NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 25.04.2024 05:04 ast
03:04 msk

"Общая сумма средств республиканского бюджета, по которым не исполнен принцип результативности, составила 378,5 млрд. тенге"
Выступление члена Счетного комитета Жансеита Сарсенкулова на презентации в Мажилисе Парламента Республики Казахстан отчета Счетного комитета – заключения к отчету Правительства об исполнении республиканского бюджета за 2014 год
15.05.2015 / политика и общество

esep.kz, 14 мая

Уважаемые депутаты, участники заседания!
Представляем вашему вниманию Отчет Счетного комитета – заключение к отчету Правительства об исполнении республиканского бюджета за 2014 год.
Отчет состоит из пяти разделов и приложений.
В первом разделе представлены макроэкономические условия исполнения республиканского бюджета в 2014 году.
По нашей оценке, в целом, Правительством, уточненные параметры поступлений республиканского бюджета, а также взятые обязательства по расходам исполнены.
Вместе с тем, Счетным комитетом по итогам экспертно-аналитической и контрольной деятельности выявлены ряд проблем и недостатков при формировании и исполнении республиканского бюджета 2014 года.
Безусловно, замедление темпов мировой экономики и оптимизация государственных структур потребовали проведение уточнений и корректировок параметров республиканского бюджета.
Однако, на наш взгляд, при планировании доходов бюджета не были в полной мере учтены риски ухудшения мировой экономики.
На слайде вы видите тенденцию спада мировых цен на экспортные позиции, резкое падение цен приходится на вторую половину года.
Республиканский бюджет уточнялся дважды. Параметры бюджета многократно корректировались (24 раза), только в декабре – 5 раз, несмотря на то, что второе уточнение было проведено в ноябре.
Все это негативно отразилось на достижении поставленных прямых и конечных результатов ряда бюджетных программ, а также реализации отдельных этапов бюджетного процесса.
В прошлом году при обсуждении в Парламенте отчета об исполнении республиканского бюджета за 2013 год Счетный комитет рекомендовал внести в бюджетное законодательство четкое определение термина "неосвоение". Данная рекомендация по настоящее время не исполнена.
Кроме того, в Бюджетном кодексе используются термины "неисполнение" и "неиспользование", по которым также отсутствует понятийный аппарат.
Нерешение данного вопроса приводит к различному толкованию терминов и не позволяет выработать единый подход к оценке исполнения бюджета.
В связи с чем, Счетным комитетом проведена оценка исполнения республиканского бюджета за 2014 год на соблюдение основных принципов бюджетной системы.
Многократными уточнениями и корректировками параметров республиканского бюджета не обеспечено эффективное использование его средств администраторами бюджетных программ на достаточно качественном уровне.
По отчету Правительства сумма неосвоенных средств по затратам составила 18,6 млрд. тенге.
Остался нераспределенный резерв Правительства в размере 7,8 млрд. тенге.
По оценке Счетного комитета, общая сумма средств республиканского бюджета, по которым не исполнен принцип результативности, составила 378,5 млрд. тенге.
Поясню, из чего сложилась эта сумма.
Центральными государственными органами фактически не освоено 14,4 млрд. тенге. Кроме того, возвращены неиспользованные бюджетные кредиты и средства, полученные ранее (до 2014 года) из республиканского бюджета в размере 11,1 млрд. тенге.
Сумма, приостановленная к финансированию в связи с недостаточностью средств в республиканском бюджете, составила 17,6 млрд. тенге. Эту сумму мы не относим к неосвоенной, так как она не дошла до администраторов бюджетных программ, в то же время, отмечаем, что запланированные на эти средства результаты не достигнуты.
Местными исполнительными органами неисполнение целевых трансфертов и бюджетных кредитов составило 3,8 млрд. тенге. Кроме того, возвращены в бюджет неиспользованные и использованные не по целевому назначению целевые трансферты в сумме 9,7 млрд. тенге.
На контрольных счетах наличности субъектов квазигосударственного сектора на конец года образовался остаток средств республиканского бюджета 2014 года в размере 321,9 млрд. тенге.
Обращаем ваше внимание, что сумма нераспределенного резерва Правительства (7,8 млрд. тенге) не включена нами в общую сумму, по которым не обеспечен принцип результативности.
