NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 28.03.2024 15:12 ast
13:12 msk

МСХ: о повышении эффективности системы субсидирования в агропромышленном комплексе
Основные показатели продуктивности животноводства и урожайности растениеводства по-прежнему отстают от мировых
10.11.2015 / политика и общество

Астана, 9 ноября, Дом Мажилиса

Сегодня в Мажилисе под председательством вице-спикера Палаты Абая Тасбулатова состоялся Правительственный час.
Министр сельского хозяйства Асылжан Мамытбеков доложил парламентариям о повышении эффективности системы субсидирования в агропромышленном комплексе (тезисы):
Главой государства не раз давались поручения по повышению эффективности субсидирования субъектов АПК. В целях их реализации Министерством на постоянной основе проводится работа по повышению эффективности субсидирования. Одновременно проводится увеличение объемов государственной поддержки. Так с 2008 года с 41,4 млрд. тенге господдержка увеличилась в 2015 году до 177,4 млрд. тенге.
Также внедряются новые инструменты государственной поддержки, повышаются нормативы эффективных видов субсидий и снижаются нормативы неэффективных.
Однако основные показатели продуктивности животноводства и урожайности растениеводства по-прежнему отстают от мировых.
Так, средний живой вес одной головы КРС в РК составляет 300 кг, тогда как в таких странах как США, Канада и Германия данный показатель превышает 500 кг.
Средний надой молока на одну корову в Казахстане составляет 2,2 тыс. кг в год (США – 8,6; Канада – 7,8; Германия – 6,7; Россия – 3,5).
Урожайность пшеницы в РК – 10,8 ц/га (США – 31,7; Канада – 35,9; Россия – 22,3).
Урожайность кукурузы в Казахстане – 52,8 ц/га (США – 99,7; Канада – 95,9; Россия – 60,1).
Одной из ключевых причин слабого роста является то, что 30% субсидий или около 70 млрд. тенге прямо дестимулируют сельхозтоваропроизводителя повышать свою эффективность (рентабельность), так как доля субсидий в себестоимости высока, что и компенсирует упущенную прибыль.
В животноводстве доля субсидий в себестоимости колеблется от 12% до 50%. К примеру, в птицеводстве не достигается выработка яичных кроссов "Хайсекс Уайт", при паспортных 330 яиц/год несушка несет всего 285 яиц/год (разница 45 яиц). Так, сельхозтоваропроизводитель в год с одной несушки теряет 630 тенге дохода (45 яиц*14 тенге) или около 14% дохода (630/4620*100%). При этом государство компенсирует ему по 3 тенге за каждое произведенное яйцо. Объем субсидий на одну несушку в год составляет в среднем 855 тенге. Данное обстоятельство не стимулирует, как было сказано ранее, сельхозтоваропроизводителя повышать эффективность своего производства.
Аналогичная ситуация в молочном скотоводстве, где фактический средний удой молока по голштинской породе составляет 6,5 тыс. кг, при паспортных 8,5 тыс. кг (разница около 2 тыс. кг). Таким образом, сельхозтоваропроизводитель теряет около 180 тыс. тенге (2000 кг*90 тенге) или около 24% дохода (180000/765000*100%) При этом государство компенсирует 25 тенге за литр. В этом случае сельхозтоваропроизводитель получает около 163 тыс. тенге. Данное обстоятельство также не стимулирует его повышать эффективность своего производства.
В результате продолжения практики финансирования неэффективных видов субсидий (на гектар и продуктивность животноводства) более эффективные инструменты государственной поддержки остаются недофинансированными, что все больше обостряет проблемы низкого обновления основных средств.
Кроме того, субсидирование на гектар и объем выпущенной продукции связано с высокими издержками и сложностями при администрировании. К примеру, зависимость субсидий от посевных площадей и произведенной продукции приводят к следующим нарушениям со стороны бизнеса и государственных органов:
– завышение сельхозпроизводителями объемов выполненных работ (размеры площади засевов);
– решения по гектарной субсидии принимаются членами МВК без фактической проверки наличия посевов.
Девальвация российской валюты и экспансия российских продуктов на наш рынок, вступление в ВТО, санкционное противостояние РФ и европейских стран, все это требует от нас прагматичных подходов к господдержке АПК и, в частности, к повышению ее эффективности.
При этом, учитывая высокие доли сельского населения и экономически активного населения, занятого в сельском хозяйстве важно не только сохранить объемы государственной поддержки, но и увеличить их.
В поиске решений для повышения эффективности субсидий Министерством изучен опыт стран Кернской группы. В их числе: Австралия, Канада, Новая Зеландия, страны Латинской Америки. Главными принципами данной группы является либерализация сельскохозяйственной торговли, уменьшение прямой государственной поддержки, отмена экспортного субсидирования.
Опыт стран Кернской группы, не использующих прямую поддержку сельскохозяйственного производства, показывает более высокий рост совокупной производительности факторов производства в период после отмены субсидий (Канада, Новая Зеландия, Австралия).
Субсидирование в упомянутых развитых странах нацелено на то, чтобы отрасль была более экологичной, а фермеры − более благополучными. Ведь значительная часть финансовых средств выделяется в таких странах по линии "зеленой корзины".
Таким образом, существует множество косвенных мер поддержки сельхозпроизводителей, которую применяют страны Кернской группы. В числе инструментов таких стран – развитие инфраструктуры села, помощь в модернизации оборудования, субсидирование процентов по кредитам, финансирование аграрных вузов. Эти инструменты стимулируют сельхозпроизводителей повышать свою эффективность и работать на долгосрочную перспективу, в то время как прямые дотации просто поддерживают хозяйства на плаву.
В целях повышения эффективности мер государственной поддержки предлагается перераспределение средств с нестимулирующих субсидий и государственных расходов на следующие более эффективные виды господдержки:
1) субсидирование затрат перерабатывающих предприятий на закуп сельскохозяйственной продукции для производства продуктов ее глубокой переработки (производство белого сахара, сухого молока, сливочного масла, сыров и говядины);
2) удешевление СХТП стоимости удобрений и пестицидов;
3) развитие племенного животноводства;
4) инвестиционная субсидия;
5) возмещение ставки вознаграждения по кредитам (лизингу) на поддержку сельского хозяйства;
6) субсидирование процентной ставки по кредитным и лизинговым обязательствам в рамках финансового оздоровления субъектов АПК;
7) субсидирование затрат бизнес ассоциаций на услуги научных организаций;
8) субсидирование в рамках страхования в растениеводстве;
9) капитализация Фонда гарантирования;
10) субсидирование заготовительным организациям в сфере АПК суммы НДС, уплаченного в бюджет, в пределах исчисленного НДС;
11) обеспечение фитосанитарной безопасности;
12) субсидирование развития систем управления производством сельскохозяйственной продукции.
При этом упразднить гектарную субсидию планируется с 2016 года, а субсидирование повышения продуктивности животноводства с 2017 года.
Эти предложения не направлены на сокращение объемов господдержки и оптимизацию бюджетных расходов. А наоборот, Министерство придерживается плана, намеченного в программе "Агробизнес-2020", по увеличению государственной поддержки в 2020 году в 4,5 раза.
У нас еще есть резервы для увеличения господдержки в целях приведения ее в соответствии с Программой "Агробизнес-2020". В 2016 году резерв недофинансирования составляет в 79 млрд. тенге, в 2017 году 97 млрд. тенге.
Кроме того, произведенные Министерством расчеты показывают, что СХТП будет получать инвестиционных субсидий на 1 гектар больше, чем по действующей гектарной.
Предложения Министерства по повышению эффективности субсидирования на сегодняшний день обсуждаются и отрабатываются с представителями бизнеса и ведется работа по корректировке соответствующих законодательных актов.
Наряду с этим рассматривается комплекс следующих мер:
1. Дерегулирование цен на продукты питания;
2. Усиление мер защиты внутреннего рынка;
3. Развитие сельхозкооперации;
4. Стимулирование эффективного землепользования;
5. Новые подходы к финансированию водной отрасли;
6. Интеграция аграрной науки, образования и бизнеса;
7. Совершенствование страхования;
8. Совершенствование системы субсидирования;
9. Доступность финансирования в АПК;
10. Повышение конкурентоспособности отечественной органической продукции.
***
С содокладом на тему Правительственного часа выступил Председатель Комитета Мажилиса по аграрным вопросам Ромин Мадинов (см.www.parlam.kz).
Затем министр ответил на депутатские вопросы. После его ответов и выступлений парламентариев Заместитель Председателя Мажилиса Абай Тасбулатов подвел итоги Правительственного часа, отметив, что конкурентоспособность сельскохозяйственной продукции в значительной степени зависит от уровня государственной поддержки сельского хозяйства. В результате экономически обоснованного распределения государственных субсидий между сельскохозтоваропроизводителями будет развиваться малый и средний бизнес на селе. Как следствие возникнут предпосылки для становления среднего класса в сельской местности, что в конечном итоге выразится в укреплении социальной стабильности и повышении качества уровня жизни на селе и его социального обустройства.
– С учетом изложенного, считаем, что Министерству сельского хозяйства и в целом Правительству необходимо более детально подойти к данному вопросу, в особенности к упразднению действующих государственных дотаций и их дальнейшему перераспределению, – сообщил вице-спикер Палаты Абай Тасбулатов.
По итогам обсуждения приняты соответствующие рекомендации Правительству с учетом депутатских замечаний.

-----

МАЖИЛИС – МСХ: СОДОКЛАД КОМИТЕТА ПАЛАТЫ ПО АГРАРНЫМ ВОПРОСАМ
Астана, 9 ноября, Дом Мажилиса

Сегодня в Мажилисе состоялся Правительственный час на тему "Повышение эффективности системы субсидирования в агропромышленном комплексе", на котором с содокладом выступил председатель Комитета Мажилиса по аграрным вопросам Ромин Мадинов (тезисы):
Мы обсуждаем вопрос субсидирования, но не ставим вопрос – а надо ли вообще субсидировать сельское хозяйство?
Потому что на самом деле во всем мире система субсидирования – то, что государство вкладывает в сельское хозяйство, в продукцию – она сегодня апробирована и давно работает. И это делается не потому, что наши и крестьяне во всем мире плохо работают, а потому что сложившаяся система именно сельского хозяйства, при всей своей интенсивности и развитии механизации, все равно очень сильно зависит от погодных природных условий. Это тот фактор, который зачастую может влиять до 50-60 процентов на урожай. И для того, чтобы вот эти погодные условия не разоряли каждый год определенно 20-30 процентов крестьян, для этого почти все государства мира идут на субсидирование, на возмещение прямых затрат сельхозтоваропроизводителей.
В докладе правильно отмечено, что сегодня нет субсидирования в Новой Зеландии, в Австралии, но нужно понимать две вещи. Там же в материалах есть, что до этого государство сильно субсидировало в этих двух странах сельское хозяйство, и только теперь оно не работает. И второй вопрос, его никогда не нужно забывать, что количество осадков в той же Новой Зеландии в разы превышает то, что у нас есть в Казахстане. Там никогда не бывает морозов и собирают по два урожая в год. В этом плане нужно понимать, что мы на сегодняшний день, так как мы уже находимся в ЕАЭС, в ВТО, субсидирование сельского хозяйства – это экономическая необходимость.
Как сказал однажды один из сотрудников администрации Билла Клинтона, что если мы не будем субсидировать своих сельхозтоваропроизводителей, то завтра они все будут жить в Вашингтоне. То, что сделано у нас в этом отношении в Казахстане, есть очень много положительных моментов.
Первое, то, что мы приняли закон 10 лет назад "О государственном регулировании развития АПК и сельских территорий". И там у нас две статьи – в девятой и в 14 прямо написано, что государство берет на себя обязанность субсидировать сельское хозяйство. Президент тогда поставил четкие задачи, и деньги начали приходить в сельское хозяйство. Результаты у нас на лицо. После того, как ввели субсидирование погектарно, по пшенице нет никаких проблем, мы постоянно входим в мировую десятку экспортеров пшеницы. Мы занимаем первое место в мире по экспорту муки. И крестьяне поверили – независимо от того, были они мелкими сельхозтоваропроизводителями или это были холдинги, то, что государство конкретно заинтересовано в них и это дало конкретную отдачу.
Необходимо отметить, что та политика, которая проводилась МСХ РК до сегодняшнего дня, в том числе и субсидирование приоритетных культур, в итоге в разы увеличилось выращивание масличных культур, сегодня рапс идет на отгрузку в западную Европу. Сегодня до 40 тысяч тенге доходит субсидирование на гектар по масличных культурам.
Поэтому вопрос изменения субсидирования необходимо и Правительству, и депутатам еще раз посмотреть. Надо ли нам сегодня отказываться от погектарного субсидирования? Да, мы прекрасно понимаем, что есть проблемы по администрированию, очень много существует приписок – это факт, и на сегодня, что греха таить, сегодня реально работники наших сельских районных акиматов физически не успевают объехать и надо называть вещи своими именами, чуть закрываем при более тщательной проверке, глаза. Если сделать масштабную проверку, сегодня через одного можно привлекать к уголовной ответственности. Наших же работников сельхозотделов наших акиматов за то, что они просто физически не могут сделать. И мы, понимая эти проблемы, понимая, что есть недостаточно эффективный способ администрирования субсидий, мы рассматриваем вопрос – а не отказаться ли нам вообще в данном случае.
Может пересмотреть этот вопрос, обратившись к вопросам страхования, – у нас есть отработанные страховые компании, которые могли бы уйти от этого ОВС (общество взаимного страхования), вернуться к нормальным страховым компаниям, и на них в первую очередь, на частные компании, взвалить контроль за субсидированием. Чтобы те, кто сеял, с одной стороны, платил взносы страховые, и на основании страхового полиса ему бы выплачивались субсидии. Тогда бы мы переложили ответственность государства на страховые компании, но самое главное, чтобы наши аграрии точно также получали субсидии на один гектар. Тогда бы все понимали, что в условиях ЕАЭС и ВТО условия для сельхозтоваропроизводителей не ухудшились, а как минимум, остались теми же.
Тем более нужно понимать, что у нас сегодня очень хорошие партнерские отношения с Россией, с Беларусью, у нас ЕАЭС, но у них-то субсидирование в разы больше, чем у нас. И их продукция по некоторым позициям, как это происходит уже сейчас, конкурирует с нашей. А с учетом того, что субсидии на сегодня в Беларуси и в России выше, они будут доминировать над нашей сельхозпродукцией. Здесь должна быть государственная политика. Однозначно нужно рассматривать те субсидии, которые применяются у наших основных партнеров по ЕАЭС, и наши субсидии должны быть как минимум, не меньше, а лучше чуть больше, чем у них. Только в этом случае мы можем быть уверены, что мы не будем пить только белорусское молоко и остальную продукцию. Эти вещи нужно возвести в ранг госполитики, этот мониторинг нужно вести.
Тем более, что они периодически увеличивают субсидии, а с прошлого года перешли на погектарное субсидирование. И в этом плане у них рост.
Мы прекрасно понимаем, что сегодня у нас есть проблемы внешнеэкономические, есть проблемы с бюджетом, а дай волю Минсельхозу, субсидии увеличились бы в разы. Они уже кроят кафтан из того, что осталось. На самом деле вопрос к депутатам, мы сейчас будем рассматривать бюджет на 2016-2018 годы, и цифра здесь удивительно совпадает. То, что МСХ предлагает убрать, в том числе и субсидирование ГСМ на гектар – это цифра в пределах 80 миллиардов тенге, у нас как раз пять дней назад произошло изменение курса тенге, и в результате этого изменения в бюджете появится дополнительные более 200 миллиардов тенге. Так почему нам не рассмотреть вот эти цифры, и тогда бы у нас не было вопроса – давать или нет субсидии, а просто освободившиеся суммы распределить.
Тем более, что сегодня сняли ограничения по экспорту казахстанской пшеницы в КНР. А ведь этот рынок в принципе может стать для казахстанского сельского хозяйства драйвером и локомотивом. И в этих условиях нужно максимально давать денег в сельское хозяйство. Вспомните, что когда в 2009 году в стране был кризис, только единственная отрасль экономики – сельское хозяйство, показала прирост. В этом году, в 2016-2017 гг. есть для этого точно такие же возможности.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график Главы государства 30.11.2015
Конституционный закон Республики Казахстан от 18 ноября 2015 года №413-V ЗРК 30.11.2015
Кодекс Республики Казахстан от 29 октября 2015 года №375-V ЗРК 30.11.2015
Кодекс Республики Казахстан от 31 октября 2015 года №377-V ЗРК 30.11.2015
Кодекс Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года №414-V ЗРК 30.11.2015
К.Джакупов: СНГ – важная политическая площадка многостороннего сотрудничества 30.11.2015
Участие Государственного секретаря Республики Казахстан Гульшары Абдыкаликовой в I Республиканском съезде благотворительных организаций, меценатов и доноров 30.11.2015
Историческая миссия Лидера нации 30.11.2015
Казахстан и Россия заинтересованы в углублении сотрудничества в космической отрасли 30.11.2015
На сайте KZ1.kz более полумиллиона человек поздравили Лидера нации c Днем Первого Президента 30.11.2015

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
28.03.24 Четверг
77. САДВАКАСОВ Джаныбек
77. ТУРЕКУЛОВ Абдикарим
76. АБДАКИМОВ Абдижаппар
75. САРИЕВА Рысты
69. ШАЙМАРДАНОВ Жасулан
68. СИНГАЛИЕВА Нурия
67. АБДУЛЛАЕВ Марат
64. ЕРАЛИЕВ Абзал
64. РУСТЕМБАЕВ Базархан
63. КУТКОЖА Парасат
61. БЕЛОГРИВЫЙ Леонид
60. ДОСЖАН Ардак
58. ГАБДУЛИН Канат
55. РАХИЛЬКИН Аркадий
54. БИМЕНДИН Нуржан
...>>>
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz