NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050









Опросы:

Кто человек №2 в Казахстане (июнь 2018)
Кто лучший идеолог РК за годы независимости








Поиск  
Четверг 19.07.2018 00:33 ast
21:33 msk

Проблемы и перспективы развития нефтегазового сектора Казахстана – парламентские слушания
Б.Сагинтаев: Большая часть казахстанских нефтяных месторождений, за исключением крупных проектов, уже прошли пик добычи, являются зрелыми с низким уровнем добычи. В этой связи будет проведен мониторинг месторождений для повышения нефтедобычи
02.06.2015 / политика и общество

Астана, 1 июня, Дом Мажилиса

Сегодня в Мажилисе под председательством вице-спикера Мажилиса, руководителя парламентской фракции партии "Нур Отан" Дариги Назарбаевой состоялись парламентские слушания. Тема: "Проблемы и перспективы развития нефтегазового сектора Казахстана".
В публичных дебатах, организованных Комитетом Палаты по вопросам экологии и природопользованию, приняли участие депутаты Парламента, недропользователи, представители госорганов, научных учреждений и НПО.
Выступивший на слушаниях Первый заместитель Премьер-министра Бакытжан Сагинтаев, отметил, в частности, что большая часть казахстанских нефтяных месторождений, за исключением крупных проектов, уже прошли пик добычи, являются зрелыми с низким уровнем добычи. В этой связи будет проведен мониторинг месторождений для повышения нефтедобычи.
Нынешние объемы производства в Казахстане не покрывают внутренние потребности страны высокооктановым видом ГСМ. Это предполагает их импорт, в основном из России. Для решения вопросов о снижении зависимости Правительством приняты меры по реконструкции и модернизации имеющихся трех НПЗ. Планируется, что по итогам модернизации, к концу 2018 года мы полностью обеспечим себя светлыми нефтепродуктами.
По словам Б.Сагинтаева, государство намерено простимулировать недропользователей, чтобы повысить эффективность извлечения нефти.
В свою очередь, министр энергетики Владимир Школьник заявил, что ряд ведущих мировых нефтегазовых компаний уже проявили интерес к проекту "Евразия", который предусматривает применение инновационных геологических технологий по региональному исследованию недр Прикаспийской впадины. В ее недрах могут содержаться гигантские углеводородные ресурсы, оцененные в 60 млрд тонн нефти.
На заседании с докладом выступил секретарь Комитета Мажилиса по вопросам экологии и природопользованию, руководитель специальной временной комиссии по подготовке и проведению парламентских слушаний Шавхат Утемисов.
Обращаясь к депутатам и участникам слушаний, он сказал (тезисы):
В сфере добычи нефти и газа.
В целом объемы добычи нефти за годы независимости и в среднесрочной перспективе имеют тенденцию к увеличению. Однако, в долгосрочной перспективе, в частности, после 2030 года, прогноз объемов ее добычи выглядит уже не так радужно. На это неоднократно обращал внимание Глава государства, призывая инвесторов привлекать новейшие технологии с тем, чтобы увеличить коэффициент извлечения нефти.
Следует сказать, что специальная временная комиссия рассматривала вопросы добычи нефти через призму ее поставок на внутренний рынок и, естественно, – себестоимости добываемого сырья.
В этом плане особую озабоченность вызывает то, что действующие контракты предусматривают поставку нефти на внутренний рынок в сумме чуть более 3 миллионов тонн в год, тогда как требуется 15 миллионов тонн, а в перспективе, с учетом модернизации наших НПЗ – 18,5 млн. тонн.
На сегодняшний день в Казахстане действуют 63 контракта на добычу нефти, 31 из которых не предусматривает обязательства по ее поставке на внутренний рынок. Из 68 контрактов на совмещенную разведку и добычу, 16 также не имеют таких обязательств. Но самое тревожное заключается в том, что, практически, все контракты, где оговорены квоты на внутренний рынок, распространяются на разработку месторождений, пик добычи на которых уже прошел и имеется устойчивая тенденция к ее снижению.
Непрозрачным и, в то же время, недостаточно контролируемым государством является вопрос себестоимости добываемой нефти. Понятно, что это очень сложный вопрос. Он связан с возвратом вложенных инвестиций недропользователями, указанными в самих контрактах, стабильность которых гарантируется законом. Тем не менее решать эти проблемы необходимо. В связи с этим, специальная временная комиссия считает целесообразным рекомендовать Правительству и уполномоченным органам следующее.
Первое. Рассмотреть экономику каждой нефтегазовой компании, условия выполнения каждого контракта на добычу с тем, чтобы найти взаимоприемлемые пути и способы снижения производственной себестоимости добываемого сырья, в том числе за счет активизации бизнес-процессов, использования новых технологий, направленных на увеличение коэффициента извлечения нефти.
Второе. С целью обеспечения транспарентности цены нефти для поставки на НПЗ республики необходимо ввести с 2017 года обязательную ее реализацию через товарные биржи в объеме 30% от уровня среднемесячной добычи. При этом, с учетом того, что данное требование, не будет распространяться на крупные проекты, без реализации добываемой нефти которых на внутренний рынок республика не сможет удовлетворить свои потребности в сырье, министерству энергетики необходимо проработать механизм обеспечения спроса внутри страны.
Третье. Пересмотреть существующую систему тройной ответственности недропользователей за одно и то же нарушение экологических требований. Дело в том, что недропользователь зачастую трижды выплачивает одну и ту же сумму в размере десятикратной ставки за выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду. Сначала в соответствии со статьей 495 Налогового кодекса, потом ту же самую сумму за то же нарушение в соответствии со статьей 328 Кодекса об административных правонарушениях и, наконец, практически такую же сумму за то же нарушение в качестве возмещения ущерба – в соответствии со статьями 101,108, 321, 322 Экологического кодекса. В связи с этим представляется целесообразным выработать предложения по четким и обоснованным подходам по применению указанных норм ответственности.
Временная специальная комиссия считает, что законодательство страны должно обеспечивать соблюдение принципа справедливости "одно нарушение – одно наказание". Поскольку штрафные санкции за сверхнормативные эмиссии взимаются с недропользователей в соответствии с Налоговым кодексом, необходимо:
во-первых, штраф, предусмотренный Кодексом об административных правонарушениях применять только к тем лицам, которые осуществляют эмиссии без экологических разрешений;
во-вторых, взыскание ущерба окружающей среде, нанесенного сверхнормативными эмиссиями, предусмотренное Экологическим кодексом, осуществлять только в тех случаях, когда факт нанесения вреда очевиден и может быть рассчитан прямыми методами оценки ущерба.
Тут надо помнить что штрафы, в конечном счете, включаются в затраты недропользователя и влекут повышения себестоимости сырья. Также нельзя забывать о климате инвестиционной привлекательности в этой сфере.
Четвертое. Пересмотреть действующую систему налоговых и неналоговых отчислений недропользователей с целью повышения ее прозрачности и эффективности.
В свете этого предложения хотелось бы обратить внимание участников слушаний на такой факт. Многие недропользователи исправно обеспечивают условия контрактов по обучению казахстанских кадров или перечисляют средства на их обучение в бюджет. При этом многие молодые специалисты, получившие хорошее образование за рубежом, не востребованы нефтедобывающими компаниями и вынуждены работать не по специальности. Это очень неэффективное использование средств, затраченных в виде неналоговых отчислений. Необходимо организовать работу по стимулированию целевого использования нефтедобывающими компаниями казахстанских кадров, получивших образование за счет их средств в соответствии с законодательством о недрах и недропользовании. Иначе поучается, что мы сами себя обманываем, говоря, что растим национальные кадры.
Пятое. Особое внимание следует уделить разработке месторождений, пик добычи на которых уже пройден. В первую очередь здесь важен социальный аспект. Для сохранения рабочих мест и уровня добычи представляется целесообразным снизить налоговую нагрузку на недропользователей, разрабатывающих истощенные месторождения.
Шестое. Законодательными мерами нам в целом удалось прекратить расточительное сжигание попутного нефтяного газа на факелах. Многие недропользователи остановили бесполезное сжигание газа, построив заводы по его утилизации и переработке. Следует и дальше продолжить это применяя меры по стимулированию развития газовых проектов, в частности, направленных на прекращение обратной закачки попутного газа в пласты, когда существуют иные методы повышения пластового давления. Чтобы пресечь этот процесс, возможно следует увеличить налог на добычу полезных ископаемых на газ, обратно закачиваемые в пласты.
Седьмое. Следует принять меры по стимулированию добычи сланцевого газа и метана из угольных пластов. Для этого мы предлагаем внести соответствующие изменения в Закон "О недрах и недропользовании", а в Налоговом кодексе установить нулевую ставку налога на добычу полезных ископаемых на них.
В сфере оборота нефти и продуктов ее переработки
Сфера оборота нефти и продуктов ее переработки является самой чувствительной сферой, зависящей от множества внутренних и, главным образом, внешних факторов. Казахстан на сегодняшний день не обеспечивает полную загрузку своих НПЗ и является импортозависимым государством по нефтепродуктам. Наиболее остро на самочувствии населения сказывается нестабильность рынка ГСМ, а также цены их реализации.
Все помнят острый дефицит бензина и дизельного топлива в летне-осенний период прошлого года, обусловленный, главным образом, курсовой разницей тенге и рубля. Потом наблюдалась обратная картина, создавшая угрозу невостребованности продукции наших НПЗ.
Существующая система ценового регулирования торговли ГСМ несовершенна.
В первую очередь обращает на себя внимание непрозрачность топливного рынка внутри областей. В целях обеспечения открытости в распределении выделяемых государством объемов регулируемых нефтепродуктов и исключения коррупционной составляющей было бы целесообразно постановлением Правительства утвердить критерии отбора региональных операторов и требования по обеспечению гласности всего процесса.
Требует тщательного изучения вопрос равного доступа поставщиков нефти к нефтеперерабатывающим заводам. Львиная доля нефти поставляется на НПЗ пятью поставщиками ТОО "Petrosan", АО "КазМунайГаз-Переработка Маркетинг", ТОО "PetroleumOperaiting", ТОО "Саутс-Ойл" и компанией "LitaskoSА". Объем поставляемой на переработку нефти указанными поставщиками составляет 86 процентов в общем объеме переработки.
Они же, естественно, являются и основными получателями, доля которых в общем объеме отгруженных нефтепродуктов с НПЗ составила за прошлый год: бензин – 88 процентов, дизтопливо – 86 процентов, мазут – 77 процентов. Комментарии, как говорится, излишни. Кроме того абсолютно непрозрачным и законодательно неурегулированным является вопрос посредников этих поставщиков. С этой целью представляется необходимым законодательно определить количество посредников в цепи доставки нефти от недропользователя до НПЗ, оставив только одного, с тем, чтобы снизить конечную цену нефтепродуктов.
Еще одной проблемой является низкое качество нефтепродуктов на заправочных станциях. Эта проблема является следствием отсутствия не только надлежащего контроля государства за качеством реализуемых нефтепродуктов, но и установления предельных цен на ГСМ только на розницу. Закупив ГСМ у оптовых поставщиков по невыгодным ценам, розничный реализатор для того, чтобы покрыть свои убытки зачастую вынужден "бодяжить" свою продукцию. Отсутствие регулирования оптовых цен также делает данное звено в общей цепи оборота нефтепродуктов нетранспарентным, позволяет необоснованно подпирать ценовую планку розничных реализаторов, лишает их возможности конкурировать друг с другом. Правительству необходимо тщательно изучить вопрос установления предельных цен не только на розничную, но и на оптовую реализацию отдельных видов ГСМ.
В этом свете необходимо отметить существующие трудности, связанные со снятием и фиксацией фактического остатка нефтепродукта в резервуарах.
Вообще трудности налогового учета оборота нефти и нефтепродуктов являются существенным сдерживающим фактором в рассматриваемом нами вопросе. Решением этой проблемы представляется создание единой автоматизированной системы учета в нефтегазовой отрасли, которая в режиме реального времени позволила бы отслеживать все этапы добычи, переработки нефти и оборота нефтепродуктов. Согласно последним нововведениям в законодательство о недрах и недропользовании такая система должна заработать с 2017 года, и в последующем, на наш взгляд, будет трансформирована в единую систему учета в нефтегазовой отрасли, включая и этапы оборота нефтепродуктов. Полагаем, что тогда мы решим не только вопросы нелигитимного оборота нефти, но и вопросы прозрачности оборота нефтепродуктов, а значит и ценообразования по всей цепочке от месторождения до АЗС.
Несколько слов о переработке нефти на НПЗ. Необходимо эффективней использовать такие продукты первичной переработки как нафта, газойл, мазут. Необходимо их перерабатывать на наших заводах, которые имеют соответствующее оборудование. Но правовой основы для этого нет. Поэтому они за бесценок уходят за границу как сырье. Было бы целесообразно внести соответствующие изменения в Закон "О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов".
В сфере газа и газоснабжения
В сфере обеспечения товарным газом большой проблемой является качество товарного газа. Не все производители этого продукта обеспечивают установленные требования по качеству, особенно по содержанию серы. Вследствие этого происходит износ газопроводов и, в конечном итоге, удорожание цены на газ для потребителей. Поэтому Правительство должно принять меры по обеспечению надлежащего качества товарного газа.
Еще большие проблемы существуют в сфере обеспечения сжиженным нефтяным газом.
Сегодня в стране мы производим порядка 2,5 миллиона тонн данного продукта. Из них потребление внутри страны составляет около 650 тысяч тонн, все остальное идет на экспорт. А ведь сжиженный газ, помимо прочего, является прекрасным газомоторным топливом. Необходимо усилить работу по стимулированию перевода автомобильного транспорта страны на "голубое" топливо, расширению сети газозаправочных станций. Возможно, в Налоговом кодексе следует предусмотреть снижение транспортного налога на газомоторный автопарк. Эти меры, на наш взгляд, будут также способствовать снижению импортозависимости по ГСМ.
Комиссией выявлено также следующее.
Реализацией сжиженного газа в Казахстане занимаются около 70 аккредитованных газосетевых организаций. При определении объемов их поставок на внутренний рынок акиматы подают в Министерство энергетики сведения о прогнозном потреблении сжиженного газа по соответствующим регионам, а газосетевые организации – заявки на их поставку. Министерство энергетики передает данные сведения производителям (у нас 10 заводов), которые самостоятельно распределяют их объемы между газосетевыми организациями по своему усмотрению.
Такой механизм поставок газа на внутренний рынок является непрозрачным и сопровождается рядом проблем.
Во-первых, невозможно определить какой газ экспортируется. Квотируемый или коммерческий? Квотируемый газ по сниженным ценам предназначен для внутреннего рынка. Неквотируемый коммерческий газ разрешено экспортировать. На деле получается так. Газосетевые организации продают квотируемый сжиженный газ владельцам газонаполнительных и автозаправочных станций, которые значительную ее часть направляют на экспорт. В свое время главная транспортная прокуратура обнародовала факты экспорта в течении продолжительного времени объемов сжиженного газа, предназначенного для внутреннего рынка. Так, например, 12 компаний за 2012-2013 годы из приобретенных 192 тыс. тонн газа из страны вывезли свыше 85 тыс. тонн. Прибыль извлекалась за счет разницы между рыночными и установленными Правительством предельными ценами. Это приводит к дефициту сжиженного газа на внутреннем рынке. Буквально недавно такая ситуация была в г.Актау.
Во-вторых, в соответствии с действующим механизмом распределения сжиженного газа акиматы и газосетевые организации подают заявки на поставку в большем объеме, чем требуется, что в свою очередь опять же приводит к незаконному экспорту газа.
Кроме того, на протяжении многих лет отсутствует единая ценовая политика на розничном рынке сжиженного газа. Из-за этого цены на него по стране различаются более чем в 2 раза (например, баллонный газ продается в Мангистауской области по 65 тенге за килограмм, а в Алматинской и Жамбылской областях – по 150 тенге.). Такой же разброс цен наблюдается и на рынке газомоторного топлива. Один литр газа в Актобе стоит 21 тг, а в Восточном Казахстане -65тг. за литр.
Нарушаются ограничения по использованию баллонов в многоэтажных зданиях, отсутствует эффективный государственный надзор за обслуживанием газовых активов.
Для решения этих проблем у Министерства энергетики отсутствуют необходимые механизмы и рычаги управления.
В связи с этим считаем, что функции по управлению рынком сжиженного нефтяного газа следует передать Национальному оператору в сфере газа и газоснабжения (АО "КазТрансГаз").
В заключение хотелось бы обратить внимание участников слушаний на недостаточную активность в сфере добычи и оборота сланцевого газа и метана из угольных пластов. Эта сфера в мировой практике давно перешла из чисто научной в практическую плоскость. Поэтому мы считаем целесообразным внести в Закон Республики Казахстан "О газе и газоснабжении" изменения и дополнения по вопросам оборота сырого и товарного газа из метана угольных пластов, сланцевого газа, а также предусмотреть в Налоговом кодексе поправки, направленные на стимулирование их добычи и оборота.
Уважаемые участники парламентских слушаний! Мы все понимаем, что нефтегазовая отрасль – это основной источник дохода государства.
Это как колодец, из которого черпают воду. У нерадивого хозяина, который думает только о том, чтобы получить побольше воды и сразу, он вскоре забьется и будет заброшен. Рачительный же хозяин будет бережно заботиться о нем, вовремя чистить дно, менять срубы, закрывать от мусора. Тогда и колодец будет долго и благодарно служить ему и его потомкам.
Думаю необходимо и нам по – государственному, разобраться в нашем нефтегазовом хозяйстве. Надеюсь, настоящие слушания помогут в этом очень важном для страны деле.
С информацией о реализации геологоразведочных работ выступил вице-министр по инвестициям и развитию Альберт Рау. В частности, он отметил, что в2014 году завершена реализация 5-летней Программы по развитию минерально-сырьевого комплекса в РК на 2010-2014 годы, в рамках которой во всех регионах страны планомерно проводились региональные, геолого-съемочные, поисковые, поисково-оценочные и поисково-разведочные работы, в т.ч. и на участках, расположенных вблизи моногородов. Все три запланированных целевых индикатора по Программе достигнуты.
– Многие проблемы нефтегазового сектора Казахстана имеют корни в геологической отрасли, которая сегодня, бесспорно, нуждается в развитии, – заявила, выступившая на заседании депутат Мажилиса Галина Баймаханова (тезисы):
Специальная временная комиссия по проведению парламентских слушаний предлагает следующее.
Во-первых, необходимо в корне изменить отношение к геологии вообще и геологоразведке – в частности. Временная специальная комиссия считает, что было бы полезным в перспективе рассмотреть вопрос создания самостоятельного государственного органа в сфере геологии и геологоразведки, неподведомственного отраслевым министерствам (возможно – совместно с органом по охране окружающей среды).
Необходимо обеспечить строительство и содержание государственных камне- и кернохранилищ, помещений геологических фондов, отвечающих современным требованиям, оснащенных необходимыми лабораториями и специалистами.
В ближайшей и среднесрочной перспективе необходимо обеспечить реализацию Программы геологоразведочных работ в Республике Казахстан на 2015 -2019 гг. в полном объеме, а также внести изменения и дополнения в ряд законодательных актов с тем, чтобы рассекретить геологическую информацию, предоставляемую недропользователям и отменить принцип платности этой информации.
Представляется целесообразным пересмотреть принцип платности геологической информации, предоставляемой недропользователям.
Необходимо добиваться усиления ответственности недропользователей за обеспечение прироста запасов углеводородного сырья из принципа "сколько добыл – столько и прирасти". Этот принцип успешно действовал в старое время. Наше современное законодательство о недрах и недропользовании также требует, чтобы недропользователь, осуществляющий добычу полезных ископаемых, одновременно занимался их разведкой.
Сегодня в Правительстве РК идет работа над трансформацией геологической отрасли и Кодексом РК "О недрах и недропользовании", где стараются учесть как международный опыт в этой сфере, так и собственный, используя лучшие практики. Однако, даже идеальная правовая основа и приток инвестиций в геологоразведку не смогут обеспечить существенный прирост стратегических ресурсов страны без развития геологической науки и инфраструктуры геологической отрасли. Ведь девиз геологов всего мира: "Menteetmalleo", что с лат. означает "Умом и молотком", подчеркивая неразрывную связь науки и практики в геологии. И, как мне видится, особый разговор должен состояться по вопросам подготовки и переподготовки высокопрофессиональных кадров, сообщила депутат Г.Баймаханова.
Развитие нефтегазового комплекса напрямую зависит от применения наукоемких технологий и инноваций, считает депутат Мажилиса Валихан Бишимбаев (тезисы):
Сегодня процесс формирования научно-исследовательской базы в отрасли все еще продолжается. Реализуется "Дорожная карта добывающего сектора", открыта геохимическая лаборатория, создаются научно-технологические полигоны.
Однако, в отраслевой науке есть серьезные проблемы: – несистемный характер исследований и оторванность науки от отрасли;
– отставание отечественной науки от мировых достижений;
– неэффективное использование финансовых средств;
– несовершенство механизмов коммерциализации;
– недостаток компетентных научных кадров.
В целом, отмечается слабое межведомственное взаимодействие и отсутствие координации.
Недропользователи, НИИ и вузы работают локально. Главную координирующую роль в инновационном развитии должно играть само Министерство энергетики, ставя перед наукой конкретные задачи с ориентиром на рынок.
Важная проблема – это финансирование. За последние три года, на исследования в нефтегазовой отрасли направлено 30,2 млрд.тенге, из которых почти 26,9 млрд. – средства недропользователей.
По линии МОН, на проекты в области нефти и газа приходится всего 2,3%. Для такой стратегически важной отрасли, доля которой в ВВП составляет 22%, в экспорте –70%, в Национальном фонде – 99% – этого крайне недостаточно.
Проблемой остается низкая эффективность использования средств. Средства недропользователей можно аккумулировать в Автономном кластерном фонде, созданном в "Парке инновационных технологий". Министерству энергетики необходимо выстроить схему работы с этим фондом и максимально использовать его инвестиционный потенциал. Остро необходим отдельный Закон "О венчурных фондах".
В отрасли отсутствует целостная политика внедрения инноваций. Министерствам энергетики, инвестиций и МОН необходимо совместно работать над этой проблемой. Нужен эффективно работающий Закон "О коммерциализации".
В отрасли не видно экономической и маркетинговой науки, которая должна определять оптимальные рынки.
Необходимо обеспечить комплексность переработки и использования всех элементов нефти. К примеру, сера в сочетании с минеральными ресурсами Западного Казахстана -это хорошая база для развития химии, нефтегазохимии и строительной индустрии.
Уважаемые коллеги! В нефтегазовой отрасли мы всегда отдавали приоритет нефти, а в мире на ведущие позиции выходит газ, как важный показатель нового технологического уклада. Развитие газохимии позволит нашей стране получать продукцию высокого передела.
В настоящее время вся мировая наука работает над снижением энергоемкости производства. В этом плане Министерству энергетики необходимо вырабатывать единую научно-технологическую политику, в частности, с партнерами по Евразийскому экономическому союзу и иностранными компаниями, работающими в нашей стране.
И последнее, прошлогодние Парламентские слушания и анализ современной ситуации подтверждает, что в отрасли серьезная проблема с кадрами.
Считаем, что на Правительственном уровне необходимо пересмотреть систему подготовки научных кадров, она должна быть встроена в индустриально-инновационное развитие страны, отметил депутат В. Бишимбаев.
Свою точку зрения в рамках парламентских слушаний высказали также генеральный директор ТОО "Тенгизшевройл" Тимоти Глен Миллер, генеральный директор Союза сервисных компаний Казахстана нефтегазовой и горнорудных отраслей Дауржан Аугамбай и руководитель АО "КазНИПИмунайгаз" Мурат Курбанбаев.
Наряду с ними с парламентской трибуны выступили главы ТОО "Павлодарский нефтехимический завод" Шухрат Данбай и Ассоциации "KAZENERGY" Асет Магауов, а также председатель правления ОЮЛИП "Казахстанская Топливная Ассоциация 1" Болат Ауетаев.
Подводя итоги парламентских слушаний, Заместитель Председателя Мажилиса Дарига Назарбаева отметила, что для того, чтобы полностью обеспечить казахстанский рынок собственными качественными нефтепродуктами и газом необходимо незамедлительно принять меры по совершенствованию законодательной базы и внести изменения в систему управления и регулирования данной сферы.
Кроме того, по словам руководителя фракции, для улучшения состояния здоровья граждан и решения поставленных Лидером Нации задач по вхождению в 30-ку конкурентноспособных государств, мы обязаны быть особенно требовательными к состоянию экологии и чистоте воздуха в наших городах и селах.
Д. Назарбаева считает, что стратегический инвестор, и не один, будет там, где он видит перспективу для инвестиций. А эту уверенность ему могут дать политическая стабильность и данные геологии. Мы не можем себе позволить игнорировать этот архиважный факт.
***
По итогам парламентских слушаний приняты соответствующие Рекомендации.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Анонс предстоящих событий 30.06.2015
К.Токаев подвел итоги V Съезда лидеров мировых и традиционных религий 30.06.2015
Премьер-Министр РК Карим Масимов принял участие в региональной конференции стран Центральной и Южной Азии по противодействию насильственному экстремизму 30.06.2015
Совбез РК предложил замораживать имущество лиц причастных к терроризму 30.06.2015
Первый заместитель Премьер-Министра РК Б.Сагинтаев провел переговоры с недавно назначенным спецпредставителем ООН 30.06.2015
Е.Идрисов: Важно сконцентрировать усилия Казахстана и региональных структур ООН на решении экономических вопросов в ЦА 30.06.2015
Властям сложнее бороться с экстремистским аудиоконтентом в сети 30.06.2015
Вольное экономическое общество России наградило Президента Казахстана Большой Золотой медалью 30.06.2015
В МЗСР РК презентован План действий по обеспечению занятости молодежи 30.06.2015
В МИД обсуждены вопросы сотрудничества Казахстана и США в противодействии экстремизму и терроризму 30.06.2015

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
19.07.18 Четверг
81. ЖАНГУРАЗОВ Ибрагим
80. КАЛИЕВ Гани
75. ДЖАМБУРШИН Алим
73. НЕХОРОШЕВ Владимир
71. ЧЕНЦОВ Анатолий
68. МУКАНОВ Сериккали
65. ПОЛТОРАБАТЬКО Людмила
64. КУЛМУРЗИН Кадырбай
64. СЕМБИН Дулат
62. ГАБДУЛЛИН Айболат
60. ИМАНБАЕВ Талапкер
59. САПАРОВ Окас
58. ДОСКЕН Галым
56. БУРКИТБАЕВ Жамбул
56. РУБЕЦ Олег
...>>>
20.07.18 Пятница
88. РУДНЕВ Виктор
82. НУРПЕИСОВ Советхан
79. БУЛИКПАЕВ Амангельды
72. КУЗАТБЕКОВ Науатбек
72. МЫРЗАХМЕТОВ Шалатай
71. МОЛДАБЕКОВ Мейрбек
70. ИМАШЕВ Тлеккабыл
68. БЕКБАС Оразбек
68. МАКАШЕВ Зейнула
67. МУРАДОВ Ахмет
63. АМАНОВ Булат
62. КОНИРБАЕВ Кайрат
61. АБУЛХАИРОВ Дармен
61. КЕМЕЛЬБАЕВ Сабыралы
59. АТМАЧИДИ Фима
...>>>
21.07.18 Суббота
86. МАЛЯР Иосиф
64. ИБРАЕВ Мурат
61. БИСЕНОВ Кылышбай
60. МАДИКЕНОВ Болат
58. ЖАРМУХАМБЕТОВ Мажит
58. СМИРНОВА Ирина
57. ДЖАНАБЕРГЕНОВ Кайрат
57. ИБАТОВ Марат
57. НУГМАНОВ Серик
56. ЖУМАЕВ Ерахмет
55. ЕСИМОВ Даулетхан
55. САГИНГАЛИЕВ Мухтар
54. МУХАНЖАРОВ Аблай
54. МУХИТОВ Кайрат
53. АБДРАХМАНОВ Мухтар
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Рейтинг@Mail.ru
zero.kz

КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050