2 ноября 2015 года состоялось аппаратное совещание под руководством Председателя Агентства по делам государственной службы и противодействию коррупции Кожамжарова К.П. На повестке дня рассмотрены следующие вопросы: 1. О ходе работы по разработке тестов по компетенциям (Докладчик: Исмаилов Зекен Ауданбаевич) 2. О некоторых вопросах антикоррупционного образования в целевых группах (Докладчик: руководитель управления антикоррупционного просвещения и взаимодействия с общественностью Утепов Арман Тлеулесович) 1. О ходе работы по разработке тестов по компетенциям В рамках "100 конкретных шагов для реализации 5-ти институциональных реформ" Главой государства поставлена задача по модернизации процедуры поступления на государственную службу. Отбор кандидатов на низовые должности и дальнейшее карьерное продвижение будут основаны на компетентностном подходе. На сегодняшний день в мире существует большое множество определений компетенций. После изучения международного опыта, казахстанских наработок, членами Рабочей группы Агентства был определен список необходимых качеств личности, а также сформулированы следующие понятия и определения: Модель качеств личности и уровня приверженности ценностям государственной службы – совокупность требований и соответствия правилам поведения, предъявляемые к государственным служащим для успешного исполнения социальной роли в трудовой деятельности. Качества личности государственного служащего – обобщенные, наиболее устойчивые характеристики личности, которые влияют на управленческую и исполнительскую деятельность. Приверженность ценностям государственной службы – ценностная направленность личности, ее установка на честное и добросовестное служение народу. В дальнейшем, это позволило определить те качества личности и приверженности ценностям государственной службе, которые необходимы поступающим на государственную службу для их эффективной деятельности. Список качеств, относящийся к приверженности ценностям государственной службы: 1. Этичность – соблюдение морально-этических норм поведения. 2. Ориентация на качество – способность ориентироваться на цели государственной службы и стратегию организации, ориентироваться на передовые стандарты осуществления профессиональной деятельности. 3. Ориентация на потребителя – направленность служащего на существующие и возникающие ожидания услугополучателя. 4. Нетерпимость к коррупции – проявление активной гражданской позиции, выраженной в недопущении коррупционных проявлений. 2. О некоторых вопросах антикоррупционного образования в целевых группах Важность образовательной работы направленной на формирование антикоррупционного мировоззрения обусловлена соответствующим направлением Антикоррупционной стратегии Республики Казахстан на 2015-2025 годы – "Формирование уровня антикоррупционной культуры". Стратегией предусмотрено, что обучающими антикоррупционными курсами следует охватить все учебные заведения, государственные органы и в целом гражданское общество. Масштабная разъяснительная работа среди населения, систематичная и кропотливая деятельность по повышению правовой культуры граждан должна проводиться с учетом возрастных, профессиональных и иных особенностей. Агентством совместно с Министерством образования и науки, Академией государственного управления создана рабочая группа по вопросам антикоррупционного образования, которой определены целевые группы. В мае т.г. Рабочей группой утверждена программа обучающего курса "Формирование антикоррупционной культуры в различных социальных группах". В текущем году по республике организовано и проведено 2 268 лекций и семинаров, охват составляет свыше 186 тыс. слушателей. Для повышения уровня правовой грамотности государственных служащих совместно с Академией государственного управления при Президенте Республики Казахстан разработана и утверждена Типовая программа обучения государственных служащих по вопросам противодействия коррупции. Типовая программа предусматривает освоение таких практических знаний, как антикоррупционное законодательство, профилактика коррупционных правонарушений, этика и конфликт интересов на государственной службе и др. В рамках повышения квалификации и переподготовки Академией проведено 26 обучающих семинаров и курсов, включающих антикоррупционную тематику, обучено 648 государственных служащих центральных государственных и местных исполнительных органов. Центральным аппаратом Агентства, помимо участия в проведении лекций Академией, проведено 16 лекций в 12 ЦГО, с охватом 1734 государственных служащих. В соответствии с графиком лекций до конца текущего года планируется оставшиеся ЦГО. Совместно с Национальной палатой предпринимателей, обучающими курсами антикоррупционной тематики, согласно утвержденного графика, планируется охватить все субъекты квазигосударственного сектора. В настоящее время Агентством используются различные подходы в организации обучения и включают лекции, тренинги, семинары как формального, так и неформального характера. Одним из неформальных методик организации обучения относится использование кейс-технологий. Кейс – пример, взятый из реальной жизни, представляет собой не просто правдивое описание событий, а единый информационный комплекс, позволяющий понять ситуацию. Реалистичность и иллюстрированность конкретной ситуации, возможность совместной коллективной выработки решений, многоальтернативность вариантов, наличие управляемого эмоционального напряжения обучаемых дает возможность наиболее эффективно доносить идеи и образы антикоррупционной направленности. Эффективность данной методики обучения подтверждается результатами исследований, где говорится что в отличии от традиционных – формальных методик, при кейс-обучении слушатель запоминает от 50 до 75% изложенного материала. |