NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 29.03.2024 06:23 ast
04:23 msk

Победа, "колония" и "новые герои". Часть 2
Изменилось ли отношение казахстанцев к победе в Великой Отечественной войне? Насколько вписываются в контекст истории так называемые "новые герои", вроде Мустафы Шокая? Страдают ли жители РК от "постколониального синдрома"?
22.05.2015 / политика и общество

Азамат Ибраев

Изменилось ли отношение казахстанцев к победе в Великой Отечественной войне? Насколько вписываются в контекст истории так называемые "новые герои", вроде Мустафы Шокая? Страдают ли жители РК от "постколониального синдрома"? Ведущие эксперты осветили эти крайне актуальные для казахстанского социума моменты.
Экспертам был предоставлен перечень вопросов, напрямую связанных с нынешним переосмыслением советского исторического периода:
1. Каким образом вы оцениваете восприятие Великой Отечественной войны и советской истории в современном обществе? Носит ли оно положительный или отрицательный характер? Как вы воспринимаете тезис "это была не наша война"?
2. Воспринимаются ли обществом исторические уроки? Какие изменения в трактовку истории вносят появившиеся в последнее время "новые герои" (яркий представитель данной когорты Мустафа Шокай).
3. Чем опасна фальсификация истории и насколько это явление, по вашему мнению, распространено?
4. Какой смысл вкладывается в распространившийся термин "постколониальный синдром"? Ощущаете ли вы влияние указанного синдрома на себе?
Главный научный сотрудник Казахстанского института стратегических исследований при президенте РК Юрий Булуктаев советует тем, кто находит у себя "постколониальный синдром", смотреть вперед, а не выискивать негатив в прошлом.
– Мероприятия, состоявшиеся на День Победы, еще раз подтвердили, что этот праздник в народной памяти сохраняется незыблемо. Например, акция Бессмертный полк прошла с необычайным успехом, в том числе, в городах Казахстана. Думаю, те, кто пытается вбросить в бочку меда ложку дегтя, и говорят о "не нашей войне", составляют сегодня ничтожное меньшинство. Надеюсь, после праздника они еще раз это ощутили. Все фальсификации вокруг Великой Отечественной войны, по моему мнению, представляют собой попытки размыть коллективную, даже можно сказать, генетическую память, передающуюся от поколения к поколению. Более того – передается память победителей. А те, кто пытается эту память исказить и осквернить, тем самым вытравляют дух победителей. Я в 68-м году служил в советской армии в Германии, и когда беседовал с местными немцами, некоторые говорили, что не испытывают ненависти "к вам, советским солдатам, но в нас сидит это чувство – проигравших, побежденных, и чувство боли из-за этого". Некоторые немцы считали, что следующим поколениям они передают "дух побежденных". Один пожилой человек сказал мне, что такие чувства не дают ему покоя. Следовательно, дух победителей нужно сохранять и передавать из поколения в поколение, потому что всегда лучше быть победителем, чем побежденным. Тем более, что победили мы фашизм, самую страшную угрозу человечеству. Советский солдат прославился именно тем, что устранил угрозу всей земной цивилизации и, в том числе, освободил народы Европы. Некоторые европейцы сейчас тоже пытаются несколько "размазать" победу советских войск. Поэтому в отношении всяческих фальсификаторов могу сказать: их усилия, прежде всего, направлены на то, чтобы вбить клин между народами-победителями, в настоящее время проживающими в разных странах. Сторонники тезиса "не наша война" показывают молодому поколению, детям то, что, якобы, их предки воевали не на правой, "чужой" стороне. Но это неправда, потому что наши солдаты показывали на фронтах небывалый героизм. Я не знаю, как долго продлится нынешнее отношение народа к войне, но уверен – благодарная память продержится еще несколько поколений, и эстафета победителей будет передаваться.
В первую очередь заявления о "не нашей войне" носят политический характер. Недаром, в Европе пропагандируется та точка зрения, что войну выиграли США и Великобритания. Идет перетягивание каната, раз победили, значит, должны сохранять доминирующее положение в Европе, в умах европейцев. А на самом деле второй фронт был открыт только в 1944 году, когда США стало ясно, кто в этой войне победит. До того они выжидали: кто победит – Гитлер или Советский Союз? Открыв второй фронт, они поспешили занять Западную Европу, потому что им было нужно воспользоваться ситуацией, плюс гитлеровские вояки в большинстве случаев тоже побежали именно к западным армиям – сдаваться.
Что касается Казахстана, то тут тоже есть свои мелкие деятели, которые, с одной стороны, пытаются самоутвердиться на пропаганде "не нашей войны", а с другой стороны, большинство из них являются теми, кого называют грантоедами. Они выступают с позиций тех, кто дает им гранты, то есть западных стран. Причем не нужно забывать, что если в нашем народе преобладают потомки победителей, то, возможно, присутствуют и потомки тех, кто был в плену или был обижен на советскую власть. И, тем не менее, их крайне мало.
Я не ощущаю влияние "постколониального синдрома" на себе. Его, полагаю, ощущают те, кто страдает комплексом неполноценности. Здесь тоже своего рода политика. Утверждающие, что Казахстан был колонией России, должны вспомнить, сколько в советские годы было сделано – прошла индустриализация, в начале 30-х годов появились первые высшие учебные заведения, ведь до этого не было ни одного вуза. Даже железной дороги не было. Поэтому говорить о "колонии" можно только преследуя сугубо политические цели. Вообще, нужно смотреть вперед, а не оглядываться назад, видя там лишь черные краски.
Президент общественного фонда "Центр социальных и политических исследований "Стратегия" Гульмира Илеуова считает, что всякий искусственно привнесенный негатив в оценке исторических событий не способен долгое время влиять на общество.
– По существу глобального пересмотра советской истории в Казахстане не было. Героика Великой Отечественной войны в целом сохраняется, поэтому особенно новых героев я не нахожу. Напротив, тем же Алие Молдагуловой, Маншук Маметовой, Бауыржану Момышулы стало уделяться еще больше внимания. Их подвиги по-прежнему представляют значительную общественную ценность. Что касается пересмотра "плюсов и минусов", категорий "победитель-побежденный" и тезиса "это была не наша война", то данный фактор присутствует в отдельных категориях, но его массовой распространенности я не вижу. Мустафа Шокай, как представитель "другого лагеря", в данном случае Туркестанского легиона, в принципе, и раньше присутствовал в исторических трудах, о нем знали, о нем писали книги, нельзя сказать, что он возник из ниоткуда. Когда начинается глубинное, детальное рассмотрение его роли и политики, вскрываются новые факты, и поскольку попытка пересмотра результатов войны присутствует, то появилась возможность говорить о Мустафе Шокае не с категорически отрицательной точки зрения. Кстати, если говорить о "новых героях" в целом, то кроме него я даже не могу привести кого-то в пример. Во всяком случае, в Казахстане однозначно нет такого явления, как в той же Украине, когда десятки и сотни человек, бывших в войну представителями "другого лагеря", бандеровцами, вдруг объявляются героями. С какой-то точки зрения украинский феномен обусловлен тем, что война шла непосредственно на территории этой страны, значит, и процесс переоценки протекает там более бурно. Но опять же, в Белоруссии, тоже сильно пострадавшей в ВОВ, мы ничего подобного не наблюдаем, не наблюдаем в украинском масштабе.
В основном все попытки пересмотра войны локализуются в социальных сетях, изредка выплескиваясь в СМИ, как, например, некоторое время назад в Усть-Каменогорске подали в суд на газету, писавшую о Шокае. При этом широко обсуждается, как правило, только пантюркистский аспект его деятельности, не затрагивающий рейх, вермахт и т.д.
Если говорить о "постколониальном синдроме", то если сегодня уже на всех уровнях признается, что период так называемого "добровольного вхождения", как говорили раньше или "оккупации", как говорят теперь, был в действительности, то, по идее, после такого периода должен возникнуть и постколониальный синдром.
Однако здесь есть существенный фактор – на Казахстан "наложились" две империи, Российская и советская. И если в Российскую империю Казахстан вошел в качестве колонии, то в советский период он колонией не был, он был полноправным участником строительства этого государства. Однозначно могу сказать, что я, являясь продуктом советской системы, этого синдрома не ощущаю. Советская система, все же, не строилась на принципах колониальной зависимости.
Трудно также судить, насколько момент невладения родным языком у некоторой части казахстанцев укладывается в понятие данного синдрома. Если меня что-то здесь и "кололо", то моя дочь учится в казахской школе, возможно, я так компенсировала некий дискомфорт. Возможно, также у кого-то присутствует комплекс неполноценности, но я его не чувствую. У меня хорошее образование, хорошая профессия, и при желании я бы могла работать в любой другой точке мира.
Если ж анализировать "страдающих" этим синдромом, то отрицая что-то (в данном случае общее советское прошлое) достаточно сложно выстроить консолидирующую модель. Отрицание и негатив вообще крайне мало помогают в строительстве чего-либо, хотя такой путь гораздо проще, в данной системе координат можно легко определять, кто "плохой", а кто "правильный". Но когда ты отрицаешь, ты должен предложить что-то взамен, а если позитивного предложения нет, и отрицание длится и длится, то у подобной модели мобилизационный и консолидирующий потенциал будет краткосрочным. Тем не менее, чтобы предложить какой-то новый путь, нужно иметь в голове нечто стоящее, некую картину нового мира, ясные цели, пусть и достижимые только через много лет. Нужно понимать, что на достижение этих целей, возможно, придется положить всю свою жизнь, и результата при жизни не увидишь. Длительная, кропотливая работа не подходит тем людям, которые хотят быстрых и заметных результатов, поэтому они идут по пути нагнетания, распространения "страшилок", используют тактику, дающую сразу заметный общественный "выхлоп".
Как социолог я отмечу, что негатив, отторжение, уныние – это те инструменты, с помощью которых общество не удержишь надолго в нужном "тонусе". Они могут работать лишь в краткий период, на определенной группе и при определенных, исключительных обстоятельствах. На перспективу это провальная идеология.
Можно возразить, что, дескать, данный посыл реализовал себя на Украине. Но если смотреть отстраненно, то экономическая ситуация там ухудшается, а она и так была неважной, мобилизационная сила подобной идеологии снижается. Между тем, война удобна для обеих сторон, в том числе, и для киевской стороны, поскольку она дает возможность бороться с тем же самым "колониальным прошлым" достаточно долго. Война закончится, и может возникнуть вопрос: каких результатов добились? А ответ на него вполне может показать провал внутренней политики. Войну и искусственное нагнетание негатива любое общество не в состоянии терпеть бесконечно.
По мнению политолога Марата Шибутова, развитие "постколониального синдрома" крайне опасно для казахстанского общества, и грозит ему судьбой африканских стран.
– Восприятие Отечественной войны продолжает быть положительным, однако теряет часть остроты – ведь ее очевидцев и участников все меньше и меньше в силу возраста. Но в целом восприятие становится менее идеологизированным, более информативным и содержит меньше клише. Людям стало доступно гораздо большее количество источников. А насчет "не наша война" – просто вылезли потомки коллаборационистов, дезертиров и уклонистов, которые раньше помалкивали, потому что подвергались общественному порицанию, а сейчас это уже безопасно. Или такие мысли высказывают люди, для которых подвиг их предков ничего не значит. В общем, эта не та публика, к которой стоит прислушиваться, особенно в казахской среде, где есть культ как предков, так и батыров в принципе.
Я не думаю, что в массовом сознании трактовки ВОВ как-то радикально поменялись – посмотрите, как проходит празднование 9 мая. И попытки внести в военный пантеон людей, особого отношения к войне не имеющих, особого успеха не имеют. Не того уровня личности, не того уровня их достижения.
Фальсификация истории очень опасна для таких обществ, как наше, еще не умеющее смотреть на политику отстранено, рационально и прагматично, и поэтому постоянно ищущее поддержку в прошлом. А если прошлое было искажено, то и решение, принятое на основе взгляда на исторические события, будет неправильным и приведет к проблемам. Но пока особо больших фальсификаций истории не видно, эта деятельность пока остается уделом фриков.
Постколониальный синдром – это такая смесь комплексов, обид и негативных эмоций, которые, однако, все равно присутствуют в колониальной форме мышления. В этой форме мышления все равно центральной фигурой является фигура колонизатора – с ним борются, его ненавидят, его наследие уничтожают, ищут ему замену и т.д. То есть при таком синдроме государство и народ не развиваются сами, не являются самодостаточными субъектами, а становятся лишь приложением к фигуре условного колонизатора, как его жертвы или как борцы с ним. Это очень опасное явление, подкосившее государственность и развитие народов Африки. Главное – не допустить подобного развития событий у нас, не допустить, чтобы люди с таким синдромом стали в Казахстане мейнстримом, иначе будет только регресс.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
К.Токаев: План нации является глобальной повесткой дня 29.05.2015
Премьер-Министр РК Карим Масимов провел ряд двусторонних встреч в рамках предстоящих заседаний СГП СНГ и ЕМПС 29.05.2015
Б. Сагинтаев прокомментировал затягивание вхождения Казахстана в ВТО из-за Монголии 29.05.2015
Казахстан занял 37 место в рейтинге Индекса развития человеческого капитала 29.05.2015
За 1 квартал 2015 года в РК вернулись свыше 1 тыс этнических казахов 29.05.2015
Мастера искусств Казахстана выступили в Астрахани 29.05.2015
Зачем Казахстану заботиться о других странах? 29.05.2015
МИД Казахстана: потенциал России в Ближневосточном регионе огромен 29.05.2015
ИГИЛ намерен вернуть миру халифат 29.05.2015
Рабочий график Главы государства 28.05.2015

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>
31.03.24 Воскресенье
76. СЕРКЕБАЕВ Алмас
71. РАИМЖАНОВ Абдыхапар
70. ЧЕСНОКОВ Анатолий
67. МИНЕЕВА Ирина
65. АКМОЛДАЕВА Елена
65. КУБЕЕВ Еркин
63. КЕРИМХАНОВА Гульнара
62. КИМ Марина
62. МЕНДЕКИНОВА Гульжан
56. ЖАНЖУМЕНОВ Талгат
53. АББАС Бауыржан
52. АЛПЫСБАЕВ Канат
50. БЕККАЛИ Мухтар
46. ДЖАУХАНОВ Руслан
46. ЖАКУПОВ Нурлан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz