parlam.kz, 15 октября
15 октября на заседании Сената Парламента, состоявшемся под председательством Касым-Жомарта Токаева, Палата рассмотрела двенадцать законопроектов. Сенаторы ратифицировали Соглашение между Правительствами Казахстана и Китая о режиме казахстанско-китайской государственной границы. Соглашение направлено на объединение усилий по укреплению взаимного доверия в районе государственной границы, обеспечение неприкосновенности территории и государственной границы, пресечение противоправной деятельности, установление путей разрешения пограничных инцидентов и урегулирование порядка взаимодействия пограничных представительств двух государств. Принят закон "О государственном аудите и финансовом контроле", разработанный в рамках исполнения Плана нации "100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ Главы государства". Нормы закона предусматривают переход на международные стандарты аудита. Документ расширяет полномочия Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета. В частности, Счетный комитет наделяется такими новыми функциями, как предварительная оценка проекта республиканского бюджета, реализация ежегодного аудита консолидированной финансовой отчетности (на уровне республики), оценка формирования и управления государственным долгом, аудит Национального фонда РК. Счетный комитет также наделяется полномочиями по выявлению, анализу, оценке и прогнозированию угроз национальной безопасности в финансово-экономической сфере. Документ определяет компетенцию Правительства в области государственного аудита и финансового контроля. На заседании также рассмотрены в двух чтениях и приняты поправки в законодательство по вопросам государственного аудита и финансового контроля. Документ наделяет органы государственного аудита и финансового контроля полномочиями в сфере реагирования в случае совершения административного правонарушения при использовании средств государственного бюджета. В связи с разработкой нового Закона "О государственном аудите и финансовом контроле" вносятся изменения в ряд законодательных актов, регламентирующих вопросы государственного финансового контроля. Устанавливаются нормы, направленные на реализацию права Счетного комитета по представлению своих интересов в Парламенте. Рассмотрев во втором чтении законопроект "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам деятельности местной полицейской службы", сенаторы направили документ в Мажилис. Вносимые Сенатом поправки направлены на определение порядка назначения и освобождения начальника местной полицейской службы органов внутренних дел района (города, района в городе). Рассмотрены поправки в законодательство по вопросам электроэнергетики. Документ определяет механизмы взаимоотношений на рынке электроэнергии и электрической мощности, вводит понятия "Совет рынка", "Национальный оператор", дополняет компетенции государственного органа по энергетическому надзору и контролю, а также усиливает ответственность субъектов электроэнергетики в части обеспечения готовности выработки электрической мощности. В соответствии с регламентом, документ с поправками сенаторов направлен в Мажилис. Предлагается из компетенции местных исполнительных органов исключить согласование проектирование и строительство дублирующих линий электропередачи и подстанций. Кроме того, ввиду сокращения рынка сбыта ряда крупных и средних промышленных предприятий возможна угроза их финансовой устойчивости. Учитывая значительный вклад деятельности промышленных предприятий в экономику страны, предлагается перенести дату введения ввода рынка мощности с 1 января 2016 года на 1 января 2019 год. Детально обсудив, сенаторы приняли закон "О государственно-частном партнерстве". Для законодательного урегулирования полномочий государственных органов закреплены соответствующие компетенции по разработке и осуществлению государственной политики в области государственно-частного партнерства. Также определены правовые полномочия по участию Национальной палаты предпринимателей в сопровождении местных проектов государственно-частного партнерства. Уточнен правовой режим объекта государственно-частного партнерства, который подлежит передаче в государственную собственность при компенсации инвестиционных затрат частному партнеру. В соответствии с международной практикой законопроект дополнен нормами по замене частного партнера в случае нарушения им своих договорных обязательств, способных повлечь неисполнение договора государственно-частного партнерства. Такая замена будет осуществляться только в отношении проектов государственно-частного партнерства особой значимости. Приняты также поправки в законодательство в области государственно-частного партнерства. В частности, Бюджетный кодекс дополняется положениями, касающимися вопросов планирования и выполнения государственных обязательств, связанных с осуществлением выплат из бюджета в рамках договорных отношений по проектам ГЧП, а также определения критериев принадлежности проектов государственно-частного партнерства к республиканским или местным. Всесторонне обсужден и принят Сенатом закон "О саморегулировании". Документ направлен на законодательное закрепление саморегулирования, что послужит альтернативой государственному регулированию, повлечет снижение расходов государства, затрачиваемых на осуществление регулирования, а также обеспечит гибкость регулирования и эффективный учет интересов участников рынка. Законопроектом предусматривается: закрепление правовых основ создания саморегулируемой организации как самостоятельной организационно правовой формы в соответствии с законодательством о некоммерческих организациях, прав и обязанностей ее членов, порядка образования и функционирования органов саморегулируемых организаций, полномочий, порядка избрания и ответственности ее должностных лиц, а также проведение контроля за соблюдением участниками правил и стандартов. Рассмотрены в двух чтениях и приняты поправки в законодательство по вопросам саморегулирования. Закон разработан в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан "О кардинальных мерах по улучшению условий для предпринимательской деятельности" и направлен на создание благоприятных условий для развития института саморегулирования субъектов предпринимательской и профессиональной деятельности с соблюдением ими устанавливаемых стандартов и правил. Документом предусматривается внесение изменений и дополнений в ряд законодательных актов, в том числе в Гражданский кодекс в части регулирования деятельности ассоциаций общественных объединений и иных некоммерческих организаций с учетом требований законов Республики Казахстан. После продолжительных дискуссий сенаторы приняли закон "Об общественных советах". Документ определяет правовой статус, порядок формирования и организации деятельности общественных советов, создаваемых с целью выражения мнения гражданского общества по актуальным вопросам. Предполагается, что общественные советы будут формироваться на двух уровнях – республиканском и местном. Положения документа определяют порядок формирования и количественный состав общественных советов, а также квалификационные требования к их членам. Принимаемые нормы направлены на обеспечение широкого участия институтов гражданского общества в принятии решений государственных органов. Проект регулирует такие формы общественного контроля, как общественный мониторинг, общественные слушания, общественная экспертиза, заслушивание отчетов о результатах работы государственных органов. Принят также сопутствующий закон "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам общественных советов". Изменения, вносимые в Бюджетный кодекс и ряд законов, регламентируют вопросы принятия нормативных правовых актов, касающихся прав, свобод и обязанностей граждан, с целью приведения их в соответствие с нормами Закона "Об общественных советах". После рассмотрения в двух чтениях приняты поправки в законодательство по вопросам развития местного самоуправления в Республике Казахстан. Принятие документа позволит реализовать меры по дальнейшей модернизации местного самоуправления, поэтапно и последовательно укрепить финансовую и экономическую самостоятельность акимов нижних уровней в решении актуальных вопросов, а также повысить роль населения в решении вопросов местного значения. Документ предусматривает: 1) регулирование общественных отношений, возникающих при организации местного самоуправления, в том числе повышение роли населения, его участие в качественном решении вопросов местного значения, 2) передачу некоторых видов налогов на уровень местного самоуправления, 3) урегулирование отношений в сфере имущества, приобретенного за счет средств контрольных счетов наличности, а также вовлечение городского населения в решение местных проблем.
----
Сенат принял законопроект "О государственно-частном партнерстве" Пресс-служба Министерства национальной экономики РК, 15 октября
Сегодня в ходе пленарного заседания Сената Парламента РК Первый вице-министр национальной экономики РК Марат Кусаинов представил законопроект "О государственно-частном партнерстве" и сопутствующий к нему проект Закона. Первый вице-министр подчеркнул, что законопроекты направлены на законодательное обеспечение системного развития института ГЧП в Казахстане с учетом международной практики. Проекты Закона о государственно-частном партнерстве и сопутствующего к нему закона разработаны в реализацию поручения Главы государства в рамках Концепции новой бюджетной политики до 2020 года и 34-го шага Плана нации "100 конкретных шагов". Марат Кусаинов, отметил, что законопроектом "О государственно-частном партнерстве" предлагается следующее: 1) Развитие ГЧП во всех отраслях экономики, наряду с объектами социальной инфраструктуры и жизнеобеспечения, где в настоящее время применяется концессия. По отдельным объектам, используемых в целях реализации проекта ГЧП, будет установлен запрет соответствующим указом Президента. 2) Расширение контрактных форм ГЧП за счет внедрения контрактов жизненного цикла, контрактов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (ГЧП в инновациях), сервисных и лизинговых контрактов. 3) Определяются механизмы реализации институционального ГЧП, предполагающие создание совместного предприятия между государственным и частным партнером. 4) Определение структур договора ГЧП, интегрирующая все аспекты взаимоотношений государства и бизнеса, включая инвестиционную составляющую, меры государственной поддержки и вопросы разрешения споров. 5) Внедрение новых механизмов определения частного партнера, таких как заключение договора ГЧП путем прямых переговоров (частная финансовая инициатива), и проведение конкурса по упрощенным процедурам по малым формам ГЧП. 6) Предусмотренные законодательством выплаты из государственного бюджета и меры государственной поддержки, которые применялись в концессиях, будут также распространены на все проекты ГЧП. "Предпринимаемые меры способствуют расширению кооперации государства с частным сектором на условиях равноправного партнерства для развития общественно значимой инфраструктуры и благ", – резюмировал свое выступление Первый вице-министр национальной экономики РК Марат Кусаинов.
-----
Сенат принял законопроект "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития местного самоуправления" Пресс-служба Министерства национальной экономики РК, 15 октября
Сегодня в ходе пленарного заседания Сената Парламента РК Первый вице-министр национальной экономики РК Марат Кусаинов представил законопроект "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития местного самоуправления". Первый вице-министр подчеркнул, что принятие законопроекта позволит расширить возможности граждан участвовать в процессе принятия решений, повысить самостоятельность органов местного самоуправления. Законопроект "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития местного самоуправления" разработан в целях реализации второго этапа Концепции развития местного самоуправления в Республике Казахстан и доработан с учетом рекомендации 97 и 98 шагов Плана нации. Марат Кусаинов, отметил, что в соответствии с указанными рекомендациями Плана наций предусматривается поэтапная передача акимам сел и собранию местного сообщества дополнительных функций по решению вопросов местного значения, поэтапное внедрение самостоятельного бюджета местного самоуправления в качестве самостоятельного уровня государственного бюджета, а также внедрение механизмов участия граждан в обсуждении проектов местных бюджетов и отчетов об их исполнении. Законопроект по вопросам развития местного самоуправления направлен на: 1. расширение финансовой самостоятельности органов местного самоуправления, которое предусматривает: – расширение доходной базы контрольных счетов наличности путем передачи органам местного самоуправления дополнительно двух налогов (налог на транспорт и земельный налоги с юридических лиц). 2. расширение экономической самостоятельности органов местного самоуправления, которое предполагает: – внедрение механизма отчуждения коммунальной собственности акиматом района только по согласованию с собранием местного сообщества. – передача акимам городов районного значения, сел, поселков и сельских округов полномочий по контролю за целевым использованием и недопущением незаконного занятия земельных участков на территории населенных пунктов. 3. внедрение механизмов участия граждан в обсуждении проектов местных бюджетов и отчетов об их исполнении, а также создание общественных структур для взаимодействия акима города с населением, предлагается: – наделить акиматы районов, городов областного значения, областей, города республиканского значения и столицы полномочиями по вынесению проектов местных бюджетов и отчетов об их исполнении на рассмотрение и обсуждение соответствующих Общественных советов. – создание при акимате города консультативно-совещательные органов для взаимодействия акима города с населением, как Территориальные советы местного самоуправления, образуемые маслихатами городов в границах одного или нескольких избирательных округов по выборам депутатов городского маслихата. 4. поэтапное расширение полномочий органов местного самоуправления предполагает: – расширение полномочий сельских акимов в части проведения инвентаризации жилищного фонда, сноса аварийного жилья, управления земельными ресурсами, оказания содействия в микрокредитовании сельского населения и решении других вопросов местного значения. – передача собранию местного сообщества функций по согласованию кандидатур акима на назначение, инициированию вопроса о его освобождении от должности, внесению предложений по назначению руководителей государственных учреждений и организаций, финансируемых из местного бюджета и расположенных на соответствующих территориях, обсуждению бюджетных программ, программ развития местного сообщества, проектов нормативных проавовых актов, затрагивающих права и свободы граждан и других.
-----
Сенат принял законопроект "О саморегулировании" Пресс-служба Министерства национальной экономики РК, 15 октября
Сегодня в ходе пленарного заседания Сената Парламента РК Первый вице-министр национальной экономики РК Марат Кусаинов представил законопроект "О саморегулировании". Первый вице-министр подчеркнул, что принятие проекта Закона позволит внедрить менее обременительную и эффективную форму контроля, исключить негативные аспекты государственного регулирования, повысить качество и конкурентоспособность отечественных товаров, работ и услуг, а также усилить ответственность участников рынка перед потребителями. Первый вице-министр, отметил, что законопроектом внедряется новый институт регулирования предпринимательской и профессиональной деятельности. Проектом Закона "О саморегулировании" устанавливается: 1) определение саморегулирования как комплекса мер, направленных на самостоятельное регулирование физическими и юридическими лицами осуществляемой ими предпринимательской или профессиональной деятельности, основанной на добровольном или обязательном членстве в саморегулируемой организации. 2) базовые элементы саморегулируемой организации (далее СРО): – наличие специальных правил и стандартов; – осуществление контроля за соблюдением членами саморегулируемой организации правил и стандартов; – обеспечение имущественной ответственности само-регулируемой организации и ее членов перед потребителями товаров (работ, услуг). 3) общие принципы введения института саморегулирования в целом и набор минимальных публичных требований к саморегулируемым организациям с последующим отражением специфики деятельности таких организаций в отраслевом законодательстве. 4) порядок создания саморегулируемых организаций, правовой статус, базовые принципы деятельности, права и обязанности членов, порядок образования и функционирования органов управления, полномочия, порядок избрания и ответственность должностных лиц саморегулируемой организации, а также порядок проведения контроля за соблюдением участниками саморегулируемой организации правил и стандартов. 5) обязательное проведение инициатором анализа регуляторного воздействия, а также наличие заключения Национальной палаты предпринимателей. 6) порядок взаимодействия саморегулируемых организаций в сфере предпринимательской деятельности с Национальной палатой предпринимателей Принятие законопроекта "О саморегулировании" позволит: – внедрить менее обременительную и эффективную форму контроля и исключить негативные аспекты государственного регулирования; – повысить качество и конкурентоспособность отечественных товаров, работ и услуг; – усилить ответственность участников рынка перед потребителями; – снизить расходы государства на осуществление государственного регулирования; – повысить конкурентоспособность отечественных отраслей экономики. |