NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Суббота 20.04.2024 04:49 ast
02:49 msk

В Сенате состоялась презентация Отчета об исполнении республиканского бюджета за 2015 год
К.Джанбурчин: Неосвоение средств республиканского бюджета составило 7,8 млрд тенге. Из-за излишнего заимствования на конец 2015 года сформировались остатки бюджетных средств в сумме 264,4 млрд тенге со значительным превышением (в 90 раз) объемов 2014 года (3 млрд тенге). Кроме того, установленный на 2015 год лимит правительственного долга в объеме 8,2 трлн тенге превышен на 465,7 млрд тенге
27.05.2016 / политика и общество

parlam.kz, 26 мая

26 мая Правительство презентовало в Сенате Отчет об исполнении республиканского бюджета за 2015 год.
С основными докладами выступили руководители министерства финансов, Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета и Национального банка.
Презентацию Отчета правительства об исполнении республиканского бюджета представил министр финансов Бахыт Султанов. Как было отмечено в его выступлении, в 2015 году доходы республиканского бюджета достигли 6 137 млрд тенге, или 105,7% к плану. Расходы составили 7 трлн 163 млрд тенге, что составляет 99,8% к плану.
Приоритетом для правительства является социальная сфера. Контрцикличное увеличение бюджета, как подчеркнул Б. Султанов, в первую очередь, направлено на увеличение социальных расходов, доля которых в структуре бюджета увеличилась до 39,4% и составила 2,8 трлн тенге. Были повышены размеры пенсионных выплат на 9%.
По данным министерства финансов, в минувшем году отмечено снижение дефицита республиканского бюджета, который составил 912 млрд тенге, или 2,2% к ВВП. Дефицит профинансирован за счет внутренних и внешних заимствований.
Также докладчик привел данные, касающегося размера государственного долга Казахстана. По состоянию на 1 января 2016 года госдолг составил 9 022 млрд тенге (26,6 млрд долларов США), или 21,6% к ВВП. По словам Б. Султанова, долговая нагрузка по-прежнему остается в безопасных пределах. Соотношение обслуживания долга к доходам составляет ниже 10%, при пороговом уровне 15%.
Председатель Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета Козы-Корпеш Джанбурчин в своем докладе отметил, что в целом правительством исполнены плановые бюджетные параметры. Вместе с тем неосвоение средств республиканского бюджета составило 7,8 млрд тенге.
Из-за излишнего заимствования на конец 2015 года сформировались остатки бюджетных средств в сумме 264,4 млрд тенге со значительным превышением (в 90 раз) объемов 2014 года (3 млрд тенге). Кроме того, установленный на 2015 год лимит правительственного долга в объеме 8,2 трлн тенге превышен на 465,7 млрд тенге.
По оценке Счетного комитета, объем неэффективно использованных бюджетных средств составил 459,2 млрд. тенге.
В прошлом году был проведен аудит эффективности ряда государственных программ. В частности, выявлены финансовые нарушения в ходе реализации программ "Саламатты Қазақстан" и "Информационный Казахстан-2020".
В государственных органах и их ведомствах выявлены финансовые нарушения на 474,6 млрд. тенге, из них средства республиканского бюджета 2015 года – 142,3 млрд. тенге. Объем финансовых нарушений по целевым трансфертам составил 410,5 млрд тенге, из которых 97%, или 399,4 млрд тенге – целевые трансферты на развитие.
Из 153 республиканских инвестиционных проектов в 2015 году планировалось завершить 96 проектов, фактически завершено 81. Основными причинами несоблюдения сроков стало внесение изменений в проектные решения, отмена результатов конкурсных процедур, приостановление или перенос сумм расходов на последующие сроки.
Центральными государственными органами при реализации республиканских инвестиционных проектов допущены нарушения на общую сумму 149,6 млрд тенге, в том числе при использовании средств республиканского бюджета 2015 года – на сумму 10,6 млрд. тенге.
Заместитель председателя Национального банка Алпысбай Ахметов проинформировал сенаторов о наиболее важных аспектах денежно-кредитной политики. По его словам, ситуация на валютном рынке стабильна. На фоне благоприятного влияния внешних факторов укрепление курса тенге за 4 месяца текущего года составило 3,6%.
Сохраняется превышение предложения долларов США над спросом на них. В целях ограничения рисков резкого укрепления национальной валюты Национальный банк выступает в роли покупателя иностранной валюты. За январь-апрель объем нетто-покупки Нацбанка достиг 2,5 млрд долларов.
Впервые за 10 лет на рынке наличной иностранной валюты в феврале 2016 года население больше продавало долларов, чем покупало. В марте и апреле эта тенденция продолжилась. В итоге за три месяца населением было продано 763,3 млн долларов.
На конец апреля 2016 года инфляция в годовом выражении составила 16,3%. По прогнозу Нацбанка, к концу года уровень инфляции сложится ближе к верхней границе целевого коридора 6-8%.
Снижается уровень долларизации банковских депозитов. Доля депозитов в иностранной валюте снизилась с 69,9% в январе 2016 года до 60,4% в апреле 2016 года. Данные тенденции создают предпосылки для расширения кредитования экономики.
Валовые международные резервы Национального банка с начала года увеличились на 1,7 млрд долларов США, или на 5,9%, и составили на конец апреля 29,5 млрд долларов. Активы Национального фонда на конец апреля с начала года выросли на 1,9 млрд долларов, или на 3,1%, до 65,4 млрд долларов. В результате международные резервы страны в совокупности достигли 95,0 млрд долларов, увеличившись с начала года на 3,6 млрд долларов, или 3,9%.
На фоне неустойчивости макроэкономических трендов Национальный банк намерен и дальше придерживаться взвешенной денежно-кредитной политики.
Докладчики ответили на вопросы депутатов верхней Палаты Парламента.
Подводя итоги мероприятия, Заместитель Председателя Сената Аскар Бейсенбаев отметил актуальность состоявшегося обсуждения, необходимость строгого исполнения бюджета и повышения исполнительской дисциплины. Вице-спикер высказал уверенность в том, что дальнейшее рассмотрение итогов исполнения бюджета за 2015 год в комитетах Сената будет плодотворным, а прозвучавшие предложения будут учтены в работе государственных органов.

-----

Б. Султанов: "План доходов перевыполнен на 330 млрд. тенге"
Доклад министра финансов РК Султанова Б.Т. в Сенате Парламента РК на презентации Отчета Правительства РК об исполнении РБ за 2015 год 26.05.2016г. Астана, Сенат Парламента

Құрметті депутаттар!
Сіздердің назарларыңызға "2015 жылғы республикалық бюджеттің атқарылуы туралы" Үкімет есебінің таныстырылымы ұсынамын. Есепте 2015 жылғы бюджеттің атқарылуына қатысты ақпарат толық көлемде көрініс тапқан. Бұл ақпарат республикалық бюджеттің атқарылуы туралы ақпараттың өзінде (цифрлары), талдамалы есепте және түсіндірме жазбада қамтылған.
Есеп жаңа ұғымдармен және стратегиялық индикаторлармен кеңейтілді. Шығыстар ең жоғары процентпен игерілді. Кірістер артығымен орындалды, тапшылық азайтылды. Сондай-ақ өткен жылғы есептің ұсынымдары орындау үшін қабылданды.
Үкіметтің есебінің жалпы қортындылары осындай. Енді оның әр блогы бойынша толығырақ баяндауға рұқсат етіңіздер.
Есептің бірінші блогы. Бюджеттің атқарылуын жақсарту жөніндегі шаралар туралы
Бюджетті жақсы атқару үшін бірқатар заңнамалық, ұйымдастырушылық және тәртіптік шараларға бастама жасалды.
Біріншіден, мемлекеттік сатып алу уақтылы және толық электронды түрде өткізілетін болды. Қатысушылар саны алдыңғы жылмен салыстырғанда 37 мыңға өсті. Бәсекелестіктің деңгейі көтерілді, ал бұл объективті бағаның құрылуына жол ашады.
Екіншіден, төлемдер жыл соңына жиналып қалмас үшін тәртіптер жетілдірілді және әкімшілермен өзара іс-қимыл жақсартылды. Бұл шығыстардың жыл ішінде біркелкілігін және нәтижесінде жоғары игерілуін қамтамасыз етті.
Үшіншіден, Парламент депутаттарының ұсынымдары бойынша Бюджет кодексіне жаңа –игерілмеу деген ұғым енгізілді. . Бұл әкімшілерді жақсы қадағалауға мүмкіндік берді.
2015 жылы 7 триллиондық бюджетте тек 7,8 млрд. теңге игерілмей қалды. Бұл 2014 жылға қарағанда 4 есеге аз.
Төртіншіден, ішкі бақылаумен 2,4 трлн.теңге бюджет қаражаты қамтылды.
Нәтижесінде бюджетті игерудегі және мемлекеттік сатып алудағы біраз бұзушылықтары жойылды. 118 млрд. теңгеге тауарлар және көрсетілетін қызметтер толық жеткізілді, бюджетке 2,7 млрд. теңге қайтарылды. 381 кәсіпкердің шағымдары бойынша 50 млрд. теңгеге конкурс қайта тағайындалды.
Бесіншіден, 2014 жылғы есептің қорытындылары бойынша Сіздердің және Есеп комитетінің ұсынымдары бойынша жан-жақты шаралар қабылданатын болады.
Квазимемлекеттік сектор субъектілерінің қалдықтары шамамен 3 есеге азайтылды, жоспарлау сапасы жақсартылды, импорттың ашық статистикасы бойынша деректер алмасу іске қосылды. Бұзушылықтарды алдын алу және мемлекеттік аудитке көшу жұмыстары жүргізілді.
Бюджет тәртіптерін жетілдіру мен кірістерді әкімшілендіру шаралары жаңа Бюджет және салық-кеден кодекстерінде көрініс табатын болады.
Осылайша, бірлескен жұмыс нәтижесінде бюджет шығыстарының жоғары – яғни 99,8%-ке атқарылуына қол жеткізілді, бұл барлық жылдардағы ең үздік көрсеткіш болып табылады.
Второй блок отчета. Об особенностях исполнения бюджета
Первое, по ДОХОДНОЙ ЧАСТИ.
Доходы поступили в сумме 6 137 млрд.тенге или 105,7% к плану. Доходы республиканского бюджета выросли на 4%.
Более половины (54%) доходов сформировали налоги. 43% приходятся на трансферты и 3% – на неналоговые и прочие поступления.
В структуре доходов заметен контрцикличный эффект Национального фонда – доля трансфертов возросла в сравнении с 2014 годом.
Справочно: 2014 год к 2013 году на 39,1%, 2015 год к 2014 году на 25,6%.
План доходов в целом перевыполнен на 330 млрд.тенге, главным образом за счет двух налогов. Корпоративный подоходный налог и экспортная таможенная пошлина исполнены с превышением на 230 млрд.тенге и на 65 млрд.тенге, соответственно.
На переполнение оказали влияние организационные меры по администрированию, а также изменение курса тенге.
Незначительное неисполнение по 1,5 млрд.тенге по НДС и акцизам связано с бо́льшим возвратом суммы НДС и уменьшением импорта табака.
Как и в прежние годы, контроль недоимки является приоритетом в работе налоговых органов. Ее размер снизился на 27% и составил
57 млрд. тенге.
При этом снижение есть не только на отчетную дату, но внутри года. Размер среднемесячной недоимки был также снижен на 14%.
***
Второе, по РАСХОДАМ.
Расходы республиканского бюджета составили 7 трлн 163 млрд.тенге.
По-прежнему социальная сфера является приоритетом. Контрцикличное увеличение бюджета было направлено, в первую очередь, на увеличение социальных расходов. Их доля в структуре бюджета увеличилась до 39,4% и составила 2,8 трлн.тенге.
Были повышены размеры пенсионных выплат на 9%, пособия на рождение ребенка выплачены почти 400 тыс. получателям, оплачены пенсионные взносы для 87-ми тысяч человек "декретников", выданы пособия на полмиллиона детей в малообеспеченных семьях.
По освоению. В целом расходы освоены, как уже было отмечено, на 99,8%. При этом более половины (4,4 млрд.тенге) из не освоенных 7,8 млрд.тенге доосваиваются в текущем году как долгосрочные проекты.
Наибольшие суммы неосвоения приходятся на следующих администраторов:
Министерство внутренних дел – 3,4 млрд.тенге;
Управление делами – 0,8 млрд.тенге;
Министерства сельского хозяйства и здравоохранения и социального развития не освоили по 0,7 млрд.тенге;
Министерство национальной экономики – 0,6 млрд.тенге.
В этом году мы так же впервые приводим сумму неэффективного исполнения бюджетных программ. Это новое понятие, является счетной величиной. За 2015 год сумма составила 232 млрд.тенге (без учета результата проверок Счетного комитета и Ревизионной комиссии). Это ниже на 42%, чем оценка предыдущего года. Сумма складывается из денежных остатков квазигоссектора, которые пока не освоены, нарушений, выявленных внутренним финансовым контролем, неиспользованных трансфертов и кредитов.
Хотя основную долю составляют остатки на счетах субъектов квазигоссектора, они были снижены в 3 раза по сравнению с предыдущим годом.
Остатки будут доосваиваться по графику, нарушения устраняться согласно предписаниям.
При обсуждении проекта нового Бюджетного кодекса будут усовершенствованы механизмы использования средств квазигоссектора, включая вопросы защиты от валютных и инфляционных рисков, а также будет усилена ответственности местных органов и профилактика нарушений через госаудит.
Третье – по ДЕФИЦИТУ и ДОЛГУ.
Важной характеристикой устойчивости бюджета является размер его дефицита. В отчетном году дефицит бюджета снизился к плану и составил 912 млрд.тенге, или 2,2% к ВВП. Дефицит профинансирован комбинацией внутреннего и внешнего заимствования.
Государственный долг по состоянию на 1 января 2016 года составил 9 022 млрд. тенге (26,6 млрд. долл. США) или 21,6% к ВВП. Согласно Отчету Индекса глобальной конкурентоспособности 2015-2016 Всемирного экономического форума Казахстан по суб-индексу "Государственный долг" занял 12-ое место среди 140 стран.
Долговая нагрузка по-прежнему остается в безопасных пределах. Соотношение обслуживания долга к доходам составляет ниже 10%, при пороговом уровне 15%.
Четвертое – О ВЗАИМОРАСЧЕТАХ госучреждений.
По итогам года кредиторская задолженность государственных учреждений перед своими поставщиками составила 45 млрд.тенге. Это на 24 млрд.тенге меньше по сравнению с прошлым годом.
Дебиторская задолженность поставщиков перед бюджетом составила 207 млрд.тенге. Такая задолженность носит текущий характер и представляет собой авансирование специфичных долгосрочных проектов. Это контракты по поставкам военной техники, строительство дорог и другие, акты по которым представляются по завершению всего проекта.
Есептің үшінші блогы Бағдарламалық құжаттардың және стратегиялық жоспарлардың нәтижелері және жетістіктері
Бірінші – БАҒДАРЛАМАЛЫҚ ҚҰЖАТТАР
"Саламатты Қазақстан" мемлекеттік бағдарламасының іске асырылуы 2015 жылы аяқталды, Индустрияландыру және білім беруді дамыту бойынша мемлекеттік бағдарламалардың алғашқы кезеңдері өтті. Сондай-ақ жұмыспен қамту, өңірлерді, агробизнес 2020, көлік және т.б. бағдарламаларын іске асыру әртүрлі саты үстінде.
Сол сияқты 2015 жыл "Нұрлы жол" инфрақұрылымдық бағдарламаны іске асырудың алғашқы жылы болды.
Негізгі бағдарламалар бойынша мынадай жетістіктер бар.
Жұмыспен қамту жол картасы бойынша. Өткен жыл ішінде 4385 адам микрокредит алды, оның ішінде 4114-і өзінің меншікті ісін ашты. 13 мың адам қайта оқытудан өтті, оның ішінде 10 мыңы тұрақты жұмыс орнына жұмысқа орналастырылды. 2015 жылға көзделген 3 нысаналы индикаторладың екі индикатор бойынша нәтижелерге қол жеткізілді. Бір индикаторға қол жеткізілген жоқ (әйелдердің жұмыссыздық деңгейі 2015 жылдың 4-тоқсанында 5,6%-ті құрады, 2015 жылға арналған жоспар бойынша 5,5%).
"Саламатты Қазақстан" бағдарламасына 2015 жылы 74 млрд.теңге пайдаланылды. Барлық 8 индикатор бойынша нәтижелерге қол жеткізілді. 66 объекті салынды немесе сейсмонығайтылды, 745 органдарды трансплантациялау жүргізілді.
"Білім беру" бағдарламасы бойынша жоспарланған 23 нысаналы индикатордан 20 индикатор бойынша қол жеткізілді. 2015 жылдың қорытындысы бойынша 130 мектеп пайдалануға берілді, оның ішінде 62 мектеп республикалық бюджет есебінен салынды.
"Өңірлерді дамыту" бағдарламасының 4 нысаналы индикаторынан 3 индикаторға қол жеткізілді. "Орталықтандырылған сумен жабдықтау мен су бұруға қол жеткізу" индикаторы жобалар санының оңтайландырылуына байланысты ішінара қол жеткізілді. Нәтижесінде 2015 жылы 8 мың 940 шаршы метр тұрғын үй пайдалануға енгізілді және 17 мың жылу-, энергия- және сумен жабдықтау желілері жаңғыртылды.
"Агробизнес 2020" бағдарламасының мақсаттарына қол жеткізуді өлшеу үшін 7 индикатор көзделген болатын, оның 4 индикаторына қол жеткізілді.
Нәтижесінде жалпы астық жинау 18,7 миллион тоннаны құрады. Ауыл шаруашылығы өнімдерін шығару 4,4 процентке ұлғайды.
Көлік коммуникациясы бойынша 2020 жылы нәтижеге қол жеткізілетін 28 нысаналы индикатор көзделген. Қорытындысында 580 км автомобиль жолындағы жұмыстар аяқталды, 1 116 км жөнделді.
"НҰРЛЫ ЖОЛ" бағдарламасына байланысты қаржыландырудың екі форматы бойынша (бюджет арқылы және "Бәйтерек" холдингі арқылы) 707 млрд. теңге игерілді. Оның ішінде 492 млрд. теңге бюджет арқылы қаржыландырылған болатын. 80 мың жұмыс орны құрылды, 456 км автомобиль жолы салынды және реконструкцияланды, отандық өндірістің автомобильдерін сату көлемі 4 540 бірлік болды, 28 "Тальго" жолаушы вагондары сатып алынды. 2015 жылдың табысты тәжірибесі үстіміздегі жылы да өз жалғасын тапты.
***
Уважаемые депутаты, программные документы это важны элемент системы государственного планирования. Их реализация находится на постоянном мониторинге и контороле.
Впервые в этом году в Правительстве с вашим участием и отраслевых ассоциаций были подробно обсуждены все достижения, показатели и цифры государственных программ. Показатели будут совершенствоваться и обсуждаться на полугодовой основе, что повысит целевой эффект бюджетных средств.
Второе – итоги СТРАТЕГИЧЕСКИХ ПЛАНОВ
Рассмотрение целевых показателей дополняет картину исполнения бюджета и показывает его стратегическую направленность.
В 2015 году 9 отраслевых государственных органов обеспечили достижение 241 целевого индикатора. Не достигнуты 39, а по 28 индикаторам отчетные данные будут опубликованы позже.
По достигнутому 241-му индикатору улучшены позиции в международных рейтингах и социальные показатели (продолжительности жизни при плане 71,7 лет составила 72 года, качество начального образования 63 место в ГИК ВЭФ и др.). Улучшены многие экономические индикаторы.
Справочно: рост продукции животноводства на 103,2% при плане 103%, обеспеченность угольной продукцией на 100%, 103 место ГИК ВЭФ по передаче прямых иностранных инвестиции и технологий, 66 место ГИК ВЭФ по доле экспорта в ВВП.
В тоже время, не достигнуты 39 целевых индикаторов или 13% от всех показателей. В основном, это меньший рост по ряду глобальных индексов (например, "Охват начальным образованием" при плане 114 место фактически 118 место, "Налогообложение" 18 место при плане 17).
По многим направлениям уже приняты институциональные шаги. В ряде случаев проведенная реформа отразится лишь в следующем году.
Есть и объективные отставания по экономическим индикаторам. Например, объем выработки электроэнергии составил до 90,6 млрд.кВтч при плане 91,4 млрд. кВтч, объем перевозок грузов в транзитном направлении составил 15,3 млн.тонн при плане 18,0 млн.тонн из-за снижения общеэкономического спроса.
По 28 целевым индикаторам подтверждающая статистика будет позже в соответствие с календарем публикаций.
Подробные отчеты и планы на перспективу будут представлены администраторами на обсуждениях в рабочих группах головного и профильных комитетов Парламента.
* * *
Уважаемые депутаты!
Таковы основные особенности исполнения бюджета отчетного года. В условиях неблагоприятных внешних экономических обстоятельств 2015 финансовый год максимально полноценно исполнен по финансовым аспектам – поступления, расходы, дефицит. Также улучшены целевые показатели по качеству, объемам и другим нефинансовым показателям.
Системные вопросы, поднятые Вами, уважаемые депутаты, и членами Счетного комитета при обсуждении отчета 2014 года воплотились в принятые меры по улучшению исполнения 2015 года. Исполнение отчетного периода позволило аккумулировать финансовые запасы для уточнения бюджета текущего года. Это непрерывный процесс, обеспечивающий единый бюджетный ритм.
Құрметті депутаттар! Әдеттегідей, біз талқылауға толық ашықпыз және айқындық пен есеп беру қағидаттарын басшылыққа аламыз.
Осы жерде айтылатын барлық ұсыныстар бюджет процесін жетілдіру үшін мұқият қаралатын және ескерілетін болады. Оларды орындауға, құлақ салуға, кемшілік нәрселердің орнын толтыруға дайынбыз.
Барлық талқылау ортақ мақсатқа – бюджет процесін жақсартуға және атқарылу сапасын арттыруға бағытталған.
Назарларыңыз үшін рахмет.

-----

Выступление Председателя Счетного комитета Козы-Корпеша Джанбурчина в Сенате Парламента РК на презентации отчета Счетного комитета – заключения к отчету Правительства об исполнении республиканского бюджета за 2015 год

Уважаемые сенаторы и приглашенные!
Представляем вашему вниманию Отчет Счетного комитета – заключение к отчету Правительства об исполнении республиканского бюджета за 2015 год.
Наш Отчет состоит из пяти разделов.
В первом и втором разделах представлены анализ макроэкономических условий, в которых исполнялся республиканский бюджет 2015 года, оценка исполнения республиканского бюджета, его доходов и расходов.
Третий раздел Отчета содержит оценку эффективности реализации программных документов, использования средств республиканского бюджета государственными органами и субъектами квазигосударственного сектора.
В четвертом разделе Отчета представлена оценка эффективности использования целевых трансфертов и реализации инвестиционных проектов соответствующими государственными органами.
В заключительной части Отчета приведены основные выводы по проблемным вопросам, выявленным при использовании бюджетных средств и активов государства, даны рекомендации по совершенствованию бюджетного и иного законодательства и устранению недостатков.
Позвольте приступить к более подробному изложению разделов Отчета.
По нашей оценке, в целом, Правительством уточненные плановые параметры по поступлениям республиканского бюджета и обязательства по расходам исполнены.
Несмотря на проведенные уточнения и корректировки в конце отчетного финансового года (ноябрь) неосвоение средств республиканского бюджета составило 7,8 млрд. тенге.
Из-за излишнего заимствования на конец отчетного периода сформировались остатки бюджетных средств в сумме 264,4 млрд. тенге со значительным превышением (в 90 раз) объемов 2014 года (3 млрд. тенге).
Кроме того, установленный на 2015 год лимит правительственного долга в объеме 8,2 трлн. тенге превышен на 465,7 млрд. тенге.
По Отчету Правительства, неэффективно использованные средства республиканского бюджета 2015 года с учетом неосвоенных сумм составили 232,2 млрд. тенге.
По нашей оценке, неэффективно использовано 459,2 млрд. тенге, с превышением данных Правительства на 227 млрд. тенге. Разница сложилась из-за того, что нами учтены объемы финансовых нарушений и нарушений принципов бюджетной системы, установленные Счетным комитетом (250,4 млрд. тенге)и ревизионными комиссиями (37,4 млрд. тенге) в сумме 287,8 млрд. тенге по средствам республиканского бюджета 2015 года.
Кроме того, в неэффективные средства включены остатки на контрольных счетах наличности субъектов квазигосударственного сектора средств бюджета только 2015 года в сумме 76,5 млрд. тенге.
Доходы республиканского бюджета сложились выше уточненных параметров на 330,2 млрд. тенге и составили 6,1 трлн. тенге.
Оценка формирования доходов показала, что:
– в структуре доходов налоговых поступлений за последние пять лет выросла доля трансфертов из Национального фонда и нижестоящих бюджетов на 13% (с 29,8% в 2011 году до 42,9% в 2015 году);
– дополнительные налоговые поступления в сумме более 300 млрд. тенге обеспечены за счет перехода к свободно плавающему обменному курсу тенге.
По нашему мнению, вследствие недостаточно эффективного налогового администрирования не в полной мере используется имеющийся потенциал налоговых поступлений.
Значительные потери бюджета образовались при использовании схем уклонения от уплаты налогов, в том числе посредством взаиморасчетов с лжепредпринимателями.
По данным Комитета госдоходов, на 1 января 2016 года потери налоговых поступлений (КПН и НДС) по сомнительным взаиморасчетам составили более одного трлн. тенге.
Объемы недоимки государственного бюджета на 1 января 2016 года составили 85,3 млрд. тенге.
Значительные суммы дебетового сальдо по НДС, создают нагрузку на республиканский бюджет текущего финансового года. По состоянию на 1 января 2016 года сумма превышения НДС составила 1,3 трлн. тенге.
В 2015 году нами проведен аудит эффективности двух государственных программ "Саламатты Қазақстан" и "Информационный Казахстан-2020".
По результатам аудита программы "Саламатты Қазақстан" выявлены финансовые нарушения на сумму 12,7 млрд. тенге, которые в ходе аудита полностью восстановлены и возмещены в доход республиканского бюджета. Неэффективно использованные бюджетные средства составили 34,6 млрд. тенге, нарушения процедурного характера – 18,4 млрд. тенге.
В ходе реализации Госпрограммы "Информационный Казахстан-2020" допущены нарушения бюджетного и иного законодательства в размере 41,3 млрд. тенге, неэффективно использовано 14,6 млрд. тенге.
Более подробная информация представлена в нашем отчете.
В государственных органах и их ведомствах выявлены финансовые нарушения на 474,6 млрд. тенге, из них средства республиканского бюджета 2015 года –142,3 млрд. тенге.
Из-за слабого контроля со стороны центральных государственных органов при полном перечислении целевых трансфертов регионам достижение показателей результатов бюджетных программ не обеспечено.
В Отчете представлены конкретные факты недостижения результатов администраторами бюджетных программ.
Выявлены недостатки и недоработки в деятельности субъектов квазигосударственного сектора.
Системной проблемой субъектов с участием государства является несвоевременное перечисление части чистого дохода, либо его неперечисление в бюджет государства.
В распоряжении субъектов квазигосударственного сектора после уплаты части чистого дохода остаются значительные средства, которые кратно превышают размеры объемов отчислений в бюджет и размещаются на депозитных счетах банков второго уровня.
Итоги аудита показали, что в ходе деятельности ими нарушалось бюджетное и иное законодательство. Имеются факты несоблюдения установленных норм и лимитов по административным затратам.
При этом законодательством не предусмотрена ответственность субъектов квазигосударственного сектора за несоблюдение натуральных норм расходов.
Уважаемые сенаторы!
Оценка эффективности целевых трансфертов показала, что, при их выделении и использовании имеются системные нарушения, недостатки и недоработки.
В отчетном периоде объем финансовых нарушений по целевым трансфертам составил 410,5 млрд. тенге, из которых 97%, или 399,4 млрд. тенге – целевые трансферты на развитие.
В соглашениях о результатах по целевым трансфертам не обеспечиваются полнота и достоверность расчетов отдельных бюджетных заявок, прямые и конечные результаты не достигаются.
Из 153 республиканских инвестиционных проектов в 2015 году планировалось завершить 96 проектов, фактически завершен 81.
Основными причинами неисполнения сроков и несвоевременного завершения строительства объектов явились внесение изменений в проектные решения в ходе реализации проектов, отмена результатов конкурсных процедур, приостановление или перенос сумм расходов на последующие сроки.
Центральными государственными органами при реализации республиканских инвестиционных проектов допущены нарушения на общую сумму 149,6 млрд. тенге, в том числе при использовании средств республиканского бюджета 2015 года – на сумму 10,6 млрд. тенге.
Для реализации бюджетных инвестиционных проектов в регионах в 2015 году в результате уточнений и корректировок выделено 422 млрд. тенге, что по сравнению с 2014 годом ниже на 194,6 млрд. тенге.
Из реализуемых в 2015 году в областях 970 инвестиционных проектов планировалось завершить 576, фактически завершено 527. По 49 незавершенным проектам не достигнуты 105 показателей прямых и конечных результатов соглашений по целевым трансфертам.
В 2015 году в рамках контрольных и аудиторских мероприятий в регионах проверены 116 объектов на сумму 469 млрд. тенге, по которым установлены финансовые нарушения на 352,9 млрд. тенге.
Отмечается низкое качество планирования при формировании бюджетных заявок на инвестиционные проекты.
Ненадлежащим образом разрабатываются соглашения по целевым трансфертам на развитие.
В ряде соглашений не отражаются показатели прямых и конечных результатов, поименный перечень инвестиционных проектов, с указанием их качественных характеристик и объемами финансирования.
Целевые трансферты направлялись на не предусмотренные соглашениями мероприятия, либо перераспределялись на другие инвестиционные проекты.
В отдельных регионах не соблюдались требования Бюджетного кодекса в части своевременного и обязательного софинансирования проектов.
Ряд инвестиционных проектов реализован без утвержденной в установленном порядке технической документации.
Отдельные проекты имели необоснованные расчеты.
При внесении изменений корректировок в проектную документацию их первоначальная сметная стоимость в размере 2,2 трлн. тенге увеличена на 134,1 млрд. тенге.
Выявлены факты нецелевого и неэффективного использования целевых трансфертов на развитие, тем самым объекты, сданные в эксплуатацию, простаивали, в отдельных случаях законсервированы.
Уважаемые сенаторы!
В 2015 году проведено 27 контрольных мероприятий на 313 объектах контроля с охватом бюджетных средств и активов государства в размере 4,9 трлн. тенге, в том числе средства республиканского бюджета 2015 года в сумме 1,2 трлн. тенге.
Выявлены нарушения на сумму 1,6 трлн. тенге с ростом объемов 2014 года в 2,6 раза, в том числе нарушения по средствам республиканского бюджета 2015 года – 316,2 млрд. тенге.
Установлены финансовые нарушения в сумме 1,2 трлн. тенге, процедурные – 460,7 млн. тенге.
Из 185,7 млрд. тенге, подлежащих восстановлению, возмещено с наступившими сроками 135,4 млрд. тенге, или более 70 процентов.
В правоохранительные органы для принятия процессуальных решений направлено40 материалов контроля.
За отчетный период к административной ответственности привлечено 75 юридических и 66 должностных лиц, к дисциплинарной – 271 должностное лицо.
В доход государства взысканы штрафы на 16 млн. тенге.
Благодарю за внимание!

-----

Информационные сообщения о выступлении Заместителя Председателя НБ РК Ахметова А.Р. на заседании Сената Парламента РК
nationalbank.kz, 26 мая

1. На валютном рынке Казахстана сохраняется превышение предложения долларов над спросом – А.Ахметов
Ситуация на валютном рынке остается стабильной. Также сохраняется превышение предложения долларов США над спросом на них. Об этом сообщил сегодня Заместитель Председателя Национального Банка РК Алпысбай Ахметов в ходе своего выступления на заседании Сената Парламента РК.
По его словам, ежедневные колебания курса тенге происходят в ту или иную сторону в зависимости от фундаментальных факторов, в первую очередь цены на нефть и курса российского рубля.
"На фоне благоприятного влияния внешних факторов укрепление курса тенге за 4 месяца текущего года составило 3,6%", – отметил в своем докладе А.Ахметов.
А.Ахметов также рассказал, что впервые за 10 лет на рынке наличной иностранной валюты в феврале 2016 года население больше продавало долларов, чем покупало. В марте и апреле эта тенденция продолжилась. В итоге за три месяца населением было продано 763,3 млн. американской валюты.
Отметим, сегодня Заместитель Председателя Национального Банка РК Алпысбай Ахметов выступил на заседании Сената Парламента РК с докладом "О денежно-кредитной политике". Как подчеркнул представитель финансового регулятора, в рамках новой информационной политики по формированию системы активных коммуникаций с обществом Национальный Банк продолжает всесторонне сообщать населению, финансовому сектору о своей деятельности и разъяснять принимаемые решения.
Напомним, в ходе работы Астанинского экономического форума Председатель Национального Банка РК сообщил журналистам, что в условиях устойчивой конвертации депозитов из иностранной валюты в тенге как со стороны предприятий, так и со стороны населения на валютном рынке Казахстана наблюдается постоянное превышение предложения иностранной валюты над спросом. И в этих условиях, по словам Д.Акишева, "Национальный Банк считает возможным совершать покупки на валютном рынке для пополнения золотовалютных резервов и недопущения резких колебаний обменного курса. При этом операции Национального Банка не влияют на фундаментальные тренды изменений обменного курса, так как имеют неопределяющий характер с точки зрения общего объема торгов".
2. Нацбанк ожидает продолжения роста тенговых вкладов
Складывающиеся тенденции на валютном рынке, более привлекательная доходность по инструментам в тенге обеспечивают снижение уровня долларизации депозитов. После максимального значения долларизации депозитов в январе 2016 года – 70%, в том числе физических лиц – 80% и юридических лиц – 62%, начиная с февраля, наблюдается рост депозитов в национальной валюте. По итогам апреля 2016 года доля депозитов в иностраннной валюте составила 60%, в том числе физических лиц – 71,7% и юридических лиц – 52,5%. Об этом сообщил сегодня Заместитель Председателя Национального Банка РК Алпысбай Ахметов в ходе своего выступления на заседании Сената Парламента РК.
Он привел статистику, демонстрирующую рост тенговых вкладов. Так, за февраль-апрель 2016 года депозиты в тенге увеличились на 1,5 трлн. тенге или на 30%, благодаря чему их доля в общем объеме выросла с 30,1% на конец января до 39,6% по итогам апреля. Доля депозитов в иностранной валюте снизилась с 69,9% в январе 2016 года до 60,4% в апреле 2016 года.
Депозиты физических лиц в национальной валюте показали рост в феврале-апреле, таким образом, объем тенговых вкладов казахстанцев составил 1,9 трлн. тенге (с начала года рост – 32,5%). Удельный вес депозитов физических лиц в национальной валюте увеличился до 28,3%, для сравнения в конце января 2016 года – 19,9%.
"В дальнейшем мы ожидаем продолжения тенденции роста тенговых вкладов, что будет создавать предпосылки для расширения кредитования экономики", – отметил А.Ахметов.
Напомним, сегодня Заместитель Председателя Национального Банка РК Алпысбай Ахметов выступил на заседании Сената Парламента РК с докладом "О денежно-кредитной политике". Как подчеркнул А.Ахметов, в рамках новой информационной политики ведомства по формированию системы активных коммуникаций с обществом Национальный Банк продолжает всесторонне сообщать населению, финансовому сектору о своей деятельности и разъяснять принимаемые решения.
3. В апреле казахстанцы чаще выбирали кредиты в тенге
Впервые с октября 2015 года в апреле 2016 был зафиксирован рост кредитов в национальной валюте – на 0,2%. Об этом сообщил сегодня Заместитель Председателя Национального Банка РК Алпысбай Ахметов в своем докладе, выступая на заседании Сената Парламента РК.
По его словам, кредиты в иностранной валюте за январь-апрель снизились на 1,8%. Снижение кредитования в иностранной валюте связано с переоценкой на фоне укрепления обменного курса тенге, а также с запретом с 1 января 2016 года выдачи ипотечных кредитов в иностранной валюте физическим лицам, не имеющим доходы в иностранной валюте, пояснил А.Ахметов.
"Объем кредитования банками экономики на конец апреля 2016 года составил 12,3 трлн. тенге", – отметил заместитель главы финансового регулятора.
А.Ахметов в ходе своего выступления также подчеркнул, что меры денежно-кредитной политики воздействуют на кредитную активность банков с некоторым лагом и не означают быстрого увеличения кредитования экономики. "Оживление кредитования будет происходить по мере общего оживления экономической активности в стране как совокупный результат улучшения внешнеэкономической конъюнктуры, принятия мер налогово-бюджетной политики, отраслевых политик и т.д.", – сказал представитель Национального Банка РК.
Напомним, сегодня Заместитель Председателя Национального Банка РК Алпысбай Ахметов выступил на заседании Сената Парламента РК с докладом "О денежно-кредитной политике". Как подчеркнул А.Ахметов, в рамках новой информационной политики ведомства по формированию системы активных коммуникаций с обществом Национальный Банк продолжает всесторонне сообщать населению, финансовому сектору о своей деятельности и разъяснять принимаемые решения.
4. Операции Нацбанка по изъятию ликвидности продолжаются – А.Ахметов
Изменение валютных предпочтений участников рынка, высокий спрос на тенге, а также плановые бюджетные расходы обеспечили структурный профицит ликвидности в банках. Поэтому Национальный Банк в настоящее время проводит операции по изъятию ликвидности. Об этом сообщил сегодня Заместитель Председателя Национального Банка РК Алпысбай Ахметов в своем докладе, выступая на заседании Сената Парламента РК.
А.Ахметов отметил, что в настоящее время наблюдается смещение спроса банков от 1-дневных операций, в частности, депозитов, к более длинным краткосрочным нотам Национального Банка со сроками 7, 28 и 91 день.
"По состоянию на 24 мая 2016 года сальдо операций Национального Банка (открытая позиция Национального Банка) на денежном рынке составило 1,9 трлн. тенге (изъятие ликвидности). При этом непогашенная задолженность банков по длинным валютно-процентным свопам составила 1,2 трлн. тенге. В итоге чистое изъятие ликвидности составило 709,5 млрд. тенге", – такие данные привел в своем докладе замглавы Нацбанка.
По словам А.Ахметова, решение Национального Банка о введении со 2 февраля 2016 года базовой ставки на уровне 17% с пределами отклонений +/- 2 процентных пункта способствовало урегулированию процесса ценообразования на денежном рынке. 5 мая базовая ставка была снижена до 15% с одновременным сужением процентного коридора до +/- 1 процентный пункт от базовой ставки.
"Новый уровень базовой ставки и установление новых границ ее процентного коридора означают, что ставки на денежном рынке будут формироваться на более низком уровне, также снижается волатильность рыночных ставок. Это позволит участникам рынка снизить степень неопределенности в отношении стоимости операций по привлечению и размещению ликвидности", – добавил А.Ахметов.
Напомним, сегодня Заместитель Председателя Национального Банка РК Алпысбай Ахметов выступил на заседании Сената Парламента РК с докладом "О денежно-кредитной политике". Как подчеркнул А.Ахметов, в рамках новой информационной политики ведомства по формированию системы активных коммуникаций с обществом Национальный Банк продолжает всесторонне сообщать населению, финансовому сектору о своей деятельности и разъяснять принимаемые решения.
5. Международные резервы Казахстана выросли с начала года на 3,6 млрд долларов – А.Ахметов
Международные резервы Казахстана в совокупности достигли 95 млрд. долл. США, увеличившись с начала года на 3,6 млрд. долл. США или 4%. Об этом сообщил сегодня Заместитель Председателя Национального Банка РК Алпысбай Ахметов в ходе своего выступления на заседании Сената Парламента РК.
Как говорится в докладе А.Ахметова, валовые международные резервы Национального Банка с начала года увеличились на 1,7 млрд. долларов или на 6% до 29,5 млрд. долларов на конец апреля. Между тем, активы Национального фонда на конец апреля с начала года выросли на 1,9 млрд. долларов или на 3,1% до 65,4 млрд. долларов.
Напомним, сегодня Заместитель Председателя Национального Банка РК Алпысбай Ахметов выступил на заседании Сената Парламента РК с докладом "О денежно-кредитной политике". В ходе своего выступления А.Ахметов рассказал о текущей ситуации на валютном рынке Казахстана, о платежном балансе, привел статистику по вкладам и объемам кредитования, уровню инфляции и др. Как подчеркнул А.Ахметов, в рамках новой информационной политики ведомства по формированию системы активных коммуникаций с обществом Национальный Банк продолжает всесторонне сообщать
населению, финансовому сектору о своей деятельности и разъяснять принимаемые решения.
6. О ситуации с платежным балансом депутатам рассказал замглавы Нацбанка
В платежном балансе наметились определенные позитивные тенденции. Об этом сообщил сегодня Заместитель Председателя Национального Банка РК Алпысбай Ахметов в ходе своего выступления на заседании Сената Парламента РК.
Как говорится в докладе А.Ахметова, в первом квартале дефицит текущего счета сократился по сравнению с предыдущими кварталами до 0,9 млрд. долларов. "Темпы падения экспорта и импорта практически выровнялись – 30% до 8,4 млрд. долл. США и 28% до 5,7 млрд. долл. США (самый низкий показатель за квартал с 2010 года) по сравнению с 1 кварталом 2015 года, соответственно (на 17% и 28% по сравнению с 4 кварталом 2015 года), что остановило падение показателя чистого экспорта", – сказал А.Ахметов.
Он добавил, что с февраля текущего года наблюдается рост объемов поступления экспортной выручки на счета в банках, и "с относительным ростом цен на нефть можно ожидать развитие этого тренда".
"По финансовому счету сложился чистый приток капитала в 1 млрд. долл. США за счет притока прямых инвестиций (2,6 млрд. долл. США, в том числе за счет реализации 3 крупных нефтяных проектов на 2 млрд. долл. США – Тенгиз, Кашаган, Карачаганак). По портфельным инвестициям чистый отток капитала в 2,2 млрд. долл. США в основном произошел за счет роста иностранных активов Национального фонда на 1,7 млрд. долл. США", – подытожил данные А.Ахметов.
Напомним, сегодня Заместитель Председателя Национального Банка РК Алпысбай Ахметов выступил на заседании Сената Парламента РК с докладом "О денежно-кредитной политике". Как подчеркнул А.Ахметов, в рамках новой информационной политики ведомства по формированию системы активных коммуникаций с обществом Национальный Банк продолжает всесторонне сообщать населению, финансовому сектору о своей деятельности и разъяснять принимаемые решения.
7. Нацбанк ожидает снижения уровня инфляции к концу 2016 года
На конец апреля 2016 года инфляция в годовом выражении составила 16,3%. Об этом сообщил сегодня депутатам Заместитель Председателя Национального Банка РК Алпысбай Ахметов.
По его словам, месячный уровень инфляции в течение последних месяцев соответствует многолетним трендам, а уровень инфляции за 4 месяца составил 3,6%. Учитывая все это, Национальный Банк, как сказал А.Ахметов, ожидает, что "к концу года годовой уровень инфляции сложится ближе к верхней границе целевого коридора 6-8%".
В ходе своего выступления А.Ахметов отметил, что Национальный Банк продолжает придерживаться осмотрительной денежно-кредитной политики. По его словам, на фоне неустойчивости сложившихся макроэкономических трендов изменение параметров денежно-кредитной политики должно происходить постепенно и не провоцировать негативных последствий.
Напомним, сегодня Заместитель Председателя Национального Банка РК Алпысбай Ахметов выступил на заседании Сената Парламента РК с докладом "О денежно-кредитной политике". Как подчеркнул А.Ахметов, в рамках новой информационной политики ведомства по формированию системы активных коммуникаций с обществом Национальный Банк продолжает всесторонне сообщать населению, финансовому сектору о своей деятельности и разъяснять принимаемые решения.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график Главы государства 31.05.2016
В Мажилисе презентованы поправки по вопросам обороны и воинской службы 31.05.2016
К.Масимов и Б.Йылдырым обсудили перспективы торгово-экономического сотрудничества между РК и Турцией 31.05.2016
Госсекретарь РК встретилась с председателем Федерального национального совета ОАЭ 31.05.2016
Б. Измухамбетов и К.Муттонен высказались за развитие межпарламентского диалога 31.05.2016
Состоялось аппаратное совещание под руководством Председателя Национального бюро по противодействию коррупции Кожамжарова 31.05.2016
В рамках Астанинского экономического форума Азат Перуашев провел встречу с легендарным экономистом Артуром Лаффером 31.05.2016
В Казахстане упрощены процедуры в сфере технического обследования недвижимости 31.05.2016
Казахстан потерял 14 позиций в мировом рейтинге конкурентоспособности 31.05.2016
Благоустройство столицы для удобства жителей 31.05.2016

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>
22.04.24 Понедельник
78. АДИЛБАЕВ Жумадил
78. ОГАЙ Евгений
76. МОЛДАКЫНОВ Такен
75. ИТПАЕВ Марс
74. АРГЫНГАЗИН Жугенбай
74. КУЛМАХАНОВ Амир
72. КЕЛЕМСЕИТ Ермек
71. АХМЕДЬЯРОВ Ержан
70. СОРОКИН Александр
69. БАЙБЕКОВ Сейдикасым
66. ДЖАНБУРШИН Ербулан
66. ХАЛИМОВ Мэлсат
64. БИЖАНОВ Керимжан
64. КАРИМОВ Ермек
63. АМЕТОВ Канапия
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz