NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 18.04.2024 17:39 ast
15:39 msk

Гражданский толк
В рамках Плана нации "100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ" президент Нурсултан Назарбаев уделил особое внимание вопросам повышения значимости институтов гражданского общества в жизни страны
01.10.2015 / политика и общество

Павел ВОРОНИН, "Экспресс К", 28 сентября

В рамках Плана нации "100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ" президент Нурсултан Назарбаев уделил особое внимание вопросам повышения значимости институтов гражданского общества в жизни страны. В этом контексте особую важность приобретает законопроект "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам деятельности НПО", внесенный в парламент. О том, какие новшества предусмотрены в этом документе, "ЭК" рассказала президент общественного фонда "Евразийский правозащитный центр" Енлик Нургалиева.
– Законопроект предусматривает введение новых форм государственного финансирования проектов НПО в виде грантов и премий для НПО, а также создание отдельной организации – оператора грантового финансирования, который будет выдавать гранты для НПО, – рассказывает она. – Оператор грантового финансирования создается в форме некоммерческого акционерного общества.
Способ финансирования НПО посредством грантов имеет следующие плюсы.
Во-первых, внедрение грантового механизма позволит выделять бюджетные средства на финансирование социальных проектов и программ, разработанных самими НПО. То есть неправительственные организации смогут сами провести исследование, найти в каком-нибудь регионе социальную проблему и предложить оператору грантового финансирования ее решение. При таком подходе, по нашему мнению, повысится эффективность проектов, потому что НПО лучше знают потребности и нужды населения.
Действующим законодательством предусмотрен один вид финансирования НПО со стороны государства – через участие НПО в реализации государственного социального заказа. Госсоцзаказ формирует хороший механизм взаимодействия государства и НПО по решению социально значимых задач. Но все же поддержка НПО не является основной целью госсоцзаказа.
Во-вторых, НПО смогут использовать часть средств гранта на собственное институциональное развитие, в том числе на укрепление материально-технической базы или направление сотрудников на учебу с целью повышения квалификации.
В-третьих, грантовое финансирование не подпадает под действие Закона РК "О государственных закупках" и, соответственно, не ориентируется на требования, которые предъявляются к коммерческим структурам. Будут действовать новые правила, которые специально адаптированы для НПО.
– Предусматриваются ли в законопроекте антикоррупционные механизмы, и как они будут работать?
– По моему мнению, создание оператора создаст беспрецедентный уровень транспарентности и открытости процесса госфинансирования. В частности, это позволит дистанцировать процедуру передачи средств НПО от того, кто эти средства выделил: государство или частный спонсор. Оператор будет выступать своего рода посредником между госорганами и их поставщиками из числа НПО. В результате НПО получат большую независимость от непосредственных заказчиков при реализации проектов на предоставленные гранты. Снизятся коррупционные риски, отношения между заказчиками и исполнителями не смогут тормозить инициативы и стремления НПО. Оператор будет непосредственно обеспечивать независимый мониторинг и наблюдение за ходом реализации проектов.
Эта практика хорошо известна и понятна многим зарубежным инвесторам. Финансирование НПО на грантовой основе является распространенным способом государственной поддержки институтов гражданского общества и существует во всех европейских странах и США, а на пространстве СНГ – в Азербайджане, Украине и Российской Федерации.
Предусмотрены меры и для обеспечения прозрачности деятельности самого оператора. В частности, все решения по выделению грантов и привлечению средств будут приниматься коллегиально. В совет директоров войдут представители общественности, которые регулярно будут сменяться на основе ротации.
Кроме того, сейчас в парламенте рассматривается законопроект о создании института общественных советов при государственных органах и местных исполнительных органах. Некоторые депутаты предлагают, чтобы эти общественные советы имели возможность осуществлять прямой контроль над тем, как расходуются выделяемые для НПО госсредства.
– Будут ли выделяться дополнительные средства из государственного бюджета на гранты и имеются ли другие источники формирования бюджета оператора?
– Выделения дополнительных средств из госбюджета не предусмотрено. Средства на гранты будут частично перераспределены из средств, заложенных на выполнение государственного социального заказа. Другая часть может формироваться из внебюджетных источников.
В частности, законопроектом предусмотрена потенциальная возможность получения оператором средств от иностранных и иных доноров, которые захотят добровольно предоставить такую помощь. Бюджет оператора может формироваться и за счет вливаний денежных средств от бизнеса и частных инвесторов.
– Что подразумевается под премиями для НПО?
– Премии будут выдаваться от имени правительства организациям, реализовавшим успешные социальные проекты, и позволят НПО укреплять свой материальный статус (по аналогии с премиями "Дарын" и "Парыз"). Премии предлагается выдавать на основе общественных предложений, общественной оценки деятельности предложенных кандидатур от НПО и одобрения правительства.
Предусмотрен полностью прозрачный порядок предоставления премий. Представление неправительственных организаций на соискание премий будет производиться Координационным советом по взаимодействию с НПО при уполномоченном органе в сфере НПО, в состав которого войдут представители государственных органов, неправительственных организаций, а также известные общественные деятели.
Каждая заявка на премию будет проходить дальнейшую оценку экспертной комиссией, формируемой при уполномоченном органе. Критериями оценки будут являться оценка вклада соискателя в решение социальных задач, будет учитываться общественное мнение, отзывы общественных организаций и другое.
Премии не будут распределяться между сотрудниками НПО, а будут расходоваться на уставные цели организации, институциональное развитие, повышение квалификации сотрудников, благотворительность.
– Насколько законопроект отражает мнения и ожидания НПО?
– Данный законопроект был разработан Гражданским альянсом Казахстана и отражает рекомендации VI Гражданского форума 2013 года, на котором активно обсуждались вопросы совершенствования законодательства.
На заседаниях экспертной группы при Министерстве культуры и спорта мы полгода отрабатывали этот законопроект и внесли ряд дополнений и изменений. К примеру, была внесена норма, исключающая даже теоретическую возможность того, что международные и иностранные НПО будут каким-то образом зависеть от оператора в вопросе выделения грантов неправительственным организациям Казахстана. Поэтому могу смело заявить, что законопроект полностью отвечает интересам неправительственного сектора.
– Как идет процесс обсуждения вводимых норм на заседаниях рабочей группы при мажилисе? Появились ли какие-либо новые предложения со стороны депутатов и общественности?
– Депутаты, согласившись с правительственным вариантом законопроекта, предложили дополнить его рядом концептуальных норм. В частности, предложено создать базу данных НПО в виде отдельного информационного ресурса, открытого и доступного для общественности, где будут размещаться все сведения о деятельности НПО Казахстана.
В частности, эта база данных позволит НПО после онлайн-регистрации участвовать в конкурсах на получение государственных грантов без дополнительного оформления юридических и финансовых документов. Также база позволит общественности увидеть полную картину того, какие организации реально работают в неправительственном секторе.
На сегодняшний момент подавляющее количество НПО (17 тысяч из 28 тысяч зарегистрированных) существуют только на бумаге и не проводят реальной работы. Выявив с использованием базы данных неработающие НПО, госорганы подготовят необходимую программу действий по ликвидации таких организаций.
Как известно, глава государства дал поручение правительству приступить к поэтапной передаче части государственных функций, касающихся оказания социально значимых услуг, неправительственным организациям. В связи с этим проводится необходимая подготовительная работа, выделено 34 функции. Чтобы разработать закон, программу и пошаговый план исполнения этого поручения, нужно иметь четкое представление о ресурсах НПО, их кадровом обеспечении и потенциальных возможностях. Этот вопрос поможет решить база данных.
– А каким образом будет осуществляться проверка поступающих сведений? Ведь база данных будет иметь прямое отношение к организации конкурсов на размещение государственного социального заказа и предоставление грантов. Надо же как-то застраховаться от недобросовестных конкурсантов.
– Чтобы в базе данных не сосредотачивалась искаженная или недостоверная информация об НПО, депутаты предлагают поручить проверку поступающих сведений уполномоченному органу в сфере НПО. Для того чтобы создать заслон для внесения искаженной информации, будет предусмотрена соответствующая административная ответственность. Это задумано для того, чтобы отбить желание совершать махинации у различного рода мошенников.
Угрозы ущемления прав НПО я не вижу. Норма, предписывающая НПО информировать государственные органы и общественность о своей организации и деятельности, действует во всех развитых странах и соответствует демократическим принципам.
– Можете привести конкретные примеры?
– Да, конечно. Например, в США НПО ежегодно сдают отчетность о своей финансовой деятельности, где указывают не только доходы и расходы, но и по каким программам они осуществлялись и так далее. НПО также должны указывать, кто финансирует деятельность директора и других ключевых фигур организации. В случае, если информация, предоставленная в форме, не соответствует действительности, НПО лишается своего статуса.
В Канаде НПО должны предоставлять ежегодный отчет о своей деятельности до 31 марта. Непредставление ежегодного отчета о деятельности является правонарушением, облагаемым штрафом. Если отчет не предоставляется в течение двух лет подряд, то это ведет к роспуску объединения.
В Великобритании в качестве обязательного условия работы НПО, освобождаемых от уплаты некоторых налогов, является необходимость предоставлять в госорган годовой отчет о своей деятельности.
– Что думает о подотчетности неправительственных организаций само гражданское общество?
– Вопрос о подотчетности НПО обсуждается гражданским обществом давно. Подавляющее большинство поддерживает идею подотчетности. Многие НПО сами заинтересованы и стараются максимально информировать население о своей творческой и финансовой деятельности.
В демократическом обществе не должно быть закрытых от общественности сфер. Это обеспечит иммунитет от коррупции. В Казахстане же исследователи различных агентств отмечают невысокий уровень подотчетности НПО. Сфера деятельности НПО для многих остается непонятной и непрозрачной. О своей деятельности НПО сообщают, в лучшем случае, эпизодически. На регулярной основе освещают свою деятельность единицы. От этого страдают, прежде всего, получатели услуг НПО из числа граждан. Общественность не знает, чем занимаются НПО, какие результаты они приносят.
В целом предлагаемый законопроект носит действительно прорывной характер и позволит решить многие из указанных проблем, которые накопились за долгие годы в деятельности НПО.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Сенат принял законы о противодействии коррупции, обязательном социальном медицинском страховании и информатизации 30.10.2015
Проект закона по вопросам сокращения разрешительных процедур для бизнеса одобрен на заседании Правительства 30.10.2015
Парламент принял Закон Республики Казахстан "О противодействии коррупции" 30.10.2015
Б.Сагинтаев пригласил зарубежных инвесторов к участию в приватизации казахстанских компаний 30.10.2015
Сенат принял Закон "Об обязательном социальном медицинском страховании" 30.10.2015
А.Джаксыбеков принял участие в работе форума "Astana Invest 2015" 30.10.2015
Глава Государства подписал Закон "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам развития дорожно-транспортной инфраструктуры, транспортной логистики и авиаперевозок" 30.10.2015
Совместное заседание общественных советов при МВД РК и Генеральной прокуратуре РК 30.10.2015
Азат Перуашев направил спикеру Мажилиса Кабибулле Джакупову предложения в Регламент Мажилиса по вопросам полномочий парламентских фракций 30.10.2015
В Комитете Сената рассмотрены законопроекты, направленные на совершенствование налоговой сферы и финансовых услуг 30.10.2015

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
18.04.24 Четверг
74. ЕРЖАНОВ Мухтар
72. ЗИЯБЕКОВ Бейсенбек
71. ПОЛТОРАЦКИЙ Сергей
70. ТВЕРДОХЛЕБОВ Анатолий
67. КАЧАЛО Станислав
67. ФИЛИППОВ Федор
65. ДЮСЕМБИНОВ Султан
64. АТЫХАЕВ Султангали
64. ЕЛЕУСИНОВ Кайрбек
63. БЕКЕШЕВ Бауржан
62. АМАНБАЕВ Саламат
61. АРИПОВ Ерден
60. ПЕРМЯКОВ Валерий
59. АЛПЫСБАЙ Адилбек
54. СЕКЕНОВ Алгазы
...>>>
19.04.24 Пятница
76. ДЖАЛМАГАМБЕТОВА Светлана
75. ЖУКЕЕВ Тулеген
74. КАН Виктор
72. ТУМАРБЕКОВ Мурат
71. ЛЕСКЕВИЧ Иван
70. НЕСИПБАЕВ Рахимбек
67. АУБАКИРОВА Жания
67. БЕКИШЕВ Хамит
66. БАЙТЕЛЕСОВ Жигиткер
66. КАСЫМБЕКОВ Бактыбай
58. КИЯСБАЕВА Патима
55. МАНАСБАЕВА Бахыт
53. ШАТЕКОВ Асет
52. ТУРЛЫХАНОВА Гульмира
50. ГЛУХИХ Дмитрий
...>>>
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz