ombudsman.kz, 19 мая
Сегодня в Астане состоялся брифинг Уполномоченного по правам человека Аскара Шакирова в Службе центральных коммуникаций при Президенте Республики Казахстан. В своем выступлении казахстанский Омбудсмен осветил вопросы развития национальной системы защиты прав человека и условия для развития гражданского общества в контексте 5 институциональных реформ, выдвинутых Президентом страны. В частности, А. Шакиров дал характеристику тесной взаимосвязи каждой из них с актуальными для страны правозащитными вызовами. – Взаимодействие с гражданами является ключевым вопросом. Предоставление качественных, полных, своевременных, адекватных и надлежащего характера государственных услуг – непременное условие и основа для обеспечения прав человека во всем их многообразии, – заявил правозащитник. Он обратил внимание журналистов на то, что "Президент страны вкладывает самый широкий смысл в понятие государственных услуг – это фактически любое взаимодействие с гражданами должностных лиц в рамках компетенции". – Это может быть обеспечение освещения улиц, строительство школ и больниц, предоставление надлежащего лечения, выдача адресной справки, контроль над качеством продуктов, предотвращение правонарушений и любые другие действия, – уточнил выступающий. Было отмечено, что "реформы направлены на самый широкий комплекс гражданских, политических, социальных, культурных и экономических прав". По словам Омбудсмена, общество и СМИ пристально наблюдают за качеством работы госслужащих и реформа в этой связи в полной мере своевременна. Это в свою очередь подразумевает и совершенно новый уровень гражданского самосознания, свидетелями стремительного роста которого мы стали в последнее время. Об этом, в частности, говорит беспрецедентно активное участие казахстанцев в прошедших президентских выборах. Опыт деятельности национального правозащитного учреждения демонстрирует "перспективы и возможности государственно-гражданского партнерства": эффективность регулирования, максимальный охват всех заинтересованных сторон, участие общества в принятии решений, прямой контакт госслужащих с населением, а также адекватное, оперативное и действенное решение конкретной выявленной проблемы". Парадоксально, что граждане в жалобах к Омбудсмену апеллируют к конкретным нормам законов и международных документов, в то время как зачастую отдельные должностные лица, прежде всего на местном уровне, игнорируют необходимость дачи обоснованного, четкого и предметного ответа гражданам на поставленные ими вопросы и проблемы. – Если гражданское общество сегодня перешагнуло в 21-й век с Главой государства, то отдельные чиновники в каком-то смысле остались в том Казахстане, жители которого не знали законов и не требовали высокого качества управления, – резюмировал выступающий. Именно поэтому важно проводить работу по повышению профессионализма госслужащих в регионах, от которых зависит, "решится вопрос своевременно или проблема гражданина обрастет новыми административными препонами, что потребует вмешательства центральных органов". – Институциональные реформы Лидера нации являются важнейшим условием и концептуальной основой следующего этапа развития гражданского общества, – констатировал А. Шакиров. Коснувшись вопроса актуальности пяти институциональных реформ, Омбудсмен ознакомил журналистов с опытом работы своего учреждения по рассмотрению жалоб граждан, в том числе по защите права на охрану здоровья, интересов детей и людей с инвалидностью, жилищных и трудовых прав. По окончании выступления Омбудсмен ответил на вопросы журналистов. |