ПЕКИН. КАЗИНФОРМ, 29 июня
Программы развития Казахстана и Китая имеют много общего, приоритетность стратегического планирования является сильной стороной обоих государств. Об этом в ходе круглого стола "Казахстан сегодня и завтра" сказал Султан Акимбеков, директор Института мировой экономики и политики (ИМЭП) при Фонде Первого Президента Республики Казахстан – Лидера нации. Он начал с того, что Центральная Евразия является самым уникальным местом в мире, поскольку конкуренция на геоэкономическом уровне между великими державами оказывала влияние на развитие событий в регионе в прошедшие 20 лет. "Но в последние годы ситуация меняется, что во многом связано с инициативами КНР, которая фактически дала "зеленый свет" тому, чтобы наши совместные проекты, в том числе связанные с инфраструктурным развитием, смогли перейти на некий качественно новый уровень", – сказал С.Акимбеков. Эксперт подчеркнул, что для РК одним из главных приоритетов является восстановление Великого Шелкового пути. "500 лет назад он ушел из нашего региона, и после этого регион находился на периферии мировой торговли и развития политической системы. Теперь у нас есть шанс присоединиться к глобальным процессам", – добавил он. По словам С.Акимбекова, преимущество Казахстана и особенность развития региональной ситуации заключаются в том, что благодаря проведенным в РК за последние 25 лет реформам и работе, впервые в истории экономический и финансовый центр региона переместился из оазисов Средней Азии в степи Казахстана. "И это действительно так, потому что по объемам ВВП, о которых сегодня уже говорили, мы превосходим все государства Центральной Азии вместе взятые. Это результат готовности и умения пойти на риск, но при этом сохранить стабильность. Здесь упоминалась концепция "сначала экономика, затем – политика". Я думаю, что это очень важный момент, поскольку мы знаем примеры того, когда страны делали ставку на политические процессы, а не экономику, и зачастую не выдерживали вызовов, с которыми сталкивались", – отметил он. С.Акимбеков подчеркнул, что конкуренция великих держав в регионе в основном заключалась в борьбе за определение и контроль над маршрутами транспортных коридоров. Но актуальность выдвигаемых различными странами проектов снизилась после начала реализации инициатив Китая ("Один пояс, один путь", в том числе "Экономический пояс Шелкового пути"). "Мы были готовы к этому проекту до того, как он зажил новой жизнью. Я напомню, что у нас еще до 2013 года был совместный проект "Западная Европа – Западный Китай". Кроме того, в условиях кризиса Казахстан в рамках программы "Нурлы жол" обеспечивает контрциклическую политику, дополнительное финансирование именно инфраструктурных проектов", – подчеркнул он. "Мы двигаемся практически в одной амплитуде колебаний (...) Сильной стороной Казахстана и Китая является то, что они всегда дают приоритет стратегическому планированию", – сказал С.Акимбеков. Для примера он назвал Стратегию "Казахстан-2050", "Китай-2025" и другие программы. Напомним, что организатором прошедшего в Пекине круглого стола "Казахстан сегодня и завтра" выступило Посольство РК в КНР при содействии Китайского народного общества дружбы с заграницей (КНОДЗ), а также Общества дружбы Китая и Центральной Азии. В нем приняли участие свыше 70 человек – представители дипломатического корпуса, научных кругов, средств массовой информации и др.
-----
Вступление в ВТО будет способствовать становлению РК в качестве транспортного хаба – директор ИМЭП ПЕКИН. КАЗИНФОРМ, 29 июня
Вступление РК в ВТО является непростым, выстраданным и необходимым решением, которое будет способствовать реализации казахстанской задачи по превращению в транспортный хаб. Об этом в интервью корреспонденту Казинформа в ходе работы круглого стола "Казахстан сегодня и завтра" сказал директор Института мировой экономики и политики (ИМЭП) при Фонде Первого Президента Республики Казахстан – Лидера нации Султан Акимбеков. "Мы находимся в центре континента, мы действительно далеки от любого морского порта. Поэтому для нас выход на внешние рынки и стремление научиться взаимодействовать с внешним миром принципиально важно. И Китай, и Россия при вступлении в ВТО тоже осознавали сложность данного шага, и у них, наверняка, возникало много вопросов в связи с этим", – сказал он. По словам С. Акимбекова, вступление РК в ВТО является серьезным вызовом для страны – способна ли страна быть конкурентоспособной на глобальном уровне в условиях, когда мировая экономика переживает не самые простые времена (кризис 2008-2009 гг. наглядно продемонстрировал недостатки в регулировании глобальной экономики). "Но, тем не менее, самое важное – это то, что после кризиса не было падения мировой торговли, она сохранила темпы роста, поскольку это выгодно всем", – сказал он. С.Акимбеков подчеркнул, что вступление РК в ВТО – непростое решение, но оно является выстраданным и необходимым. "Я думаю, что оно будет способствовать реализации нашей идеи стать транспортным хабом, потому что мы должны не просто быть транзитной территорией, через которую возят грузы, а использовать этот шанс для того, чтобы интегрироваться в международную систему", – добавил он. Напомним, что организатором прошедшего в Пекине круглого стола "Казахстан сегодня и завтра" выступило Посольство РК в КНР при содействии Китайского народного общества дружбы с заграницей (КНОДЗ), а также китайского Общества дружбы Китая и Центральной Азии. В нем приняли участие свыше 70 человек – представители дипломатического корпуса, научных кругов, средств массовой информации и др. |