Максим ИВОЛГИН, contur.kz, 31 мая
История революций учит нас тому, что они затеваются романтиками, реализуются вдохновившимися последователями, а плодами их пользуются подлецы и негодяи. В Казахстане хоть и нет никакой революции (и даже классических предпосылок), однако схему "реализуют одни – пользуются другие" легко увидеть в процессе, который вот уже больше месяца не дает покоя ни властям, ни обществу. Речь идет о так называемом земельном протесте, точнее будет сказать, о деструктивной возне вокруг этого вопроса. Первые выступления граждан начались в Атырау 21 апреля и за 10 дней прокатились по ряду городов республики. Именно в Атырау была назначена дата общенационального митинга – 21 мая. Незадолго до этого дня были задержаны гражданские активисты, которых власть вполне могла подозревать в попытках организовать провокации в этот день и которые весьма живо подбивали простых людей на участие в общеказахстанском митинге. Однако в то же самое время, в период подготовки ко второй фазе протеста, в информационное пространство полезли, так сказать, лидеры общественного мнения – по крайней мере, сами себя они таковыми искренне полагают. На деле же это представители уже отыгравшей свое старой оппозиционной гвардии, которые давно перестали пользоваться народным доверием, но по-прежнему цепко держатся за "место в эфире", пусть даже в эфире социальных сетей. Воспользовавшись тем, что власть сама зачистила информационное пространство от малоизвестных гражданских активистов, эти весьма известные граждане потихоньку начали рядиться в одежды едва ли не вдохновителей этого протеста. В ход пошли такие замшелые речевые обороты, как "Я неоднократно предупреждал", "Мы всегда стояли за отмену частной собственности" и т.п. Вспомним, что первые митинги были ярко выраженными синофобскими – народ буквально требовал не продавать землю китайцам, это явно являлось результатом работы агитаторов, намеренно упростивших смысл земельных поправок до выгодного ими самим образа китайца, скупающего все казахские земли. Сходство этого тезиса с традиционно преобладающей в среде националистов идеологией умеренной (или неумеренной) ксенофобии по отношению к некоторым нашим географическим соседям приводит нас к мысли о том, что первые выступления были результатом работы агитаторов от различных националистических организаций. И вот именно активистов этого политического окраса задерживали накануне митинга 21 мая. Что предоставило несколько дней форы упомянутым "лидерам общественного мнения". И они с радостью ухватились за шанс, расточая слова поддержки общенациональному мероприятию и призывая всех прогуляться по площадям. Что примечательно, практически все они даже если и побывали на означенных площадях, то лишь после того, как кончился праздник "братания" недоумевающего народа (у части собравшихся сложилось мнение, что митинги таки были разрешены) с полицейскими. Спустя пять дней уважаемые оппозиционеры решили, что пора сбиться в стаю, которую и должны массы впоследствии ассоциировать с народным протестом или, как его уже называют, "казахской весной". Так появляется Комитет защиты репрессированных "Араша", якобы представлющий интересы 30 задержанных активистов. В комитет вошли знакомые всем до оскомины лица – Евгений Жовтис, Рысбек Сарсенбайулы, Гульжан Ергалиева, Ермурат Бапи, Жарылкап Калыбай, Амиржан Косанов, Маржан Аспандиярова, Жанболат Мамай и Инга Иманбай. Однако, если учесть, за кого впрягаются этот состав (об этом чуть ниже), к оскомине прибавляется все ж таки большая толика удивления… Особенно это касается либерального правозащитника Евгения Жовтиса. Или в погоне за очередной порцией политической славы эти люди совсем потеряли критический подход к предмету своих заявлений, либо в дальнейшей раскачке маргинальных масс на продолжение противостояния… ну а об этом даже думать не хочется… Но тогда нахождение в этом собрании Е.Жовтиса вполне себе логично. И это видно по действиям комитета "Араша". На первой же пресс-конференции они немедленно начали лепить образ мученика несостоявшейся революции, подвергшегося репрессиям властей. На роль иконы протесты был выбран "бард" Жанат Есентаев. Да вот проблема – общеказахстанским символом данный образчик поэта с гитарой не назовешь. Более того, не казахские массы в ужасе отшатнутся от такой иконы. В сети уже появились переводы строчек некоторых его песен. Не поленимся повторить вкладываемые в произведения барда тезисы: "Где русские там война, где казахи там мучение"; "Ненавижу казахов, которые поддерживают русских, убивших наших предков"; "Население ограбили, народ угнетают. Казахов уничтожают уйгуры и калмаки"; "Ненавижу русских как врага. Все равно умру дома, сложа руки. Готов пожертвовать собой в борьбе, чем умереть дома сложа руки"; "Не повезло нам с соседями: один – русский, второй – китаец. Они не остановятся, пока не уничтожат казахов". Это что, на казахов напал враг страшнее Гитлера, и кто-то уполномочил Жаната Есентаева стать казахским "Ильей Эренбургом"? А самом деле Жанат Есентаев крайне слаб как человек, которого принято называть поэтом или музыкантом – про таких казахи говорят "сауатсыз". Очень крайне неквалифицированный человек во всех ипостасях. Но маргинальная безбашенность, вот такие, жуткие по своему смыслу слова, понравятся любой заведенной толпе. Хотя, и здесь, есть один очень характерный нюанс – скажем, в митингах владельцев праворульных автомобилей он смотрелся бы крайне дико. Но его поводыри, видно, отлично представляют себе: в каких обстоятельствах и в к а к о й толпе надо применять такое специфическое бряцание по гитарным струнам и изрыгаемый этим человеком словопоток… …Вероятно, участники комитета "Араша" и сами понимают, что даже поверхностное ознакомление с человеконенавистническими виршами этой иконы, почти железно обеспечит барду Есентаеву статью за разжигание межнациональной розни, и торопятся создать образ мученика до начала судебного процесса, планируя (а иначе для чего этот сомнительный сыр-бор с такими "подзащитными"!?!) его сделать громким информационным поводом для следующего "массового" протеста. Хотя, быть может, выбор обусловлен и тем, что под рукой более подходящего строительного материала …попросту не оказалось? И тут возникает вопрос – если икона "казахской весны" такая, как неистовый в своих антигуманных, поднимающих в своих слушателях исключительно антиобщественные настроения Жанат Есентаев, то каковы же тогда будут прочие, имеющие шанс попасть под крыло защиты комитета "Араша"? Каких еще монстров – чьи руки чешутся чтобы оторвать голову инаковым – они нам тут опять навязывают в качестве "народных" героев? |