NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050









Опросы:

Кто человек №2 в Казахстане (ноябрь 2018)
Кто человек №2 в Казахстане (октябрь 2018)








Поиск  
Среда 12.12.2018 23:50 ast
20:50 msk

Бульдозерами по истории
Кому и почему мешает исторический облик южной столицы?
28.09.2015 / политика и общество

Азамат Ибраев

В Алматы в очередной раз набирают силу сразу два архитектурно-строительных скандала. Речь идет о принятом городскими властями сносе здания бывшего Госплана КазССР, расположенного в историческом центре южной столицы, и демонтаже кинотеатра "Алатау" с последующим переоборудованием остатков его конструкции под таки добравшуюся до казахстанских просторов фаст-фудную закусочную McDonald’s.
Довольно часто подобные сносы, демонтажи, перепланировки и "реконструкции" происходили в городе достаточно безэмоционально. Разве что раздавались тихие и печальные вздохи той категории горожан, что относят себя к коренным алмаатинцам, да периодически, то в одной, то в другой газете появлялись недовольные статьи на тему "доколе?" Ну, а так как ни на мнение общества, ни на возгласы СМИ в таких важных и денежных делах обычно внимания обращать было не принято, то все шло своим чередом, и в итоге очередной исторический объект бесследно исчезал с городской карты. И вот, то ли поистине безграничному терпению жителей экс-столицы все-таки стал приходить конец, то ли в очередной раз появилась слабая надежда на начальственное благоразумие, но в течении последних нескольких месяцев тема уродования исторического облика и без того многострадального казахстанского мегаполиса уверенно стала лидировать не только в умах простых горожан, но и заняла свою нишу в информационном пространстве, постепенно затягивая туда и часть чиновничьей братии, вынужденной пытаться давать ответы на давно наболевшие вопросы.
Что касается нюансов нынешнего противостояния по поводу административного здания и одного из старейших городских кинотеатров, то особо подробно сейчас я останавливаться на них не буду. На этот счет уже есть достаточно много весьма подробных публикаций, и думаю, что все, кто хоть чуть-чуть интересуется темой, сам не однократно сталкивался с ними ранее и еще не раз столкнется впредь.
Упомяну лишь краткую историческую справочку, согласно которой здание Государственного планового комитета при Совете Министров КазССР было возведено в 1954 году по проекту архитекторов В. Крошина и В. Косова, а кинотеатр "Алатау" впервые гостеприимно распахнул свои двери в канун сорокалетия республики в 1960 году, вмещал в себя около 800 зрителей и впоследствии был оборудован самой современным кинооборудованием и широким экраном, что позволило ему выдержать не только сложные времена 90-х, но и устоять в жесткой конкурентной борьбе за своего зрителя 2000-х годов.
Почему для размещения фаст-фудной франшизы был выбран именно этот объект, собственно, до сих пор остается загадкой. Принявший это решение градостроительный совет Алматы ссылается на то, что в течение последних двух лет кинотеатр, мол, толком и не работал, а сам владелец франшизы, авторитетный бизнесмен Кайрат Боранбаев и вовсе крайне скуп на любые комментарии на этот счет.
Еще более туманно и запутанно выглядит ситуация с бывшим зданием Госплана, некогда находившегося в ведении ХОЗУ и ставшего местом жизнедеятельности нескольких десятков различных небольших фирм и компаний, арендующих там свои офисы. Согласно официальной версии (кстати, действительно, озвучиваемой на редкость невнятно), здание якобы находится в аварийном состоянии. Причем, показания насчет того, что именно подвержено аварийности, первое время разнились буквально месяц от месяца. Один раз сторонники его уничтожения в полемическом запале даже договорились до… засорившейся канализации (если это веский довод для полного сноса добротного капитального дома, тогда конечно). Затем версии немного упорядочились, и в конечном итоге было высказано предположение о том, что здание, дескать, не совсем соответствует нормам сейсмической безопасности и вообще не представляет культурной и исторической ценности.
В свою очередь, члены созданной в городе инициативной группы по спасению дома предъявляют техническую документацию, свидетельствующую о том, что здание находится в полном порядке, а также государственный акт не так давно проведенной экспертизы, подтверждающий, что и износ здания и его техническое состояние вполне соответствует утвержденным нормативам.
Кстати, про инициативную группу немного стоит сказать отдельно (потому что, как уже говорилось чуть выше, до сей поры город с таким массовым явлением как противодействие решению властей со стороны горожан, в общем-то, еще не сталкивался). Членами группы стали Общественный фонд имени Марата Оспанова во главе с его директором Бахыт Оспановой, Общественный фонд "Коркыт" и несколько десятков просто неравнодушных горожан. Один из них – политолог Адиль Нурмаков даже выступил автором интернет-петиции на имя городского начальства с требованием для начала приостановить процесс согласования по сносу здания, а впоследствии, обеспечить полную прозрачность деятельности Градостроительного совета при акимате Алматы. В достаточно короткое время петиция собрала без малого две тысячи подписей алмаатинцев и сейчас уже являет собой вполне представительный документ, подтвержденный голосами самих жителей южной столицы.
– Мне очень горько, страшно и больно наблюдать – как "развивается" наш город. Грязно, шумно, масса непонятных строительств. Из такого милого и стильного города превращается в непонятно что. Алматы теряет свою этичность. То, что покоряло сердца совершенно неповторимым обликом, сейчас становится худшим примером для прогресса, – говорит народная артистка Казахстана Гульнар Дусматова.
Кроме того, авторы как самой петиции, так и аналогичных обращений, прямо указывают на то, что несколько лет тому Президент Нурсултан Назарбаев вообще рекомендовал запретить строительство новых зданий в центре города и, таким образом, получается, что городские чиновники игнорирую прямой поручение Главы государства:
"Не соблюдается бессрочный мораторий на строительство зданий выше девяти этажей в исторической части города, объявленный в 2006 году. В 2008 году президент Нурсултан Назарбаев рекомендовал запретить строительство новых зданий в историческом центре Алматы, а в 2013 году аким Ахметжан Есимов поручил определить границы центральной части Алматы, в пределах которых, с целью сохранения исторического стиля, не должна производиться застройка. Несмотря на все эти декларации, только в последние несколько лет в центре города на месте исторически сложившейся малоэтажной застройки выросли массивные комплексы", – в частности говорится в тексте петиции. Ну а параллельно, бурлят социальные сети, раздаются призывы в массовом порядке бойкотировать будущий фаст-фуд, если он все-таки возникнет на руинах кинотеатра, а возле самих зданий посменно дежурят группы активистов, бдительно наблюдающих, чтобы до окончания разбирательств никаких работ по демонтажу не проводилось. Заодно к делу подключаются и весьма авторитетные эксперты, которые также не видят никакой целесообразности в затеянных преобразованиях.
– Такие объекты формируют историческую эпоху, их ни в коем случае нельзя разрушать, – рассказала СМИ декан факультета архитектуры КазГАСА, профессор Нина Козгабарова. – Например, вся зона по проспекту Жибек жолы – историческая, а это здание на Желтоксан – уже другой период, это средовой элемент середины XX века. В любом случае, сохранять такие объекты крайне важно…
В общем, вот такая история. Загадывать, чем она закончится, я сейчас, пожалуй, не буду, и даже позволю оставить место для пресловутого "осторожного оптимизма". Хотя, если обернутся немного назад и взглянуть на предыдущие "достижении" городских чиновников в деле уничтожения и без того немногих архитектурных памятников прошлых эпох, то поводов для благоприятных прогнозов в разрешении возникающего конфликта, честно говоря, обнаружится немного.
Подробный мартиролог бесследно сгинувших зданий и памятников займет несколько страниц убористого текста. Поэтому не злоупотребляя чистой хронологией, просто можно вспомнить некоторые наиболее яркие и скандальные эпизоды весьма странного отношения ответственных чиновников к славной и насыщенной истории города.
Вот, в частности, один из немногих дошедших до нас памятников архитектуры города Верного – Верненское женское училище, которое находилось на пересечении ул. Пушкина – Гоголя. Построено оно было в конце XIX века по проекту знаменитого архитектора Поля Гурдэ. Сейчас в нем находится ресторан быстрого питания "KFС", а от самого здания фактически сохранился лишь фундамент (уж больно надежным оказался – проще и дешевле было пристраивать хлипкие стены на нем, нежели выкорчевывать полностью). Так что, если уж говорить о всепобеждающей роли фаст-фуда над архитектурными реликвиями, то и здесь, оказывается, некоторый, опыт уже существует.
Еще более пикантной была ситуация со зданием… Союза архитекторов Казахстана, в котором, собственно, заседали те, кто об особенностях городской архитектуры и технических нюансах той или иной постройки знает отнюдь не понаслышке. И поэтому, было не удивительно, что сами члены Союза архитекторов были горячо убеждены в том, что это здание нужно сохранить как историческое.
– Часть здания относится к тому же периоду, как и генерал-губернаторская резиденция. Ворота сохранились со времен дворянского собрания 1905–1910 годов, – подчеркивал глава союза архитекторов Алматы Сергей Мартемьянов.
Расположенное в самом сердце старого города здание, находившееся на пересечении улиц Казыбек би и улицы Калдаякова, было передано Союзу архитекторов Казахстана по решению правительства в начале 1990 года. Затем, в 2008 году неожиданно появилось решение о том, что здание стало собственностью городского акимата, и через совсем уж непродолжительное время на свет вылезло решение о его сносе. Архитекторы, понятное дело, возмутились, ими были написаны десятки аргументированных и подкрепленных документами писем в разные инстанции с просьбой приостановить данный вандализм, но, увы… все это оказалось гласом вопиющих в пустыне. После нескольких невнятных отписок из "Алматыжер" поступило указание о принудительном выселении Союза, и здание было демонтировано полностью. Унылые последствия этого демонтажа в виде глухого строительного забора и остатков развалин капитального строения можно наблюдать и по сей день...
Что же касается упомянутого Сергеем Мартемьяновым бывшей резиденции генерал-губернатора, то ее судьба оказалась не менее незавидной. Выселив находившейся в ней Центральный военно-клинический госпиталь тогдашний аким Алматы Виктор Храпунов заявил о том, что отчуждение немалых размеров здания в пользу города было отнюдь не спонтанным и тем более не корыстным:
– Мы там организуем исторический городской музей, – соловьем разливался Виктор Вячеславович. – Что может быть лучше – обширный исторический музей в одном из самых исторических зданий, которое к тому же практически не изменит свой облик…
А затем началась стройка. Только вот вместо обещанного музея в "не изменившим облик" здании на свет появилось совсем другое. Резиденция генерал-губернатора была срыта начисто и на ее месте возник девятиэтажный комплекс "White fort" с подземной автостоянкой. И плевать было тогдашним городским властям на то, что здание резиденции на тот момент даже не было исключено из списков объектов исторического наследия и к тому же являлось неотъемлемой частью архитектурного ансамбля "Вознесенский собор – Парк имени 28 гвардейцев-панфиловцев – Резиденция губернатора". К тому же и в самом парке также начались строительные работы. Согласно официальному сообщению управления Государственного архитектурно-строительного контроля (ГАСК) Алматы, в 2010 году на территории парка с юго-западной стороны производится реконструкция фонтана и летнего кафе. Разрешение было выдано в 2008 году в связи "со сносом старого, ветхого кафе". С тех пор прошло более пяти лет, но вот результатов трудов новых владельцев территории алмаатинцы так и не увидели. Стройка то консервировалась, то на некоторое время опять возобновлялась с тем, чтобы заморозится буквально через пару месяцев. В таком виде, она пребывает и по сей день…
Кстати, насчет фонтанов. У них в городе тоже нелегкая судьба. Сначала были уничтожена часть каскадов на бывшей ВДНХ (ныне "Атакент"), где впоследствии вольготно расположилось кафе, а затем пришла очередь "реконструкции" фонтанов возле здания бывшего Верховного Совета, в результате чего они стали напрочь выбиваться из общего ансамбля и теперь выглядят абсолютно чужеродным элементом. А еще чуть позже, взгляд реконстукторов пал и на другие водяные объекты.
В частности, речь зашла о модернизации знаменитого фонтана "Знаки зодиака", расположенного вблизи Академии наук, что вызвало нешуточное беспокойство у его создателей.
Так, например, один из его основных создателей, художник Владимир Твердохлебов в своем интервью был настроен весьма пессимистично:
– Мне сказали, что будут делать реконструкцию, полностью все убирать. Трудно сказать, изменится облик фонтана или нет, потому что люди, которые выиграют тендер на реконструкцию, могут не подпустить автора, как это было с Домом ученых и Академией наук. Они меня на пушечный выстрел туда не подпустили, потому что кто платит деньги, тот и музыку заказывает. Уничтожили росписи на пятом этаже в Доме ученых. Здесь тоже самое может произойти. Не могу себе представить, как они смогут повторить мозаику, которую мы долго делали на дне фонтана. Там ведь все в смальте, а смальту только в России отливали. Если они отделают китайской плиткой, то она сразу "отстрельнет". А за тридцать пять лет, что фонтан стоит, ни один кусочек смальты не отпал. Я сильно был расстроен тем, что меня в курс дела не вводили…
Правда, через некоторое время выяснилось, что на реконструкцию пока нет средств, и от фонтана все-таки отстали. А вот надолго ли – это уже большой вопрос. Кстати, как оказалось и предыдущая реставрация отнюдь не пошла на пользу внешнему облику фонтана. Тогда отлитые фигуры пескоструили – очищали их песком, а этого, по словам Владимира Твердохлебова, делать было категорически нельзя…
Но опять вернемся к городским капитальным постройкам, а точнее к их печальной и незавидной судьбе. В мартирологе снесенного значится и городской дворец пионеров в сквере, находившимся на пересечении проспекта Сейфуллина и Кабанбай батыра, который был построен в 1960-м, а снесен в 2006-м. Теперь на месте детских кружков и десятков секций стоит пятизвездочный отель. Исчез с карты города и кинотеатр "Октябрь", что располагался на пересечении улиц Маметовой и Фурманова. Он был построен в 1955-м и практически без какой-либо мотивации уничтожен в 2007 году. Попал под снос капитальный дом купца Мурова, постройки начала ХХ века по улице Валиханова (кстати, числившийся в реестре исторических памятников), ушли в небытие знаменитые "косые дома", увешанные мемориальными досками в честь некогда живших там знаменитостей мирового уровня. Снесли даже автовокзал "Саяхат" – в определенном смысле уникальное здание, с часами на высокой стеле, отличавшееся от типовых строений тем, что являлось стержнем интерьера площади и неотъемлемой частью городской инфраструктуры.
И так практически по каждому старому району города, практически по каждому второму кварталу.
Особое место в этом разгуле "архитектурной модернизации" занимает так называемая реконструкция, когда здание вроде как формально остается на месте и даже может не терять своего целевого предназначении, но зато практически полностью теряет свой уникальный и неповторимый исторический облик, превращаясь в очередное безликую и бездушную конструкцию.
– Посмотрите, что сделали по Кабанбай батыра, Богенбай батыра, Абылай хана, Карасай батыра – вот там усилия надо приложить, чтобы всю эту коммерческую надстройку-пристройку сбросить, чтобы вся архитектура была приведена в порядок, – говорит обычно весьма лояльный к действиям местных властей председатель Союза дизайнеров Казахстана Тимур Сулейменов – Все испохабили, вот это действительно та память, которую делали московские и алматинские архитекторы. Это такая "песня"! Эти дома надо сохранять, сделать хороший свод памятников, по которым можно было бы ориентировать будущих градостроителей…
Одним из ярчайших примеров подобного безобразия является история с "реконструкцией" здания государственного театра кукол города Алматы, которое было построено в 1910 году. В Верном оно было известно как здание общественных собраний и предназначалось для культурных и зрелищных мероприятий города. Здесь собиралось по поводу торжеств верненское общество, устраивались театральные представления и даже ставились оперные постановки. Чуть позже, в 1919 году в нем разместился Верненский городской комитет РКП(б). И именно здесь, на заседании ЦИК, в 1921 году было принято решение о переименовании Верного в Алма-Ату. Так что это здание имело свою историческую ценность и по праву входило в список важнейших культурных памятников. И вот, в конце 2011 года оно так же попало во внимание любителей "творческой модернизации". Часть строения была снесена весной 2012 года, и тогда вспыхнул крупный общественный скандал, во время которого ответственные за генеральную реконструкцию клятвенно обещали сохранить его внешний вид. Чуть позже были сначала провалены сроки строительства, а затем выяснилось, что и главный фасад исторического здания изменился до неузнаваемости.
– Старое здание было очень камерное и полностью соответствовало размеру занимаемого участка. Теперь для такого монстра, как новоявленный театр, участок катастрофически мал… Такое впечатление, что театр вывалился на проезжую часть улицы. Манипуляции с историческим зданием – это просто глумление над историей города, в котором и так мало чего осталось исторически подлинного. Не знаем, кто проектировал и чья это идея соединить в одном образе макет деревянной избы и стеклянные стены. И то и другое – залепуха, то есть фальшфасад... – буквально хором жаловались со страниц СМИ дипломированные архитекторы, мнение которых, как и положено в таких случаях, было попросту проигнорировано.
– Реконструкция в Алматы далеко не всегда сохраняет исторический вид здания, – сетовала на страницах печати и член Союза архитекторов Казахстана Асель Есжанова. – А значит, и его ценность. В основном исторические памятники просто-напросто сносятся, либо подвергаются кардинальным изменениям, что просто ужасно…
Как бы в подтверждение этих слов примерно в это же время была затеяна и капитальная реконструкция Дворца Республики, построенного как Дворец культуры имени В.И. Ленина в 1970 году. Тогда авторский коллектив создателей дворца, в который входили такие мастера союзного значения как В. Алле, В. Ким, Ю. Ратушный, Н. Репинский, А. Соколов получил Госпремию СССР. Реконструкцию провели в 2011 году и…
– В последние десятилетия существования СССР в Казахстане было не более пяти памятников архитектуры союзного значения, одним из них стал наш Дворец Республики, с которым нынешнее строение уже не имеет ничего общего, – ужасался на страницах печати архитектор и дизайнер Алмас Ордабаев. – Именно к семидесятым годам наши архитекторы дозрели, создали что-то свое, самобытное, а мы это уничтожаем. В архитектуре Дворца доминировала идея парящего полога, была удивительная ритмика фасадов. Здесь было достигнуто уникальное слияние образа восточного шатра и современной архитектуры. Это был действительно наш флагман того периода. Главное правило реставрации – не знаешь, каким было здание раньше, оставь его в покое, законсервируй сохранившееся. Тут же, все абсолютно известно. Получилась мещанская, пошлая, китчевая архитектура, попса. Использованы новые решения, новые стройматериалы. В профессиональном плане это абсолютный позор. Да, в прежнем Дворце были проблемы с акустикой, их можно было запросто решить, не нужно было полностью менять фасад. Я помню то ощущение, когда в старом Дворце поднимаешься на второй этаж и видишь, как крыша летит над площадью. Изначальная идея полностью уничтожена…
Абсолютно тоже то же самое касалось и построенного в 1966 году Дворца спорта и культуры имени 50-летия Октября (ныне – Дворец спорта имени Балуана Шолака). Практически полностью претерпел изменения фасад этого здания и, как закономерное следствие, был навсегда утрачен его неповторимый стиль. Самое печальное, что на момент реконструкции еще был жив заслуженный архитектор РК Владимир Кацев, являвшийся автором создания Дворца, но как вы, наверное, уже догадались – ни за какими консультациями к нему никто не обращался.
К слову, некоторые реконструкции проходят и незаметно для взгляда широкой общественности. Так, в частности произошло со зданием, где сейчас размещается Академия искусств имени Жургенова. Если кто не знает или подзабыл, отмечу, что оно единственное в нашей стране входит в мировой список "Сто шедевров советского архитектурного авангарда". Когда-то в нем располагался Дом правительства сначала Казахской АССР, а затем и союзной республики. Когда в 1927 году объявили всесоюзный конкурс на постройку, то по итогам тщательного отбора победил проект одного из ведущих теоретиков конструктивизма Моисея Гинзбурга. Сооружение было построено в 1928-1931 годах при участии архитектора И. Миллиниса и состояло из нескольких объемов, связанных между собой коридорами и крытым переходом. В своем исконном виде здание благополучно простояло не один десяток лет и скорей всего стояло бы и дальше, но как же без умелых рук современных "реконструкторов", которые без труда дотянулись и до него, несмотря на все "охранные грамоты"? Для начала там был закрыт внутренний дворик, впоследствии превратившийся в свалку мусора. А затем начались бесчисленные стилистические ошибки. На самом здании невесть откуда появились элементы так называемой "купеческой архитектуры", что попросту было недопустимо для сооружения, построенного в строгом, если даже не сказать – аскетичном стиле конструктивизма. И, конечно же, был нарушен общий ансамбль комплекса, в том числе включавшего себя в себя и находящееся неподалеку здание почты и телеграфа, некогда также выдержанного в стилистике конструктивизма. Хотя кто обращает внимание на такие "мелочи", тем более не сильно видные постороннему глазу? Ведь даже фактическое уничтожение общего ансамбля площади Абая, где по одной стилистике с Дворцом Республики была построена и гостиница "Казахстан" (пока еще, похоже, чудом сохранившая свой основной облик), абсолютно не смутило местное чиновничество, давшее "добро" на все эти жутковатые переделки.
А теперь попробуем задаться вполне закономерным вопросом: на основании каких нормативно-правовых актов осуществляется весь этот крайне спорный процесс? По поводу части из них вообще есть серьезные сомнения насчет юридической обоснованности таковых, (ну как, например, распоряжения все того же бывшего акима, а ныне бесславного беглеца Виктора Храпунова), еще часть вообще скрыта от излишне любопытных глаз "коммерческой тайной", или прочими подобными маловнятными объяснениями. Однако, есть и вполне доступный обозрению документ республиканского масштаба. Это, как его уже многие называют, "печально знаменитое" постановление правительства от 30 декабря 2011 года №1672. Принятый в самый канун Нового года, и посему фактически прошедший незаметно для большинства наблюдателей и экспертов документ лишил статуса памятников истории и культуры местного значения 35 объектов Алматы якобы с благой целью "упорядочить государственный список памятников истории и культуры города". Кстати, именно на основании этого постановления был варварски снесен монумент борцам Октябрьской Революции, базировавшийся напротив уже уничтоженного к тому времени автовокзала "Саяхат".
И здесь, пожалуй, будет самое время перейти к еще одной крайне болезненной теме, а именно, к развернувшейся в последние два десятка лет усердной борьбе с историческими памятниками.
Борцы за чистоту мемориальных рядов, как правило, оперируют одной и той же достаточно избитой и потертой формулировкой: мол, во первых, они "являются символами идеологии социалистической эпохи и на сегодняшний день утратили историческую ценность и политическое значение" (это прямая цитата одного из местных чиновников), а во-вторых, якобы, не имеют художественной ценности. Спорить на счет первого утверждения даже не хочется – это как взять и вырвать из учебников истории целые главы, которые тоже могут не представлять "политического значения". А вот что касается второго, то здесь, увы, элементарная художественная безграмотность вдохновителей и исполнителей вандализма весьма тонко сочетается со спецификой местной конъюнктуры. Вот, например, памятник В.И. Ленину, что некогда стоял на площади пред зданием Верховного Совета КазССР. Он работы всемирно известного и признанного скульптора Евгения Вучетича, и одному лишь тогдашнему руководству республики было доподлинно известно, сколько трудов (и личных связей) было потрачено на то, чтобы раздобыть для Казахстана эту работу мастера. В итоге, он попал под демонтаж одним из первых, и, чудом избежав уничтожения, переселился на лужайку парка "Family", что находится в спальном районе города, за кинотеатром "Сары Арка"...
– А ведь если бы хоть немного включить мозг, то можно было бы оставить памятник на месте и просто назвать его – "Скульптор Вучетич. Работа "Ленин". И это бы только украсило город и дало ему плюс перед образованными туристами, прекрасно знающими кто этот мастер и каков его вклад в мировую культуру" – еще с десяток лет тому назад заметил мне выпускник Алматинского архитектурно-строительного института, вдобавок обладающий и искусствоведческим образованием.
Чуть позже под демонтаж пошли гранитные Калинин и Киров, затем пришла очередь уже упомянутому монументу борцам Октябрьской Революции и памятникам чуть меньшего размера. Так, например, в июне 2012 года был демонтирован бюст Павла Виноградова, расположенный у пересечения улиц Наурызбай батыра и Карасай батыра. А с бюстом Луки Емелева, в районе уже переименованной улицы некогда носившей его имя, вообще произошла почти детективная история, так как в городском акимате… напрочь затруднились сказать куда он делся. "Возможно, был кем-то украден", – такая версия возникла в ответ на запрос местных краеведов. Ну, хорошо. Предположим, что эти деятели периода становления советской власти действительно "не представляют исторического интереса". Однако, каким-то магическим образом, печальная судьба одних памятников миновала другие, в общем-то абсолютно аналогичные по своей сути и идеологии. На своих местах по прежнему стоят Сакен Сейфуллин, Абдулла Розыбакиев, Магазы Масанчи, Турар Рыскулов, Алиби Джангильдин, Ораз Джандосов, Амангельды Иманов, Токаш Бокин и другие деятели революционного движения и первых лет советской власти. Тут налицо либо некоторая непоследовательность действий, либо, что-то совсем другое, в любом случае, не совсем попадающее под определение "идеологической чистоты". К слову, можно гипотетически задаться и развитием вопроса: а насколько далеко простирается эта сама "идеологическая чистота"? И где гарантия, что завтра, например исторической ценности не будет представлять бюст дважды Героя Советского Союза прославленного летчика Сергея Луганского? Или мемориал памяти героям-панфиловцам? Тем более, что в определенном лагере, уже не раз раздавались голоса о необходимости более полно избавляться от "ненужного наследия"… Вопрос, согласитесь, далеко не праздный, тем более, что в нем заложена весьма взрывоопасная социальная мина.
Одним из последних прецедентов (кстати, в отличие от многих предшествующих, вызвавшим достаточно большой общественный резонанс) стал практически тайный и достаточно постыдный по алгоритму действий демонтаж памятника писателю Максиму Горькому в Центральном парке города. В ответ на шквал возмущенных запросов от горожан чиновники акимата сначала несли какую-то околесицу на уровне "мы хотели его покрасить, чтобы красивый был, да вот случайно повредили", потом все-таки набрались духу и со ссылкой на слова исполняющего обязанности руководителя управления Ерболата Ауезова решительно заявили, что памятник Максиму Горькому, дескать, не несет культурной ценности. "Он был в советское время тиражирован. Но сейчас это не актуально".
Насколько неактуален один из самых признанных и тиражных писателей той поры (не в России или СССР, а именно в мире) вопрос, наверное, к уровню образовательного ценза местных чиновников от культуры. Вполне возможно, что им и невдомек, что Горький считается классиком мировой литературы в современной Европе, а во многих драматических театрах мира, до сих пор с успехом ставятся его пьесы. Получается, что не актуален он лишь для Алматы (точнее, для тех чиновников городского акимата, что сначала приказали демонтировать монумент в прямом смысле слова тайком и посреди ночи, а с утра, удивленно разводили руками, усиленно делая вид, что не понимают, о чем, собственно, идет речь?)…
Еще десять лет тому назад, по данным все того же Союза архитекторов, в Алматы насчитывалось порядка 170 исторических зданий и сооружений. В настоящее время их число еле переваливает за сотню. "Известные здания прошлого исчезают в Алматы одно за другим, да и сам старый город скоро превратится лишь в старинную фотографию, которую мы будем бесконечно пересматривать и сожалеть", – сетуют энтузиасты-краеведы в своих публикациях на этот счет, подводя итог очередному бессмысленному вандализму или псевдо-реконструкциям. И с каждым годом становится все очевидней, что города с неповторимой аурой, обильной зеленью, утренней свежестью проспекта Абая и может не самыми ценными в глобальном смысле, но все равно исторически значимыми для самого города и его жителей зданиями, становится все меньше и меньше. И скоро он исчезнет совсем, если мы по-прежнему будем проявлять поистине преступное равнодушие к его судьбе. Наверное, именно поэтому и стало принимать массовость в южной столице то народное движение по спасению остатков старого города, о котором рассказывалось в самом начале этой статьи. Ведь лучше поздно, чем никогда…


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график Главы государства 30.09.2015
Вопросы проведения уборочной кампании рассмотрены на заседании Правительства РК 30.09.2015
Около 50 тыс казахстанцев могут лишиться работы до конца 2015 года 30.09.2015
Казахстан и ПРООН приняли новую программу помощи странам Африки 30.09.2015
Ерболат Досаев открыл в Астане 5-ю встречу министров экономики Совета сотрудничества тюркоязычных государств 30.09.2015
Отсутствие консенсуса между участниками нефтяного рынка напрягает ситуацию в мире 30.09.2015
Угрожающий промысел 30.09.2015
Добывающие отрасли Казахстана будут подтверждать соответствие стандартам прозрачности 30.09.2015
СВМДА: 23 года спустя 30.09.2015
В Актау открылся военно-патриотический центр "Кайсар" 30.09.2015

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
12.12.18 Среда
84. МАРДЕНОВ Жукен
81. БАЗЫЛОВ Казыкен
81. БАЙЗАКОВ Сайлау
76. САППАЕВ Мендыгали
72. МОСКАЛЕНКО Борис
65. ИОВОВ Эдуард
64. ШАМКЕНОВА Роза
61. БЕКМАГАМБЕТОВА Куролай
61. ИСКАКОВ Саулебек
60. АБУОВ Мирбулат
58. КУЛ-МУХАММЕД Мухтар
52. НУРБАЕВ Орман
47. ИСКАКОВ Марлен
45. КИСИКОВ Бекнур
43. АХМЕТЖАНОВ Ануар
...>>>
13.12.18 Четверг
94. КАЙДАР Абду-Али
90. ТЕРЕНТЬЕВ Леопольд
79. АЙТМУХАМБЕТОВ Тамас
79. ИХСАНОВ Утеген
75. ИСКАКОВ Кайрат
71. ЖАНГАЗИЕВ Жаксылык
71. СВОИК Петр
67. МАСЕЛЕЕВА Майдан
63. ЧАРАПИЕВ Туратбек
62. ЕРМЕКОВА Несипбала
61. АСКАРОВ Тулеген
61. БОЙКО Ольга
60. НУРБАЕВА Маржан
54. КАППАРОВ Нуржан
52. ТАПБЕРГЕНОВ Тимур
...>>>
14.12.18 Пятница
87. БЕКТУРОВ Есен
70. РЫСБЕКОВ Марат
69. АКМУРЗИН Ерлан
65. ТАСКИНБАЕВ Косан
60. БАТПЕНОВА Гульнар
55. ЕРАЛИЕВ Ержан
48. БАКИШЕВ Дулат
47. ЕСТЕНОВ Жасулан
46. БАЗАРХАНОВ Еркин
44. САМОЙЛОВ Александр
43. КАЙРБАЕВ Багитжан
43. ОСПАНОВ Амиржан
41. АУБАКИРОВ Тимур
39. МАНТАЕВА Асем
39. УТЕГЕНОВ Руслан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Рейтинг@Mail.ru
zero.kz