Несомненно, на неисполнение доходной части бюджета повлияло снижение мировых цен на экспортные позиции и, как следствие, снижение экономической активности предприятий.
В то же время, по нашему мнению, ненадлежащее качество налогового и таможенного администрирования привело к снижению налоговой дисциплины и потерям поступлений в республиканский бюджет.
В 2014 году недоимка по налоговым поступлениям увеличилась на 33,7 млрд. тенге, или почти в 2 раза по сравнению с 2013 годом и составила 78 млрд. тенге.
Кроме того, контролем Счетного комитета установлено занижение данных по недоимке путем необоснованного присвоения органами государственных доходов статуса банкрота налогоплательщикам.
Допущены факты предоставления недостоверных сведений в налоговых декларациях.
Сроки проведения процедур ликвидационных налоговых проверок по заявлениям налогоплательщиков затягивались, тем самым истекали сроки исковой давности по налоговым обязательствам и требованиям.
По нашим проверкам только в Карагандинской области из-за приостановления ликвидационной проверки по одному предприятию сумма потерь бюджета составила около 10 млрд. тенге. При этом анализ сделок данного предприятия показал наличие признаков "лжепредпринимательства" и взаимосвязи с рядом "обнальных фирм". И таких фактов в нашем отчете предостаточно.
Объемы авансирования республиканского бюджета за счет платежей будущих периодов увеличиваются, максимальные налоговые поступления приходятся на конец года.
Как правило, излишне уплаченные суммы налогов в отчетном году отражаются на невыполнении плана в очередном финансовом периоде, налагая тем самым определенное бремя на республиканский бюджет.
Так, переплата по налоговым поступлениям по состоянию на 1 января 2015 года увеличилась на 119 млрд. тенге и составила 1 691,3 млрд. тенге - это почти половина (46%) всех налоговых поступлений 2014 года.
Не один год Счетный комитет поднимает вопрос расхождения статистических данных по объемам экспорта товаров Китайской Народной Республики с объемами импорта в Республику Казахстан.
Нами проведен детальный анализ информации Центрального таможенного органа Китая по экспорту налогоемких товаров, таких как обувь, одежда, изделия из кожи, запасные части для автомашин.
Результаты подтвердили выводы Счетного комитета, что основной причиной несоответствия в статистических данных Казахстана и Китая является недостоверное и неполное декларирование казахстанской стороной импорта товаров китайского происхождения.
Только по двум таможенным постам ("Калжат" и "Бахты") возможные недопоступления таможенных платежей и налогов по указанным товарам за 2013 год, по нашей оценке, составили 22,7 млрд. тенге.
В отчетном периоде дебиторская задолженность в сравнении с 2013 годом увеличилась на 48 млрд. тенге и достигла 170 млрд. тенге.
Причинами образования значительных объемов дебиторской задолженности явились устоявшиеся системные проблемы, такие как несоблюдение финансовой дисциплины, предоплата за товары и услуги, отсутствие соответствующего анализа рисков, слабая претензионная исковая работа и затягивание исполнения судебных решений.
Кредиторская задолженность увеличена почти в 2 раза и достигла около 70-ти млрд. тенге. Около трети из них (20,6 млрд. тенге) образовалось из-за проведения секвестрирования бюджета при исполнении республиканского бюджета без надлежащего предварительного анализа оплаченных обязательств и проработки с администраторами бюджетных программ.
Кроме того, установлены недостача сумм по активам, запасам и хищение денежных средств, несвоевременное предоставление счетов-фактур, а также возврат счетов к оплате.
В 2014 году расходы средств республиканского бюджета на приобретение финансовых активов возросли почти в 3 раза к уровню 2013 года и после двух уточнений и корректировок бюджета увеличены в 3,7 раза до 480 млрд. тенге.
Вместе с тем, сумма остатков бюджетных средств на контрольных счетах наличности субъектов квазигосударственного сектора на конец года составила 344,5 млрд. тенге.
Счетным комитетом неоднократно указывалось на необходимость финансирования субъектов квазигосударственного сектора по мере завершения определенного этапа проекта, достижения поставленных целей, задач и освоения предусмотренных бюджетных средств.
Кроме того, причинами образовавшегося остатка на контрольных счетах наличности субъектов квазигосударственного сектора явились:
– позднее перечисление бюджетных средств администраторами бюджетных программ;
– несвоевременное проведение конкурсных процедур;
– корректировка проектно-сметной документации строительных объектов, перенос сроков их реализации;
– неурегулированность на законодательном уровне механизма по доиспользованию либо возврата в бюджет экономии по государственным закупкам.
В отчетном году при реализации 2-х государственных и 15-ти отраслевых программ установлены нарушения бюджетного и иного законодательства на 127,7 млрд. тенге, неэффективно использовано 56 млрд. тенге.
Качество разработки программных документов оставляет желать лучшего. Ряд мероприятий, целевых индикаторов и показателей программ дублируются. По отдельным показателям не обозначены количественные значения, что затрудняет объективно провести оценку достигнутых результатов.
Кроме того, координаторами и соисполнителями государственных и отраслевых программ не обеспечивались на качественном уровне мониторинг и контроль за их реализацией.
Не на должном уровне проводилась работа по взаимодействию с местными исполнительными органами, в том числе вопросы софинансирования программ.
При реализации Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию на 2010-2014 годы из 770 проектов, введенных в эксплуатацию, с полной проектной мощностью функционируют менее половины (42%), или 322 проекта. Кроме того, простаивают 14 предприятий. Не создано, тем самым, около 2 тыс. рабочих мест, не обеспечена своевременность возврата заемных средств в сумме 7,7 млрд. тенге (выданных АО "НУХ "Казагро" и АО "Банк Развития Казахстана").
К примеру, построенный в 2006 году в Южно-Казахстанской области хлопкоперерабатывающий завод мощностью 60 тыс. тонн хлопка-сырца в год стоимостью 1,5 млрд. тенге, вследствие неучтенных тенденций сокращения посевных площадей хлопчатника и снижения конкурентной среды, загружен наполовину своей производственной мощности.
В связи с отсутствием оборотных средств и квалифицированных кадров в Костанайской области не функционирует бройлерная птицефабрика стоимостью 3,2 млрд. тенге.
Кроме того, в Карту индустриализации включены отдельные проекты, имеющие низкую либо нулевую добавленную стоимость.
Непроведение детального анализа текущей языковой ситуации, недостаточная работа по выявлению проблем при реализации предыдущих программных документов привели к некачественной разработке Государственной программы развития и функционирования языков в Республике Казахстан на 2011 – 2020 годы и, как следствие, препятствовали достижению поставленных целей и задач.
Как показали результаты контроля, основными причинами недостижения явились отсутствие нормативного и методологического сопровождения программы.
Оценка использования средств республиканского бюджета центральными государственными органами и достижения ими запланированных прямых и конечных результатов представлена также в третьем разделе Отчета.
Уважаемые депутаты!
На развитие регионов из средств республиканского бюджета ежегодно выделяются значительные объемы трансфертов, динамика которых показывает тенденцию их роста.
На сегодня трансферты из республиканского бюджета являются основным источником социально-экономического развития регионов.
В 2014 году объемы трансфертов возросли в сравнении с 2013 годом на 258 млрд. тенге и составили 2,2 трлн. тенге.
Для предоставления большей самостоятельности местным исполнительным органам в стимулировании развития регионов, выравнивания различий в социальной сфере в 2012 году были внесены изменения в методику расчетов трансфертов общего характера. Однако, на наш взгляд, существенных ожидаемых результатов они не принесли.
В 2014 году налоговые поступления местных бюджетов на душу населения по сравнению с 2013 годом уменьшились на 3,4% и составили 83,2 тыс. тенге.
В доходах областей по итогам 2014 года доля трансфертов в среднем составила 58,4%, снизившись лишь на 0,3 процентных пункта к 2013 году.
Снизилась доля собственных доходов в 5-ти областях: Атырауской (на 3%), Костанайской (на 2,5%), Северо-Казахстанской (на 1,3%), Южно-Казахстанской (на 1,1%) и Жамбылской (на 0,7%) областях.
Собственными доходами свыше 70% обеспечены только три региона – г. Алматы, Мангистауская и Атырауская области, на уровне 50% – Павлодарская, Актюбинская и Карагандинская области.
В отчетном периоде местными исполнительными органами не освоены, использованы не по целевому назначению, возвращены в бюджет средства республиканского бюджета в размере 13,1 млрд. тенге.
Кроме того, по результатам контроля сумма выявленных финансовых нарушений при формировании и использовании целевых трансфертов составила 243,1 млрд. тенге, увеличившись по сравнению с 2013 годом на 40%.
Основную долю из них занимают нарушения по целевым трансфертам на развитие (83,4%) допущенные центральными (49,5 млрд. тенге) и местными (193,6 млрд. тенге) государственными органами при реализации инвестиционных проектов.
В четвертом разделе нашего Отчета вы можете ознакомиться с оценкой эффективности реализации инвестиционных проектов центральными государственными и местными исполнительными органами.
При уточнениях и корректировке республиканского бюджета были исключены утвержденные ранее 39 проектов стоимостью 28,8 млрд. тенге и включен 161 проект на сумму 29,4 млрд. тенге.
Из 247 республиканских инвестиционных проектов запланирован к завершению в 2014 году 81 проект, фактически завершено 68, не освоено 8,1 млрд. тенге.
При проведении контроля реализации инвестиционных проектов ежегодно нами выявляются одни и те же системные проблемы. Это некачественное формирование бюджетных заявок, выделение средств республиканского бюджета при отсутствии проектной и предпроектной документации.
Кроме того, не на должном уровне разрабатывается техническая документация проектов и, соответственно, в нее вносятся изменения, затягиваются сроки согласования, утверждения и сдачи в эксплуатацию, происходит удорожание стоимости всего проекта.
Так, первоначальная сметная стоимость всех инвестиционных проектов, которые реализовывались центральными государственными органами в 2014 году (5 885,7 млрд. тенге), увеличилась более чем на 30 млрд. тенге, в основном, из-за включения дополнительных объемов работ, ранее не учтенных в утвержденной документации.
К примеру, сметная стоимость проектов Министерства образования и науки, после внесенных корректировок увеличилась на 5,2 млрд. тенге.
По результатам контроля выявлены нарушения при реализации республиканских инвестиционных проектов и использовании целевых трансфертов на развитие на общую сумму 34,3 млрд. тенге, из них 8,6 млрд. тенге – средства республиканского бюджета 2014 года.
При реализации бюджетных инвестиционных проектов, в основном, нарушались требования Бюджетного кодекса (33,9%), законодательства об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности (29,5%), о государственных закупках и правил ведения бухгалтерского учета (5%).
Объем средств, выделенных из республиканского бюджета на реализацию инвестиционных проектов посредством целевых трансфертов на развитие в 2014 году, составил около 617 млрд. тенге с превышением на 102 млрд. тенге объемов 2013 года.
В 2014 году в регионах из более полутора тысячи инвестиционных проектов к завершению планировалось 983 проекта, фактически завершено 866, или незавершенными остались117 проектов.
Кроме того, первоначальная сметная стоимость региональных инвестиционных проектов увеличилась на 64 млрд. тенге.
В отчетном периоде в рамках контрольно-аналитических мероприятий (220 объектов)в регионах установлены финансовые нарушения на сумму 171 млрд. тенге.
Как показали итоги контроля реализация проектов, содержащих необоснованные расчеты, приводит к ряду негативных последствий, отражающихся на бюджете региона, качестве строительных объектов, своевременности ввода их в эксплуатацию.
Отдельные социально-значимые объекты осуществлялась при отсутствии технических документов либо положительных экспертных заключений уполномоченных органов.
Непроработанность местными исполнительными органами вопросов софинансирования инвестиционных проектов, реализуемых из средств республиканского бюджета, привело к затягиванию сроков сдачи объектов в эксплуатацию, удорожанию их стоимости.
Подробная информация об оценке эффективности использования трансфертов и реализации инвестиционных проектов представлена в 4-ом разделе Отчета.
В пятом разделе Отчета представлены выводы и рекомендации Счетного комитета по итогам проведенных контрольно-аналитических мероприятий и оценке эффективности исполнения средств республиканского бюджета за 2014 год.
Наши рекомендации направлены на совершенствование формирования и исполнения средств республиканского бюджета, повышение эффективности их использования. Уделено внимание вопросам улучшения деятельности субъектов квазигосударственного сектора.
Внесены предложения по внесению изменений в бюджетное и иное законодательство, в том числе предусматривающие повышение эффективности бюджетного процесса, качества разработки программных документов, усиление ответственности уполномоченного органа по планированию и исполнению бюджета.
В приложении Отчета представлены основные итоги контрольных мероприятий и деятельности Счетного комитета.
В 2014 году проведено 29 контрольных мероприятий на 323 объектах контроля с охватом бюджетных средств в размере 1,8 трлн. тенге, в том числе средства республиканского бюджета 2014 года, в сумме 548,2 млрд. тенге.
Количество объектов контроля в сравнении с 2013 годом сократилось в связи с объявлением моратория на проверку субъектов малого и среднего предпринимательства на 149 единиц (на 31,6%).
Выявлены нарушения на сумму 642,8 млрд. тенге, в том числе нарушения по средствам республиканского бюджета 2014 года – 111,9 млрд. тенге.
Из общего объема нарушений финансовые нарушения составили – 541,7 млрд. тенге, нарушения процедурного характера – 101,1 млрд. тенге. Объем неэффективно использованных бюджетных средств и активов государства составил 162,9 млрд. тенге.
По итогам 2014 года доля выявленных нарушений к объему средств, охваченных контролем, выросла в 2,5 раза в сравнении с 2013 годом и составила более 35%.
Из общей суммы финансовых нарушений основную долю более 80-ти процентов составляют нарушения, допущенные при расходовании бюджетных средств, при проведении государственных закупок – 4%, при использовании активов государства – 13%, по доходам – 2%.
Из 102,6 млрд. тенге, подлежащих восстановлению, возмещено с наступившими сроками 91,4 млрд. тенге, или 89%.
В правоохранительные органы для принятия процессуальных решений направлено 22 материала контроля.
За отчетный период к дисциплинарной ответственности привлечено 221 должностное лицо, к административной ответственности – 41 должностное лицо и 74 юридических лица.
В реализацию наших рекомендаций по повышению качества планирования бюджетных средств, совершенствованию методик прогнозирования показателей развития регионов, расчета объемов трансфертов и субвенций Правительством приняты необходимые меры.
К примеру, Министерством национальной экономики усовершенствована методика учета доходов, имеющих постоянный характер, при прогнозировании местных бюджетов.
Министерством финансов пересмотрены Правила составления и представления бюджетной заявки в части обоснованности расходов по статьям затрат с расшифровкой их в разрезе операций и событий с приложением подтверждающих документов.
Вкратце основные позиции Счетного комитета по исполнению республиканского бюджета за 2014 год мною изложены.
Благодарю за внимание!


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
К.Токаев: План нации является глобальной повесткой дня 29.05.2015
Премьер-Министр РК Карим Масимов провел ряд двусторонних встреч в рамках предстоящих заседаний СГП СНГ и ЕМПС 29.05.2015
Б. Сагинтаев прокомментировал затягивание вхождения Казахстана в ВТО из-за Монголии 29.05.2015
Казахстан занял 37 место в рейтинге Индекса развития человеческого капитала 29.05.2015
За 1 квартал 2015 года в РК вернулись свыше 1 тыс этнических казахов 29.05.2015
Мастера искусств Казахстана выступили в Астрахани 29.05.2015
Зачем Казахстану заботиться о других странах? 29.05.2015
МИД Казахстана: потенциал России в Ближневосточном регионе огромен 29.05.2015
ИГИЛ намерен вернуть миру халифат 29.05.2015
Рабочий график Главы государства 28.05.2015

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
25.04.24 Четверг
83. НОВИКОВ Никита
82. АЯПОВ Калкаман
79. КУРАКБАЕВ Куралбай
79. ШВАЙЧЕНКО Юрий
76. ДОСАЕВ Тасбулат
75. ЕЛЕМИСОВ Еркебулан
69. ДЖУРГЕНОВ Биржан
68. УТЕПОВ Болат
66. ТЕМИРХАНОВ Ерканат
64. УТЕУЛИНА Хафиза
63. КУЗЯКОВ Евгений
58. АУБАКИРОВ Каныш
56. АХТАМБЕРДИЕВ Ержан
55. КОЖАМКУЛОВ Мурат
55. ОМАРОВ Мурат
...>>>
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz