NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 26.04.2024 07:59 ast
05:59 msk

Выступление А.Перуашева по Отчету Правительства и Счетного комитета об исполнении республиканского бюджета за 2015 год
"Как известно, падение мировых цен на нефть и металлы предопределило снижение темпов роста ВВП, которые все же сохранили положительную динамику в так называемом "реальном" выражении на 1,2%..."
09.06.2016 / политика и общество

Пленарное заседание Мажилиса, 7 июня 2016 г.

Уважаемые коллеги, позвольте озвучить позицию фракции "Ак жол" по рассматриваемому документу.
Как известно, падение мировых цен на нефть и металлы предопределило снижение темпов роста ВВП, которые все же сохранили положительную динамику в так называемом "реальном" выражении на 1,2%.
В то же время, в долларах США, ВВП сократился почти на 44%.
Очень важно, что уровень безработицы сохранился на уровне 5%, зафиксирован рост денежных доходов населения, успешно выполняются социальные обязательства государства.
Однако, данные позитивные тенденции были достигнуты в рамках четырехкратного (!) уточнения прогноза.
И, тем не менее, проведенные корректировки не предотвратили значительных расхождений ряда макропоказателей бюджета.
Так, по оценке Счетного Комитета, ВВП в номинальном выражении сложился ниже планового значения ноябрьской корректировки на 823 млрд.тг., хотя среднегодовая мировая цена на нефть (марки Brend) в 2015 г. превысила ожидавшиеся 50 долл. США и составила 52,4 долл.
Налицо парадоксальная ситуация, когда снижение роста ВВП происходит даже несмотря на более высокие, чем ожидалось, цены на нефть.
Мы много и справедливо критикуем нашу зависимость от нефти, но получается, что снижение эффективности казахстанской экономики происходит как при негативной, так и при позитивной ситуации на мировых рынках.
Получается как в поговоре "Торғайды таспен ұрсаң да – торғай өледі, тасты торғаймен ұрсаң да -торғай өледі".
В этой связи вполне справедливым видится вывод Счетного комитета о том, что причиной расхождения является недостаточный анализ факторов при разработке прогноза.
Так, на вопрос депутатов нашей фракции (в ходе презентации отчета) о причинах падения физического объема добычи угля, металлических руд и производства в машиностроении, обоснованный ответ был дан только по поводу угля (где сокращение вызвано снижением его потребления в связи с теплыми погодными условиями).
А по динамике железной руды и машиностроения ответ вообще не был представлен.
Считаем, что данные, представляемые в Отчете, должны не ограничиваться простой констатацией фактов, а обязаны содержать критический анализ причин сложившихся тенденций. Иначе невозможно оценить, в какой степени ситуация является объективной, а в какой она вызвана недоработками министерств и ведомств.
В Отчете Счетного комитета зафиксировано:
– продолжающееся снижение доли перерабатывающих отраслей в структуре ВВП до 9,9% в 2015 г. (по сравнению с 10,4-10,8% в 2010-2013гг.);
– снижение экспорта на 42% и импорта на 27%, а также формирование отрицательного сальдо счета текущих платежей баланса в размере -5,8 млрд. долл. США;
– увеличение внешнего государственного долга страны за последние 3 года в 5 раз.
Все это говорит о крайней необходимости обеспечить опережающее развитие не-сырьевого сектора. В то же время, несмотря на все меры поддержки БВУ и привязку значительной доли мер господдержки бизнеса к банковским же инструментам, в структуре инвестиций в основной капитал предприятий, преобладающая доля приходится на собственные средства (62%), бюджетные инвестиции (19%) и только 6,4% кредитуется банками.
Очевидно, что попытки оживить этот бизнес только посредством льготирования и финансирования банков недостаточны и односторонни.
Их необходимо дополнить стимулами не только банковского, но и шире – экономического регулирования, которые были бы в состоянии поддержать реальный сектор. В качестве таковых можно предложить:
– предоставить банкам право исключать из обязательных провизий средства, направляемые на кредитование проектов обрабатывающей промышленности в рамках программы индустриализации;
– переориентировать программу дотирования процентной ставки по кредитам только на реальный сектор экономики;
– воссоздать систему стимулов финансового лизинга для модернизации и технического перевооружения предприятий;
– внедрить шаги по фискальному стимулированию производства, такие как налоговое кредитование и каникулы, снижение таможенных ставок на ввозимые сырье и материалы и т.д..
В условиях замедления экономического роста особую актуальность приобретает финансовая дисциплина. Однако данные Счетного комитета свидетельствует о многочисленных проблемах в этой сфере.
Так, несмотря на 3-х кратное увеличение расходов государства на увеличение уставных капиталов субъектов квазигосударственного сектора (с 165 млрд.тг в 2013 г. до 478,8 млрд.тг в 2014 г.), их чистый доход сократился обратно-пропорционально на 34% по итогам 2014 г.
То есть, в ответ на полученные от государства в 2013-14 г.г. 700 млрд.тенге, в доход республиканского бюджета от квазигоссектора за последние 3 года поступили дивиденды на сумму в 7,5 раз меньше – 85,1 млрд.тг. Какая-то странная арифметика получается, причем в ущерб интересам государства.
При этом обнаруживаются примеры извлечения сомнительной прибыли госпредприятий путем сокрытия части доходов.
Так, по результатам аудита в распоряжении РГП "Госэкспертиза" после уплаты части чистого дохода, оставались средства, превышающие размер отчислений почти в три раза.
На эти деньги в сумме 2 млрд.тенге были открыты срочные банковские вклады, сумма вознаграждений по которым составила 243 млн.тг.
Чьи это деньги, если не государственные? И почему ими так самовольно распоряжаются менеджеры госкомпаний?
По результатам проверки в АО "НК КазМунайГаз" выявлены завышение так называемых "прочих распределений" Фонду "Самрук-Казына" в размере 27 млрд.тг. Выходит, на эту сумму занижалась бы чистая прибыль компании, платежи по налогам в бюджет и дивиденды государству?
Кроме того, по итогам проверки Правлением Фонда сам размер дивидендов был скорректирован с 76 млрд.тг до 83 млрд.тг., т.е. порядка 7 млрд планировалось направить на другие цели, в ущерб интересам акционера, которым в конечном счете является государство.
А в это же время для наполнения бюджета фискальные органы изобретают все новые способы – такие, как признание недействительной регистрации предприятий-контрпартнеров или снятие с постановки на учет по налогообложению – чтобы доначислить налоги на добросовестной работающий бизнес.
Фракция "Ак жол" неоднократно подчеркивала, что невозможно наполнить бюджет, если не контролировать не только вход, но и выходы из него. А с последним явно есть проблемы.
По бюджетной программе "Увеличение уставного капитала Фонда "Самрук-Казына" не завершено строительство 68 объектов инфраструктуры СЭЗ "Хоргос-Восточные ворота", а работы по строительству объектов СЭЗ "Национальный индустриальный нефтехимический технопарк" выполнены только на 3,5%.
Нас сейчас руководство ФНБ "Самрук-Казына" заверяет, будто все нормально, однако почему-то больше верится данным Счетного комитета.
По состоянию на 1.01.2016г. на контрольных счетах только 26 субъектов квазигосударственного сектора образовались остатки на общую сумму 132 млрд.тг, выделенные на формирование и увеличение уставного капитала.
Все это говорит о масштабах подобных тенденций и низкой финансовой дисциплине госпредприятий.
Между тем Кодекс об административных нарушениях не предусматривает ответственность за неэффективное расходование выделенных средств предприятиям квазигоссектора. Максимум что грозит при таких "шалостях" на сотни миллиардов – это дисциплинарное наказание, например выговор.
Законодательством не предусмотрена и ответственность за несоблюдение субъектами квазигосударственного сектора норм по административным расходам, так сказать, "на себя". Здесь у них руки вообще развязаны.
На наш взгляд, это еще раз подтверждает необходимость разработки законов, регламентирующих данные процессы и устанавливающие меры административной и даже уголовной ответственности за злоупотребления в распоряжении огромными средствами, доверенными государством, на чем постоянно настаивает фракция партии "Ак жол".
Более того, считаем небезосновательным вопрос о том, насколько необходимы ежегодные вливания из бюджета в уставной капитал нацкомпаний и госпредприятий, если отдача от них для государства только снижается?
По идее, создание сектора квазигосударственных компаний подразумевало их работу на рыночных принципах, т.е. из собственной прибыли.
И далеко не случайно Президент требует приватизации госпредприятий, чтобы сократить госрасходы на их содержание и повысить рыночную составляющую в их работе.
Партия "Ак жол" решительно поддерживает это требование и настаивает на его неукоснительном исполнении.
Не меньше проблем по исполнению бюджетных программ в 2015 г. наблюдалось и в госорганах. Например, по итогам реализации программы "Информационный Казахстан – 2020" сумма выявленных финансовых нарушений составила 145 млрд.тг.
По программе "Содействие развитию местного содержания" конечные результаты не достигнуты. Более того, произошло снижение казахстанского содержания в госзакупках на 8%.
Позволю себе напомнить, что осенью прошлого года, когда из закона "О государственных закупках" убирались сами понятия Казахстанского содержания и Отечественного производителя, фракция "Ак жол" 11 ноября 2015 г. на пленарном заседании Мажилиса 9 раз голосовала ПРОТИВ такого решения.
Чему теперь удивляться?
Далее. В Пояснительной записке к Отчету Правительства об исполнении бюджета говорится, что в рамках 5 институциональных реформ были внесены изменения и дополнения в Бюджетный кодекс, направленные на введение ответственности первых руководителей государственных органов и руководителей бюджетных программ за недостижение прямых и конечных результатов.
Примеров, когда результаты бюджетных программ остались не достигнутыми, сегодня приводилось немало.
И как реализовано требование об ответственности первых руководителей?
По итогам мониторинга освоения бюджетных средств к ответственности по центральным государственным органам привлечено 24 чел, из которых к дисциплинарной ответственности привлечен 1 чел., все остальные получили выговоры, замечания и т.п..
В местных исполнительных органов наказано 29 чел., в т.ч. освобождены от занимаемой должности 3 чел., остальным также объявлены выговоры и замечания.
При этом обратите внимание, кого наказывают – в Министерстве инвестиций – наказали руководителя управления Департамента и исполняющую обязанности эксперта. В Министерстве здравоохранения – начальника технико-эксплуатационного отдела медицинского университета г.Семей и т.д. и т.п.
А где же первые руководители, о которых говорилось в Пояснительной записке? Почему опять госорганы ищут стрелочников? Разве эксперт или начальник техотдела провинциального вуза виновны в срыве госпрограмм или неэффективном использовании миллиардов и миллиардов тенге?
Уважаемые коллеги,
Мы лишь обозначили болевые точки рассматриваемого документа. Надеемся, что ответственные госорганы найдут желание и возможность выработать более подробные детальные подходы по их исправлению.
На основании изложенного, демократическая фракция "Ак жол" полагает необходимым:
1.Обеспечить рациональное исполнение расходной части бюджета и соблюдение финансовой дисциплины, что позволило бы стране избежать потребности новых внешних займов в текущем году в таких гигантских объемах, как например 1 млрд. долл. США.
2.Ввести не на словах, а на деле практику возложения персональной ответственности за нарушения при освоении бюджетных средств и срыв показателей госпрограмм на первых руководителей соответствующих госорганов и государственных предприятий
3.Включать в ежегодные Отчеты Правительства по исполнению бюджета конкретные показатели, характеризующие влияние инвестиционных программ на рост доходной части бюджета.
4.Принять меры по восстановлению законодательного регулирования казахстанского содержания и защиты интересов казахстанских производителей в системе государственных закупок и закупок квазигосударственного сектора.
Спасибо за внимание.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график Главы государства 30.06.2016
Обращение Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева 30.06.2016
Председатель Сената подвел итоги работы верхней Палаты в текущей сессии 30.06.2016
Заявление Председателя Мажилиса Парламента Республики Казахстан Нурлана Нигматулина в связи с избранием Казахстана в состав Совбеза ООН 30.06.2016
Заседание Государственной комиссии по проведению 25-летия Независимости Республики Казахстан 30.06.2016
Т. Дуйсенова отчиталась перед населением о работе МЗСР РК 30.06.2016
Азат Перуашев просит КГА сообщить о мерах, принятых в связи с неоднократным употреблением марихуаны пилотом "Эйр Астаны" 30.06.2016
Акиматы Мангистауской и Западно-Казахстанской областей подписали меморандум о сотрудничестве 30.06.2016
Заявление Министерства иностранных дел Республики Казахстан 30.06.2016
Сокращены сроки проведения конкурсных процедур при поступлении на государственную службу 30.06.2016

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>
28.04.24 Воскресенье
89. МЕЗГИЛЬБАЕВ Мухамед
76. КУДАМАНОВ Бакытжан
75. ЕСЕНБАЕВ Мажит
69. АБДИКАЗИМОВ Кабдулкарим
69. КИРТАЕВ Бахытжан
67. МИРЧЕВ Александр
65. ИДРИСОВ Ерлан
61. КАПЕНОВ Бауржан
60. ЖАКАНОВ Болат
59. КОЧУБЕЙ Александр
51. ЕСЕНГАЗЫ Руслан
50. КРУЗ Пенелопа
50. МЕНДЫГАЛИЕВ Ерлан
49. ИГЕМБАЕВ Толеген
48. БАЙБАКИРОВ Серикжан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz