
В марте-апреле 2014 году на сессиях маслихатов в связи с истечением сроков был избран новый состав территориальных, окружных и участковых избирательных комиссий. Всего было избрано 93 149 членов избирательных комиссий. В их числе представителей Коммунистической партии Казахстана – 3 699, КСДП "Ауыл" – 12 488, политической партии "Бірлік" – 12 774, Партии патриотов Казахстана – 11 485, Демократической партии Казахстана "АҚ ЖОЛ" – 12 677, Коммунистической Народной партии Казахстана – 12 722, Общенациональной социал-демократической партии – 366, партии "Нұр Отан" – 13 218 членов. Здесь следует подчеркнуть, что в состав избирательных комиссий вошли практически все предложенные кандидаты от всех перечисленных выше политических партий.
Как видим, политические партии пользуются правом представительства своих кандидатур в составе избирательных комиссий в предложенных ими количествах кандидатов.
14. В комиссиях, которые посетила МНВ БДИПЧ/ОБСЕ до настоящего времени, почти пятая часть членов, назначенных в 2014 году, была заменена.
Позиция ЦИК. В марте-апреле 2014 году на сессиях маслихатов в связи с истечением сроков был избран новый состав территориальных, окружных и участковых избирательных комиссий, где основной состав сохранен. Всего было избрано 93 148 членов избирательных комиссий. Почти пятая часть членов была заменена в силу разных объективных и субъективных причин. Это – нормальная ротация членов избирательных комиссий в связи с их выборами. Было бы недемократично, если все члены избирательных комиссий были бы переизбраны без исключения. При таком подходе встал бы вопрос о невключении молодежи в состав избирательных комиссий.
15. Некоторые члены комиссии, с которыми встретилась МНВ БДИПЧ/ОБСЕ не знали, какая организация их выдвинула или об указанном членстве в партии.
Позиция ЦИК. Опрашивая членов избирательных комиссий об их партийной принадлежности, Миссия БДИПЧ/ОБСЕ нарушала статью 19 Конституции Республики Казахстан, которая гласит, что каждый вправе "сам определять, указывать или не указывать свою партийную принадлежность", а маслихаты при избрании членов избирательных комиссий не вправе требовать представления от них документов, подтверждающих их членство в политической партии.
16. ЦИК не публиковала повестки дня до начала сессий, однако, это и не требуется по законодательству. Сноска 9: Согласно ЦИК, кандидаты и их доверенные лица получают уведомление о соответствующих заседаниях ЦИК в соответствии с требованиями законодательства.
Позиция ЦИК. Как отмечает сама Миссия БДИПЧ/ОБСЕ, опубликование повестки дня не требуется по выборному законодательству Республики Казахстан. Вместе с тем, кандидаты и их доверенные лица, наблюдатели извещаются о дате и времени проведения каждого заседания избирательной комиссии, также средствам массовой информации рассылается анонс о проведении заседания избирательной комиссии.
17. МНВ БДИПЧ/ОБСЕ, отметила, что некоторые решения были опубликованы с задержкой.
Позиция ЦИК. Заседания ЦИК РК проводятся прозрачно и открыто с приглашением доверенных лиц кандидатов, наблюдателей и представителей средств массовой информации, которые имеют полную свободу высказывать различные мнения.
Все принимаемые постановления избирательной комиссии публичны, озвучиваются на заседании в присутствии всех доверенных лиц кандидатов, наблюдателей, представителей средств массовой информации. В тот же день размещается пресс-релиз и само постановление на официальном сайте ЦИК РК. А также следует отметить, что сообщения и все постановления публикуются в республиканских газетах "Казахстанская права", "Егемен Қазақстан".

VI. Регистрация избирателей
18. Не существует унифицированных средств сбора данных по спискам избирателей.
Позиция ЦИК. Конституционный Закон "О выборах в Республике Казахстан" четко регламентирует процедуру составления списков избирателей и значительно повышает ответственность за их достоверность. Списки избирателей составляются местными исполнительными органами и представляются на избирательные участки за пятнадцать дней до начала голосования. Основанием для включения избирателя в список является факт регистрации его по месту жительства на территории соответствующего избирательного участка (это и есть унифицированное средство). Гражданин может быть включен только в один список избирателей.
Обновленные списки избирателей представлены для ознакомления в помещениях участковых избирательных комиссий по всей стране. Каждый гражданин вправе проверить данные о себе в списках избирателей и обжаловать невключение, неправильное включение в список или исключение из списка, а также допущенные в списке неточности в данных об избирателе.
Для уточнения информации об избирателях практически в каждом районе и городе республики создан специализированный Call-центр. Всего по стране их 423. Обратившись в Call-центр своего района или города по телефону, избиратель также может уточнить сведения о том, включен ли он в список избирателей, на каком именно избирательном участке он зарегистрирован, а также проверить данные о себе. Информация о телефонах Call-центров публикуется в местных средствах массовой информации.

VII. Регистрация кандидатов
19. В процедурных правилах языковой комиссии не указывалось количество допустимых ошибок, и что именно является ошибкой. Сноска 13: Один претендент сообщил МНВ БДИПЧ/ОБСЕ, что он не прошел тестирование, допустив 22 ошибки, 6 из которых были допущены в сочинении, остальные были стилистическими. Тем не менее, языковая комиссия сообщила МНВ БДИПЧ/ОБСЕ о возможности допущения до восьми ошибок на экзамене, а остальные части оценивались по системе зачетов. Тот же претендент сдал аналогичный экзамен в 2005 году, не допустив ни одной ошибки, и не сдал экзамен в 2011 году. Согласно некоторым претендентам, не сдавшим экзамен, критерии оценки являются дискреционными, а языковая комиссия вышла за правовые рамки при оценке стиля и знаний претендентов по различным предметам.
Позиция ЦИК. Критерии установления языковых навыков кандидатов прописаны в постановлении ЦИК от 31 августа 2005 года №12/26 "О процедуре установления свободного владения кандидатом в Президенты Республики Казахстан государственным языком". Постановлением Конституционного совета Республики Казахстан от 9 октября 1998 года №9/2 "Об официальном толковании пункта 2 статьи 41 Конституции Республики Казахстан" конкретно определено, что норму "свободно владеющий государственным языком" следует понимать как: умение грамотно читать, писать, легко, без затруднений излагать свои мысли и публично выступать на казахском языке. Это и следует отнести к критериям оценки знаний кандидатами в Президенты государственного (казахского) языка.
Допущенные ошибки в ходе сдачи экзамена регулярно доводились до сведения претендентов и средств массовой информации.
Стилистические ошибки принимались во внимание потому, что их совершение не уточняло, не углубляло мысль, приводило к недосказанности, к недостаточному пониманию мысли читателем. То, что претендент сдал положительно экзамен по государственному языку в 2005 году, а затем не сдал в 2011 году, можно объяснить различием тем, по которым он сдавал тест: какие-то темы он, как любой человек, мог знать лучше, а какие-то – хуже.
Языковая комиссия не выходила за правовые рамки при оценке стиля и знаний. Если претендент явно выходил за пределы темы беседы, комиссия рекомендовала быть ближе к теме. Ведь можно выучить одну тему и озвучивать ее при любой предлагаемой теме, а это было бы неправильно.

VIII. Избирательная кампания и финансирование ее
20. Несмотря на заявленную важность проведения данных досрочных выборов, кампания до настоящего времени практически незаметна. Собеседники МНВ БДИПЧ/ОБСЕ подчеркивают факты подавления настоящей оппозиции в стране, некоторые критики правительства лишены свободы или находятся в изгнании. Президент объявил о своем решении не участвовать лично в кампании, тем не менее, он активно ездит по стране в своей официальной должности. Сноска 16: С 26 марта по 14 апреля президент появлялся перед общественностью 21 раз на выставках, в больницах, в культурных центрах и на промышленных заводах в Астане и пяти регионах. Согласно официальному web-сайту Президента, www.akoгda.kz. за аналогичный период в 2014 году он трижды появлялся перед общественностью в Астане и Алматы. До настоящего времени МНВ БДИПЧ/ОБСЕ наблюдала восемь митингов: четыре были организованы от имени действующего президента, по два митинга организовали остальные кандидаты. Сноска 17: МНВ БДИПЧ/ОБСЕ запросило графики мероприятий в рамках избирательных кампаний у всех кандидатов и получила их у всех, за исключением действующего президента. На одном из своих встреч г-н Сыздыков превозносил Президента за достижения страны, а не просил участников встречи поддержать его собственную кандидатуру. Сноска 18: Встреча кандидата Сыздыкова 9 апреля в Павлодарском дворце культуры имени Естая.
Позиция ЦИК. Нельзя не отметить, что предвыборная ситуация в Казахстане проходит спокойно, организованно, слаженно – как со стороны штабов кандидатов, избирательных комиссий, так и в целом. Учтен предыдущий опыт президентских выборов 1999, 2005, 2011 годов, проведена большая аналитическая работа, учтены все возможные аспекты. Поэтому наблюдается спокойная предвыборная обстановка.
Что касается некоторых лиц, которые были лишены свободы или находятся в изгнании, то хотелось бы сообщить следующее. Утверждение об изгнании или лишении свободы вследствие критики правительства является некорректным. Те лица, которые покинули страну либо лишены свободы якобы по "политическим мотивам", на самом деле являются лицами, совершившими преступления уголовного характера.
Картина посещения действующим Президентом регионов страны в последние годы такова: в 2012 году он посетил регионы 12 раз, в 2013 – 14, 2014 – 14, за 4 месяца 2015 года – 6 раз. Как видим, поездки Президента в регионы страны являются обычной практикой, связанной с осуществлением функциональных обязанностей Президента. Поэтому поездки по стране Президента и в 2015 году также являются частью его каждодневной работы, а не агитационной кампанией.
Что касается встречи кандидата Т. Сыздыкова 9 апреля с избирателями, он отметил заслугу действующего президента за постройку замечательного государства, и свою очередь добавил о намерении решать вопросы по подъему качества жизни трудового населения страны, то есть ознакомил со своей предвыборной программой, со своей идеей. Кроме того, тот факт, что в своих предвыборных речах Т. Сыздыков отметил заслуги Президента Республики Казахстан не противоречит истине и действующему выборному законодательству и является личной инициативой Т. Сыздыкова и его предвыборного штаба.
21. Ряд собеседников МНВ БДИПЧ/ОБСЕ заявили, что они не знакомы с именами или избирательными платформами кандидатов, за исключением действующего президента.
Позиция ЦИК. Следует отметить, что выдвинутые кандидаты достойные люди, известные личности. Если эти собеседники Миссии не знают Т. Сыздыкова и А. Кусаинова, то это говорит о том, что они недостаточно вникают в общественную жизнь казахстанского общества. Т. Сыздыков, являясь секретарем Центрального комитета своей партии, одним из руководителей партии (КНПК), заседающей в Парламенте, А. Кусаинов, являясь Председателем Федерации профсоюзов Республики Казахстан (всей страны), имеющие свой электорат в республике, составляют достойную конкуренцию в рамках данной избирательной кампании.
22. За исключением официальных плакатов ЦИК практически не наблюдаются агитационные материалы других двух кандидатов. Некоторые из собеседников МНВ БДИПЧ/ОБСЕ выразили опасения о наличии институционального преимущества действующего президента.
Позиция ЦИК. Помимо информационной работы по освещению предвыборной деятельности кандидатов, в республиканской и региональной прессе размещаются агитационные материалы, оплаченные из избирательных фондов кандидатов.
Т. Сыздыков и А. Кусаинов, их доверенные лица, члены предвыборных штабов ведут агитационную кампанию, встречаясь с избирателями, распространяя листовки, другие агитационные печатные материалы. Так, по кандидату в Президенты А. Кусаинову: размещено по 4 билборда в Астане, Алматы, по 2 билборда размещено в областных центрах, также в городах Жезказган и Семей. Подготовлены плакаты и издана предвыборная программа кандидата – 50 тыс. плакатов и 3 тыс. экземпляров предвыборной программы.
Кандидаты Т. Сыздыков, А. Кусаинов, члены их предвыборных штабов, их доверенные лица акцентируют свое внимание на встречах с населением районных населенных пунктов области, в том числе отдаленных от областного центра, чтобы каждый житель знал об их предвыборной программе, продвигаемых ими идеях. Широко распространяются практически во всех регионах страны агитационные материалы – плакаты и листовки, в которых отражены идеи коммунизма, экологические идеи, а также баннеры, которые установлены в людных местах.
Как видим, в основном агитационная работа кандидатов направлена на личные встречи с населением, и не только в областных центрах, но и в отдаленных населенных пунктах. Все приведенные здесь факты не дают оснований опасаться так называемого институционального преимущества действующего Президента.
23. В то время как свобода собраний гарантируется Конституцией, Закон "О порядке организации и про ведения мирных собраний, митингов, шествий, пикетов и демонстраций" содержит ряд ограничений по проведению публичных собраний. Запрос на проведение публичного мероприятия, включая информацию о характере и организаторах мероприятия, должен предоставляться в соответствующие местные исполнительные органы за 10 дней до даты проведения. Ряд собеседников МНВ БДИПЧ/ОБСЕ заявили, что данное положение используется для снижения осуждающей деятельности и подавления свободы собраний.
Позиция ЦИК. В законе "О порядке организации и проведения мирных собраний, митингов, шествий, пикетов и демонстраций в Республике Казахстан" от 17 марта 1995 года гарантируется свобода мирных собраний.
Некоторые ограничения на проведение мирных собраний вводятся для обеспечения общественного порядка, охраны здоровья населения и защиты прав и свобод других лиц. Так, проведение мирного собрания без запроса и уведомления соответствующих местных исполнительных органов может привести к блокированию движения на главных улицах города, нарушить покой и надлежащее лечение больных в больницах и госпиталях, привести к срыву учебных занятий в школах и к нарушению прав других людей.
Хотелось бы отметить, что в таком международно-правовом документе, как Сиракузские принципы толкования ограничений и отступлений от положений Международного пакта о гражданских и политических правах (Документ ООН Е/С 4/1985/4, Приложение (1985), для защиты здоровья населения предусматривается ограничение определенных прав.
Предварительный запрос на проведение мирных собраний, который должен быть направлен за 10 дней до мирного собрания, является разумным и оправданным ограничением и соответствует нормам международно-правовых документов. Таким образом, предварительный запрос используется в интересах обеспечения общественной безопасности, защиты здоровья населения, а не для снижения осуждаемой деятельности и подавления свободы собраний.
24. МНВ БДИПЧ/ОБСЕ получила информацию о том, что студентам и сотрудникам компаний дают указания голосовать за действующего президента. Сноска 19: Кустанайская и Мангыстауская области. Данное обстоятельство вызывает опасения о неправильном использовании государственных административных ресурсов.
Позиция ЦИК. Если каким то студентам и сотрудникам дали указания голосовать за конкретного кандидата, то это незаконно. В случае воспрепятствования насилием, обманом, угрозами, подкупом или иным способом свободному осуществлению гражданином права избирать предусматривается уголовная и административная ответственность (статья 150 Уголовного кодекса и статьи 112, 122 и 123 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях).
Если Миссия БДИПЧ/ОБСЕ сообщила бы о конкретных университетах и компаниях, руководители которых давали указания голосовать за того или иного кандидата, то Центризбирком и правоохранительные органы страны приняли бы незамедлительные меры.

IX. СМИ
25. В то время, как тональность освещения не анализируется, одной из задач комитета является выявление возможных дискредитирующих заявлений в СМИ.
Позиция ЦИК. Утверждение о том, что тональность освещения СМИ не анализируется, и в то же время ведется контроль по выявлению возможных дискредитирующих заявлений в СМИ, является противоречивым заявлением.
Пункт 7 статьи 27 Конституционного закона о выборах обязывает средства массовой информации осуществлять объективное освещение выборной кампании, воздерживаться от публикации агитационных материалов и иной информации, заведомо порочащих честь, достоинство и деловую репутацию того или иного кандидата. То есть одной из задач Комитета связи, информации и информатизации, который ведет учет всех заявлений в СМИ и передает эту информацию Центризбиркому, является выявление дискредитирующих материалов и заявлений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию того или иного кандидата.
В этой связи считаем, что данное утверждение Миссии БДИПЧ/ОБСЕ в отношении непроведения анализа тональности освещения СМИ компетентными органами не может быть критической. Более того, это является показателем четкого соблюдения законодательства о выборах.
26. Несмотря на работу большого количества СМИ, некоторые собеседники МНВ БДИПЧ/ОБСЕ сомневаются в их независимости. Представитель ОБСЕ по вопросам свободы СМИ несколько раз выступала с осуждением продолжающегося устрашения и закрытия независимых средств массовой информации в Казахстане, что влияет на ограничение плюрализма среди СМИ. Сноска 22: Представитель ОБСЕ по вопросам защиты СМИ, ноябрь 2014 г. Доступно по адресу: http://www.osce.org/fom/127436. 1 января вступил в силу измененный Уголовный кодекс, который содержит положения, согласно которым за клевету и оскорбление предусматривается уголовная ответственность, а также положения, касающиеся особой защиты официальных лиц, в частности Президента и его семьи, а также государственных служащих. Обновленный кодекс также содержит положение, касающееся распространения ложной информации, за которую грозит до десяти лет лишения свободы, а изменения, внесенные в 2014 году в Закон о коммуникациях позволяют прокурору временно отключать интернет-сайты в случае, если они распространяют информацию, являющейся "опасной" для отдельных лиц, общества и государства, или содержат призывы к "экстремистской" деятельности.
Позиция ЦИК. Компетентные органы республики каждый день проводят мониторинг обзора прессы, и до сегодняшнего дня не было выявлено каких-либо несбалансированных и необъективных заявлений частными средствами массовой информации касающихся политических, в том числе выборных, событий в стране. Сам факт того, что в Казахстане большинство СМИ являются частными, и они не подвергаются критике и какому-либо давлению со стороны государственных органов, является показателем объективности, независимости и сбалансированности частных СМИ в своей работе. Более того, с момента начала избирательной кампании не было закрыто ни одного СМИ, соответственно никакого ограничения плюрализма в СМИ нет.
Во многих развитых государствах мира, в том числе и в странах-участницах ОБСЕ, на законодательном уровне закреплены такие нормы, которые влекут за собой различного рода санкции как уголовно-правового, так и гражданско-правового характера и направлены на защиту прав всех граждан, а также определенного круга руководства страны, в том числе Президента страны, от необоснованных обвинений, клеветы и оскорблений. Республика Казахстан также относится к этому числу. Вместе с тем, следует подчеркнуть, что в примечаниях статей 373, 375, 376, 378 Уголовного кодекса Республики Казахстан отмечается, что публичные выступления, содержащие критические высказывания о проводимой Президентом Республики Казахстан политике, о депутатской деятельности депутата Парламента Республики Казахстан, о служебной деятельности представителя власти не влекут уголовной ответственности. А это – прямая законодательная гарантия свободы слова, свободы выражения мнений.
Неверной является утверждение Миссии о том, что "обновленный кодекс также содержит положение, касающееся распространения ложной информации, за которую грозит до десяти лет лишения свободы". Если внимательнее читать статью 130 Уголовного кодекса Республики Казахстан от 3 июля 2014 года, то можно увидеть, что "под клеветой понимается распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию". На суде обвинитель должен представить доказательства суду, что обвиняемый заведомо знал, что он распространял ложную информацию. Если человек распространяет ложную информацию, но при этом добросовестно заблуждается в ее ложности, то по казахстанскому законодательству он никак не может быть привлечен к ответственности за клевету. А это еще одни барьер, не позволяющий привлекать к уголовной ответственности за клевету добросовестного журналиста, критикующего власти, в том числе Президента, и допускающего какие-то неточности в силу незнания тех или иных обстоятельств.
Абсолютное большинство государств на планете, почти все европейские государства (Австрия, Германия, Италия, Испания, Португалия – всего 28 преимущественно стран Западной Европы) в своем уголовном законодательстве имеют разнообразные статьи об уголовной ответственности за клевету. И это не ограничивает плюрализм среди СМИ. Аналогичная ситуация складывается и в Казахстане.
Согласно статье 41-1 Закона Республики Казахстан "О связи" от 5 июля 2004 года "Сети и (или) средства связи, которые используются в преступных целях, наносящих ущерб интересам личности, общества и государства, а также для распространения информации, нарушающей законодательство Республики Казахстан о выборах, содержащей призывы к осуществлению экстремистской и террористической деятельности, массовым беспорядкам, проводимых с нарушением порядка, Генеральный Прокурор Республики Казахстан или его заместители должны внести в уполномоченный орган предписание об устранении нарушений закона с требованием о принятии мер по временному приостановлению работы сетей и (или) средств связи, оказания услуг связи, доступа к интернет-ресурсам и (или) размещенной на них информации".
Мы считаем, что призывы к насилию, экстремизму, которые являются опасными и побуждают к экстремизму, должны быть временно отключены до выяснения обстоятельств. Это – элементарная забота государства о безопасности своих граждан.

X. Жалобы и обращения
27. Законодательная база обеспечивает право на судебное разбирательство и пересмотр всем участникам избирательных процессов, но предоставляет право апелляции окончательных результатов выборов президенту, одной пятой части членов парламента, спикерам обеих палат парламента, и премьер-министру.
Позиция ЦИК. Для принятия решения по апелляции окончательных результатов выборов требуются веские основания. Должны быть установлены серьезные нарушения закона, которые не позволяют относиться с доверием к полученным результатам выборов.
Результаты выборов являются реализацией избирательных прав избирателей. Каждый голос избирателя является ценным. Если эти права избирателей не соблюдены, граждане вправе обратиться в суд с требованием защиты и восстановления их нарушенных избирательных прав. Однако нарушения прав одного или нескольких избирателей, зафиксированные в установленном законом порядке, сами по себе не могут повлечь предоставление права на апелляцию окончательных результатов выборов.
Таким образом, право на апелляцию выборов является весьма серьезным политическим и правовым средством, которое используется только в крайних случаях и в случаях, когда были действительно серьезные нарушения законодательства о выборах. Поэтому этим правом наделены только представители высшей власти, то есть Президент, который является гарантом единства государственной власти, одна пятая часть депутатов Парламента Республики Казахстан, которые избраны представителями народа, спикеры обеих палат парламента и премьер-министр.

XI. Местные и международные наблюдатели
28. МНВ БДИПЧ/ОБСЕ не обладает информацией о какой-либо группе гражданских наблюдателей, которая намерена принять участие в наблюдении.
Позиция ЦИК. Согласно статье 20-1 Конституционного закона о выборах наблюдателями от гражданской группы являются наблюдатели от политических партий, общественных объединений, некоммерческих организаций.
Каждому кандидату предоставляется право на привлечение к данной работе доверенных лиц, численность которых может достигать до 29 226 человек по стране. На сегодняшний день количество всех доверенных лиц кандидатов в Президенты составляет 29 343 доверенных лица, которые будут наблюдать за выборами в день голосования.
Право наблюдать представлено всем политическим партиям, общественным объединениям, некоммерческим организациям Республики Казахстан, которые, надо полагать, это право реализуют. На предыдущих избирательных кампаниях их наличие составляло по несколько десятков тысяч человек. Например, по итогам прошедших президентских выборов в 2011 году в день голосования 3 апреля осуществляли наблюдение за выборами 12 828 наблюдателей от 10 политических партий, от иных общественных объединений – 5 097, некоммерческих организаций – 466, Республиканской сети независимых наблюдателей (РСНН) – 649.
Кроме того, заседания Центризбиркома, нижестоящих избирательных комиссий республики постоянно посещают наблюдатели от двух Республиканских общественных объединений: это РОО "Юристы за справедливые выборы" и РОО "Республиканская общественная Комиссия по контролю за выборами в Республике Казахстан".
Учитывая вышеизложенное, сообщаем Миссии БДИПЧ/ОБСЕ, что Центризбирком собирает информацию по местным наблюдателям от гражданских групп населения и уточненные цифры представит сразу после дня выборов.

Список принятых сокращений
БДИПЧ – Бюро по демократическим институтам и правам человека
ВВП – валовый внутренний продукт
ДПК "АЗАТ" – Демократическая партия Казахстана "АЗАТ"
КНПК – Коммунистическая Народная партия Казахстана
КПК – Коммунистическая партия Казахстана
КСДП "Ауыл"- Казахстанская социал-демократическая партия "Ауыл"
МНВ – Миссия БДИПЧ/ОБСЕ по наблюдению за выборами
ОБСЕ – Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе
ООН – Организация Объединенных Наций
ОСДП – Общенациональная социал-демократическая партия
ОУИ – открепительное удостоверение избирателя
СМИ – средства массовой информации
ТИК – территориальная избирательная комиссия
УИК – участковая избирательная комиссия
ФРГ – Федеративная Республика Германия
ЦИК – Центральная избирательная комиссия Республики Казахстан


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Церемония официального вступления в должность Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева 30.04.2015
Премьер-Министр РК К.Масимов провел заседание Правительства 30.04.2015
Постановление Правительства Республики Казахстан от 27 апреля 2015 года №360 30.04.2015
В Астану вернулась копия Боевого знамени легендарной 72-й гвардейской дивизии 30.04.2015
Мангистау сделал свой выбор 30.04.2015
Голосует юность Мангистау 30.04.2015
Казахстан выделит миллион евро как вклад в завершение международных проектов на Чернобыльской АЭС 30.04.2015
Шойгу предложил возобновить производство бомбардировщиков Ту-160 30.04.2015
Рабочий график Главы государства 29.04.2015
Состоялось заседание Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан 29.04.2015

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
24.04.24 Среда
85. МИНДАГУЛОВ Алькен
85. ХАФИЗОВА Клара
79. САРМУРЗИНА Раушан
71. ХАЛБАЕВА Анипа
66. ИКСАНОВА Гульнар
65. КУЗЬМЕНКО Сергей
65. СУХОРУКОВА Наталья
65. ТОЛСТУНОВ Александр
63. ТЫНЫБЕКОВ Сериккали
62. ЖУНУСОВ Назымбек
61. АБДРАХМАНОВ Мурат
60. АБДУЛЛАЕВ Сакен
59. БЕЙСЕНБЕКОВ Женис
53. ЖЕТПИСБАЕВ Арман
53. ТОРЕБАЙ Канат
...>>>
25.04.24 Четверг
83. НОВИКОВ Никита
82. АЯПОВ Калкаман
79. КУРАКБАЕВ Куралбай
79. ШВАЙЧЕНКО Юрий
76. ДОСАЕВ Тасбулат
75. ЕЛЕМИСОВ Еркебулан
69. ДЖУРГЕНОВ Биржан
68. УТЕПОВ Болат
66. ТЕМИРХАНОВ Ерканат
64. УТЕУЛИНА Хафиза
63. КУЗЯКОВ Евгений
58. АУБАКИРОВ Каныш
56. АХТАМБЕРДИЕВ Ержан
55. КОЖАМКУЛОВ Мурат
55. ОМАРОВ Мурат
...>>>
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
66. ХАЙРУШЕВ Серик
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz