Игорь РОГОВ, председатель Конституционного совета Республики Казахстан, "Казахстанская правда", 1 декабря
24 апреля 1990 года Верховным Советом был принят Закон Казахской ССР "Об учреждении поста Президента Казахской ССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной закон) Казахской ССР". Именно президентская форма правления, закрепленная Основным законом, позволила создать политико-правовые условия для успешного реформирования всех сторон общественной и государственной жизни, обеспечила стабильность и согласие в стране. Учреждение президентской формы правления в Казахстане было продиктовано объективными реалиями: состоянием и дальнейшей трансформацией гражданского общества, политических, экономических и социокультурных отношений; глубокой модернизацией государственной власти в самых широких аспектах данной проблематики; глобальной обстановкой, а также другими особенностями, вызовами и угрозами. В последующем 1 декабря 1991 года на первых всенародных выборах Президентом страны был избран Нурсултан Абишевич Назарбаев, получивший поддержку более 98% казахстанцев. Это абсолютное доверие граждане неизменно продолжают оказывать Лидеру нации, вверяя ему свое будущее и будущее страны. Не случайно, 1 декабря в Казахстане отмечается День Первого Президента республики как государственный праздник, символизирующий широкое признание его выдающихся заслуг. Нурсултан Назарбаев – основатель нового независимого Казахстана, под его руководством республика состоялась как суверенное и равноправное государство, осуществлены широкомасштабные экономические, политические и социальные реформы. Благодаря правильной и четко выверенной конституционной политике, проводимой Главой государства с первых лет независимости страны, государственность Казахстана была не просто провозглашена и окончательно закреплена в Конституции 1995 года, но и признана как внутри страны, так и международным сообществом. Конституция закрепила основные положения, касающиеся современного института президентства. Согласно пункту 1 статьи 2 Республика Казахстан является унитарным государством с президентской формой правления. Это означает, что верховная власть в нашей стране принадлежит всенародно избранному Президенту, который является главой государства, его высшим должностным лицом, определяющим основные направления внутренней и внешней политики. Президент Республики Казахстан выступает символом и гарантом единства народа и государственной власти, незыблемости Конституции, прав и свобод человека и гражданина, обеспечивает согласованное функционирование всех ветвей власти и их ответственность перед народом. Конституционная характеристика Президента как символа единства народа и государственной власти свидетельствует об интегративной, системообразующей роли Президента в казахстанском обществе и государстве, который вносит существенный вклад в процесс консолидации народа, укрепление мира и согласия. В настоящее время, когда этнические и религиозные конфликты представляют серьезную угрозу стабильному развитию в целом ряде стран, Казахстан демонстрирует умение на системной основе решать возникающие в этой области проблемы. Наша страна сумела выработать уникальную модель межнационального мира и согласия, противопоставив ее разрушительной идеологии превосходства одних народов над другими. В стране созданы равные возможности для экономического, политического и культурного развития всех этнических групп, проживающих в республике. Уважение друг к другу и равенство всех казахстанцев, независимо от их этнической принадлежности и вероисповедания, неуклонное укрепление общественного согласия, дружба народов были и остаются ключевыми приоритетами нашей государственной политики. На казахстанской земле прошли пять съездов лидеров мировых и традиционных религий. Наш опыт по взаимодействию различных конфессий изучается ООН, ОБСЕ, ЮНЕСКО и другими международными организациями и зарубежными экспертами. На мировой арене Казахстан воспринимается как территория мира и согласия, сближения культур и религий. Высочайший статус и особая роль Президента выражаются также в том, что именно он является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Это особенно важно в свете конституционных норм о том, что Казахстан утверждает себя в качестве правового государства. В нашей республике признаются и гарантируются права и свободы человека в соответствии с Конституцией. Право на жизнь, личная свобода, неприкосновенность частной сферы, личная и семейная тайна, защита чести и достоинства, равенство перед законом и судом и другие права принадлежат в Казахстане каждому от рождения, признаются абсолютными и неотчуждаемыми, определяют содержание и применение законов и иных нормативных правовых актов. Президент, будучи Главой государства, гарантирует неукоснительную реализацию данных положений Основного закона не только своими конституционными прерогативами, но и всеми возможностями, потенциалом государственных институтов, несущих перед ним ответственность. Совокупность президентских полномочий сбалансирована с полномочиями других органов государственной власти, образуя систему сотрудничества и взаимных противовесов. Благодаря координирующей, арбитражной роли Главы государства обеспечиваются согласованные и гармоничные действия между всеми ветвями власти, "центром" и "регионами", создаются условия для поступательного, прогрессивного, бесконфликтного развития Казахстана. Таким образом, конституционный