sayasat.org, 27 апреля
В минувшее воскресенье, 26 апреля, в Казахстане состоялись президентские выборы, которые определяли последние несколько месяцев повестку в стране. По результатам exitpoll действующий президент страны Нурсултан Назарбаев набрал 97,5% голосов избирателей и, таким образом, выиграл досрочные выборы президента. Традиционно вслед за президентскими выборами в стране следуют кадровые перестановки. О том, какие перемены ждут государственный аппарат, кто займет ключевые посты в стране, в комментарии специально для "Саясат" главный редактор Казахстанской биографической энциклопедии Данияр Ашимбаев Для многих казахстанцев и для казахстанского чиновничества определяющим является ни сколько процесс голосования или его итоги, поскольку эти параметры очевидны, а сколько распределение постов после выборов. По законодательству и политической традиции автоматически складывают свои полномочия руководитель администрации, премьер-министр, члены правительства и акимы регионов. Что касается исторического аспекта, то мы увидим, что премьер-министр свой пост сохраняет после выборов. Как правило, сохраняет свой пост и руководитель администрации в зависимости от результатов своей работы. По акимам и министрам идут небольшие изменения, в среднем затрагивающие порядка 10-15% от списочного состава. Также последуют определенные структурные изменения в составе администрации и правительства и возможно в составе акиматов. Видно, что большая ротация была проведена в преддверии выборов. Можно вспомнить административную реформу 2014 года и реформу правительства, а также те назначения, которые были в составе администрации президента и в составе акимского корпуса. Мы видим, что вернули ряд тяжеловесов, ряд откровенно слабых акимов отправили на другую работу. Как показали итоги выборов, действующая команда власти достаточно неплохо сработала. Но все же остались вопросы к ряду оставшихся персон. И тем более видно, что некоторые чиновники погрязают в скандалах, для некоторых сказывается нехватка политического веса. В некоторых епархиях некоторых чиновников происходит определенный бардак. Это связано нисколько с тем, что они плохие люди или некомпетентные, а с тем, что у них не хватает весу, чтобы заставить коллектив работать в команде. Также, думаю, затронут ряд министров. Не исключено восстановление ряда министерств Надо отметить, что подобная реорганизация связана не с тем, что кто-то плохо работает (к примеру, правительство), а с тем, что прошлогоднее сжатие было чересчур механическим. При покойном Нурлане Каппарове министерство охраны окружающей среды и водных ресурсов активно прорабатывало ряд базовых госпрограмм по водным ресурсам. Но в итоге полномочия бывшего МООСа оказались разбиты между Минэнерго и Минсельхозом. Это достаточно удивительно для Казахстана. Если не ошибаюсь, с конца восьмидесятых в правительстве был орган, который отвечал за экологическую политику, учитывая, что экологические проблемы у нас являются одними изключевых. Тем более есть масса обязательств перед Казахстаном, а также необходимость развития отдельных природных ресурсов – те же водные ресурсы. Восстановление подобного министерства было бы закономерным. Аналогично касается и министерства по ЧС. Что касается министерства транспорта и коммуникаций, о необходимости восстановления которого говорило ряд специалистов, то тут надо сказать, что его пребывание в составе Министерства по инвестициям и развитию имеет на самом деле массу плюсов. Одним из них можно назвать успешную реализацию с 2010-2014 годы программы ФИИР – первой пятилетки. Это удалось благодаря объединению массы ресурсов. Все программы были объединены в рамках одного министерства, куда входила: энергетика, геология, промышленность, инвестиционный блок. Это позволило решить массу проблем. В прошлом году многие отрасли "расползлись" – к примеру, ушла энергетика, но теперь транспортно-коммуникационный блок совместно с инвестиционно-промышленным блоком позволяет решать проблемы на более высоком уровне. Для интересов дела выделять Минтранском в отдельное министерство не целесообразно. Хотя, конечно, сейчас до сих пор идут противоречия между ведомствами, к примеру, к кому будут относиться СМИ, геология или молодежка. Такого рода разногласия идут постоянно, но, мне кажется, постоянное перекидывание из министерства в министерство ситуацию не улучшит. А сдача откровенно слабых министров (они являются членами крупных команд) может повлиять на политическую позицию их непосредственных кураторов. |