NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 28.03.2024 20:31 ast
18:31 msk

Три языка гладки – пока только на бумаге
А.Ибраев: С 1 сентября казахстанские школы окунутся в очередную реформу – так называемое поэтапное введение трехъязычия. Как показывает изучение медийного поля, лишь единицы ждут новшества с надеждой, остальные проявляют вполне законные опасения
11.07.2016 / политика и общество

Азамат Ибраев

С 1 сентября казахстанские школы окунутся в очередную реформу – так называемое поэтапное введение трехъязычия. Как показывает изучение медийного поля, лишь единицы ждут новшества с надеждой, остальные проявляют вполне законные опасения. Некоторый оптимизм вызывает тот факт, что реформа все же не стартует с места в карьер, и школам дадут возможность раскачаться, правда, всего до 2019 года.
Для начала несколько лирическое отступление, как нельзя лучше иллюстрирующее судьбу реформ казахстанского образования. Так называемую двенадцатилетку в Казахстане вводили еще на излете Союза, но по "старым классам" успели отучиться и родители нынешних абитуриентов и большинство из тех, кто сегодня поступает в вуз. Стоило бы призадуматься и заподозрить, что хорошо зарекомендовавшие себя на Западе методы в родных степях приживаются неважно. Несмотря на постоянное реформирование в течение последних 25 лет, школа остается, пожалуй, самым архаичным отечественным институтом. О принципах обучения, построенных на самостоятельном поиске информации, к которым переходят западные школы, нашим детишкам остается только мечтать. Причина проста – рапорты чиновников о компьютеризации образования в реальности оную не заменяют. Точно также довольно трудно внедрять действительно инновационные методы, когда не хватает собственно школ, не хватает преподавателей, особенно грамотных, качественных учебников, и главное – стремления провести реформу не для отчета, а в кои-то веки для того, чтобы она сработала на деле. Наши ученики продолжают зубрить, писать в тетрадях, учителя продолжают проверять эти кипы писанины, в обычной школе в среднем по нескольку морально устаревших компьютеров, и доступны они далеко не каждому. Кроме глобального отставания от западного учебного процесса, за которым мы так яростно гонимся, архаизация порождает в умах уже второго поколения детишек хаос и раздрай. Дома и на прогулках дети не расстаются с гаджетами, но школа этих новинок как будто не замечает. Кстати, как могли бы школьники поведать учителям, многие из которых с компьютерными премудростями не в ладах, "чертовы машинки" вполне нормально переводят с русского на английский и наоборот. Со связкой "казахский – русский-английский" могут возникнуть проблемы, но кто знает, вдруг реформаторы наконец-то внедрят и качественный онлайн-переводчик.
Теперь непосредственно о трехъязычии, по замыслу реформаторов, призванном помочь Казахстану "догнать и перегнать" просвещенный Запад. Замысел, как говорится, был весьма передовым – совершенно без шуток. Как еще весной заявил едва назначенный министр образования и науки Ерлан Сагадиев, введение трехъязычия не просто создаст казахстанцам условия для адекватной конкуренции на мировом рынке, но и устранит в школах языковой перекос. "Мы видим, что у молодежи, обучавшейся в казахских школах, в дальнейшем ограничены возможности в получении качественного высшего образования. Например, у молодых людей, особенно из сельской местности, возникают трудности при поступлении в наши ведущие, самые новые университеты – Назарбаев Университет, КИМЭП, КБТУ, ІТ университет, то есть, в те вузы, где основной язык преподавания – английский", – сказал министр. Далее он добавил, что в среднем половина школ используют русский в качестве основного языка обучения. В результате выпускники этих школ, как представители титульной, так и нетитульной наций, в массе не овладевают казахским. При поддержке трехъязычия МОН намерен этот казус преодолеть. В перспективе, пояснил министр, даже экзаменационные билеты в школах могут быть написаны на английском языке. С заявленными целями спорить совершенно не хочется – они действительно отвечают вызовам современности, позволят создать нацию полиглотов, и продвинут Казахстан на мировой арене. Но вот просится маленькая ремарка: в школах тот же казахский изучают с первых классов лет 50 и уж последние 25 лет – железно. В вузах (на русских отделениях) экзаменационные билеты при сдаче казахского языка пишутся на казахском, что совершенно логично. Предполагается, что данные студенты учили казахский с первого-второго класса (а то и с детского сада) и должны понимать его свободно. Что же иногда происходит на практике? А на практике в день сдачи такого экзамена те, кто "кое-где у нас порой" ставит образование на службу личному кошельку, весьма неплохо обогащаются, так как студенты эти билеты прочесть не в состоянии. Впрочем, ремарка лежит в сфере реформ совершенно иного ведомства. Однако, как показал опыт, о коррупцию способна разбиться любая реформа. Где гарантия, что в будущем замордованные реформированием учителя не будут отмечать проведенные на английском (казахском, русском) уроки галочкой, в действительности не выходя за рамки комфортной им и детям языковой зоны? А экзамены… ну как-нибудь сложится с экзаменами, благо, родители у нас в стране любящие и намеки понимают с полуслова.
Судя по риторике, МОН в какой-то степени осознает, что именно инерция учителей может стать самым несокрушимым барьером на пути трехъязычия. И винить здесь наставников юношества достаточно сложно. Зарплата у них небольшая, а гениев, владеющих тремя языками на уровне, нужном для преподавания химии, физики и математики, в их среде кот наплакал. Вероятно, буквально единицы, хотя никто, разумеется, подсчетов не проводил. Собственно, согласно нашему ущербному мировоззрению, подобному гению место не в школе с ее постоянными придирками, проверками и ведением письменных журналов, а где-нибудь в нацкомпании или в компании зарубежной. Кстати, как предупреждали некоторые социологи, в частности, глава ОФ "Стратегия" Гульмира Илеуова, трехъязычие может стать той соломинкой, что сломает спину учительского долготерпения и заставит педагогов активно транслировать свое недовольство. Работы и нервотрепки им прибавится существенно, но о повышении зарплаты МОН речь пока не ведет. Тем не менее, в отчетах министерства указано, что 73 тысячи преподавателей 1 класса школ летом будут готовиться к занятиям по новой методике. "С этой целью мы подключаем к широкополосному интернету 2,5 тысяч школ в течение ближайшего времени. Кроме того, мы подготовили 80 специалистов из Назарбаев интеллектуальных школ, которые будут в режиме онлайн обучать преподавателей новым методикам. Президент РК утвердил вышеупомянутый план, были выделены соответствующие средства. С 2017 года еще 2,5 тысяч школ будут подключены к широкополосному интернету", – так озвучил планы министр Сагадиев. Напрашивается, правда, вопрос: почему нельзя было лошадь – то есть интернет, поставить впереди телеги намного раньше, но это частности. Что касается Алматы, как города, традиционно принимающего на себя главный удар реформирования, то органы образования сообщили следующее: "В рамках внедрения стандарта обновления содержания в летние месяцы текущего года учителя начальных классов, казахского, русского и английского языков города Алматы на базе НЦПК "Өрлеу" бесплатно пройдут курсы повышения квалификации и обучения английскому языку". Как указывается далее, в течение 2015 года в рамках пилотного проекта в 30 школах страны на базе АО НЦПК "Өрлеу" прошли переподготовку 1892 учителя по обновленной программе. Кроме того, в рамках Международной программы "Болашак" профессиональную переподготовку прошли 816 педагогов. До 2020 года на языковых курсах повысят квалификацию 2450 учителей и преподавателей. Также, по свидетельству МОН, для повышения языкового уровня педагогов министерством предусмотрено повышение квалификации 4000 преподавателей вузов на английском языке в течение трех лет. В связи с этим в 2016 году планируются проведение курсов для 1500 преподавателей на базе отечественных вузов, в которых имеется определенный накопленный опыт по подготовке кадров по трехъязычному образованию. Также преподаватели будут охвачены массовыми онлайн-курсами, дистанционными курсами, могут обучаться в рамках программы "Болашак", гранта "Лучший преподаватель вуза" и т.д.
Помимо сказанного, заявляет министерство, уже сегодня в 42 вузах обучение на трех языках ведется по педагогическим, инженерно-техническим и естественнонаучным специальностям. И в указанных вузах имеются соответствующие условия для реализации трехъязычного образования. Ну и о деньгах: в соответствии с Планом мероприятий по реализации Государственной программы развития образования и науки на 2016-2019 годы, для усиленной подготовки педагогических кадров, преподавателей вузов планируется выделение средств из бюджета республики в размере более 1,5 млрд тенге. Дополнительно планируются и трансферты из областных бюджетов.
На бумаге все, словом, достаточно гладко. Вероятно, в МОН осознают опасность форсирования событий, и очень хочется верить, что будут осознавать в дальнейшем, поскольку цена неудачного эксперимента – поколение совершенно неграмотных выпускников. В настоящий момент казахстанские школы ожидают лишь первые шаги реформы, заявил в начале лета Ерлан Сагадиев. "Никто предметное трехъязычие с 1 сентября этого года ни в одном классе в обязательном порядке внедрять не собирается. Согласно программе, только в 10 и 11 классах, и только с сентября 2019 года, и только по четырем предметам (физика, химия, биология, информатика) преподавание будет вестись на английском языке. Это 8 часов в неделю. И это на четвертый год. При этом в школе с казахским языком обучения: математика, казахский язык, казахская литература, история Казахстана, география и ряд других предметов будут вестись на казахском. Всего 16 часов. Сейчас я говорю для специалистов. Если взять только инвариантную часть, то из 22 часов инвариантного компонента 14 часов будут вестись на казахском языке плюс 3 часа физкультуры. И предметы по выбору. Русский язык и литература, всемирная история будут вестись на русском языке, независимо от языка обучения. В целом такое же соотношение в русскоязычных школах. И это на четвертый год. И только в старшей школе", – сказал глава МОН.
В середине июня на брифинге в СЦК вице-министр образования и науки РК Эльмира Суханбердиева предоставила немного другую информацию. "Как только будут готовы школы и готовы дети – только тогда у нас произойдет переход на трехъязычное образование. Мы будем проводить исследования в каждом регионе по готовности педагогического состава и школ", – сообщила вице-министр. Также, по ее словам, в 2017-2018 учебном году начнется поэтапное внедрение трехъязычного предметного образования в 5 классах. В системе среднего образования в рамках трехъязычного обучения, начиная с первого класса, в 2016-2017 учебном году английский язык будет изучаться с увеличением на один час. Так, в первом классе отводится два часа в неделю.
С 2018-2019 учебного года, начиная с 6 класса, "История Казахстана" будет изучаться на казахском языке, "Всемирная история" – на русском языке во всех школах страны, независимо от языка обучения. На сегодня, по данным МОН, в целом в системе общего среднего образования работают 325 184 педагога. В 2016 году курсы пройдут 91 391 человек (29%), в том числе в рамках обновления содержания 69 097 педагогов.
Повторяясь, можно добавить, что успешность прогрессивных планов внедрить трехъязычие заключается именно в медленности, постепенности и бережном отношении к крайне консервативному и инертному институту, который зовется школой, и который в значительной степени определит будущее Казахстана.
А в заключение позвольте сказать об одном факторе, всеми в суматохе забытом – о русском языке. Впрочем, о нем забывают регулярно, фактически, целенаправленно. Никто не говорит с высоких трибун о курсах повышения русской грамотности, год от года снижающейся, никто не готовит программ развития. Между тем, хотя сфера бытового применения казахского языка неуклонно растет, русский (без всякой поддержки) продолжает служить Казахстану в качестве языка науки, инноваций, во многом законодательства и средства общения с другими народами. И если реформа трехъязычия не преуспеет, этот язык так и останется единственным звеном, связывающим казахстанское общество с мировым прогрессом и культурой. Быть может, нужно и его немного поддержать?


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
28 июля состоялось очередное заседание Счетного комитета 29.07.2016
Состоялась коллегия Национального бюро по противодействию коррупции 29.07.2016
Минэнергетики РК считает необходимым снять госрегулирование цен на дизельное топливо 29.07.2016
Депутат Мажилиса Дания Еспаева проводит встречи с избирателями Актюбинской области 29.07.2016
Турки с американцами побили горшки 29.07.2016
Состоялась коллегия Национального бюро по противодействию коррупции 28.07.2016
У нас все специалисты во всем, но никто не специалист ни в чем – Ашимбаев 28.07.2016
Министр обороны РК поздравил с юбилеем космонавта Тохтара Аубакирова 28.07.2016
ОЭСР приняла Казахстан в свой Комитет по конкуренции 28.07.2016
Приоритеты председательства Республики Казахстан в Шанхайской организации сотрудничества обсудили в Пекине 28.07.2016

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
28.03.24 Четверг
77. САДВАКАСОВ Джаныбек
77. ТУРЕКУЛОВ Абдикарим
76. АБДАКИМОВ Абдижаппар
75. САРИЕВА Рысты
69. ШАЙМАРДАНОВ Жасулан
68. СИНГАЛИЕВА Нурия
67. АБДУЛЛАЕВ Марат
64. ЕРАЛИЕВ Абзал
64. РУСТЕМБАЕВ Базархан
63. КУТКОЖА Парасат
61. БЕЛОГРИВЫЙ Леонид
60. ДОСЖАН Ардак
58. ГАБДУЛИН Канат
55. РАХИЛЬКИН Аркадий
54. БИМЕНДИН Нуржан
...>>>
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz