NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 25.04.2024 09:09 ast
07:09 msk

Курс на поступательное совершенствование
Сегодня Счетному комитету по контролю за исполнением республиканского бюджета – 20 лет
19.04.2016 / политика и общество

Козы-Корпеш ДЖАНБУРЧИН, председатель Счетного комитета, д.э.н., "Казахстанская правда", 19 апреля

Успешная реализация бюджетной политики в интересах граждан, общества и государства невозможна без системного контроля. Трансформация экономики, адаптирующейся к новым мировым вызовам, обуславливает совершенствование механизмов и аспектов финансового контроля.
С образованием в 1996 году указом Главы государства Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета была открыта новая страница в истории развития казахстанской системы государственного финансового контроля. За минувшие 20 лет благодаря постоянному вниманию и поддержке Первого Президента – Лидера нации Нурсултана Назарбаева Счетный комитет стал независимым, действенным органом государственного управления, способствующим повышению эффективности бюджетной системы и улучшению финансовой дисциплины бюджетополучателей.
В первые годы независимости нашей республики государственный финансовый контроль осуществлялся Главным контрольно-ревизионным управлением Министерства финансов, затем – Государственным комитетом финансового контроля РК. В то время Казахстан переживал последствия жесточайшего кризиса и высокой инфляции, выражавшиеся в снижении уровня государственных доходов, ухудшении финансового состояния и дисциплины государственных учреждений и предприятий, слабом налоговом администрировании. Полностью изменилась система экономических и социальных отношений. Все эти факторы сдерживали развитие бюджетной сферы.
В связи с этим по прямому поручению Главы государства была начата работа по формированию независимого госоргана, способного обеспечить контроль за полнотой поступлений и использованием государственных средств в условиях перехода к рыночной экономике.
В Конституции, принятой на республиканском референдуме 30 августа 1995 года, заложены основы для создания Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета. Назначение его председателя и членов Президентом и Парламентом устанавливало независимость Счетного комитета от Правительства и других органов исполнительной ветви государственной власти. Указом Президента от 19 апреля 1996 года утверждено положение о Счетном комитете, непосредственно подчиненном и подотчетном Главе государства, определяющее его основные функции и задачи. Также установлена подотчетность Счетного комитета перед Парламентом путем представления на утверждение отчета об исполнении республиканского бюджета, являющегося по своему содержанию заключением по отчету Правительства.
Несмотря на имевшиеся организа­ционные трудности и отсутствие практики функционирования подобной структуры в республике, созданным органом уже в мае 1996 года проведена проверка по вопросу правильности формирования доходов и целевого использования средств, выделенных Республиканскому фонду охраны недр и воспроизводства минерально-­сырьевой базы. Парламенту представлен отчет Счетного комитета об исполнении республиканского бюджета за 1995 год.
В условиях существенного дефицита бюджета Счетный комитет активно подключился к мероприятиям, направленным на эффективное управление государственной собственностью и оптимальное использование ресурсов. Обеспечивались пресечение сверхнормативных расходов, возмещение в бюджет использованных незаконно и не по целевому назначению средств с направлением рекомендаций Правительству по совершенствованию бюджетного законодательства.
Воплощение в жизнь инициированных Главой государства реформ оказало стабилизирующее воздействие на экономику Казахстана. Немаловажную роль в этом сыграло и усиление контроля за государственными доходами и расходами.
В условиях роста поступлений в рес­публиканский бюджет, стремительного развития социальной и производственной инфраструктуры, а также активизации жилищного строительства требовалось совершенствование механизмов контроля за расходованием бюджетных средств, качественное и количественное укрепление Счетного комитета, расширение его полномочий.
Оставался неурегулированным ряд вопросов, включая неразграниченность функций контролирующих органов, отсутствие полномочий по разработке методологии, проведение только контроля на соответствие с отдельными элементами контроля финансовой отчетности.
Выход Казахстана на мировую арену рыночных отношений и трансформация нашей экономики в соответствии с ее требованиями предопределили необходимость изучения и внедрения передового зарубежного опыта по контролю государственного бюджета. Так, в 2000 году Счетный комитет стал полноправным членом таких международных организаций, как INTOSAI – Международная организация высших органов аудита, насчитывающая в своих рядах высшие органы аудита 192 стран, ASOSAI – Азиатская организация высших органов аудита, объединяющая представителей 46 стран Азиатско-Тихоокеанского региона, и Совет руководителей высших органов финансового контроля государств – участников СНГ.
В целях внедрения приемлемых положений международных стандартов контроля (аудита) и решения вопросов, препятствующих развитию системы государственного финансового контроля, в 2001 году утверждена Концепция развития системы контроля за исполнением республиканского и местных бюджетов в Республике Казахстан.
Одним из важнейших итогов ее реализации явилось принятие в 2002 году Закона "О контроле за исполнением рес­публиканского и местных бюджетов", закрепляющего основные принципы, типы, виды и стандарты контроля, основы организации деятельности и взаимоотношения Счетного комитета и других органов государственного контроля.
Нормы вышеуказанного закона были имплементированы в принятый в 2004 году Бюджетный кодекс. Счетный комитет получил статус высшего органа финансового контроля. Кроме того, Счетный комитет был наделен функциями по оценке исполнения республиканского бюджета, реализации стратегических планов государственных органов, государственных и бюджетных программ, а также по проведению контроля эффективности, на соответствие использования средств бюджета и Национального фонда, за полнотой и своевременностью поступлений в республиканский бюджет, за достоверностью и правильностью ведения объектами контроля учета и отчетности.
Разработанными на основе зарубежного опыта стандартами государственного финансового контроля установлены единые требования и принципы проведения контроля. На Счетный комитет возложен контроль за их соблюдением всеми органами финансового контроля.
В течение следующих лет Счетный комитет наращивал контрольную, аналитическую и исследовательскую деятельность, проводил мероприятия по созданию действенной системы государственного финансового контроля. Учитывая, что методы выявления нарушений, допускае­мых при исполнении республиканского бюджета, требовали глубокого анализа, а также научного обоснования предложений и рекомендаций по его результатам, в 2007 году создано РГП "Центр по исследованию финансовых нарушений Счетного комитета".
В ходе проведения контрольных мероприятий Счетным комитетом неоднократно высказывались серьезные замечания об отсутствии действенного внешнего финансового контроля в регионах, неэффективной деятельности функционировавших в то время ревизионных комиссий маслихатов при ежегодном увеличении затрат местных бюджетов. Мы заявляли о необходимости институционального укрепления реви­зионных комиссий как независимых органов, повышении их роли в вопросах контроля расходования средств местных бюджетов через внесение соответствующих изменений в законодательство. Нас в этом вопросе поддержал Глава государства, подписав указ от 2 мая 2011 года, которым было предусмотрено создание ревизионных комиссий, являющихся государственными органами.
В нынешнем году ревизионным комиссиям исполняется 5 лет со дня образования. С той поры проделана большая работа по совершенствованию деятельности и усилению роли в системе государственного управления. За столь короткий срок из формально действовавших структур они превратились в полноценные государственные органы, осуществляющие эффективный внешний государственный контроль за исполнением местных бюджетов.
С развитием бюджетного процесса все большее значение стала приобретать оценка управления бюджетными средствами и активами государства, деятельности администраторов бюджетных программ и субъектов квазигосударственного сектора по реализации возложенных на них функций и задач. Круг данных вопросов согласно международной практике находится в сфере компетенции аудита.
Президент Нурсултан Назарбаев в Послании народу Казахстана "Стратегия "Казахстан-2050": новый политический курс состоявшегося государства", Указе от 3 сентября 2013 года "Об утверждении Концепции внедрения государственного аудита в Республике Казахстан" объявил реформу по созданию комплексной системы государственного аудита на основе передового мирового опыта. Внедрение новой системы аудита также закреплено в одном из шагов Плана нации "100 конкретных шагов" по реализации Пяти институциональных реформ. В результате с принятием в ноябре прошлого года Закона "О государственном аудите и финансовом контроле" Счетный комитет приступил к реализации его положений.
Если осуществляемый в предыдущие годы финансовый контроль был направлен главным образом на раскрытие фактов нарушений законодательства, отклонений от установленных норм и процедур, то внедряемый государственный аудит преследует цель не только устранить нарушения, но способствовать их предупреждению, минимизации. В рамках данного закона Счетный комитет наделен новыми функциями, направленными на обеспечение качества и прозрачности формирования проекта республиканского бюджета, оценку достоверности составления консолидированной финансовой отчетности, эффективности реализации стратегий субъектов квазигосударственного сектора, деятельности государственных органов и другими функциями. Кроме того, Счетному комитету как высшему органу государственного аудита и финансового контроля предоставлены полномочия по координации органов государственного аудита и финансового контроля, оценке их деятельности, представлению на назначение председателей ревизионных комиссий по согласованию с Администрацией Президента.
Одно из важных направлений Закона "О государственном аудите и финансовом контроле" – повышение квалификации работников системы государственного аудита и финансового контроля, введение системы независимой сертификации государственных аудиторов. Сертификат будет выдаваться после подтверждения знаний и положительного заключения Национальной комиссии по сертификации государственных аудиторов. В состав Национальной комиссии войдут представители Администрации Президента, Парламента, Правительства, Счетного комитета и Министерства финансов. Счетный комитет определен ее рабочим органом.
Ранее функционировавший при Счетном комитете Координационный совет преобразован в Координационный совет органов государственного аудита и финансового контроля, решения которого теперь носят не рекомендательный, а обязательный характер. Уже в феврале текущего года в Счетном комитете проведено его первое заседание с рассмотрением вопросов внедрения государственного аудита, сертификации государственных аудиторов, функционирования единой информационной базы данных и по итогам даны конкретные поручения по их реализации.
Таким образом, в течение 20 лет Счетный комитет прошел несколько этапов развития – от смены командно-административных подходов рыночными методами контроля до построения новой структуры аудита, соответствующей современным требованиям бюджетной сферы. Всего с начала деятельности Счетным комитетом проведено 734 контрольных мероприятия с охватом бюджетных средств и активов государства на сумму более 26 трлн тенге. Общая сумма финансовых нарушений, выявленных по результатам контроля, составила свыше 4 трлн тенге, восстановлено в бюджет порядка 316,4 млрд тенге.
За период независимости страны Счетный комитет состоялся и прочно укрепил за собой статус высшего органа государственного аудита и финансового контроля, обеспечивая оценку по всем направлениям расходов республиканского бюджета, активов государства, налогового и таможенного администрирования. По итогам каждого аудиторского мероприятия мы вырабатываем обязательные к исполнению рекомендации и поручения, направленные на совершенствование бюджетного законодательства, пресечение и предупреждение проявлений коррупции. Особое внимание при этом уделяется вопросам обеспечения гласности и прозрачности деятельности путем публикации отчетов об исполнении республиканского бюджета, результатов проведенного государственного аудита и финансового контроля.
В целом Счетный комитет наряду с постоянной готовностью выполнения поручений Главы государства и реагирования на возможные угрозы экономической безопасности страны держит, как и 20 лет назад, курс на поступательное совершенствование своей деятельности.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
К.Масимов принял участие в учредительной сессии Генеральной Ассамблеи ИОПБ 29.04.2016
Генпрокурор РК заявил, что провокаторы, распространявшие ложную информацию по продаже земли, будут наказаны 29.04.2016
В Мажилисе обсуждается законопроект "о коллекторской деятельности" 29.04.2016
Нацбанк начал осуществлять инвестирование пенсионных активов 29.04.2016
В партии "Ак жол" возмущены некорректной публикацией по вопросу земли 29.04.2016
Мажилис – Министерство по инвестициям и развитию: о транспортно-логистической инфраструктуре 29.04.2016
Главное требование к нефтедобывающим компаниям – прозрачность 29.04.2016
Главы внешнеполитических ведомств государств-членов СВМДА обозначили новые подходы к вопросам безопасности в Азии 29.04.2016
О завершении первых курсов подготовки Президентского резерва руководства правоохранительных органов 29.04.2016
МИР РК проверит 17 интернет-ресурсов госорганов на соответствие закону "О доступе к информации" 29.04.2016

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
25.04.24 Четверг
83. НОВИКОВ Никита
82. АЯПОВ Калкаман
79. КУРАКБАЕВ Куралбай
79. ШВАЙЧЕНКО Юрий
76. ДОСАЕВ Тасбулат
75. ЕЛЕМИСОВ Еркебулан
69. ДЖУРГЕНОВ Биржан
68. УТЕПОВ Болат
66. ТЕМИРХАНОВ Ерканат
64. УТЕУЛИНА Хафиза
63. КУЗЯКОВ Евгений
58. АУБАКИРОВ Каныш
56. АХТАМБЕРДИЕВ Ержан
55. КОЖАМКУЛОВ Мурат
55. ОМАРОВ Мурат
...>>>
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz