Астана, 18 ноября, Дом Мажилиса
На состоявшемся сегодня под председательством Кабибуллы Джакупова пленарном заседании Мажилис одобрил правительственный законопроект о республиканском бюджете на 2016-2018 годы. Предваряя рассмотрение главного финансового документа страны на ближайшие три года, депутаты Палаты согласились с возражениями Президента Казахстана по отдельным статьям Закона РК о госслужбе. При обсуждении проекта республиканского бюджета на 2016-2018 годы Премьер-Министр Казахстана Карим Масимов остановился на некоторых аспектах работы Правительства в ближайшей перспективе. Подчеркнув, что Глава государства выразил благодарность депутатам Мажилиса за принятие в кратчайшие сроки пакета законопроектов, касающихся пяти институциональных реформ и "100 шагов", Премьер-Министр отметил, что без этого законодательного поля адекватно реагировать на те вызовы, которые сегодня стоят, было бы очень сложно. Глава Правительства также поблагодарил депутатский корпус за поддержку проекта закона о республиканском бюджете на 2016-2018 годы. Документ предусматривает выполнение ранее принятых социальных обязательств и содержит расходы по новым направлениям в соответствии с поручениями Главы государства. В заключении Комитета Мажилиса по финансам и бюджету, в частности, отмечается, что основным инструментом поддержки реального сектора экономики будет являться Государственная программа инфраструктурного развития "Нұрлы Жол". Расходы на социальную сферу в 2016 году увеличены на 416,0 млрд. тенге. В тот же день Палата одобрила проект Закона о гарантированном трансферте из Национального фонда РК на 2016-2018 годы. Сегодня на пленарном заседании депутаты Мажилиса одобрили во втором чтении законопроект с сопутствующими поправками об использовании атомной энергии. Документ направлен на установление основных требований безопасности при размещении, строительстве, эксплуатации и выводе из эксплуатации ядерных, радиационных и электрофизических установок. "Добро" депутатов Мажилиса получил и проект закона о ратификации Протокола о некоторых вопросах ввоза и обращения товаров на таможенной территории ЕАЭС. Протокол определяет особенности регулирования ввоза и обращения отдельных видов товаров на таможенной территории ЕАЭС в связи с присоединением Казахстана к ВТО. На пленарном заседании Мажилис взял в работу проект поправок в Закон "О республиканском бюджете на 2015-2017 годы". *** И сегодня на пленарном заседании прекращены полномочия депутата Мажилиса Амерхана Рахимжанова в связи с назначением его распоряжением Главы государства ответственным секретарем Министерства образования и науки РК.
-----
ДЕПУТАТСКИЙ ЗАПРОС ПРЕМЬЕР-МИНИСТРУ: О ПОДДЕРЖКЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО БИЗНЕСА Астана, 18 ноября, Дом Мажилиса
На состоявшемся сегодня в Мажилисе пленарном заседании с депутатским запросом к Премьер-министру РК Масимову К.К. обратился депутат Парламента Азат Перуашев: "Совершенный в августе т.г. переход к политике инфляционного таргетирования и свободному курсу национальной валюты Казахстана был обоснован целями стабилизации экономики и поддержки предпринимателей. Между тем, его реализация поставила под вопрос исполнение договоров по государственным закупкам и закупкам квазигосударственного сектора, заключенных до указанного перехода. Как известно, казахстанские производители в настоящее время обеспечивают лишь определенную часть рынка и не способны полностью покрыть потребности государственного и квазигосударственного сектора как по потребительским, так и по промышленным товарам. Даже в их продукции доля импортных материалов и комплектующих нередко составляет более 50% стоимости. В этой связи, исполнение договоров, заключенных в рамках Закона РК "О государственных закупках", для поставщиков в большинстве случаев сопряжено с расчетами в иностранной валюте. Данный факт влечет автоматическое удорожание себестоимости поставляемых товаров, работ, услуг в связи с возникшей разницей курса валют около 40%. Между тем, норма прибыли для бизнеса по таким контрактам в большинстве случаев закладывалась в пределах 10-15%. В результате можно констатировать, что исполнение договоров по госзакупкам на условиях, принятых до августа т.г., для поставщиков будет означать прямые убытки, а в ряде случаев – и угрозу полного банкротства. В тоже время, увеличение суммы заключенных договоров не представляется возможным, поскольку Закон РК "О государственных закупках" содержат исчерпывающий перечень оснований по внесению изменений и/или дополнений в заключенный договор о закупках. Норма по увеличению размера оплаты без аналогичного увеличения объема поставки товаров работ и услуг ими не предусмотрена. По сведениям НПП "Атамекен", судебные инстанции, рассмотрев сложившуюся ситуацию, отказались признать ее обстоятельства форс-мажорными и отнесли к "предпринимательским рискам". Кроме того, вышеуказанным Законом и подзаконными актами, при неисполнении Поставщиком договорных обязательств, предусмотрено обязательное обращение заказчика в лице госоргана в суд с последующим включением предприятия в реестр недобросовестных участников государственных закупок. Аналогичные нормы действуют в правилах закупок Фонда "Самрук-Казына", утверждаемых Правительством. Тем самым, предприниматель, без какой-либо личной вины или умысла, сам оказавшийся в крайне тяжелой ситуации, вдобавок лишается права доступа на рынок государственных или квазигосударственных закупок. Однако в условиях резкого сокращения кредитования, падения инвестиционной активности и покупательской способности населения, это зачастую будет означать лишение бизнеса единственного источника доходов и последней надежды на выживание в этот непростой период. Фактически, тем самым произойдет "зачистка" рынка госзакупок и закупок госпредприятий от казахстанских производителей и поставщиков и его передел в пользу иностранных компаний. В этой связи вчера к депутатам фракции "Ак жол" обратился ряд членов Национальной палаты "Атамекен" и ее руководства с просьбой о поддержке отечественного бизнеса. На основании вышеизложенного, депутатская фракция ДПК "Ак жол" просит Вас рассмотреть возможность срочного законодательного урегулирования вышеназванных вопросов, направленных на защиту казахстанских производителей и поставщиков товаров, работ и услуг. В частности, мы предлагаем заменить обязанность госорганов и госпредприятий обращаться в суд по фактам неисполнения условий договора поставщиком – правом на такое обращение, в случае установления преднамеренного уклонения от исполнения договора; а также предоставить право заказчику на корректировку условий договора по объективным обстоятельствам, имеющим общенациональные масштабы, хотя бы для долгосрочных договоров". Под этим запросом подписались также депутаты фракции партии "Ак жол" в Мажилисе.
-----
ДЕПУТАТСКИЙ ЗАПРОС ПРЕМЬЕР-МИНИСТРУ: О ФИНАНСИРОВАНИИ ГЕОЛОГОРАЗВЕДОЧНЫХ РАБОТ Астана, 18 ноября, Дом Мажилиса
На состоявшемся сегодня в Мажилисе пленарном заседании с депутатским запросом к Премьер-министру РК Масимову К.К. обратился депутат Парламента Арман Кожахметов: "В целях реализации Плана мероприятий Программы развития регионов до 2020 года, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 28 июня 2014 года № 728, в Казахстане начаты геологоразведочные работы, направленные на выявление перспективных месторождений полезных ископаемых и увеличение минерально-сырьевой базы нашей страны. В 2015 году за счет бюджетного финансирования обеспечена реализация 67 геологоразведочных проектов по различным видам минерального сырья на общую сумму 11,2 млрд.тенге. Разведочные работы по этим проектам ведутся с использованием новейшего, на данный момент, самого передового геофизического оборудования и технологий, в том числе аэрогеофизики. Интерпретация полученных результатов первого года работ уже позволяет говорить о высокой перспективности исследуемых участков в части наращивания прогнозного потенциала минерального сырья. Однако, на 2016 год в проекте бюджета лимит финансирования на проводимые работы определен в размере 3,2 млрд.тенге, что позволит продолжить работы лишь по 21 из ранее начатых проектов. Планируется сокращение более чем в 3 раза как размера средств Плана финансирования, так и количества уже реализуемых, а в некоторых случаях и завершаемых проектов. Консервация данных проектов ведет к срыву индикативных показателей по приросту ресурсов стратегических видов полезных ископаемых, и удорожанию работ в будущем в силу увеличения затрат на организационные и заверочные работы, не предусмотренные в утвержденных и действующих сметах. Согласно мировой тенденции, увеличение объемов потребления сырьевых ресурсов активизирует проведение геологических исследований по их выявлению. Замедление темпов проведения геологоразведочных работ может привести к понижению минерально-сырьевого потенциала республики и уменьшению притока финансовых средств, как от отечественных, так и зарубежных инвесторов. Привлечение инвесторов возможно лишь на перспективную площадь, на которой выполнена предварительная оценка минимального сырья на уровне прогнозных ресурсов. В период экономического кризиса представляется обоснованным наращивание минерально-сырьевых ресурсов республики, что позволит к моменту выхода из кризиса иметь подготовленные к освоению месторождения полезных ископаемых, в том числе стратегических (золото, медь, полиметаллы, редкоземельные металлы). В этой ситуации, первоочередное финансирование на геологоразведочные работы требуется в регионы с критическим состоянием сырьевой базы, такие как Жезказганский, Тургайский, Прибалхашский, обладающие прогнозируемой основой для проведения геологоразведочных работ, перерабатывающими горно-металлургическими мощностями, зачастую градообразующими; малыми городами и моногородами с депрессивной динамикой экономики. К сожалению, ряд перспективных объектов данных регионов не вошли в перечень продолжаемых в 2016 году проектов по причине ограниченности финансирования. В частности, в перечень планируемых в 2016 году проектов не были включены участки Сарыадыр, Алтыншокинский, Тастинский, Кирейско-Опарский. Дополнительная сумма финансирования на проведение работ на данных участках составляет 825 337,02 тыс.тенге. Результаты первого года работ в пределах перечисленных участков обеспечили выделение перспективных аномалий, оруденение подтверждено буровыми работами. Суммарно прогнозная оценка этих участков составляет порядка 1,7 млн.тонн меди, более 8 млн.тонн свинца, 7,8 млн.тонн цинка. В сферу влияния названных участков входят такие моногорода, как Аркалык, Шубарколь, Жезказган, Сатпаев, Каражал, Жайрем, Балхаш, Агадырь. Геологоразведочные работы, а в последующем и разработка месторождений позволит активизировать экономику и улучшить социально-экономическое положение названных населенных пунктов. Привлечение инвесторов позволит создать новые рабочие места, возникнет база для налогообложения. В настоящее время уже привлечены к совместной работе по поискам и разведке месторождений полезных ископаемых на перспективных площадях такие ведущие горнорудные компании мирового уровня, как RioTinto, Iluka, Kores, Ulmus. По совместным проектам на 1 тенге бюджетных средств, затраченного на стадии поисков, сегодня в среднем приходится 5 тенге инвестиций. Учитывая вышеизложенное, уважаемый Карим Кажимканович, просим Вас изыскать возможность увеличения бюджета финансирования геологоразведочных работ на 2016 год дополнительно на сумму 825337,02 тыс.тенге и включение участков Сарыадыр, Алтыншокинский, Тастинский, Кирейско-Опарский в перечень проектов, реализуемых в следующем году". Под этим запросом подписались также депутаты Мажилиса Н.Абдиров, А.Базарбаев, А. Бекенов, С.Канаев, Т.Кенжин, М.Тиникеев, а также сенаторы С.Акылбай, Т.Абайдильдин, С. Плотников, М.Алтынбаев, В.Бобров, М.Бортник и С.Ершов.
----
Мажилис одобрил поправки в республиканский бюджет на 2016-2018 годы Пресс-служба Министерства национальной экономики РК, 18 ноября
Сегодня в ходе пленарного заседания Мажилиса Парламента РК министр национальной экономики РК Ерболат Досаев представил законопроект "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан "О республиканском бюджете на 2016-2018 годы". Министр подчеркнул, что уточненный Прогноз социально – экономического развития страны на 2016 – 2020 годы сформирован с учетом корректировки объема ВВП за 2015 год за счет увеличения базы 2014 года на 982,1 млрд. тенге, изменения расчетного курса доллара США с 250 до 300 тенге и тенденций на мировых товарных рынках, при котором цены на нефть сохранены на уровне $ 40 за баррель в 2016-2017 годах и $ 50 за баррель в 2018-2020 годах. Среднегодовой темп роста мировых цен на металлы за пятилетний период прогнозируется на уровне 2,4%. Реальный рост экономики на среднесрочную перспективу сохранен на ранее одобренном уровне и составит в 2016 году - 2,1%, в 2017 году - 3,6%, в 2018 году - 2,9%, в 2019 году - 3,0% и в 2020 году - 3,2%. Номинальный ВВП в 2016 году прогнозируется в объеме 45 530,5 млрд. тенге, что выше одобренного в августе показателя на 1 525,3 млрд. тенге, с последующим увеличением до 63 991,5 млрд. тенге к 2020 году. ВВП на душу населения увеличится с 8,6 тыс. долл. США в 2016 году до 11,5 тыс. долл. США в 2020 году. Промышленность возрастет на 0,4% в 2016 году (на 0,4 п.п. выше от одобренного показателя) с повышением до 4,0% в 2020 году (выше на 0,2 п.п.) за счет роста горнодобывающей промышленности в 2020 году на 6,8% (выше на 0,3 п. п.). Объем добычи нефти также сохранен на ранее одобренном уровне и составит в 2016 году 77,0 млн. тонн, в 2017 году - 79,0 млн. тонн году, в 2018 году - 82,0 млн. тонн, в 2019 году – 84,0 млн. тонн и в 2020 году – 92,0 млн. тонн. Среднегодовой прирост объема валовой продукции сельского хозяйства в 2016 – 2020 годах останется неизменным на уровне 2,8%. Объем экспорта в 2016 году по прогнозам Национального банка составит 40,0 млрд. долларов США (ниже ранее одобренного показателя на 1,0 млрд. долларов США) с дальнейшим увеличением до 52,2 млрд. долларов США в 2020 году. Импорт по прогнозам вырастет с 28,9 млрд. долларов США в 2016 году (выше на 0,9 млрд. долларов США ранее одобренного показателя) до 36,1 млрд. долларов США в 2020 году. Уровень годовой инфляции сохранен на уровне 6-8% в 2016-2017 годах, 5-7% в 2018 году, 4-6% в 2019 году с последующим снижением до 3-4% в 2020 году. С учетом корректировки прогноза социально-экономического развития страны на 2016-2020 годы пересмотрены параметры проекта республиканского бюджета на 2016-2018 годы. В связи с прогнозируемым более высоким объемом ВВП и импорта доходы республиканского бюджета (без учета трансфертов) прогнозируются в 2016 году в сумме 3 665,3 млрд. тенге (на 152,1 млрд. тенге выше по сравнению с августовским прогнозом), в 2017 году – 3 866,9 млрд. тенге (выше на 142,7 млрд. тенге), в 2018 году – 4 195,0 млрд. тенге (выше на 63,5 млрд. тенге). В соответствии с подходами, одобренными Главой государства размеры гарантированного и целевого трансфертов из Национального Фонда в 2016-2018 годах также скорректированы при среднегодовом курсе 300 тенге за доллар США. Гарантированный трансферт из Национального фонда на 2016-2018 годы определен в объеме 2 400 млрд. тенге ежегодно (на 100 млрд. тенге больше ранее одобренного размера 2 300 млрд. тенге) без увеличения на 15%. Целевой трансферт из Национального Фонда на 2016 год увеличен с 461,5 млрд. тенге до 567,0 млрд. тенге. Дополнительные 105,5 млрд. тенге в 2016 году включены в специальный резерв Правительства. Целевой трансферт из Национального Фонда на реализацию Госпрограммы "Нурлы Жол" в 2017 году определен в сумме 900,0 млрд. тенге, исходя из ранее определенного Советом по управлению Национальным Фондом размера эквивалентно 3,0 млрд. долларов США. Отмеченное изменение размеров гарантированного и целевого трансфертов обеспечивает выполнение в 2016-2018 годах ограничения по неснижаемому остатку средств в Национальном фонде (не ниже 30% от ВВП). Дефицит республиканского бюджета на 2016-2018 годы сохранен в ранее определенных размерах (в 2016 году – 723,4 млрд. тенге или 1,6% к ВВП, в 2017 году – 600,8 млрд. тенге или 1,2% к ВВП, в 2018 году – 552,3 млрд. тенге или 1,0% к ВВП). Расходы республиканского бюджета прогнозируются в 2016 году в сумме 7 666,7 млрд. тенге (на 347,8 млрд. тенге выше по сравнению с августовским прогнозом), в 2017 году – 8 124,4 млрд. тенге (выше на 393,3 млрд. тенге), в 2018 году – 7 621,1 млрд. тенге (выше на 164,1 млрд. тенге).
---
Доходы республиканского бюджета в 2016 году прогнозируются на уровне более 3,6 трлн тенге - МНЭ РК primeminister.kz, 18 ноября
Доходы республиканского бюджета в 2016 году прогнозируются на уровне более 3,6 трлн тенге, сообщил сегодня в ходе пленарного заседания Мажилиса Парламента РК Ерболат Досаев. "В связи с прогнозируемым более высоким объемом ВВП и импорта, доходы республиканского бюджета, без учета трансфертов, прогнозируются в 2016 году в сумме 3 665,3 млрд тенге", - сказал Е.Досаев. Также, как отметил министр, в 2017 году показатель доходности составит более 3,8 трлн тенге, в 2018 году- более 4 трлн тенге. Кроме того, он проинформировал, что размеры гарантированного и целевого трансфертов из Национального Фонда в 2016-2018 годах также скорректированы при среднегодовом курсе 300 тенге за доллар. "Гарантированный трансферт из Национального фонда на 2016-2018 годы определен в объеме 2,4 трлн тенге ежегодно без увеличения на 15%. Целевой трансферт из Национального фонда на 2016 год увеличен с 461,5 млрд тенге до 567 млрд тенге", - пояснил он. При этом, целевой трансферт из Национального фонда на реализацию госпрограммы "Нурлы Жол" в 2017 году определен в сумме 900 млрд тенге.
-----
Уровень инфляции в предстоящие два года будет сохранен в коридоре 6-8% - Е.Досаев primeminister.kz, 18 ноября
Уровень инфляции в предстоящие два года будет сохранен в коридоре 6-8%, сообщил сегодня в ходе пленарного заседания Мажилиса Парламента РК министр национальной экономики Ерболат Досаев. "Уровень годовой инфляции сохранен на уровне 6-8% в 2016-2017 годах, 5-7% в 2018 году, 4-6% в 2019 году", - сказал Е.Досаев. При этом, среднегодовой прирост объема валовой продукции сельского хозяйства в 2016 - 2020 годах останется неизменным на уровне 2,8%. "Объем экспорта в 2016 году по прогнозам Национального банка составит 40 млрд долларов США с дальнейшим увеличением до 52,2 млрд долларов США в 2020 году", - озвучил данные министр. Вместе с тем, импорт по прогнозам вырастет с 28,9 млрд долларов США в 2016 году до 36,1 млрд долларов США в 2020 году.
-----
Номинальный объем ВВП РК в 2016 году составит свыше 45 трлн тенге с ростом в 2,1 % - МНЭ primeminister.kz, 18 ноября
Номинальный объем ВВП в 2016 году прогнозируется в объеме 45 трлн тенге с ростом в 2,1%, сообщил сегодня в ходе пленарного заседания Мажилиса Парламента РК министр национальной экономики Ерболат Досаев. "Номинальный ВВП в 2016 году прогнозируется в объеме 45 530,5 млрд тенге, что выше одобренного в августе показателя на 1 525,3 млрд тенге, с последующим увеличением до 63 991,5 млрд тенге к 2020 году", - сказал Е.Досаев. По его данным, ВВП на душу населения увеличится с 8,6 тыс долларов в 2016 году до 11,5 тыс долларов в 2020 году. "Промышленность возрастет на 0,4% в 2016 году с повышением до 4,0% в 2020 году за счет роста горнодобывающей промышленности в 2020 году на 6,8%. Объем добычи нефти также сохранен на ранее одобренном уровне и составит в 2016 году 77 млн тонн, в 2017 году - 79 млн тонн", - подчеркнул он. Среднегодовой темп роста мировых цен на металлы за пятилетний период прогнозируется на уровне 2,4%. "Реальный рост экономики на среднесрочную перспективу сохранен на ранее одобренном уровне и составит в 2016 году - 2,1%, в 2017 году - 3,6%, в 2018 году - 2,9%, в 2019 году - 3,0% и в 2020 году - 3,2%", - добавил он.
-----
Около 400 млрд тенге бюджетных средств планируется направить в образование и науку в 2016 году primeminister.kz, 18 ноября
В сферу образования и науку предусмотрены средства в размере 1 трлн 165,4 млрд тенге, из них в 2016 году -399,3 млрд тенге, сообщил министр финансов РК Бахыт Султанов в ходе пленарного заседания Мажилиса Парламента РК о проекте Закона РК "О республиканском бюджете на 2016-2018 годы". "В образование и науку с учетом предложений депутатов в 2016-2018 годах предложено предусмотреть 1 трлн 165,4 млрд тенге, из них в 2016 году 399,3 млрд тенге", - сказал министр. Так, "на подготовку квалифицированных специалистов с техническим профессиональным, высшим послевузовским образованием для отраслей экономики с учетом повышения стипендий, затраты министерства в трехлетнем периоде составят 456,8 млрд тенге, из них 2016 году будет выделено 152,3 млрд тенге". "В результате к 2019 году планируется выпустить 117 тыс специалистов различного профиля по сельскохозяйственным, техническим, педагогическим специальностям", - уточнил Б.Султанов. По словам главы ведомства, также положительный эффект на сектора национальной экономики ожидается от внедрения результатов научных исследований. "В связи с чем, несмотря на ограниченность бюджетных средств, сохранены объемы финансирования на реализацию продолжающихся научных и научно-технических проектов. В трехлетнем бюджете на эти цели планируется направить 56,8 млрд тенге, из которых 2016 году будет выделено 21,8 млрд тенге по трем формам финансирования", - проинформировал министр.
-----
Социальные обязательства государства в бюджете 2016 года сохранились в полном объеме на уровне 416 млрд тенге – Б.Султанов primeminister.kz, 18 ноября
В проекте бюджета новые обязательства государства в социальном секторе в сохранены в полном объеме и оцениваются в 2016 году в объеме 416 млрд тенге с увеличением до 747 млрд тенге в 2018 году, сказал министр финансов РК Бахыт Султанов в ходе пленарного заседания Мажилиса Парламента РК о проекте Закона РК "О республиканском бюджете на 2016-2018 годы". "В проекте бюджета новые обязательства государства в социальном секторе в соответствии с поручением Главы государства сохранены в полном объеме и оцениваются в 2016 году в объеме 416 млрд тенге с увеличением до 747 млрд тенге в 2018 году", - сказал Б.Султанов. По словам министра, с целью поддержки наиболее уязвимых слоев населения в проекте бюджета сохранен принцип увеличения пенсионных выплат с опережением среднегодового уровня прогнозируемой инфляции с дополнительными расходами в общей сумме – 93, 9 млрд тенге. Кроме того, по данным министра национальной экономики Ерболата Досаева, гарантированный трансферт из Нацфонда на 2016-2018 годы определен в объеме 2 400 млрд тенге. В соответствии с подходами, одобренными Главой государства, размеры гарантированного и целевого трансфертов из Национального Фонда в 2016-2018 годах также скорректированы при среднегодовом курсе 300 тенге за доллар США. "Гарантированный трансферт из Национального фонда на 2016-2018 годы определен в объеме 2 400 млрд тенге ежегодно без увеличения на 15%", - сообщил глава МНЭ. По его словам, целевой трансферт из Национального фонда на 2016 год увеличен с 461,5 млрд тенге до 567 млрд тенге.
-----
Доклад Министра финансов РК Султанова Б.Т. по проекту республиканского бюджета на 2016-2018 годы на пленарное заседание в Мажилисе Парламента РК г.Астана , Мажилис Парламента, 18 ноября 2015 г.
Уважаемый Кабибулла Кабенович! Уважаемые депутаты! Проект республиканского бюджета на 2016-2018 годы, внесенный в Мажилис, был сформирован на основе прогноза социально-экономического развития республики на 2016-2020 годы, одобренного в августе текущего года. С учетом изменения макроэкономической ситуации, исходных внешних параметров, данный прогноз был пересмотрен, о чем было подробно рассказано предыдущим докладчиком. В ходе обсуждения законопроекта в стенах Мажилиса Парламента в него были внесены поправки, поддержанные депутатами при рассмотрении сравнительной таблицы на расширенном заседании Комитета по финансам и бюджету. Данные поправки в бюджет можно обобщить в два направления: первое - изменение доходной и расходной частей в связи с корректировкой макропрогноза и, в частности, курса тенге; второе - аккумулирование средств в резерве Правительства, что позволит оперативно принимать меры реагирования при возникновении неблагоприятных экономических и социальных условий. Уважаемые депутаты, проект бюджета формировался в условиях значительного сокращения базовых расходов, с включением в него только продолжающихся проектов и программ с высоким уровнем освоения. Данные подходы не были изменены и при уточненном прогнозе социально-экономического развития на 2016-2020 годы. Вместе с тем, благодаря конструктивной работе по рассмотрению проекта бюджета, стало возможным в сжатые сроки пересмотреть его параметры. Позвольте теперь подробно остановиться на основных направлениях расходов бюджета, с учетом внесенных Вами поправок. В проекте бюджета Новые обязательства государства в социальном секторе в соответствии с поручением Главы государства и Концепцией дальнейшей модернизации пенсионной системы Республики Казахстан до 2030 года сохранены в полном объеме, и оцениваются в 2016 году в объеме 416,0 млрд. тенге с увеличением до 747,7 млрд. тенге в 2018 году. Также, в целях обеспечения устойчивой занятости населения и содействия развитию предпринимательства на селе будет продолжена реализация Дорожной карты занятости 2020. На эти цели в 2016 – 2018 годы будет направлено 114 млрд. тенге. Из них в 2016 году – 37,8 млрд. тенге на создание в целом порядка 36-ти тысяч рабочих мест, содействие в трудоустройстве через обучение и переселение порядка 27-ми тысяч человек. С учетом вышеуказанных инициатив и направлений, расходы на социальную защиту в рамках затрат Министерства здравоохранения и социального развития в трехлетнем периоде составят 6 527 млрд. тенге, из них на 2016 год – 1 879 млрд. тенге. Расходы на здравоохранение в 2016 - 2018 годах в рамках затрат Министерства здравоохранения и социального развития с учетом поправок депутатов составят 2 198,8 млрд. тенге. Из них в 2016 году – 700 млрд. тенге. Образование и наука. На эти цели с учетом предложений депутатовв 2016 - 2018 годах предлагается предусмотреть 1 165,4 млрд. тенге,из них в 2016 году – 399,3 млрд. тенге. На подготовку квалифицированных специалистов с техническим и профессиональным, высшим и послевузовским образованием для отраслей экономики, с учетом повышения размера стипендий, расходы Министерства образования и науки в трехлетнем периоде составят 456,8 млрд. тенге, из них в 2016 году будет выделено 152,3 млрд. тенге. В результате, к 2019 году планируется выпустить 117 тысяч специалистов различного профиля по сельскохозяйственным, техническим, педагогическим специальностям. Также, положительный эффект на сектора национальной экономики ожидается от внедрения результатов научных исследований. В связи с чем, несмотря на ограниченность бюджетных средств, сохранены объемы финансирования на реализацию продолжающихся научных и научно-технических проектов. Так, в трехлетнем бюджете на эти цели планируется направить 56,8 млрд. тенге На продолжение реализации мероприятий в рамках программы "Балапан" в трехлетнем периоде предусматривается 272,2 млрд. тенге, из них в 2016 году – 94,7 млрд. тенге, включая целевой трансферт Национального фонда на строительство детских садов – 6,7 млрд. тенге. На завершение строительства всех начатых в 2015 году объектов образования для решения проблем аварийности и трехсменности школ будет выделено 26,2 млрд. тенге, из них за счет целевого трансферта из Национального фонда 23,3 млрд. тенге,в том числе 4,6 млрд. тенге, предусмотренные дополнительно в рамках внесенных поправок в бюджет из средств специального резерва. Индустриально-инновационное развитие и промышленная инфраструктура. В 2016 – 2018 годах на реализацию второго этапа Государственной программы индустриально-инновационного развития, с учетом внесенных поправок, предусмотрены расходы в общей сумме 115,2 млрд. тенге, из них в 2016 году – 43,2 млрд. тенге. Данные средства будут направлены на привлечение инвестиций, в том числе на строительство инфраструктуры СЭЗ, ИЗ, обеспечение технического регулирования и метрологии, развитие инноваций в 6 приоритетных отраслях обрабатывающей промышленности, таких как металлургия, химия, нефтехимия, машиностроение, строительство материалов, пищевая промышленность, субсидирование процентных ставок и гарантирование по кредитам в рамках Единой дорожной карты бизнеса - 2020. Кроме того, в реализацию поручения Главы государства, данного на расширенном заседании Правительства по улучшению инвестиционного климата и внедрению нового пакета стимулов для инвесторов, с 2016 года предусмотрены расходы на выплату компенсации до 30 % от капитальных затрат инвестора со стороны государства после ввода объекта в эксплуатацию (инвестиционная субсидия) в сумме 1,8 млрд. тенге на 2016-2018 годы. На реализацию Единой программы поддержки и развития бизнеса "Дорожная карта бизнеса 2020" в 2016-2018 годах предусмотрено 123,5 млрд. тенге, из них в 2016 году – 38,2 млрд. тенге: на субсидирование процентных ставок по кредитам, частичное гарантирование кредитов, гранты, информационное обеспечение предпринимателей, микрокредитование предпринимателей в моногородах и реализацию продолжающихся проектов развития индустриальной инфраструктуры. Сельское хозяйство. В 2016-2018 годах расходы в данной сфере, с учетом поправок, связанных с корректировкой курса, составят 551,0 млрд. тенге, из них в 2016 году – 193,3 млрд. тенге. На реализацию Программы "Агробизнес-2020" на 2016 год предусматривается 77,4 млрд. тенге, с ростом на 10,2 млрд. тенге или на 15%от плана текущего года (без учета расходов в сумме 20,5 млрд. тенге, предусмотренных из Национального фонда в 2015 году). Транспортная система. На продолжение реализации Государственной программы развития и интеграции инфраструктуры транспортной системы Республики Казахстан до 2020 года, с учетом одобренных Вами поправок, планируется выделить в 2016-2018 годах 983,8 млрд. тенге, из них в 2016 году – 425 млрд. тенге, в том числе за счет целевого трансферта из Национального фонда на развитие автомобильных дорог 123,3 млрд. тенге. Уважаемые депутаты! Таковы основные направления расходов проекта республиканского бюджета, с учетом одобренных Вами поправок согласно уточненному прогнозу социально-экономического развития на 2016 – 2020 годы. Разрешите выразить вам благодарность за поддержку и конструктивный диалог! |