NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Среда 24.04.2024 12:22 ast
10:22 msk

Важный индикатор качества
А.Жумагулова: Интеграция Казахстана в меж­дународную образовательную систему становится неизбежным следствием объективных процессов глобализации. При этом один из ключевых факторов этого процесса – конкурентоспособность человеческого капитала, которая, в свою очередь, определяется соответствием образовательной системы не только внутренним потребностям страны, но и мировому уровню образования
15.09.2016 / политика и общество

Алина ЖУМАГУЛОВА, директор Независимого агентства аккредитации и рейтинга, "Казахстанская правда", 15 сентября

Международная интеграция, рост конкурентоспособности отечественного образования становятся одной из наиболее значимых парадигм развития страны.
Интеграция Казахстана в меж­дународную образовательную систему становится неизбежным следствием объективных процессов глобализации. При этом один из ключевых факторов этого процесса – конкурентоспособность человеческого капитала, которая, в свою очередь, определяется соответствием образовательной системы не только внутренним потребностям страны, но и мировому уровню образования. За 25 лет независимости Казахстан многого добился в модернизации своей образовательной системы. Казахстан перешел на признанную в мире систему "бакалавр – магистр – доктор РhD" и кредитные технологии в высшем образовании, внедряется академическая мобильность студентов и преподавателей и приглашение в наши вузы зарубежных профессоров. В крупнейших университетах созданы наблюдательные советы как важный элемент корпоративного управления. В 2010 году наша страна официально присоединилась к Болонской декларации.
Ежегодно растет число публикаций казахстанских ученых и педагогов в международных журналах с высоким импакт-фактором. Это стало возможно благодаря открытию доступа к мировым информационным ресурсам Thomson Reuters (США), Springer (Германия), Scopus Elsevier (Нидерланды). В базу данных Scopus Elsevier включены уже несколько журналов, издаваемых казахстанскими вузами. Такое продвижение оказывает значительное позитивное влияние на рост качества казахстанского образования.
Стратегией "Казахстан-2050" определено, что наша страна должна войти в число 30 развитых стран мира. Важнейшей частью этого процесса стала национальная система оценки качества образования (НСОКО), которая выступает одним из ключевых новшеств Государст­венной программы развития образования Рес­публики Казахстан на 2011–2020 годы. Она включает как внешний, так и внутренний контроль качества образования. А ее основные задачи связаны с внешней оценкой учебных достижений обучающихся на всех образовательных уровнях, совершенствованием процесса преподавания и обучения, сопоставительным мониторингом соответствия национальных государственных общеобязательных стандартов образования (ГОСО) международным образовательным стандартам.
Одним из основных элементов международной системы образования и Болонского процесса выступает независимая аккредитация как процедура официального подтверждения соответствия объекта (организации образования или учебной программы) установленным критериям. Замена ранее применявшейся в нашей стране государственной аттестации на независимую аккредитацию стала для Казахстана большим и принципиальным шагом вперед. Сегодня статус и полномочия аккредитации закреплены у нас законодательно, зафиксированы ее независимость и добровольность, сформулированы стимулы для прохождения независимой оценки качества образования.
Собственно, сама аккредитация – дело в Казахстане не новое, а давно и успешно апробированное. Она проводится для медицинских организаций, испытательных, сертификационных, поверочных лабораторий, органов информатизации, аудита, СМИ. Введение аккредитации в Казахстане – это не просто заимствование зарубежного опыта, а осознанный процесс, поскольку сертификация, проводимая аккредитационными органами в соответствии с международными стандартами, свидетельствует о знаке качества образования, доверии (от лат. accredo – доверять) общества, государственных органов, родителей, студентов к образовательной деятельности вузов и колледжей.
В процессе аккредитации оценку осуществляют эксперты из представителей академической общественности, включая работодателей, обучающихся, зарубежных экспертов. Именно они устанавливают степень соответствия организации образования, образовательных программ стандартам качества и дают рекомендации по их совершенствованию.
В Казахстане аккредитацию проводят Независимое агентство аккредитации и рейтинга (НААР) и ряд других аккредитационных агентств, отечественных и зарубежных, которые признаны Министерством образования и науки РК и включены в Национальный реестр аккредитационных органов. В текущем году наше агентство отмечает пятилетний юбилей со дня основания. Сегодня НААР – это признанное как в Казахстане, так и за рубежом агентство по обеспечению качества образования. За этот период у нас прошли институциональную аккредитацию 43 организации образования и 1 075 образовательных прог­рамм разных уровней обучения были аккредитованы.
В процедуре аккредитации сформировалась развитая структура НААР, соответствующая мировой практике. В нее входят такие подразделения, как "Медицинские проекты", "Международные проекты", "Проект институциональной и специализированной аккредитации вузов", "Проект аккредитации организаций ТиПО", "Проект по проведению рейтинга" и "Информационно-аналитический проект". И самое главное – для обеспечения объективности и профессионализма оценок при агентстве действуют Аккредитационный совет, Комиссия по рассмотрению апелляций и жалоб, а также три экспертных совета, включающие ведущие экспертные кадры. Свою главную задачу мы видим в помощи вузам и колледжам в повышении качест­ва образования, в применении международного опыта, его творческом осмыслении с учетом национальных интересов.
Крайне ответственная задача – выработка стандартов процедур как институциональной, так и специализированной аккредитации, которые законодательно возложены на сами аккредитационные агентства, что стало еще одним из залогов независимости получаемых оценок. Это очень большая и ответст­венная работа, при которой необходим учет актуальных требований национальной образовательной политики и законодательства, а также гармонизация с европейскими стандартами качества образования (ESG). Именно в этом залог продвижения в национальную образовательную систему единства международных и европейских подходов к развитию образования, приближения качества национального образования к международному. С работой по такой гармонизации мы успешно справляемся. В частности, это показывают достаточно серь­езные проверки, проводимые международными сетями аккредитационных органов.
Сами стандарты ESG динамически развиваются с учетом меняющихся реалий, отражают общепризнанные в мировой практике ключевые концепты, связанные с разнообразием политических систем, систем высшего образования, социо­культурных и образовательных традиций, языков, ответственностью вузов за качество образования.
В 2015 году в нашей стране законодатель определил, что аккредитационные органы, внесенные в национальный реестр, должны быть в обязательном порядке полноправными членами европейских сетей по обеспечению качества образования. На это хотелось бы обратить особое внимание. Реализация такого требования обеспечит принципиальное продвижение в интернационализации и международной интеграции нашей образовательной системы и станет крупным шагом к росту качества образования.
В таких условиях принципиально важными для нашего агентства остаются активная позиция на международной площадке, взаимодействие с ведущими зарубежными органами. Тем самым НААР стремится постоянно наращивать свою надежность в обеспечении качества оценок, последовательно продвигаясь к проведению не просто национальной, а полноценной международной аккредитации – показателю высшего качества в этой сфере.
Одной из ключевых стратегических задач НААР выступает официальное признание агентства на европейском уровне. На сегодня НААР уже стало полным членом CEENQA (Сеть агентств по обеспечению качества в облас­ти высшего образования стран Центральной и Восточной Европы) и INQAAHE (Международная сеть агентств гарантии качества высшего образования), а также аффилиированным членом ENQA (Европейская ассоциа­ция по обеспечению качества в высшем образовании).
Членство в ENQA особенно важно, поскольку она учреждена в 1998 году на основании рекомендаций Европейского совета и определена базовой для Болонского процесса. Для Казахстана престижно повышение уровня членства своих аккредитационных органов до полного членства ENQA с дальнейшим включением в Европейский реестр обеспечения качества EQAR. Это одно из ключевых направлений продвижения нашей страны в Болонском процессе. Поэтому получение полного членства выступает одним из приоритетов деятельности и нашего агентства.
В этих целях в июне текущего года НААР прошло очень серьезную процедуру европейского аудита, в рамках которого группа экспертов ENQA провела оценку деятельности агентства на соответствие стандартам и рекомендациям по обеспечению качества в Европейском пространстве высшего образования (ESG). Во время визита эксперты ENQA встречались с основными стейкхолдерами образования в Казахстане, в том числе со студентами, работодателями, ректорами вузов, представителями МОН РК, с национальными экспертами и сотрудниками НААР. Именно оценка деятельности НААР экс­пертами ENQA способствовала выявлению наиболее ответственных факторов аккредитационной деятельности, которые служат источником и стимулом постоянного улучшения работы агентства.
В соответствии с требования­ми ESG к процедуре оценки качества НААР привлекаются все заинтересованные стороны: работодатели, обучаю­щиеся, представители академической общественности и профессиональных ассоциаций. Для обеспечения принципа прозрачности аккредитации привлекаются зарубежные экс­перты, имеющие опыт в оценке качества в своих странах.
НААР самым активным образом сотрудничает с 12 общественными объединениями и профессиональными ассоциациями, в числе которых Национальная палата предпринимателей РК "Атамекен", Национальная медицинская ассоциация РК, Ассоциация высших учебных заведений РК. С этими партнерами подписаны меморандумы. И мы активно привлекаем их к системному совершенствованию процедур и стандартов аккредитации, установлению их большего соответствия требованиям работодателей к подготовке квалифицированных кадров. А также к пополнению наших баз данных квалифицированными экспертами. Эксперты, рекомендованные профессио­нальными объединениями, проходят обучение, в ходе которого у них формируются компетенции проведения внешнего аудита и модели независимого поведения.
Работа нашего агентства строится на принципах обратной связи и взаимовыгодного партнерства, максимальной ответственности за принятые обязательства. Ежегодно мы проводим анализ мнений потребителей услуг, изучаем ожидания вузов от внешней оценки качества и влияние аккредитации на дальнейшее их развитие. Опрос экспертов позволяет также улучшить процедуры обеспечения качества, содержание стандартов и их критериев.
Плотная работа с организа­ция­ми образования не прерывается и после того, как они прошли аккредитацию в агентстве. Практически всегда, даже в случае успешного прохождения, в ходе экспертной проверки и обсуждений на Аккредитацион­ном совете выявляются частные замечания, рекомендации и возможности дальнейшего совершенствования работы организации образования. Они не остаются втуне. Здесь вступают в действие особые стандарты ESG и нашей системы, включаю­щие механизмы постаккредитационных процедур – выработка вузом или колледжем соответст­вующего плана мероприятий, его согласование с НААР, а далее – периодический мониторинг агентством выполнения рекомендаций и в необходимых случаях оказание помощи.
НААР развивает взаимовыгодное сотрудничество и с признанными зарубежными агентствами по обеспечению качества высшего образования. Подписаны соглашения о сотрудничестве с такими организациями, как Фонд международной аккредитации программ в области бизнес-администрирования (FIBAA, Германия), Агентство по аккредитации образовательных программ в области инженерии, информатики, естественных наук и математики (ASIIN e.V., Германия), а также Совет по аккредитации бизнес-школ и программ (ACBSP, США), Национальный центр общественно-профессиональной аккредитации (Нацаккредцентр, Россия), Институт аккредитации, сертификации и обеспечения качества (ACQUIN) и другие. Названные агентства как официальные партнеры оказывают содействие в процедурах внешней оценки качества НААР, участвуют в совместных мероприятиях и номинируют зарубежных экспертов в составы внешних экспертных комиссий нашего агентства.
Таким образом, интеграция системы обеспечения качества образования Казахстана в европейское пространство неразрывно связана с реализацией принципов Болонского процесса. Выполнение программ академической мобильности, взаимосвязь образования, нау­ки и производства, гармонизация процедур внешней и внутренней оценки качества с европейскими стандартами качества позволяют обеспечить признаваемость казахстанских образовательных программ, конвертируемость казахстанских дипломов в европейском регионе, право выпускников на трудоустройство в любой стране. Именно это служит стимулом для казахстанских вузов активно позиционировать себя в меж­дународном образовательном пространстве. И для каждого человека открываются поистине безграничные возможности для самореализации.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий визит в Павлодарскую область 30.09.2016
Ратифицированы соглашения о льготах ветеранам в СНГ и о налоговом режиме с Сербией 30.09.2016
Бакытжан Сагинтаев провел заседание Госкомиссии по подготовке и проведению ЭКСПО-2017 30.09.2016
В Сенате представлены поправки в республиканский бюджет на 2016-2018 годы 30.09.2016
Имангали Тасмагамбетов направил комиссию для выяснения ситуации в медико-социальном заведении ЮКО 30.09.2016
В Мажилисе обсудили депутатские поправки по вопросам культуры 30.09.2016
Депутаты партии "Ак жол" требуют отказаться от сокращения программы "Дорожная карта бизнеса-2020" и объединить все программы по поддержке предпринимателей 30.09.2016
Сенаторы обсудили вопросы совершенствования налогового и таможенного администрирования 30.09.2016
Участие Государственного секретаря Республики Казахстан Гульшары Абдыкаликовой в работе V Бакинского Международного гуманитарного форума 30.09.2016
АО "НК "Қазақстан темір жолы" будет реорганизовано 30.09.2016

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
24.04.24 Среда
85. МИНДАГУЛОВ Алькен
85. ХАФИЗОВА Клара
79. САРМУРЗИНА Раушан
71. ХАЛБАЕВА Анипа
66. ИКСАНОВА Гульнар
65. КУЗЬМЕНКО Сергей
65. СУХОРУКОВА Наталья
65. ТОЛСТУНОВ Александр
63. ТЫНЫБЕКОВ Сериккали
62. ЖУНУСОВ Назымбек
61. АБДРАХМАНОВ Мурат
60. АБДУЛЛАЕВ Сакен
59. БЕЙСЕНБЕКОВ Женис
53. ЖЕТПИСБАЕВ Арман
53. ТОРЕБАЙ Канат
...>>>
25.04.24 Четверг
83. НОВИКОВ Никита
82. АЯПОВ Калкаман
79. КУРАКБАЕВ Куралбай
79. ШВАЙЧЕНКО Юрий
76. ДОСАЕВ Тасбулат
75. ЕЛЕМИСОВ Еркебулан
69. ДЖУРГЕНОВ Биржан
68. УТЕПОВ Болат
66. ТЕМИРХАНОВ Ерканат
64. УТЕУЛИНА Хафиза
63. КУЗЯКОВ Евгений
58. АУБАКИРОВ Каныш
56. АХТАМБЕРДИЕВ Ержан
55. КОЖАМКУЛОВ Мурат
55. ОМАРОВ Мурат
...>>>
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
66. ХАЙРУШЕВ Серик
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz