NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Мамина | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050









Опросы:

Кто человек №2 в Казахстане (май 2019)
Кто человек №2 в Казахстане (апрель 2019)








Поиск  
Понедельник 17.06.2019 06:13 ast
03:13 msk

Социальные риски медстрахования
Рванет или не рванет?
08.06.2016 / политика и общество

Азамат Ибраев

В марте этого года введен в действие закон об обязательном социальном медицинском страховании, а исполнять его нормы казахстанцы начнут с января 2017-го. Между тем, при нынешнем низком уровне информированности населения о сути нововведений, закон несет с собой угрозу социальной стабильности. Кроме того, сама реформа представляется непроработанной.
Еще вчера никто не ожидал митингов протеста против земельной реформы, а как и в случае с земельными вопросами, параметры введения и сущность обязательного медстрахования остаются тайной для большинства населения. Однако нам пришлось убедиться в том, что не разъясненная должным образом реформа может стать причиной выступлений и недовольства. Тем более, если речь идет о столь массовом явлении как медицина. В настоящий момент, хотя до активного внедрения медстраховок остаются считанные месяцы, казахстанцы элементарно не просвещены и не сформировали адекватного мнения о новшестве. Те граждане, до которых доходят обрывки информации, колеблются между надеждой на упорядочение процесса оказания медуслуг и тотальным скепсисом. Кто-то считает, что с первого января не сможет вызвать "скорую помощь", кто-то рассчитывает получить "богатую" страховку. Официальные же лица, спустив некий перечень пунктов реформы, оставили дальнейший ликбез на добрую волю СМИ или, что вероятней, на поживу слухам.
Сейчас в распоряжении прессы, как и любого желающего пополнить знания, имеется лишь краткий пересказ грядущих реформ. Например, считается, что порядка 10 миллионов казахстанцев по-прежнему будут пользоваться услугами медучреждений на бесплатной основе. К этим категориям, согласно закону, относятся:
– дети;
– многодетные матери, награжденные подвесками "Алтын алка", "Күміс алқа" и получившие ранее звание "Мать-героиня", а также награжденные орденами "Материнская слава" I и II степени;
– участники и инвалиды ВОВ;
– инвалиды;
– лица, зарегистрированные в качестве безработных;
– лица, обучающиеся и воспитывающиеся в интернатных организациях;
– лица, обучающие по очной форме обучения в организациях технического и профессионального, послесреднего, высшего образования, а также послевузовского образования в форме резидентуры;
– лица, находящиеся в отпусках в связи с рождением ребенка, усыновлением (удочерением) новорожденного ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет;
– неработающие беременные женщины, а также неработающие лица, фактически воспитывающие ребенка до достижения им возраста 3 лет;
– пенсионеры;
– военнослужащие;
– сотрудники специальных государственных органов;
– сотрудники правоохранительных органов;
– лица, отбывающие наказание по приговору суда в учреждениях УИС, за исключением учреждений минимальной безопасности;
– лица, содержащиеся в изоляторах временного содержания и следственных изоляторах. Перечисленные категории граждан являются социально-уязвимыми и освобождаются от уплаты взносов в Фонд социального медстрахования. Как и раньше они смогут вызвать "скорую" или санитарный вертолет, получат помощь в экстренных случаях и при социально значимых заболеваниях, а так же будут обеспечены плановыми прививками и необходимым лечением. Базовым пакетом, как утверждается, сможет воспользоваться любой гражданин РК. Кроме того, в опубликованной версии документа довольно невнятно говорится о том, что "для непродуктивно самозанятого населения до 2020 года предусмотрено предоставление амбулаторно-поликлинической помощи с амбулаторно-лекарственным обеспечением за счет средств республиканского бюджета". Напомним, что по самым приблизительным подсчетам, число "непродуктивных" самозанятых в РК равняется трем-четырем миллионам человек. И коль скоро они так и не влились в официальные системы, весьма сомнительно, что до 2020 года наступит кардинальный перелом.
Для оставшихся категорий граждан, куда входят наемные работники и "продуктивные" самозанятые (а также иностранцы и лица без гражданства) собственно и придуман Фонд социального медстрахования. В страховой пакет входит: амбулаторно-поликлиническая помощь, стационарная помощь (за исключением социально-значимых заболеваний), стационарозамещающая помощь (за исключением социально-значимых заболеваний), восстановительное лечение и медицинская реабилитация, паллиативная помощь и сестринский уход, высокотехнологичная помощь.
В Фонд, создающийся под эгидой правительства, согласно замыслу, будут перечислять взносы государство, работодатели и непосредственно самозанятые. Итак, ставка взносов государства за граждан социально-уязвимых категорий составит 7% от среднемесячной заработной платы. При этом размер ставки будет поэтапно повышаться: 4% в 2017 году, 5% с 2018 года, 6% в 2023 году, с 2024 года – 7%.
Общий размер ставки взносов работодателей составит 5% от дохода. При этом отчисления начинаются с 2% в 2017 году, 3% в 2018 году, 4% в 2019 году и с 2020 года – 5%. Ставка взносов работников составит 2% от дохода, при этом их отчисление начнется с 2019 года – 1%, с 2020 года – 2%.
Ставка взносов самозанятых граждан составит 7% от дохода. В эту категорию входят индивидуальные предприниматели, частные нотариусы, частные судебные исполнители, адвокаты, профессиональные медиаторы, физические лица, получающие доходы по договорам гражданско-правового характера. Они станут отчислять 2% в 2017 году, 3% в 2018 году, 5% в 2019 году и с 2020 года – 7%. Заявляется, что сумма, с которой будут отчисляться проценты, не превысит 15 минимальных заработных плат.
Лидер партии "Ак жол", депутат Мажилиса Азат Перуашев считает недопустимыми любые спекуляции на теме медстрахования и уверен, что закон в современном виде не проработан и не отвечает декларируемым целям.
– В отношении той схемы медицинского страхования, которая у нас предлагается, у меня очень большие сомнения. То, что мы видим, это на самом деле не страхование – это дополнительный социальный налог. Здесь заложены неэффективность и коррупционность. Когда мы ссылаемся на опыт развитых стран, внедривших медстрахование, то должны понимать, что американская система – самая эффективная в мире, четко привязана к человеку, на чей счет поступают страховые средства. Это реальная страховка. При возникновении надобности, человек распоряжается не только накопленными на персональном счету деньгами, но и средствами, дополнительно предоставляемыми страховой компанией. Именно поэтому там люди могут себе позволить очень дорогостоящую операцию, именно поэтому в США самая современная медицина, впитавшая все достижения науки и техники. При этом учитывается персональная ответственность клиента. За ним идет наблюдение, страховые агенты отслеживают, ведет ли он здоровый образ жизни, не пьет ли, не курит? Цена страховки непосредственно зависит от того, насколько сам человек заботится о своем здоровье. Самый главный момент американской системы, кроме прочего, заключается в том, что средствами, накопленными на счету, распоряжается только их владелец. А у нас получается, что деньги будут собирать с одних категорий и потом распределять на всех нуждающихся. Это, поймите, не страхование – это попросту налог. Подобные выплаты не обеспечат высокого уровня медицинского обслуживания в случае наступления страхового случая для конкретного человека, – считает Азат Перуашев.
Коррупционность реформы, по мнению депутата, заключается в том, что если прежде суммы, заложенные на здравоохранение, утверждались в правительстве и парламенте и были в какой-то степени подотчетны и подконтрольны, то теперь эта функция перейдет к некому фонду.
– Фонд будет находиться в ведении неких чиновников, которые будут им распоряжаться по собственному усмотрению. Это огромные риски при использовании денег. Очень значительные суммы будут отданы в распоряжение неких управляющих персон. Здесь сразу возникает вопрос о прозрачности, подотчетности Фонда, его защите от коррупции и даже хищений накопленных там средств, – добавил депутат.
Он так же отметил, что до сих пор нигде не видел детальных разъяснений грядущей схемы медстрахования. "Страховая медицина предназначена для широких слоев населения. Но прежде чем разъяснять, нужно представлять, что именно. Я так понимаю – механизм до конца еще не выработан. Нашу критику Тамара Босымбековна Дуйсенова, министр здравоохранения восприняла очень конструктивно, пообещав, что все замечания будут учтены. Посмотрим, что предложит правительство, но в заявленном виде, как мне представляется, такая система работать не сможет".
Депутат городского маслихата Алматы, экономист, профессор и ректор университета "Туран" Рахман Алшанов убежден, что работа по продвижению в массы норм медстрахования должна вестись активней.
– Как показал негативный опыт земельных реформ, если общество не готово, реформа может быть интерпретирована совершенно по-разному. В том числе и в сторону, далекую от заявленной. Поэтому идея, заложенная в ту или иную реформу, должна сопровождаться мощной идеологической поддержкой. Нужно целенаправленно формировать общественное сознание, показывать плюсы и минусы. Реформа медицины коснется всех, затронет все регионы, кто-то не поймет и начнется "столпотворение". К тому же, в деле медстрахования у нас уже есть негативный пример. Если послушать Иманбаева, который находится в бегах (Талапкер Иманбаев, экс-глава ФОМС – ред.), то фонд принес огромную пользу. Тогда не ясно, в чем была проблема? В хищениях, еще в чем-то? – сказал Рахман Алшанов. При этом он отметил, что население до сих пор не привыкло к предыдущим реформам здравоохранения, когда человек мог сам выбирать клинику для лечения. По мнению депутата, при недостаточном информационном сопровождении введение медстраховок, вполне вероятно, вызовет путаницу и растерянность.
– Понятно на сегодня одно: медстрахование должно быть внедрено. Это решит проблему низкой заработной платы, не достаточной для получения дорогостоящих медуслуг. Кроме прочего, это позволит от количественного подхода, существующего в медицине, перейти к качественному, повысит уровень оказания помощи. И чем выше будет авторитет той или иной клиники, тем больше страховых полисов она получит, что позволит ей нанимать лучших специалистов, приобретать самую современную аппаратуру, стимулирует внедрение новых технологий. Здесь можно привести пример Южной Кореи, в последние годы активно развивавшей медицинскую отрасль, которая теперь не уступает медицине Германии, других европейских стран, Израиля и США. Только в Корее услуги дешевле, и народ рванул туда. В Казахстане тоже есть хорошие медицинские центры, и медстрахование послужит экономическим рычагом для их развития. Но люди должны понимать, что собой представляет страховая медицина, как ею пользоваться. Должны разбираться в том, кому именно предоставит страховку государство, кто будет сам ее оплачивать. Механизм уже сейчас должен быть детально разъяснен.
Депутат маслихата отметил, что любое новшество, даже самое прогрессивное, может спровоцировать в обществе неприятие, и привел в пример внедрение трехъязычия.
– Психологическая неготовность общества к реформам, видимо, объясняется тем, что проблемы не решаются, негатив накапливается и проецируется на любое событие, будь то земельный вопрос, языковой или медицинский. При неготовности социума сразу поднимается волна недовольства. Поэтому, как мне кажется, необходим плавный, постепенный переход к системе медстрахования. Возможно, нужно начать с отдельных городов или регионов, чтобы после продемонстрировать действие реформы. Министерство информации вместе с министерством здравоохранения должны сейчас развернуть большую работу, поскольку опыт показал, что в случае возникновения протеста, на разъяснение и растолкование уйдет гораздо больше сил и времени, чем на подготовку в спокойном формате. Чтобы в дальнейшем снова не было вопросов "Вы что, закон не читали?" или оправданий "Мы все давно написали", с людьми нужно говорить. Нельзя винить народ.
Рахман Алшанов также отметил, что общественная психология для каждой страны строго индивидуальна и недопустимо слепо копировать западный опыт внедрения различных преобразований. Кроме того, по его словам, в Казахстане есть и те, кого обрадует очередной прокол правительства. "Кому-то не нужны разъяснения, работа с населением. Кто-то скажет: "государство совершило еще одну ошибку" и на этом основании сформирует атмосферу недовольства", – считает депутат маслихата.
Остается добавить, что ни одна реформа не стала хуже от ее информационной поддержки, а времени для организации разъяснительной кампании еще достаточно.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график Главы государства 30.06.2016
Обращение Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева 30.06.2016
Председатель Сената подвел итоги работы верхней Палаты в текущей сессии 30.06.2016
Заявление Председателя Мажилиса Парламента Республики Казахстан Нурлана Нигматулина в связи с избранием Казахстана в состав Совбеза ООН 30.06.2016
Заседание Государственной комиссии по проведению 25-летия Независимости Республики Казахстан 30.06.2016
Т. Дуйсенова отчиталась перед населением о работе МЗСР РК 30.06.2016
Азат Перуашев просит КГА сообщить о мерах, принятых в связи с неоднократным употреблением марихуаны пилотом "Эйр Астаны" 30.06.2016
Акиматы Мангистауской и Западно-Казахстанской областей подписали меморандум о сотрудничестве 30.06.2016
Заявление Министерства иностранных дел Республики Казахстан 30.06.2016
Сокращены сроки проведения конкурсных процедур при поступлении на государственную службу 30.06.2016

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
17.06.19 Понедельник
82. БЕКБОСЫН Аpгынбай
76. СЕЙТКУЛ Кайырбек
76. УТЕМУРАТОВ Абджами
74. МАДИЕВ Ускенбай
73. ЭЛЬПЕРИН Марк
71. СМАИЛОВ Асхан
65. ДАУЛЕТКАЗИЕВ Ерболат
64. ГАМБУРГЕР Михаил
63. ЕСТЕБАЕВ Темир
61. БАКТИЯРУЛЫ Мурат
61. ШУКПУТОВ Андарь
60. МЕДЕУОВ Кикбай
58. САБАНКУЛОВ Аскар
57. НУРПЕИСОВ Талгат
56. МУХАМЕДЖАНОВА Алия
...>>>
18.06.19 Вторник
80. БОЛСАМБЕКОВ Умурзак
79. ГАРКУША Виталий
74. САРГУЖИН Мурат
64. НУРТАЙ Раушан
62. КАЛИМОЛДАЕВ Максат
61. РАХИМЖАНОВА Майра
58. ИСПУЛЛАЕВ Акын
55. СМАГУЛОВ Болат
50. ПЕТРОВ Константин
48. ОРЫНБАСАРОВ Бекбол
46. САРКЕЕВ Бахытжан
43. ДОСТИЯРОВ Аскар
41. СТРАТУЛАТ Инна
...>>>
19.06.19 Среда
76. ПИТАЛЕНКО Леонид
70. ОРАЗОВА Сапура
69. УМБЕТОВ Серик
67. ДЖИЕМБАЕВ Кайрат
67. МАМБЕТОВ Рысбек
63. СЫРОЕЖКИН Константин
60. ОВСЯННИКОВ Вадим
59. АБУОВ Айдар
56. САПАРГАЛИЕВ Манарбек
55. БУРАНБАЕВА Айгуль
54. МАМИЕВ Мухит
53. КАМЗАБЕКУЛЫ Дихан
48. ДЖАНГИЛЬДИН Алиби
48. ДЮСЕМБИНОВ Берик
46. БАЙМУКАНОВ Сыздык
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Рейтинг@Mail.ru
zero.kz