статус и полномочия Президента позволяют реализовать в комплексе принцип единства государственной власти и разделения ее ветвей, включая механизм сдержек и противовесов, эффективное взаимодействие между госорганами. При этом Глава государства, будучи в равной мере дистанцирован от ветвей власти, обеспечивает их ответственность (в данном случае, в первую очередь, речь идет о политической ответственности перед народом). Пристальное внимание Елбасы уделяет укреплению авторитета Казахстана на мировой арене, международной безопасности и региональной стабильности. За годы независимости Казахстан стал полноправным членом мирового сообщества и ответственным участником деятельности ООН, СНГ, СВМДА, ОДКБ, ШОС, ОБСЕ, ОИС, Совета сотрудничества тюркоязычных государств и других международных организаций и форумов. Признанием потенциала Казахстана на мировом уровне стали: председательство нашей страны в ОБСЕ в 2010 году и ОИС в 2011-м; решение о проведении в 2017 году в Астане Международной специализированной выставки "ЭКСПО-2017", которая продемонстрирует современные подходы к развитию глобальной экономики в таких актуальных для всего человечества сферах, как энергия будущего, альтернативные источники энергии и "зеленая" экономика. А также подписание 27 июля текущего года в Женеве Протокола о присоединении Казахстана к Всемирной торговой организации. Международные инициативы страны реализуются на самом высоком уровне. Ежегодно 29 августа мировое сообщество отмечает Международный день действий против ядерных испытаний. Он был провозглашен Генеральной Ассамблеей ООН в декабре 2009 года (резолюция 64/;35) по предложению Казахстана. Именно 29 августа 1991 года было принято историческое и мужественное решение Президента Казахстана Нурсултана Абишевича Назарбаева о закрытии Семипалатинского ядерного полигона, благодаря которому весь мир говорит о нашей стране как о лидере глобального антиядерного движения. Все эти годы Глава государства последовательно претворял в жизнь идею евразийской интеграции, которая впервые была озвучена им в 1994 году в стенах МГУ им. М. Ломоносова. В течение 20 лет она поэтапно обрела конкретные очертания и нашла реальное воплощение в создании региональных интеграционных объединений – Таможенного союза, а ныне еще более представительной структуры – Евразийского экономического союза. Логичным продолжением идеи евразийства стало недавнее предложение Лидера Казахстана о переводе штаб-квартиры ООН в Азию, сделанное им в рамках 70-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Выдвинутый им План глобальной стратегической инициативы-2045 вызвал мощный резонанс в международном сообществе. Это новый тренд развития на основе справедливых условий доступа всех наций к мировой инфраструктуре, ресурсам и рынкам, всеобщей ответственности за развитие человечества. В нем отражены общие тенденции эволюции глобального экономического и правового порядка и представлено видение путей укрепления мира, международных безопасности и права в целях устойчивого развития планеты. Тем самым, благодаря усилиям Лидера нации, Казахстан, будучи "центром" Евразии в географическом смысле, делает заявку на становление таковым в сущностном, в том числе финансово-экономическом, культурно-гуманитарном, политико-правовом и других измерениях. Конституционные ценности, идеи и положения Основного закона комплексно воплощаются в политико-правовых решениях Президента РК – документах системы государственного планирования, в первую очередь, Стратегии "Казахстан-2030" и принятой в ее развитие Стратегии "Казахстан-2050", ежегодных Посланиях Главы государства народу Казахстана, Доктрине национального единства и ряде других концепций и государственных программ. На международной научно-практической конференции, посвященной 20-летию Конституции Республики Казахстан, Президент страны Нурсултан Назарбаев отметил: "Всего за два десятилетия мы, следуя положениям Конституции, прошли величайший путь. Казахстан сегодня состоявшееся, уважаемое и достойное государство мира. Это конкретное воплощение в жизнь всех положений и принципов нашего Основного закона. Только тот государственный и общественный строй является эффективным, если он способен изменяться к лучшему. В нашем Основном законе есть все правовые инструменты и для успешного развития, и для самообновления Нации. Мы поставили перед собой глобальную цель – к середине века превратить Казахстан в одну из 30 наиболее развитых стран мира на основе разработанной стратегической программы до 2050 года". Сегодня Казахстан находится на пороге нового этапа развития. В стране в соответствии с Планом нации "100 шагов" ведется работа по поэтапной реализации пяти институциональных реформ, обозначенных Президентом Республики Казахстан Нурсултаном Назарбаевым на XVI съезде партии "Нур Отан". В их числе формирование современного, профессионального и автономного государственного аппарата; обеспечение верховенства закона; индустриализация и экономический рост, основанный на диверсификации; Нация Единого Будущего; транспарентное и подотчетное государство. Ряд законодательных и институциональных мер уже принят. Реализация институциональных реформ Президента Казахстана будет способствовать дальнейшему упрочению верховенства Конституции в республике и процветанию страны. Нашему обществу и государству предстоит еще многое сделать для достижения намеченных целей. И на этом непростом пути Лидер нации играет и будет играть определяющую роль. |