NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Мамина | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050









Опросы:

Кто человек №2 в Казахстане (май 2019)
Кто человек №2 в Казахстане (апрель 2019)








Поиск  
Понедельник 17.06.2019 06:13 ast
03:13 msk

Выступление А.Перуашева по работе МИДа в сфере привлечения инвестиций
"Правительственный час" на тему: "Экономическая дипломатия - главный вектор внешней политики Казахстана"
17.10.2016 / политика и общество

10 октября 2016, Мажилис Парламента

Уважаемые коллеги, как и многие из вас, я также не понаслышке знаю о той большой работе, которая проводится МИДом, его сотрудниками в посольствах по привлечению инвестиций в Казахстан, по разъяснению инвестиционного климата в нашей стране, содействию экспорта нашей продукции. Тем не менее, у меня есть ряд замечаний, которые надо будет включить в рекомендации по итогам сегодняшнего обсуждения.
В частности, когда мы в ходе презентации слышим об огромных суммах в "триллионы долларов" привлеченных инвестиций в разные отрасли, то у меня как у человека от бизнеса, эти суммы вызывают большие вопросы.
Если бы эти триллионы приходили в реальности, то у нас была бы совершенно другой структура экономики, более развитой и диверсифицированной. Проблема в том, что очень часто, к сожалению, на международных бизнес-форумах заключаются и с большой помпой объявляются как свершившийся факт "инвестиций" меморандумы, протоколы намерений, и т.д. Но меморандум – это не контракт, он никаких обязательств не создает. Поэтому в дальнейшем многие из них так и не доходят до реализации, либо доходят в таком виде, что не дают того эффекта, на который мы рассчитывали.
Считаю, что МИДу необходимо вместе с госорганами, в частности, ответственными за реализацию программы индустриализации, вести постоянный мониторинг таких проектов на их соответствие заявленным объемам инвестиций, целям и эффекту для экономики. Нужно иметь реальную картину того, что делается на самом деле, чтобы оперативно снимать возникающие вопросы. И не только для получения больших инвестиций, но и чтобы защититься от возможных обвинений в дальнейшем.
Потому что, к сожалению, сегодня мы здесь умалчиваем о тех случаях, когда зарубежные инвесторы подают на Казахстан в международные арбитражи, и мы проигрываем эти дела. Почему об этом сегодня вообще не говорим?
Например, ко мне на днях обратилась компания "Windеr" из Эстонии, которая участвовала в строительстве Центра международных организаций для нашего МИДа. По их утверждению с ними не рассчитались, и сейчас они ищут справедливости в зарубежных судах. Таких споров довольно много. Я думаю, что нам надо быть более честными перед собой и говорить об этих случаях тоже. Потому что они влияют на нашу инвестиционную привлекательность гораздо сильнее слов и презентаций.
Второй момент. При привлечении инвесторов в Казахстан мы обещаем и официально предоставляем различные преференции. Это правильно, потому что сегодня в мире колоссальный дефицит свободных средств, дефицит инвестиций. И крупные, серьезные компании идут только тогда, когда у них имеется понимание не только куда вложить деньги, но – и как потом их оттуда вытащить, причем с прибылью. Таким механизмом служит гарантированный закуп выпускаемой продукции, это международная практика.
Вообще этому подходу – не вкладывать деньги, пока не решен вопрос: куда продавать товар? – нам тоже надо учиться. Много предприятий открываем, тратим на них государственные деньги, а они потом останавливаются из-за того, что не проработан сбыт.
Иностранные инвесторы относятся к этому более щепетильно, включая в инвестконтракт условия о гарантированном закупе их продукции. А наши чиновники, вместо поддержки, потом придумывают уловки, как это условие обойти. Например, 6 февраля 2013 года фракция "Ак жол" направила запрос Правительству о том, что вошедшие в Казахстан четыре крупные иностранные фармацевтические компании "Польфарм", "Нобель", "Глобафарм" и "Абди Ибрахим" принесшие инвестиции на сотни миллионы долларов под гарантированный закуп, в итоге лишились этого закупа из-за игр дочернего предприятия Минздрава СК "Фармация". Тогда госорганы нам ответили, будто все законно, но в итоге дело дошло до международного арбитража, который Казахстан проиграл и выглядел не очень привлекательно для инвесторов.
Думаю, что МИДу нужно быть более дотошным и принципиальным в части реализации тех обязательств, которые мы на себя берем, и не оставлять инвесторов, поверивших нашим обещаниям, на произвол судьбы, когда эти обещания не выполняются.
Еще один момент. Понятно, что иностранные инвесторы, которые заходят в Казахстан, - это в основном крупный бизнес, заинтересованный в сырьевом секторе. Но я бы просил МИД более активно работать над привлечением инвесторов в обрабатывающую промышленность, причем прежде всего из среднего бизнеса. Потому что именно здесь мы видим нехватку инвестиций, к тому же МСБ - всегда наиболее технологичные и наиболее гибкие предприятия. Кроме того, нужно перестроить работу по привлечению инвестиций с тем, чтобы приходящие компании привозили в Казахстан и передавали местным партнерам современные технологии. Реальный трансферт технологий у нас пока на должном уровне не обеспечен.
Поэтому когда вовлекаем инвесторов и говорим о создании предприятий, необходимо отслеживать, чтобы это были предприятия с реально передовыми технологиями, а не так, чтобы к нам просто выводили грязные производства или оборудование прошлого века.
Здесь есть очень хороший пример западных стран. Например, в Великобритании правительство отбирает и публикует перечень ведущих компаний-франшизодержателей, которые готовы предоставлять свои франшизы местным предприятиям. И только предприятия, использующие франшизы ведущих международных компаний, получают государственную поддержку - от субсидий до льготного налогообложения и кредитования.
Такой подход означает также сокращение государственного контроля за такими предприятиями и исключение коррупции, потому что контроль за качеством продукции и услуг, которые производит местная компания, осуществляет сам франшизодержатель. Это облегчает и проблему сбыта, поскольку такая продукция соответствует лучшим международным стандартам качества.
В этой связи возникает еще один момент. Сейчас в Китае активно реализуется программа "Один пояс – один путь". Мы отрабатываем сопряжение этой программы с программой "Нурлы жол". По китайской линии выделяются большие средства, в этой связи резко увеличился спрос на казахстанскую продукцию: пшеницу, муку, мясо и т.д.. Но при экспорте наших товаров в КНР, китайские импортеры требуют, чтобы они были сертифицированы на соответствие местным требованиям технического регулирования. Между тем, их система техрегулирования значительно отличается от нашей или европейской, начиная с технической документации на китайском языке.
И многие наши бизнесмены остались один на один с этой проблемой. Я просил бы, чтобы МИД и "KAZNEX INVEST" обеспечили постоянную организованную поддержку казахстанских предприятий по процедурам сертификации их продукции для экспорта в КНР и других страны.
Ну и еще один момент, который, нельзя обойти. Мы говорим о привлечении внешних инвестиций от иностранных инвесторов и компаний. А как же быть с теми десятками миллиардов, которые были выведены из страны нашими же беглыми олигархами и коррупционерами?
В том же Китае эта работа поставлена очень сильно. А у нас пока результатов не видно.
Понятно, что может быть, не совсем вопрос МИДа, а больше правоохранительных органов. Но пусть правоохранительные органы занимаются привлечением виновных к ответственности. А нас интересует возврат денег, незаконно выведенных из Казахстана. И это именно работа Министерства иностранных дел. Это тоже инвестиции, которые было украдены из страны и которые надо вернуть, чтобы они работали на экономику Казахстана.
Спасибо.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график Главы государства 31.10.2016
Премьер-Министр Бакытжан Сагинтаев принял участие в заседании Совета глав правительств СНГ 31.10.2016
Адильбек Джаксыбеков предложил сократить штат министерств 31.10.2016
Вице-премьер Имангали Тасмагамбетов оценил готовность объектов Универсиады-2017 31.10.2016
Состоялось расширенное совещание Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции 31.10.2016
Лужков предложил построить водовод в Казахстане за $2 млрд 31.10.2016
О поездке Генерального Прокурора в Актюбинскую область 31.10.2016
Фракция "Ак жол" требует привлечь к ответственности сотрудников, готовивших от имени Нацбанка отписки на запросы депутатов Мажилиса 31.10.2016
Участие Государственного секретаря Республики Казахстан Гульшары Абдыкаликовой в Международном форуме ученых и экспертов "Модель Н.Назарбаева: 25 лет мира и созидания" 31.10.2016
В Счетном комитете состоялось заседание Координационного совета органов государственного аудита и финансового контроля 31.10.2016

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
17.06.19 Понедельник
82. БЕКБОСЫН Аpгынбай
76. СЕЙТКУЛ Кайырбек
76. УТЕМУРАТОВ Абджами
74. МАДИЕВ Ускенбай
73. ЭЛЬПЕРИН Марк
71. СМАИЛОВ Асхан
65. ДАУЛЕТКАЗИЕВ Ерболат
64. ГАМБУРГЕР Михаил
63. ЕСТЕБАЕВ Темир
61. БАКТИЯРУЛЫ Мурат
61. ШУКПУТОВ Андарь
60. МЕДЕУОВ Кикбай
58. САБАНКУЛОВ Аскар
57. НУРПЕИСОВ Талгат
56. МУХАМЕДЖАНОВА Алия
...>>>
18.06.19 Вторник
80. БОЛСАМБЕКОВ Умурзак
79. ГАРКУША Виталий
74. САРГУЖИН Мурат
64. НУРТАЙ Раушан
62. КАЛИМОЛДАЕВ Максат
61. РАХИМЖАНОВА Майра
58. ИСПУЛЛАЕВ Акын
55. СМАГУЛОВ Болат
50. ПЕТРОВ Константин
48. ОРЫНБАСАРОВ Бекбол
46. САРКЕЕВ Бахытжан
43. ДОСТИЯРОВ Аскар
41. СТРАТУЛАТ Инна
...>>>
19.06.19 Среда
76. ПИТАЛЕНКО Леонид
70. ОРАЗОВА Сапура
69. УМБЕТОВ Серик
67. ДЖИЕМБАЕВ Кайрат
67. МАМБЕТОВ Рысбек
63. СЫРОЕЖКИН Константин
60. ОВСЯННИКОВ Вадим
59. АБУОВ Айдар
56. САПАРГАЛИЕВ Манарбек
55. БУРАНБАЕВА Айгуль
54. МАМИЕВ Мухит
53. КАМЗАБЕКУЛЫ Дихан
48. ДЖАНГИЛЬДИН Алиби
48. ДЮСЕМБИНОВ Берик
46. БАЙМУКАНОВ Сыздык
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Рейтинг@Mail.ru
zero.kz