Пресс-служба аппарата Уполномоченного по правам человека в Республике Казахстан, 15 сентября
Сегодня Уполномоченный по правам человека в Республике Казахстан Аскар Шакиров направил в адрес участников Национального превентивного механизма против пыток (НПМ) обращение о недопустимости искажения сущности деятельности данного механизма. Как "должностное лицо, ответственное за координацию деятельности участников НПМ и обеспечение их необходимого потенциала и профессиональных знаний", он обратил внимание на необходимость недискриминационного подхода в их работе. Омбудсмен информировал о прошедшем с участием представителей государственных органов 3 сентября 2015 года заседании Координационного совета НПМ. На нем обсуждались итоги ряда специальных посещений в рамках НПМ в отношении отдельных лиц, не приведших к подтверждению фактов пыток. Автор обращения указал на то, что участники заседания "пришли к единодушному выводу о том, что содержащиеся в прессе и жалобах сообщения о имевших место пытках в отношении Козлова В.И. не подтвердились, в том числе на основе его же показаний". Данная тенденция с аналогичным результатом впоследствии подтвердилась и по итогам мониторинга в отношении Е. Нарымбаева – "сообщения в средствах массовой информации и поступившие жалобы вновь не нашли своего подтверждения". Члены Координационного совета – известные правозащитники, были едины в мнении о том, что в деятельности НПМ, отвечающей требованиям международного права, должна обеспечиваться открытость по отношению к обществу, но с его целями и задачами несовместима какая-либо политизация. "Миссия НПМ заложена в самом его названии и носит превентивный характер", – констатировал А. Шакиров. То есть НПМ направлен на определение системных проблем и предупреждение нарушений прав человека, а не "создание дублирующего механизма расследования предполагаемых фактов пыток", что прямо отражено в позиции Подкомитета ООН по предупреждению пыток и зарубежной практике. Поэтому к специальным посещениям НПМ предъявляются самые высокие требования – они проводятся "исключительно на основании поступивших сообщений" о имевших место пытках. Омбудсмен высоко оценил существующую практику: "Специальные посещения действительно помогли в целом ряде случаев оперативно отреагировать на сообщения о жестоком обращении, выявить факты, принять экстренные меры по защите прав граждан. Безусловно, данная практика целесообразна, необходима и будет применяться впредь". Вместе с тем, Омбудсмен предостерег участников НПМ от использования данной возможности "в контрпродуктивных целях", что негативно влияет на эффективность взаимодействия НПМ с госорганами и "становится основанием для необъективной его критики со стороны отдельных публичных лиц, в первую очередь в среде самих правозащитников". "В работе НПМ недопустимо необоснованное выделение определенной группы лиц, на положение которых обращается приоритетное внимание в ущерб другим. Деструктивные попытки втянуть НПМ в различного рода несвойственную ему деятельность могут иметь далеко идущие негативные последствия, в том числе для тех лиц, которые злоупотребляют возложенным на них общественным доверием. Диспропорциональное внимание к отдельным заключенным уже вызывает негативную реакцию у большинства лиц, содержащихся в учреждениях", – указал А. Шакиров в направленном документе. В этой связи казахстанский Омбудсмен сообщил о том, что в целях обеспечения эффективности работы будут пресекаться любые попытки исказить сущность НПМ. Необходимо добавить, что именно реализация рекомендаций НПМ госорганами является ключевым показателем его эффективности на сегодняшнем этапе. Например, в ходе уже упомянутого заседания Координационного совета удалось достичь согласия представителей государственных органов на пересмотр ряда подзаконных актов в целях улучшения условий содержания осужденных.
Справка В соответствии с статьей 1 Факультативного протокола к Конвенции ООН против пыток, ратифицированного нашей страной в 2008 году, Казахстан взял на себя обязательство по созданию "системы регулярных посещений, осуществляемых независимыми органами, мест, где находятся лишенные свободы лица. В 2013 году был принят Закон РК от 2 июля 2013 года №111-V "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам создания национального превентивного механизма, направленного на предупреждение пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания". В 2014 году в Казахстане был успешно запущен НПМ, который реализуется его участниками – представителями гражданского общества, при координирующей роли Уполномоченного по правам человека. В рамках НПМ осуществляются регулярные посещения закрытых учреждений, в которых граждане могут содержаться не по своей воле. При этом законодательством определены т.н. специальные посещения – особый вид посещений, который осуществляется исключительно на основе сообщений о пытках и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. |