NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 29.03.2024 04:32 ast
02:32 msk

Мангілік Ел: между национальной идеей и патриотическим актом
Г.Илеуова: Результаты экспертных интервью с представителями казахской творческой интеллигенции неоднозначны. Беседы не обнаружили полной поддержки идеи экспертами, в ходе интервью были выражены определенные замечания и предложения, которые касались как внутриполитического контекста, так и того, как может восприниматься идея
17.06.2015 / политика и общество

Гульмира Илеуова

В "Плане нации - 100 шагов по реализации пяти институциональных реформ", 85 и 89 шаги посвящены идее Мәңгілік Ел в виде задачи по созданию проекта патриотического акта и задачи внедрения ценностей Мәңгілік Ел в действующие учебные программы школьного образования.
Идею Мәңгілік Ел в достаточно расширенном варианте президент Назарбаев озвучил в своем Послании народу Казахстана "Стратегия "Казахстан-2050". Новый политический курс состоявшегося государства" в декабре 2012 года (https://www.youtube.com/watch?v=YX9H7mt4o3g ).
При этом очевидно, что данная идея волновала его и в более ранний период времени, в частности, он к ней апеллировал на торжественном собрании, посвященном Дню Независимости Республики Казахстан, 15 декабря 2010 года, она нашла отражение в одноименной триумфальной арке, названной "новым символом современного Казахстана и триумфа казахстанского народа, реализовавшего многовековую мечту о Независимости и суверенитете своей страны", которая была открыта 16 декабря 2011 года (http://www.zakon.kz/4463294-n.nazarbaev-otkryl-triumfalnuju-arku-v.html).
Возвращение к идее Мәңгілік Ел произошло 14 декабря 2013 года, когда с участием Президента РК Н.Назарбаева состоялось торжественное собрание, посвященное Дню Независимости Республики Казахстан. Обращаясь к участникам собрания, президент страны отметил, что 16 декабря 1991 года в созвездии наций мира зажглась новая звезда – Республика Казахстан и назвал семь бесценных достояний, первое которых – "наша священная и достойная страна, Мәңгілік Ел. Более четырнадцати тысяч километров бесспорных границ спаяли нашу Родину в единый монолит. Они стали рубежами добрососедства со всеми сопредельными странами". (http://e-history.kz/ru/publications/view/401)
В наиболее полной форме идея Мәңгілік Ел прозвучала в Послании Президента "Нурлы жол – путь в будущее" от 17 января 2014 года: ""Мәңгілік Ел" – это национальная идея нашего общеказахстанского дома, мечта наших предков. За 22 года суверенного развития созданы главные ценности, которые объединяют всех казахстанцев и составляют фундамент будущего нашей страны. Они взяты не из заоблачных теорий. Эти ценности – опыт Казахстанского Пути, выдержавший испытание временем.
Во-первых, это Независимость Казахстана и Астана. Во-вторых, национальное единство, мир и согласие в нашем обществе. В-третьих, это светское общество и высокая духовность. В-четвертых, экономический рост на основе индустриализации и инноваций. В-пятых, это Общество Всеобщего Труда. В-шестых, общность истории, культуры и языка. В-седьмых, это национальная безопасность и глобальное участие нашей страны в решении общемировых и региональных проблем. Благодаря этим ценностям мы всегда побеждали, укрепляли нашу страну, множили наши великие успехи. В этих государствообразующих, общенациональных ценностях заключается идейная основа Нового Казахстанского Патриотизма" (http://www.nomad.su/?a=3-201401200027).
В этом же Послании глава государства поручил организовать разработку и принятие Патриотического акта "Мәңгілік Ел", призвав все политические и общественные силы страны не быть равнодушными и подключиться к работе.
Идея была выражена, призыв к ее обсуждению прозвучал, и для меня стало интересным узнать, как отреагировали общественные силы на него. В данное время нашей организацией проводится инициативное исследование по восприятию идеи Мәңгілік Ел в целевых группах с использованием двух исследовательских методов – контент-анализа публикаций в СМИ и экспертных интервью. Исследование еще идет, и поэтому в этом материале нашли отражение только некоторые его аспекты.
Контент-анализ СМИ. Как известно, в Послании 2012 года идея Мәңгілік Ел была озвучена на казахском языке, в русской версии текста она отсутствует, поэтому, возможно в связи с этим, на страницах казахстанских СМИ обсуждение не было активным и плодотворным. Из откликов казахской прессы за 2013 год хотела бы обратить внимание на следующие моменты (http://www.altyn-orda.kz/v-chem-znachenie-formuly-kazaxstan-m%D3%99%D2%A3gilik-el/):
• рассмотрение идеи Мәңгілік Ел сквозь призму развития казахского языка: "Наш язык…обеспечивает преемственность между нашими героическими предками и последующими поколениями, является хранителем культурных истоков и традиций народа. Язык – это самая большая ценность народа... только язык остается тем единственным мостом, через который от поколения к поколению передается духовное наследие народа. Именно поэтому эстафету Независимости в веках передаст последующим поколениям язык, являющийся опорой для народа";
• восприятие идеи Мәңгілік Ел в культурно-историческом аспекте: "Когда Президент говорит о будущем Казахстана как о "Мәңгілік ел", он на одно из первых мест в повестке дня ставит вопросы исторического сознания нации... хотя Казахстан на нынешнем этапе, сформировав национальную идентичность и культурную целостность, достиг полной, настоящей самостоятельности, его стремление к созданию "Мәңгілік ел" в условиях жесткой конкуренции в эпоху глобализации требует наряду с политическим, социально-экономическим суверенитетом, достижения духовной независимости. Для этого в целях обеспечения жизнедеятельности такой сложной системы как нация необходимо сформировать через возрождение национального мировоззрения, духовных истоков, составляющих сущность самобытной истории и культуры, присущее данному обществу историческое сознание;
• рассмотрение идейно-философских/идеологических основ идеи Мәңгілік Ел: "В тюркском историко-лингвистическом понимании слово "мәңгі" соответствует смысловым значениям таких понятий, как "Тәңір", "Құдай", "Алла". Таким образом, понятие "Мәңгілік ел" означает "страна, народ Всевышнего"; или "ҚАЗАҚ ЕЛІ продолжит свою историю как "МӘНГІЛІК ЕЛ"; или "Идея "мәңгі ел" - это ключ к нашему национальному коду".
В то же время общественное обсуждение идеи президента в 2014 году, сразу после озвученного послания, было довольно активным. Вышел целый ряд статей и интервью на заданную тему, прошел айтыс, стал выходить журнал "Мәңгі ел - Mangi el" (http://e-history.kz/ru/books/education/view/258), а в г.Уральске даже прозвучала инициатива по переименованию центральной улицы в "проспект "Мәңгілік ел" и придать ему высокий статус" (http://Tengrinews.kz/kazakhstan_news/glavnuyu-ulitsu-uralska-predlojili-nazvat-manglk-el-250148/).
Из аспектов обсуждения 2014 года можно выделить следующие:
• с исторической точки зрения наличие, условно говоря, конкурирования понятий Мәңгілік Ел и Қазақ елі: ""Қазақ елі" - это эволюционный результат термина "Мәңгі ел". Слово "ель" воспринимается как государственность, как государство, которое создают племенные союзы. В период тюркских каганатов образование этих союзов и возникновение нового этапа государственности назвали "ель". Мәңгі ел звучит как мечта тюрков. В период тюркских каганатов тюрки считали, что их каганат является вечной государственностью, вечным государством…В середине XV века в связи с образованием Казахского ханства под руководством Джанибек хана и Кирей хана вместо тюркского определения государственности Мәңгі ел, стала образовываться новая государственность Қазақ елі - это синоним Казак хандыгы" - Казахское ханство (http://afisha.zakon.kz/4601602-istorik-t.omarbekov-mezhdu-slovami.html);
• понятие и идеи Мәңгілік Ел введены для того, чтобы попытаться таким образом снять остроту и высокий дискуссионный потенциал темы нациестроительства и казахского национализма: "Не означает ли, что отныне в политической риторике предлагается не упоминать понятие нация и вместе с этим избегать разночтений по поводу, что есть нация в Казахстане. В таком случае логика довольно ясна: иноземное понятие "нация" не приживается, порождая во многом пустопорожние дискуссии… С одной стороны, не прошли предложения насчет названия государства как Казахская Республика, Казакия. Не поднималось название "Алаш", что символически воссоздало бы преемственность с автономией "Алаш" времен гражданской войны. С другой стороны, заявление елбасы-лидера нации о том, что можно подумать и затем обсудить с народом новое название страны как Қазақ Елі прозвучало 6 февраля, то есть немногим более через три недели после послания от 14 января 2014 г." (http://radiotochka.kz/1709-.html).
В 2015 году работа по оформлению идеи Мәңгілік Ел была заметно активизирована. Прежде всего, было четче обрисовано равенство всех граждан Казахстана, как основной составляющей идеи Мәңгілік Ел. Что характерно, в своем выступлении на внеочередном съезде партии Нур Отан, состоявшемся 11 марта 2015 года в преддверии президентских выборов руководитель страны несколько иначе сформулировал составляющие своей идеи, связав ее с вопросами идентичности: "…необходимо дальнейшее укрепление казахстанской идентичности. Она должна основываться на принципе гражданства. Все граждане должны пользоваться одним объемом прав, нести один груз ответственности и иметь доступ к равным возможностям. Консолидирующие ценности на базе идеи Мәңгілік Ел – это гражданское равенство; трудолюбие; честность; культ учености и образования; светская страна - страна толерантности. В этом случае гражданство будет самым надежным фундаментом устойчивого и успешного государства" (http://www.nomad.su/?a=3-201503120025 ).
Так же он отметил: "В системе общегражданских ценностей должна выступать идея Мәңгілік Ел - должна быть, как вторая Конституция. Обсудить на сессии Ассамблеи народа Казахстана и выработать документ Мәңгілік Ел, который понятен всем. В школах необходимо ввести программу обучения преподавания ценности всеказахстанской идеи Мәңгілік Ел" (http://bnews.kz/ru/news/post/257333/ ).
В связи с этим и, особенно, в рамках празднования 20-летнего юбилея АНК обсуждение идеи приобрело уже иной характер, в привязке к деятельности этой организации. Так, депутат Мажилиса Парламента Егор Каппель заявил: "Мы провели социологический опрос и 95% граждан считают себя представителями единого народа Казахстана". Он уточнил, что сегодня в Казахстане в дружбе и согласии проживают более 130 народностей и национальностей. И ни один человек в нашей большой стране не чувствует себя ущемленным по культуре, языку и вероисповеданию. При этом идея "Мангилик Ел" уже сегодня составляет единый фундамент будущего нашей страны. "Идея "Мангилик Ел", оформленная в важнейший документ государства, ляжет в основу системы общегражданской консолидирующей цели. И для этого у нас есть все предпосылки" (http://365info.kz/2015/06/95-kazaxstancev-schitayut-sebya-predstavitelyami-edinogo-naroda-socopros/).
Т.е., как показал контент-анализ выступлений президента и публикаций по его следам, даже за небольшой период времени происходило смысловое изменение содержания термина, менялись его составляющие.
Поскольку экспертное исследование еще идет, то подробно я на нем останавливаться не буду. Но хочу пояснить, что в данном случае меня интересовали следующие вопросы: А что же думает по поводу президентской идеи интеллигенция, как она к ней относится? А именно казахская интеллигенция? Кто вообще носитель идеи, кто ее проводник? А кто – целевая группа, кому адресована идея?
Пока могу отметить, что результаты экспертных интервью с представителями казахской творческой интеллигенции неоднозначны. Беседы не обнаружили полной поддержки идеи экспертами, в ходе интервью были выражены определенные замечания и предложения, которые касались как внутриполитического контекста, так и того, как может восприниматься идея Мәңгілік Ел во внешнеполитическом окружении, в том числе в других странах тюркского мира.
Таким образом, можно сделать предварительный вывод-наблюдение. Президент Назарбаев на протяжении как минимум пяти лет последовательно выдвигает свою идею, обращаясь, прежде всего к казахскоговорящей части населения. И, как показывает анализ документов, его не услышали или не захотели услышать. В последние два года его идея претерпела определенные изменения, как в содержательном и символическом, так и субъектном отношении. Проводником идеи стала Ассамблея народа Казахстана. В какой мере эта организация справится с поставленной задачей – вопрос открытый. Однако, возможно, именно в связи с данной темой, и особенно в свете задачи внедрения ценностей Мәңгілік Ел в действующие учебные программы школьного образования, как никогда ранее требуется активное задействование прежде всего общественных механизмов. Необходимо понимать, что такого рода ответственное и непростое решение должно быть максимально продумано и взвешено, чтобы не получить негативные эффекты, которые могут в итоге перевесить всю важность выдвигаемой инициативы.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Анонс предстоящих событий 30.06.2015
К.Токаев подвел итоги V Съезда лидеров мировых и традиционных религий 30.06.2015
Премьер-Министр РК Карим Масимов принял участие в региональной конференции стран Центральной и Южной Азии по противодействию насильственному экстремизму 30.06.2015
Совбез РК предложил замораживать имущество лиц причастных к терроризму 30.06.2015
Первый заместитель Премьер-Министра РК Б.Сагинтаев провел переговоры с недавно назначенным спецпредставителем ООН 30.06.2015
Е.Идрисов: Важно сконцентрировать усилия Казахстана и региональных структур ООН на решении экономических вопросов в ЦА 30.06.2015
Властям сложнее бороться с экстремистским аудиоконтентом в сети 30.06.2015
Вольное экономическое общество России наградило Президента Казахстана Большой Золотой медалью 30.06.2015
В МЗСР РК презентован План действий по обеспечению занятости молодежи 30.06.2015
В МИД обсуждены вопросы сотрудничества Казахстана и США в противодействии экстремизму и терроризму 30.06.2015

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>
31.03.24 Воскресенье
76. СЕРКЕБАЕВ Алмас
71. РАИМЖАНОВ Абдыхапар
70. ЧЕСНОКОВ Анатолий
67. МИНЕЕВА Ирина
65. АКМОЛДАЕВА Елена
65. КУБЕЕВ Еркин
63. КЕРИМХАНОВА Гульнара
62. КИМ Марина
62. МЕНДЕКИНОВА Гульжан
56. ЖАНЖУМЕНОВ Талгат
53. АББАС Бауыржан
52. АЛПЫСБАЕВ Канат
50. БЕККАЛИ Мухтар
46. ДЖАУХАНОВ Руслан
46. ЖАКУПОВ Нурлан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz