NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 29.03.2024 16:54 ast
14:54 msk

Реформы во благо страны и народа
К.Мами: Убедительный успех Нурсултана Назарбаева на выборах – это не победа ради победы. Первый Президент как настоящий Лидер своего народа максимально использует единение нации, которое сложилось в результате избирательной кампании
02.07.2015 / политика и общество

Кайрат МАМИ, председатель Верховного суда Республики Казахстан, "Казахстанская правда", 1 июля

Сегодня в республике активно реализуются институциональные реформы, инициированные Главой государства Нурсултаном Назарбаевым. В соответствии со второй из них – "Обеспечение верховенства закона" – предусмотрено 19 целевых шагов по вопросам развития правовой системы страны. И здесь большая роль отводится Верховному суду.
Сразу хочу отметить, что судебная система нашей страны сегодня демонстрирует достаточно хорошую эффективность в вопросах обеспечения верховенства права. Об этом наглядно говорят многие международные индикаторы. Среди них стабильный и устойчивый рост показателей независимости судов в рамках Глобального индекса конкурентоспособности (на 25 позиций с 2011 года), вступление казахстанского Союза судей в Международную ассоциацию судей в том же году. Это профессиональная организация судей, оценивающая их независимость и обеспечение верховенства права.
В 2015 году Казахстан улучшил свои показатели в мировом рейтинге верховенства права, составляемом Международной неправительственной организацией World Justice Project, сразу на шесть пунктов (с 71 на 65). Этот рейтинг основан на восьми ключевых показателях: ограничение полномочий институтов власти, отсутствие коррупции, порядок и безопасность, защита основных прав, прозрачность институтов власти, соблюдение законов, гражданское правосудие, уголовное правосудие.
Профессионализм работы судов подтверждают и результаты всевозможных социологических исследований, проводимых, в том числе, при участии Программы развития ООН в Казахстане. Кстати, очередной замер ПРООН осуществит в текущем году – по республике будет опрошено более 10 тыс. респондентов.
Данная информация приводится с целью демонстрации успешности выбранного республикой курса по модернизации судебной системы. В целом сегодня в стране сформирована достаточно сильная судебная власть, которая обеспечивает исполнение законов и соответствует всем общемировым стандартам современного правового и демократического государства. Конечно, есть еще много аспектов, требующих дальнейшей проработки, но самое главное – необходимый фундамент заложен и судебная система состоялась.
Для наглядности этого вывода хочу отметить только один факт из недавнего прошлого нашей страны. В первые годы независимости у казахстанских судей вообще не было практики по рассмотрению целого ряда судебных споров, прежде всего в гражданском судопроизводстве, ведь в советский период сложно было представить, чтобы гражданин отстаивал свои права в споре с некоторыми государственными органами. Не был развит и институт частной собственности, в зачаточном положении находилось законодательство по регламентированию ведения бизнеса, налоговым, таможенным вопросам и так далее.
Сегодня же львиная доля дел является именно гражданскими. В стране активно развивается бизнес, работает порядка 900 тыс. субъектов малого и среднего бизнеса. По итогам 2014 года доля МСБ в ВВП Казахстана составила 24%. За годы независимости в республику привлечено 200 млрд долларов прямых иностранных инвестиций, и по данному показателю она стала лидером в СНГ.
Как известно, на днях наша страна добилась почетного права вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО). Победой всего Казахстана, признанием его неотъемлемой частью глобальной экономической системы назвал это событие Президент страны Нурсултан Назарбаев.
Важно отметить, что большое внимание на переговорах неизменно уделялось состоянию судебной системы нашей страны, которая была признана соответствующей мировым стандартам, особенно в части защиты законных прав и интересов предпринимателей и инвесторов. При этом необходимые изменения и дополнения были внесены в более чем 50 законов нашей страны.
Все это свидетельствует: сегодня в нашем обществе есть чувство защищенности и стабильности, уверенность, что законы работают и человек может отстоять свои интересы. Это и есть доверие к государству и, на мой взгляд, самый главный показатель работоспособности судов страны.
Ежегодно в судах рассматривается более 1 млн дел, и это говорит о том, что в нашей стране заложены все основы для формирования деловой и правовой культуры. Сегодня судиться стало обычным делом, люди не боятся обращаться в суды, верят им и именно здесь отстаивают свои права и интересы. Это, кстати, одна из главных задач, которая была поставлена перед судейским корпусом Президентом страны Н. Назарбаевым еще на первом съезде судей в 1996 году.
Суды перестали быть местом, которого люди избегают, ведь как точно отметил на этом форуме Президент, в советские времена посещение суда была чем-то зазорным и постыдным, гражданин видел в суде преимущественно карательный орган.
Становление и развитие национальной судебной системы мы напрямую связываем с вниманием Главы государства. На протяжении всех лет независимости Президент очень серьезно вникал и вникает сейчас во все проблемы судебной системы, выступая сторонником реальной независимости судов в соответствии с ведущими общемировыми практиками построения современного демократического и правового государства. Это касается всех аспектов – законодательства, полномочий судей, устройства судебной системы, системы отбора кандидатов в судьи и многого другого.
Лидер нации четко понимает, что без наличия развитой и, самое главное, самостоятельной судебной власти Казахстану не состояться как государству в современном мире, не войти в число передовых стран с развитой экономикой. Президент всегда открыто и честно ведет диалог с судебным корпусом республики в рамках регулярно проводимых съездов судей, на которые собираются работники системы из всех регионов страны. На этих форумах обсуждаются нововведения, ставятся важные задачи, определяются приоритеты развития.
Последний, шестой съезд, прошедший в ноябре 2013 года, и обозначенные на нем Президентом ключевые приоритеты работы наглядно это подтверждают. Кстати, сегодня нами выстроена активная работа по каждому из них. Напомню, это последовательное совершенствование законодательных и процессуальных норм деятельности судов, совершенствование судоустройства, внедрение альтернативных способов разрешения споров и конфликтов, обеспечение доступности правосудия широким слоям граждан, повышение профессионализма судейского корпуса Казахстана.
Невооруженным взглядом видно созвучие данных задач с шагами, предусмотренными в Плане нации, и это еще раз говорит о том, что предстоящие реформы – продолжение эволюционного развития судебной системы в соответствии с текущими государственными приоритетами и задачами по повышению конкурентоспособности нации на новом этапе развития страны.
Хочется также поделиться своим взглядом относительно значимости нынешнего этапа и Плана нации для развития страны.
Итоги прошедших 26 апреля текущего года президентских выборов дали Главе государства на новом этапе развития страны беспрецедентный мандат доверия. Высокие показатели удивили многих западных политиков и экспертов. При этом множество наблюдателей из разных стран не зафиксировали нарушений избирательного законодательства и отметили, что люди шли на выборы как на праздник.
Очереди на участках и голосование всей семьей с участием детей вызвали искреннее удивление наблюдателей. Вместе с тем все это продемонстрировало высокую политическую и прежде всего правовую культуру казахстанского общества. Люди понимали значимость выборов и хотели принять непосредственное участие в будущем своей страны. И это не громкие слова.
Убедительный успех Нурсултана Назарбаева на выборах – это не победа ради победы. Первый Президент как настоящий Лидер своего народа максимально использует единение нации, которое сложилось в результате избирательной кампании. Президент ставит перед казахстанцами новые задачи и ориентиры, которые в свойственной ему манере обличает в самую простую и понятную всем форму "100 шагов".
Это модернизация всей страны в соответствии с вызовами нового времени, укрепление конкурентоспособных институтов общества. Стоит отметить также особую своевременность всех предлагаемых реформ и их системность, ведь каждый из приоритетов дополняет друг друга и вместе дает целостную картину будущего страны. И среди этих приоритетов особое внимание уделено судебной системе.
Надо понимать, что предлагаемые реформы всегда имеют экономический индикатор. К примеру, завтра государство будет тратить больше на подготовку одного судьи, что связано с его обучением, временем на подготовку, освобожденной и оплачиваемой стажировкой в суде, испытательным сроком. Но нужно учитывать, что в результате мы получим более подготовленного судью как в профессиональном, так и в психологическом плане.
Перейдем к конкретным направлениям реформирования судебной системы. Сразу отмечу, что рабочей группой Национальной комиссии проведена большая работа, изучен международный опыт и тщательно проанализировано законодательство. По многим направлениям велись жаркие дискуссии, в ходе которых и вырабатывались окончательные решения. В целом сегодня выделены два вектора реформ.
Первый – совершенствование системы отбора судей, второй – модернизация судопроизводства республики. И по данному направлению Нацкомиссией принято решение осуществить ряд мер.
Поддержаны предложения о повышении до 30 лет возрастного ценза для кандидатов в судьи, что предполагает изменение Конституции страны. При этом предлагается введение пятилетнего стажа работы, непосредственно связанного с участием в судопроизводстве, для таких специальностей, как секретари судов, работники прокуратуры и адвокаты. И перечень таких должностей предлагается закрепить законодательно.
Срок стажировки магистрантов в судах предлагается увеличить до одного года. В настоящее время срок обучения в магистратуре у нас составляет два года, из них срок практических стажировок судьи – три месяца. Срок прохождения стажировки в судах других кандидатов – не магистрантов – будет также увеличен до одного года, и она будет проходить на освобожденной основе, с выплатой стипендии.
Полная стажировка в течение всего дня с отрывом от основного места работы позволит стажерам в значительно большей степени усвоить правила организации работы судов и понять суть судейской должности.
Полагаю, что при таком подходе стажировку будут проходить именно те лица, которые осознанно выбрали для себя дальнейшую работу в качестве судьи. Для них предполагается установить оплату в размере от 50 до 70% должностного оклада судьи. Стоит отметить, что многие нынешние судьи в свое время после окончания высших учебных заведений сами были стажерами в областных судах. Прием на стажировку будет осуществляться с учетом прогнозной потребности регионов в судейских кадрах.
Далее Институт правосудия из состава Академии госуправления при Президенте РК передается в ведение Верховного суда. При этом мы предлагаем его преобразование в Академию правосудия и создание при ней трех институтов – магистратуры, повышения квалификации для судей и научно-исследовательского.
При таком подходе академия сможет реально выявлять недостатки в подготовке каждого магистранта и оперативно их устранять. Кроме того, наличие такого сильного профильного учебного и научно-методического центра даст возможность вести на более высоком уровне системную работу по повышению квалификации судей, а также проводить собственные научные исследования, давать экспертизу постановлениям Верховного суда и рекомендации пленарным заседаниям по ним.
И еще – вводится годичный испытательный срок для вновь избранных судей. На них в это время будут возложены обязанности по рассмотрению административных дел, несложных гражданских и уголовных дел по преступлениям небольшой тяжести. По истечению испытательного срока кандидатура судьи должна будет утверждаться на пленарном заседании областного суда.
При положительном заключении их профессиональные качества будут оцениваться далее квалификационной комиссией судебного жюри. Затем их представят Высшему судебному совету для рекомендации для назначения указом Главы государства на постоянный срок. В случае отрицательного заключения пленарного заседания либо судебного жюри кандидатура отклоняется.
Также вводится институт поручительства за вновь назначенного судью действующим судьей. Сегодня институт поручительства применяется по инициативе Верховного суда, и в будущем его предлагается закрепить законодательно.
Второе направление реформы – это модернизация судоустройства и судопроизводства.
Здесь Национальной комиссией согласовано формирование трехзвенной судебной системы. Суд первой инстанции – районные суды, апелляционная инстанция – областной суд и кассационная инстанция – Верховный суд. Данное предложение обусловлено критикой существующей судебной системы, когда в одном областном суде сосредоточены апелляционная и кассационная инстанции.
При этом кассационная инстанция сегодня фактически осуществляет функции надзора, то есть пересматривает вступившие в законную силу решения нижестоящих судов, и поэтому вполне логично, что она передается на уровень Верховного суда. В Италии, Испании, Франции и других развитых странах такой механизм пересмотра дел как раз и называется кассацией. Напомним, что ныне существующая система нам досталась в наследство от советского периода, когда надзором назывался пересмотр вступивших в законную силу решений, а кассацией мы называли пересмотр решений, не вступивших в законную силу. Существующая у нас система судопроизводства часто становится причиной непонимания со стороны зарубежных коллег.
Мировая практика показывает: чем больше промежуточных инстанций, тем больше возможностей для умышленного затягивания судебных процессов и для злоупотребления служебным положением. Следует отметить, что в результате сокращения судебных инстанций значительно повысятся ответственность Верховного суда и нагрузка на него. Сегодня кассационными коллегиями областных судов рассматривается 24–25 тыс. дел, а завтра все они, с учетом определенной процедурной корректировки, поступят для рассмотрения в Верховный суд.
В свете повышения объемов работы предлагается увеличение численности судей Верховного суда и его аппарата, что позволит реализовывать все намеченные установки и поручения Главы государства. В настоящее время прорабатываются конкретные расчеты по ограничению подсудности, прогнозируемой нагрузке на судей и штатной численности.
При сокращении инстанций предлагается усилить роль апелляции, где должно применяться коллегиальное рассмотрение дел. При этом важно отметить – оно будет проводиться исходя из степени их сложности. Скажем, гражданские дела, рассмотренные в упрощенном заочном и приказном порядке, а также уголовные дела небольшой тяжести, не связанные с лишением свободы, можно оставить на единоличное рассмотрение судьи. По остальным категориям дел предлагается рассматривать их исключительно коллегиально.
Также мы должны отработать и строго гарантировать порядок рассмотрения дел в Верховном суде, обеспечить предварительное рассмотрение жалоб или ходатайств. Безусловно, с высокой нагрузкой без ограничений подсудности Верховному суду справиться будет крайне проблематично. Предварительно ограничение подсудности предлагается по уголовным делам небольшой тяжести, а дела, связанные с уголовными проступками, и административные дела, как и сегодня, должны поступать в кассацию только через прокуратуру.
По гражданским делам – дела упрощенного порядка, приказного производства – также должны находить окончательные решения в областных судах. Кроме того, мы полагаем необходимым ввести ограничения по суммам иска – такова устоявшаяся мировая практика. Предлагается установить госпошлину при обращении в Верховный суд с ходатайством по гражданским делам. Все это делается для того, чтобы избежать нынешней практики умышленного затягивания судебных процессов стороной, не имеющей юридических аргументов своей правоты.
В целом новый подход поддержан Национальной комиссией. С внедрением вышеуказанных предложений судебная система сможет улучшить качество рассмотрения дел, а следовательно, и выполнение задач, поставленных Главой государства в рамках Плана нации.
В Верховном суде также будет создана коллегия, которая займется рассмотрением дел с участием крупных инвесторов по первой инстанции. Соответствующие изменения уже предусмотрены в проекте Гражданского процессуального кодекса (ГПК). Кроме того, к подсудности новой коллегии предлагается отнести дела по выборным вопросам. Исходя из прогнозируемой нагрузки, возможна также передача других вопросов.
При Верховном суде предполагается создание и Международного консультативного совета, который будет оказывать содействие высшему судебному органу в имплементации в казахстанское правосудие передовых международных стандартов и судебной практики. В его состав будут входить авторитетные юристы, экономисты, финансисты, специалисты по отдельным узким отраслям права и в первую очередь иностранные эксперты.
В рамках усиления судебного контроля предложено передать следственному судье ряд дополнительных функций – санкционирование осмотра, обыска и личного обыска. В настоящее время следственный судья санкционирует восемь действий, и таким образом произойдет расширение судебных санкций.
Перечень дел с обязательным участием прокурора по гражданскому судопроизводству сокращается. Предлагается сохранить обязательное участие прокурора только в следующих случаях: по инициативе суда или прокурора, когда затрагиваются интересы государства, в отношении граждан, не имеющих возможности самостоятельно себя защитить, и когда требуется защита общественных интересов широкого круга лиц – это массовое увольнение, невыплата зарплаты большому трудовому коллективу, по ипотечникам... Данные новации направлены на усиление роли судебной системы по гражданскому судопроизводству.
В настоящее время Президентом страны уже подписан указ, предусматривающий создание финансового суда в рамках финансового центра Астаны, который получит особый статус и не будет входить в судебную систему нашей республики. Он создается на примере суда Дубайского финансового центра.
В данном суде будут применяться нормы общего права наряду с действующим в Казахстане континентальным правом, и судопроизводство будет вестись на английском языке. Также здесь будет создан свой собственный коммерческий арбитраж.
Усиливаются требования к действующим судьям. Будет разработан новый этический кодекс судьи, расширяются возможности граждан по жалобам на действия судьи в судебное жюри.
Следует также отметить, что в составе судебного жюри предлагается создать две самостоятельные комиссии – квалификационную и дисциплинарную. В компетенцию обновленного жюри предлагается ввести вопросы проверки действующих судей на предмет профессионального соответствия занимаемой должности раз в пять, затем – в десять лет, а также при участии в конкурсе на занятие должности в вышестоящий суд. То есть это будут прямые инструменты проверки профессионального уровня судей, что делается в полном соответствии с правилами меритократии, которые действуют в системе госслужбы.
Прорабатываются вопросы, касающиеся расширения сферы обязательного применения суда присяжных заседателей и оптимизации механизма отбора в него граждан. Расширяется перечень дел, рассматриваемых судами присяжных заседателей. Предложено законодательно определить возможность, в случае необходимости, по ходатайству передачи дела с участием присяжных заседателей из одного суда в другой.
Предлагается преобразовать Высший судебный совет (ВСС) в постоянно действующий орган со своим штатом сотрудников. Такая практика применяется во многих западных странах. В Италии, Франции, других странах половина членов ВСС состоит из судей, а другая – из прокуроров, адвокатов и профессоров юриспруденции. Все члены ВСС на определенный период освобождаются от своей основной работы и занимаются исключительно подбором кадров. Если в таком режиме ВСС будет работать и у нас, то, мы думаем, это очень позитивно скажется на кадровой политике по отбору судей.
Также я хотел бы рассказать о работе, проводимой Верховным судом по усилению независимости судей. Так, в настоящее время подготовлен и находится в Парламенте законопроект об изменении и дополнении в Конституционный закон о судебной системе и статусе судей.
Данным проектом предусматривается введение института пожизненного содержания судей в отставке. При этом максимальный размер выплат будет составлять 65% от должностного оклада по последнему месту работы судьи, но не более 109 месячных расчетных показателей. Аналогичное пенсионное обеспечение сегодня имеют военнослужащие, сотрудники специальных, а также правоохранительных органов.
Кроме того, Национальной комиссией дано поручение соответствующим государственным органам – министерствам финансов и национальной экономики – проработать механизм синхронизации заработной платы судей с заработными платами политических служащих. Следует отметить, что в последнее время мы существенно отстали от них.
В целом реализация предлагаемых Национальной комиссией мер потребует внесения большого количества изменений и дополнений в действующее законодательство. В настоящее время в Верховном суде активно работают несколько рабочих групп для подготовки соответствующих законопроектов. За короткое время проведена значительная работа по подготовке предложений, но еще больше ее ожидается впереди. Принципиально важно, чтобы предлагаемые реформы не повлияли на обеспечение независимости судей.
В данной статье мною были раскрыты только те предложения, которые поддержаны Национальной комиссией. В ближайшее время они должны быть внесены на рассмотрение Главы государства. Надеюсь, что эти решения будут одобрены, и дальше начнется работа по их практической реализации.
Резюмируя, можно сказать: предстоит большая и интересная работа по реформированию судебной системы. У нас есть четкое видение путей реализации всех поручений Главы государства с учетом их финансово-экономической и юридической экспертизы. Считаю, что претворение их в жизнь поднимет на новый уровень работу судов по обеспечению верховенства права.
Уверен, что многие показатели будут достигнуты досрочно, и Казахстан вновь удивит мировое сообщество скоростью и, главное, качеством проведения реформ. Это фирменный стиль Главы государства, признанного Лидера нации Нурсултана Абишевича Назарбаева.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Премьер-Министр Казахстана Карим Масимов встретился в Куала-Лумпуре с главой МОК Томасом Бахом 31.07.2015
Министерство энергетики Казахстана приняло меры по предотвращению дефицита топлива в стране 31.07.2015
Вьетнам официально подтвердил участие в "ЭКСПО-2017" 31.07.2015
Совещание по вопросам соблюдения процедур при выдаче сертификатов соответствия 31.07.2015
Нет соседа ближе, чем Россия 31.07.2015
По вопросам противодействия незаконному обороту наркотиков 31.07.2015
По противодействию религиозному экстремизму и терроризму в Республике Казахстан 31.07.2015
Премьер-Министр РК К.Масимов в преддверии 128-й сессии МОК встретился с представителями международных СМИ 30.07.2015
Постановление Правительства Республики Казахстан от 23 июля 2015 года №570 30.07.2015
Долги по зарплате выросли вдвое 30.07.2015

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>
31.03.24 Воскресенье
76. СЕРКЕБАЕВ Алмас
71. РАИМЖАНОВ Абдыхапар
70. ЧЕСНОКОВ Анатолий
67. МИНЕЕВА Ирина
65. АКМОЛДАЕВА Елена
65. КУБЕЕВ Еркин
63. КЕРИМХАНОВА Гульнара
62. КИМ Марина
62. МЕНДЕКИНОВА Гульжан
56. ЖАНЖУМЕНОВ Талгат
53. АББАС Бауыржан
52. АЛПЫСБАЕВ Канат
50. БЕККАЛИ Мухтар
46. ДЖАУХАНОВ Руслан
46. ЖАКУПОВ Нурлан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz