Талгат Ибраев
Не так давно заместитель председателя ЦИК Владимир Фоос несколько озадаченно проинформировал своих коллег по Центризбиркому о том, что у некоторой категории граждан нашей республики проявилась непреодолимое желание максимально посвятить членов избирательных комиссий в некоторые перипетии повседневной социальной жизни электората. А говоря проще – направлять в ЦИК различные подробные жалобы, касающиеся социально-бытовых неурядиц в регионах страны. – Хочу сказать, это, наверное, тенденция всей электоральной кампании. В ЦИК уже приходят письма с жалобами, но не на электоральный процесс, а на какие-то социальные, бытовые невзгоды, – сказал в ходе заседания Владимир Фоос, впрочем, постаравшийся не сильно углубляться в причинно-следственные связи этого "загадочного" явления. А ведь между тем, ответ на вопрос – почему корреспонденты с мест выбрали адресатом именно ЦИК, наверное, не так уж и сложен – а потому что, писать уже, похоже, просто некуда и некому. Хотя, казалось бы, при всем при этом властная вертикаль, коей подведомственна социальная сфера, выстроена в нашей державе со всей возможной пунктуальностью и скрупулезностью. От соответствующего клерка в самом захудалом районном акимате до целого вице-премьера правительства, курирующего всю эту область взаимоотношений комплексно. Про чиновников на местах, конечно же, разговор должен идти особый. Где-то они справляются со своими прямыми должностными обязанностями лучше, где-то – хуже, где-то, судя по всему, не справляются вовсе. А вот что касается "небожителей властного Олимпа", и в частности, уже упомянутых госслужащих из пресловутой категории "А", что призваны обеспечивать надлежащий социально-бытовой комфорт по всей стране, то там вопрос стоит, похоже, еще сложнее. И как показывает некоторый опыт прошлых лет, несмотря на, казалось бы, крайне кипучую служебную деятельность, разрешить груз накопившихся проблем им то ли не по плечу, то ли не по возможностям. В итоге, все усердно копится, а потом внезапно проявляется в различных, трудно объяснимых с точки зрения чиновничьей логики, демаршах со стороны населения. Их которых поток нынешних жалоб обрушившихся на ЦИК, можно назвать одним из самых безобидных. Здесь, в качестве одного из показательных примеров бурного накопления проблем можно назвать период с ноября 2014 по сентябрь 2015 года, то есть с того момента, когда вице-премьером, курирующим социальный блок был назначен весьма маститый, опытный и авторитетный управленец Бердибек Сапарбаев, к тому времени имевший многолетний и солиднейший опыт пребывания в исполнительной власти – от акима нескольких областей (по очередности, разумеется) до министерского поста в профильном министерстве труда и социальной защиты населения. Так что, казалось бы, выбор главного куратора социальной сферы был вполне логичен: ну кому как не бывшему руководителю регионов знать истинное положение дел на местах, а в период пребывания на министерском посту не накопить достаточный практический опыт в решении всех мыслимых и немыслимых социальных вопросов? В общем, заветное назначение состоялось, и Бердибек Машбекович со свойственной ему энергией и энтузиазмом охотно взялся за новое интересное дело. Если обратится к некоторым статистическим выкладкам (из важнейшей для всех спортсменов и некоторых чиновников серии "очки-метры-секунды"), то конечно же, можно будет легко убедится в том, что новый вице-премьер скучать в своем комфортабельном кабинете был абсолютно не намерен. Для примера, только за одну морозную февральскую неделю 2015 года вице-премьер Сапарбаев охватил своим неусыпным вниманием практически половину Казахстана – он 2 февраля посетил Карагандинскую и Жамбылскую области страны, на следующий день побывал Костанайской и Алматинской областях, а уже 4 февраля бдительно инспектировал Акмолинскую и Северо-Казахстанскую области республики. В дальнейшем, маршрут деловых вояжей главного куратора социальной сферы уверенно пролегал на запад, затем в противоположном направлении - на восток, ну и опять по кругу. И везде мгновенно вскрывались допущенные местных руководством недостатки и огрехи, раздавались разной ценности руководящие указания и периодически даже звучали звонкие "затрещины", достававшиеся не вовремя подвернувшимся под руку местным бюрократам самого различного уровня. Иногда, правда, перепадало и самому несознательному населению, со стороны которого, по мнению самого вице-премьера, звучали не к месту и не вовремя озвученные вопросы. – Вы, пожалуйста, успокойтесь, а? Я вам сказал, до 20 января решение будет. Какое будет решение, зависит от результатов экспертизы… – на этих, несколько повышенных тонах произошел диалог видного правительственного чиновника с жителями села Березовка Западно-Казахстанской области, неожиданно получившими проблемы с самочувствием и здоровьем (по одной из версий, в этом виноваты газовые испарения, появившиеся от расширения месторождения Карачаганак). – Пока мы с вами никаких решений не приняли, переселят – не переселят. Я вам сказал, по заключению соответствующего органа. Переселение-переселение, нет-нет. Но опять же это будет по результатам органов, которые занимаются экспертизой… – подытожил конструктивную беседу вице-премьер, правда, через некоторое время все же великодушно пообещав сельчанам благоустроенные квартиры в каком-нибудь другом месте. Переселение, как известно, идет и по сей день, и является исключительно головной болью местных властей, пытающихся наконец сосчитать количество нуждающихся в передислокации жителей и заодно прикинуть – куда все же можно их переселить? Кстати, примерно аналогичная ситуация получилась и по итогам заседания рабочей группы, в ходе которого была рассмотрена ситуация, сложившаяся в селе Калачи Акмолинской области, где жители внезапно стали страдать загадочной "сонной болезнью": – Необходимо направить результаты медицинской проверки жителей села Калачи в ведущие зарубежные научно-исследовательские институты для независимой оценки. Тогда может быть нам что-то будет понятно, – предложил любознательный вице-премьер, заодно отметив необходимость присутствия в селе передвижной экологической лаборатории с целью постоянного мониторинга состояния атмосферного воздуха. Правда, где взять такую лабораторию на заседании уточнено не было, и прогрессивная техническая идея потихоньку зависла в воздухе… Ну а сам вице-премьер, между тем продолжал упорно объезжать большие и малые населенные пункты страны, в каждом из которых у него находилось доброе и мудрое слово для встречающего столь уважаемого чиновника населения: – Детский сад построить – не проблема, но сначала пусть детей станет больше, – веско ответил вице-премьер на робкое предложение жителей села, расположенного в Кобдинском районе Актюбинской области немного расширить их ставший тесным детский садик. Затем высокий гость сообщил жителям некоторые подробности природных красот и экономического благосостояния республики, а заодно немногого покритиковал за тягу к сетованиям: – Какие у нас просторные земли, какие богатства! У нас хорошая экономика, а вот народа мало. Если увеличим население, то будем большой страной. Поэтому если таких вопросов будет много: "Народа стало много, а детсадов не хватает"… Нужно работать, поддерживать, помогать. И никогда не надо говорить сплетни, подавать куда-то жалобы… Ну и наконец, очевидно в качестве краткого ликбеза о международном положении, провел мрачноватые параллели с менее успешными державами: – Вы знаете, что творится на Украине? – грозно поинтересовался у сельчан Бердибек Машбекович, но затем, наверное, решив, что его вопрос носит скорей риторический характер, в дальнейшие описание подробностей украинского бытия вдаваться не стал. Тем более что впереди маячило еще множество нерешенных вопросов. И буквально сразу после посещения административной глубинки Акюбинской области, Бердибек Сапарбаев отправился на ознакомление с проблемами Усть-Каменогорского природно-ландшафтного заповедника, сотрудники которого тоже в свое время умудрились было пожаловаться в правительство на дефицит выделяемых средств. – Правильно тут было сказано сотрудниками акимата – не надо просить деньги у государства. Можно же деньги самим зарабатывать, можно различные выставки, выезды проводить на территории музеев и заповедников. Экспонаты это большое богатство, просто надо его правильно использовать... – подытожил итог своей экскурсии по местным живописным местам уважаемый правительственный визитер. Здесь, кстати, о международном опыте (который, между прочим, гласит о том, что нигде в мире музеи и заповедники сами себя не окупают и без помощи государства не существуют), ни сам вице премьер, ни состав его внушительной свиты предпочли не распространятся. Как и о том, что при каждом более менее себя уважающем музее и заповеднике должны работать не только обслуживающие работники,, но и ученые-исследователи, зоологи, биологи, художники, скульпторы, реставраторы, археологи и другие специалисты, на обеспечение которых опять-таки требуются некоторые бюджетные ассигнования. Вообще, можно отметить, что когда дело касалось каких-то средств, изъятие которых предусматривалось из республиканского бюджета, вице-премьер Сапарбаев становился крайне несговорчивым и лаконичным (в отличие, кстати, от областного акима Сапарбаева, который практически на каждом своем посту в том или ином регионе, легко умудрялся "выбивать" из этого самого бюджета все, вплоть до последней тиынки). В очередной раз вопрос об экономии казны встал тогда, когда на повестке дня вплотную профигурировала тема необходимости строительства новых школ и детских садов в крупных городах страны. – Массовое строительство школ в Казахстане пока не планируется, – огорчил школяров и особенно их родителей Бердибек Машбекович в марте прошлого года. – Всем известно, что в бюджете этого года в связи со сложной ситуацией в мировой экономике были сокращения. Но отмечу, что это не коснется социальных проектов. Однако пока временно приостановили вопросы строительства новых школ… Впрочем, кое-какие рецепты для спасения ситуации, тут же были найдены, а точнее - изобретены. В частности, родилось интересное предложение строить школы и детские сады за счет средств успешных предпринимателей и прочих бизнесменов, которые, как подметил в те дни вице премьер, "должны помнить благодаря чьей поддержке разбогатели" и, соответственно, осознавать некоторую дополнительную социальную ответственность, а значит проявлять щедрость души и кошелька. В качестве первого эксперимента и стартового участника подобной акции благотворительности была выбрана кандидатура одного из крупнейших застройщиков и владельцев торговых домов в нескольких городах республики. (Здесь, правда некоторые злые языки намекали на то, что у Бердибека Сапарбаева была некоторая личная обида на именно на этого коммерсанта, который вроде как некогда отказался строить очередной торговый дом в бытность самого Сапарбаева очередным акимом области, но так это или нет, мы гадать, конечно же, не будем). Предприниматель от поступившего ему лестного вице-премьерского предложения взять на себя строительство школ в Алматы или Астане, почему-то отказался, заодно разъяснив о том, что у него действительно есть своя малая родина, находится она в одном из сел Карагандинской области где, кстати, им в свое время действительно была построена именно новая школа. А вот все остальные предложенные для школьного строительства места на понятие "малой родины" не тянут, и посему он рекомендует социальному блоку правительства справляться своими силами и средствами. Взаимная бурная перепалка между чиновником и предпринимательскими кругами тогда тянулась практически месяц, немало позабавив многочисленных наблюдателей. Потом, правда, все как-то тихо улеглось и больше данное рационализаторское предложение публично не всплывало. Так что, несколько поостыв, вице-премьер Сапарбаев опять смог начать свои познавательные вояжи по республике, периодически самолично вручая счастливым новоселам ключи от квартир в новостройках (вместо обычного в таких случаях местного акима, отныне несколько оттесняемого ради такого дела на задний план) или увлеченно инспектируя качество продукции и порядок ценообразования на всевозможных колхозных рынках. Время при этом, конечно же, неумолимо шло вперед и буквально в последних числах августа Бердибек Сапарбаев в последний раз объехал целый ряд регионов, буквально в каждом из которых торжественно пообещав о том, что правительство не допустит даже малейшего роста безработице в стране. Ну а еще чуть позже торжественно убыл в отставку, в очередной раз переместившись в крепкое кресло областного руководителя. (Кстати, из самых последних новостей стало ясно, что бывший вице-премьер, а ныне областной аким фигурирует и в одном из партийных списков на соискательство депутатского мандата в Мажилисе парламента. Что безусловно похвально, ведь кем-кем, но депутатом за свою весьма насыщенную жизнь, Бердибек Сапарбаев еще не был ни разу. Представителем правительства в парламенте в течение одного года фигурировал – это было, но теперь, возможно, судьба даст ему шанс полноценно раскрыться и на почетном депутатском поприще). И вот тогда очередной вице-премьер по социальным вопросам будет вынужден при посещении нижней палаты парламента дать максимально детальные объяснения на тему того, почему в стране так запущена социальная обстановка и поделиться конкретными планами и наработками по исправлению неприглядной ситуации. Ведь таковую, тот же потенциальный депутат Сапарбаев прекрасно знает изнутри. И никаким "очковтирательством" или расплывчатыми формулировками на общие темы тут уже отделаться не получится. Ибо, как говорится в таких случаях "плавали-знаем…".Ну а пока что, благодарному электорату остается лишь писать очередные письма и жалобы. Туда, где есть хотя бы слабая надежда на их прочтение. |