Астана, 22 мая, Дом Мажилиса
Сегодня в Мажилисе Комитетом Палаты по законодательству и судебно-правовой реформе проведен международный "круглый стол". Форум организован совместно с Правовым советом при партии "Нұр Отан" при содействии Генеральной прокуратуры, МВД, Общественного совета при МВД, РОО "Казахстанский союз юристов" и представительства "Penal Reform International" в Центральной Азии. Тема: "Актуальные вопросы реформирования уголовно-исполнительной системы". Предваряя работу диалоговой площадки, председатель Комитета Палаты по законодательству и судебно-правовой реформе Рахмет Мукашев отметил, что в целом, уголовно-исполнительная система в последние годы выходит на качественно новый уровень работы в соответствие с современными международными стандартами. Есть попытки ориентироваться на наиболее эффективные тенденции развития пенитенциарной системы и института пробации. Однако практика деятельности органов и учреждений, исполняющих наказание, указывает на необходимость разрешения ряда проблемных вопросов, считает глава профильного Комитета Мажилиса. Действующий с 1 января 2015 года новый Уголовно-исполнительный кодекс основан на международном опыте, гуманизации порядка и условий отбывания наказания, применении альтернатив лишению свободы, развитии механизмов общественного контроля, правовом регулировании пробационного надзора и контроля. По мнению Р.Мукашева, лица, отбывшие наказание, должны возвращаться в общество его полноценными членами, имеющими востребованные профессиональные навыки и сбережения, что гарантирует сокращение рецидивной преступности. Однако на сегодня решение задачи обеспечения занятости осужденных затруднено рядом обстоятельств законодательного и организационного характера. К примеру, на снижение численности занятых трудом осужденных повлияли изменения в законодательстве о государственных закупках в части отмены льгот, предоставляемых предприятиям уголовно-исполнительной системы. Это привело к снижению количества договоров, заключенных с организациями, и как следствие – к уменьшению рабочих мест для осужденных. На сегодняшний день у осужденных зачастую отсутствуют условия для адаптации в реальных условиях рыночных отношений, выбора профессии, обучения и трудоустройства. В этой связи одним из решений ряда вышеназванных проблем, по словам депутата, мог бы стать рассматриваемый в Мажилисе депутатский законопроект "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования уголовно-исполнительного законодательства". Говоря об отдельных положениях этого законопроекта, председатель Комитета отметил следующее: Первое. Одним из приоритетов является участие осужденных в трудовом процессе, что обусловлено рядом причин. Так, поскольку осужденные имеют иски как в пользу государства, так и в отношении физических и юридических лиц, наличие необходимого объема работ позволило бы возмещать причиненный преступлениями вред. В свою очередь, возмещение вреда является условием условно-досрочного освобождения, служащего главной мотивацией к исправлению и, соответственно, фактором, ведущим к уменьшению численности тюремного населения. Занятость осужденных необходима также для снижения удельного веса преступлений, совершаемых осужденными в учреждениях уголовно-исполнительной системы. В настоящее время, в связи с отсутствием централизованного обеспечения заказами, производство в исправительных учреждениях носит характер выполнения разовых работ, единая политика загрузки предприятий отсутствует. В этой связи прорабатывается решение вопросов: создания дополнительных рабочих мест и развития производственной сферы уголовно-исполнительной системы; реализации наиболее перспективных направлений производственной деятельности учреждений УИС в целях приоритетного обеспечения нужд уголовно-исполнительной системы собственным производством и выпуска конкурентоспособной продукции; осуществления профессионального обучения и профессиональной подготовки осужденных с учетом результатов мониторинга прогнозных потребностей в рабочих кадрах учреждений УИС и региональных рынков труда, в том числе по дефицитным рабочим специальностям, в целях создания высоких гарантий трудоустройства и возвращения в общество законопослушных граждан. Предложен ряд норм, детализирующих получение осужденными всех видов образования. Второе. Применительно к постпенитенииарному периоду. Одним из элементов уголовной политики являются меры постпенитенциарного воздействия на преступника. Суть их – в обеспечении ресоциализации заключенных на основе понимания и содействия государственных органов, иных организаций и общества в целом. В связи с существенным расширением задач по перевоспитанию осужденного, введением системы индивидуализации наказания, поощрением трудоустройства осужденных, расширением объема работ по ресоциализации лиц, освобождающихся из мест лишения свободы, требуется внесение изменений в порядок работы органов занятости, социального обеспечения, образования, а также в механизмы взаимодействия учреждений уголовно-исполнительной системы с ними и общественными организациями. Однако очень сложным является трудоустройство таких лиц, включая условно осужденных и освобожденных из мест лишения свободы, функции ресоциализации которых возложены на акиматы. В условиях рыночной экономики, при дефиците рабочих мест предоставление их для лиц, зачастую не имеющих какой-либо профессиональной подготовки, является трудновыполнимой задачей и требует дополнительных мер по созданию соответствующих условий. В этой связи введение новых функций и расширение компетенции службы пробации требует коррекции функций местных исполнительных органов, органов системы здравоохранения и образования. Законопроектом на органы местного государственного управления возлагается обязанность трудоустройства лиц, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы и состоящих на учете службы пробации и оказания им социально-правовой и иной помощи в соответствии с законодательством. Особое внимание обращено на детей, находящихся на учете службы пробации. Они вводятся в число детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, что обеспечивает им доступ к специальным социальным услугам. Кроме того, в обязанности органов образования и здравоохранения вменено оказание им специализированной диагностической, лечебно-коррекционной и социально-правовой помощи в соответствии с индивидуальными программами, предлагаемыми службой пробации. Третье. Применительно к направлению профилактики преступлений. Нельзя не учитывать, что наряду с социальной реабилитацией осужденных и освобожденных от отбывания наказаний важнейшей мерой профилактики преступности, в т.ч. рецидивной, является контроль за потенциально общественно опасной категорией лиц, эти две стороны постпенитенциарного контроля не могут существовать отдельно друг от друга. В этой связи для обеспечения функционирования новых уголовного и уголовно-процессуального кодексов произведены уточнения в части содержания лиц в специальных учреждениях, обеспечивающих временную изоляцию (спецприемниках, следственных изоляторах). Внесены коррективы в порядок взаимодействия органов уголовно-исполнительной системы с другими государственными органами, в деятельность системы административного надзора, в том числе, при применении электронных средств слежения. Внесен ряд корректив в Закон об органах внутренних дел. Всего предлагаемым законопроектом вносятся изменения и дополнения в 3 кодекса и 17 законов, сказал Р. Мукашев. С приветственной речью выступил на заседании и заместитель заведующего Отделом правоохранительной системы Администрации Президента Марат Сексембаев. После выступлений обсуждение темы продолжилось в секционных заседаниях по следующим темам: "Законодательное обеспечение занятости в колониях (реализация решений Второго форума тюремной реформы)" и "Реформирование тюремной системы, переход на покамерное содержание: международный опыт". В развитие этих тем выступили заместитель Генерального прокурора Жакип Асанов, председатель Комитета уголовно-исполнительной системы МВД РК Мейрам Аюбаев. О норвежском опыте покамерного содержания осужденных, а также о трудообеспечении в исправительных учреждениях этой страны рассказал вице-министр юстиции Норвегии, эксперт PRI Андреас Скуллберг. Кратким словом заседание подытожил депутат Мажилиса, председатель Правового совета партии "Нур Отан" Нурлан Абдиров. По итогам обсуждения приняты соответствующие рекомендации. |