NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 28.03.2024 21:03 ast
19:03 msk

Рубить под корень
А.Ибраев: Кому выгодно тотальное очернение истории СССР в современных учебниках?
03.11.2016 / политика и общество

Азамат Ибраев

Не так давно президенты Казахстана и России провели совместный кинопросмотр. Выбор премьерного показа для лидеров двух государств был не случаен - их вниманию была представлена кинолента "28 панфиловцев", работа над которой велась аж с 2009 года, причем часть средств необходимых для организации съемок были собраны на народные пожертвования граждан разных государств.
Судя по прозвучавшим откликам, и Нурсултану Назарбаеву и Владимиру Путину фильм понравился. А заодно со стороны обоих президентов прозвучали некоторые комментарии насчет того, что, дескать, негоже некоторым, не в меру юрким деятелям посягать на историческую правду и уж тем более заниматься переписыванием истории.
Кстати, Нурсултан Назарбаев об этом говорил и раньше. В частности, в одной из бесед с Дмитрием Медведевым казахстанский лидер особо подчеркнул о том что: "Мы должны продемонстрировать, что такого количества пересмотров итогов Второй мировой войны, где наши отцы и деды сложили головы за независимость, за нас за всех, не должно быть".
Сказано это было, кстати, достаточно давно. Еще до того, как теперь уже бывший российский чиновник (между прочим, по должности бывший главный архивариус) Сергей Мироненко начал долго и нудно подвергать сомнению подвиг панфиловской дивизии в целом, и бою на разъезде Дубосеково в частности. Из несколько запутанных показаний Мироненко, не раз озвученных им с разных трибун и изданий, вроде как следовало, что то ли 28 панфиловцев, остановивших 50 немецких танков, не существовало в природе, то ли знаменитой фразы политрука Клочкова - "Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва!" не было, а придумал ее журналист Александр Кривицкий, то ли не было вообще ничего. Даже Волоколамского шоссе и стремительного наступления гитлеровских оккупантов на Москву.
Потом, правда, Сергей Владимирович долго юлил, переиначивал свои же собственные фразы, разъяснял о том, что он всего лишь имел в виду то, что на разъезде Дубосеково героев-панфиловцев было не 28, а несколько больше, но неприятный осадок, тем не менее, остался у очень многих людей. И даже не только у внучки генерала Панфилова, Алии Байкадамовой, которая как-то в сердцах назвала подобных "историков" негодяями, а и у тысяч простых людей, которые с детства были воспитаны на героических образах наших земляков.
Да и кое-какие практические деяния тоже на этом фоне происходили. Например, несколько лет тому назад, общество взбудоражило обращение в акимат города Алматы с предложением убрать надпись на монументе, установленном в память подвига 28-ми гвардейцев-панфиловцев в одноименном парке Южной столицы. Идея о перелицовывании монумента получила как широкий общественный резонанс, так и не менее дружный и решительный отпор со стороны как ветеранских организаций, так и сотен простых горожан.. Обнаружив это и не найдя никакой поддержки у официальных структур (хотя, очевидно, какая-то надежда на это все же была), ретивые ревизионисты благоразумно замолчали.
В настоящее время данный конфликт, казалось бы, полностью исчерпан. "Развенчиватель мифов", Сергей Мироненко с позором ушел в бесславную отставку, а фильм о панфиловцах в скором времени триумфально пройдет по экранам кинотеатров практически всего СНГ.
В общем, как бы сказали на Западе, "хэппи энд"? Отнюдь… Ведь неприятный (мягко говоря) инцидент с попыткой "развенчивания" подвига советских, или если уж обратится к географии - казахстанских воинов под Москвой – это всего лишь одно звено из длинной цепи, которой в течении уже пары десятилетий со всех сторон хлещут по историческим фактам, пытаясь либо нивелировать их значимость, либо вообще сменить оттенок. С белого на черное, например.
В середине этого года с депутатским запросом на имя министра науки и образования Ерлана Сагадиева обратился депутат мажилиса Жамбыл Ахметбеков. Согласно тексту документа, народного избранника в частности возмутил факт того, что "в настоящее время в общеобразовательных школах при изучении истории Великой Отечественной войны отмечается попытка переписывания истории, подмены исторических фактов. В чем здесь причина и какая ставится цель в данном случае? Обвинять в этом учительские кадры недопустимо, причина кроется в другом.
Типовая учебная программа по предмету "Всемирная история" для 6-9 классов уровня основного среднего образования, утвержденная приказом министра образования и науки, выделяет на изучение такой темы как "Вторая мировая война" 1 час, ровно столько же, сколько времени выделено по отдельности таким темам как "Афганистан и Иран" (1 час), "Арабские страны Азии и Африки (1 час) и так далее. В данной программе по теме "Вторая мировая война" При этом, роль Советского Союза и Красной Армии отражена буквально в трех словах – "Нападение Германии на СССР", что поставлено на один уровень с обозначением другого факта – "Военные действия на Балканах, Северной Африке".
Одновременно в разделах программы не отражена ни одна битва на советско-германском фронте (ни Московская, ни Сталинградская, ни Курская), но зато поочередно выделяется целая череда других военных событий – "Странная война", "Перл-Харбор и вступление в войну США", "Открытие второго фронта в Европе", - подчеркивал в своем официальном обращении к министру депутат.
Через какое то время его поддержало и ряд коллег, внимательно ознакомившихся с нынешними учебниками истории, по которым учатся наши дети и внуки: "Что и говорить, если в программе даже не упоминается основополагающее понятие "Великая Отечественная война", такой темы просто нет, что вызывает недоумение и непонимание всех учителей истории. Типовая учебная программа по предмету "Всемирная история" для 10–11 классов (общественно-гуманитарного и естественно-математического направлений уровня общего среднего образования) на изучение темы "Вторая мировая война" выделяет соответственно по профилю 4 часа и 2 часа… О роли подвига коммунистов и комсомольцев в годы Великой Отечественной войны не сказано ни слова…
Наиболее циничным моментом этой тотальной фальсификации является то, что она развернулась при еще живых ветеранах Великой Отечественной, внуки и правнуки которых вынуждены поглощать такую "учебную продукцию…" - говорится в документе, который подписали более десяти депутатов парламента.
Кстати, что именно ответил депутатам министр, мне лично так и неизвестно. Но скорей всего, на их имя поступил соответствующий документ из канцелярии ведомства, в котором говорилось примерно о том, что мол, все учебники утверждены авторитетными комиссиями, поэтому, дескать, признаны вполне годными для дальнейшего внедрения в учебные заведения страны. Потому как, именно составленных в подобном роде "отписок" автору этих строк уже доводилось видеть не раз. И по целому ряду поводов, когда вопрос о качестве учебного исторического материала (особенно касающегося периода СССР) вставал со всей прямотой.
Как известно, министры образования в нашей динамично развивающейся стране меняются достаточно часто. И довольно многие из них известны весьма суровой самокритикой в адрес учебных пособий. Вот, например, уже бывший глава этого министерства Аслан Саринжипов как-то крепко возмущался тем, что в учебнике по Всемирной истории для 9-го класса средней школы, вся информация о Второй мировой и Великой Отечественной войнах уместилась в одном параграфе
- Встречаются случаи, когда авторский состав формируется из специалистов без соответствующей подготовки в области разработки учебных материалов… - резюмировал Аслан Бакенович после ознакомления с коллективным трудом авторов, учебник которых благополучно попал в школы страны.
Как выяснилось, тогдашний министр Саринжипов был далеко не одинок в своей скептической оценке происходящего. И тому пример ряд довольно шумных разбирательств, происходивших в недавние годы на самых разных уровнях.
В частности, как рассказала журналистам директор Республиканского научно-практического центра "Учебник" Министерства образования и науки Бейбиткуль Каримова, наибольшее количество ошибок встречается именно в учебниках по истории Казахстана:
- Чаще всего вопросы возникают по предмету история Казахстана история Казахской ССР, и в основном эти вопросы связаны с фактологическими неточностями…
С коллегой была солидарна и тогдашний директор департамента дошкольного и среднего образования и информационных технологий МОН Жаныл Жонтаева, добавившая о том, что с 2015 года стала проводиться особая экспертиза учебников по истории, в связи с выявлением в предыдущих учебных пособиях грубых ошибок, вызвавших большой общественный резонанс.
Вот, например, сразу два альтернативных и, скорей всего, конкурирующих между собой учебника по истории для 11-х классов, выпущенных издательствами "Мектеп" и "Атамура". В теме "Великая Отечественная война", в них указаны две даты начала таковой - в одном указывается 26 июня 1941 года, в другом - 29 июня. Какой вариант надо было запомнить школьникам, а впоследствии, и успешно использовать при сдаче того же ЕНТ, так и осталось загадкой. Примечательно, что дата 22 июня не упоминалась в принципе. Сканы страниц этих школьных пособий тогда широко профигурировали на республиканском ТВ и вызвали очередной шквал возмущения среди историков, самих учителей и представителей различных общественных организаций. Министерство образования в те дни, впрочем, предпочло скромно отмолчаться, тем более, что вроде бы было занято не менее важными делами – а именно изъятием учебных пособий, предназначенных для более младших классов, тем более, что в них количество допущенных "ляпов" было уже вообще запредельным.
Так, в одном из учебников, герой гражданской войны и довоенный народный комиссар обороны, маршал Климент Ефремович Ворошилов был определен как "председатель всего Советского Союза"… "диктатор", который отправил в места лишения свободы тысячи свободолюбивых и прогрессивных сограждан".
Действительно, после войны Ворошилов некоторое время возглавлял президиум Верховного Совета СССР (должность в те годы достаточно номинальная). Да и в любом случае это уже были годы что называется "хрущевской оттепели" и "тысячи свободолюбивых сограждан" в ГУЛАГ он не мог отправить по определению ни в какие времена.
А вот, допустим, в учебнике мировой истории для девятого класса особое внимание уделяется биографии академика Андрея Сахарова и двух его идейных противников, антиподов то есть – Леонида Брежнева и Михаила Горбачева. Лидеров КПСС, согласно крайне невнятному тексту этой главы стоявших у руля СССР чуть ли не одновременно и отчаянно противящихся всему прогрессивному, что пытался им предложить Сахаров.
Теперь идем последовательно. То есть, взглянем на то, как в новых учебниках отображен период индустриализации 30-х годов, то есть время, когда в республике была начата разведка и добыча на крупнейших месторождения нефти, золота, меди, урана, редких металлов, а заодно, и масштабная сельскохозяйственная деятельность 50-х годов, то есть тот благодатный период, когда, согласно всем академическим изданиями (в том числе и зарубежным), после освоения целины Казахстан стали называть одной из житниц Союза. Примерно в тоже время произошел расцвет практически всех учреждений науки и культуры, а заодно и образовательного сектора.
В нынешние времена, все трактуется куда как проще и драматичней:
"Казахстан окончательно превратился в номинальное государство и сырьевой придаток центра… Местные органы власти не участвовали в вынесении таких важных решений как строительство атомного полигона в Семипалатинске и космодрома Байконур, которые нанесли огромный вред окружающей среде и здоровью местного населения… Политика массового переселения представителей других национальностей привела к тому, что казахи стали этническим меньшинством на своей собственной земле. Казахский язык был насильственно вытеснен из основных сфер употребления".
Это сборные цитаты сразу из нескольких учебных пособий, которые до сих пор что называется "в ходу". То есть, рекомендованные преподавателям со стороны профильных чиновников департаментов образования.
С периодом Великой Отечественной войны тоже не лучше: "Мобилизация почти четверти мужского населения Казахстана (всех национальностей) обернулась демографической катастрофой для страны, пережившей массовый голод в предвоенный период…" И где-то рядом уже маячит достаточно паскудный по своей сути термин - "чужая война".
И не потому ли, в обществе периодически происходят шумные скандалы, когда, например, в апреле 2015 журнал "Аныз Адам" полностью посвятил свой выпуск персоне Адольфа Гитлера. Его редактор, некий Жарылкап Калыбай, и до этого попадавший в поле зрения правоохранительных органов по фактам хулиганства на почве межнациональных отношений, (чего стоит, например, его пинок стюардессе авиалайнера, оперативно не ответившей ему на государственном языке),Ю предоставил трибуну как нескольким традиционным "национал публицистам" типа Жасарала Куанышалина или Расула Жумалы, так и дал слово совсем уж одиозной личности, коей является журналист Нагашыбай Есмырза, буквально на всех углах изливающийся в своей любви к "бесноватому фюреру". Есмурза не подкачал и на этот раз. В своей статье "Гитлер - не фашист" он старательно перечислял все "заслуги" кровавого диктатора и договорился до того, что Гитлер, мол, должен является подлинным идеалом для всех тех, кто увлечен идеей национал-патриотизма и национал-социализма (к последней категории относит себя и Есмурза, о чем неоднократно заявлял публично)…
Тогда в дело вмешались как местные исполнительные органы власти, так и прокуратура и суд. Торжество справедливости вроде бы как восторжествовало, а толпа провокаторов получила заслуженное наказание в виде весьма весомых денежных штрафов. Но откуда все это берется как не из тихих нашептываний "коллективов авторов", старательно гнущих свою линию в учебниках истории и взращивающих поколение, которое будет видеть события ушедшей эпохи уже совершенно под иным углом…
Но возвращаемся опять к истокам. А именно, в двадцатые и тридцатые годы (период, безусловно, сложный, спорный и заслуживающий скорей тщательного изучения в среде профессионалов, нежели навешивании каких либо примитивных ярлыков в учебных пособиях).
В учебнике "Новейшая история Казахстана" для девятого класса под общей редакцией профессора Б.Г. Аягана прямо написано, что "Укрепление тоталитарной системы в Казахстане связано с именем Федора Голощекина" и тут же подчеркнуто, что его настоящее имя - Шая Ицкович, чем четко определена его национальная принадлежность. Именно ему приписывается уничтожение практически всей казахской интеллигенции (стр. 117–118). В учебнике авторского коллектива под руководством Буркитбая Аягана утверждается, что "Голощекин с согласия Сталина выбрал те методы коллективизации, которые не могли не вызвать полный развал казахского хозяйства и фактическое вымирание целого народа. Так был взят курс на широкомасштабный геноцид". На освободившиеся земли, по мнению Б. Аягана, должны были быть переселены рабочие из Центральной России и Украины (стр. 120). Совершенно непонятно, откуда взято такое утверждение и, тем более, зачем нужно было приводить его в школьном учебнике…." - это уже цитата из очередного разбора казахстанских учебников, сделанных ИАЦ МГУ. Причем, по заказу Министерства образования Казахстана. Наверное, какие-то выводы местные чиновники, ознакомившиеся с этим объемным по размеру и, кстати, весьма содержательным документом, все-таки сделали. И тому пример – резкие комментарии сразу нескольких министров, плавно сменяющих друг друга. Правда, как выясняется, на качестве самих учебников это отражается весьма относительно.
Ведь не раз дело доходило до полного абсурда. Учебник английского языка для пятого класса средней школы содержал в себе вопрос: кем по национальности был Юрий Гагарин? Детям предлагалось выбрать правильный ответ из трех: англичанин, испанец или американец. Грубую ошибку обнаружили родители, а не в Министерстве образования и прочих комиссиях, которые рекомендовали данный учебник. При этом его автор Танат Аяпова уверяла, что ошибку допустили в издательстве, а авторский коллектив к этому ляпу (или все-таки провокации), мол, не имеет никакого отношения.
"Серьезной проблемой, подрывающей качество издаваемых учебных пособий в Казахстане, стала коммерциализация издательского дела и лоббирование отдельных интересов во время проведения тендера на написание учебных пособий. В результате учебники, особенно учебники по новейшей истории и периоду СССР постоянно переиздаются, а в их текстах множество расхождений и ошибки. Кроме того, и специалисты, и общественность отмечают, что некоторые учебные пособия, а также вопросы, на которые ученикам приходится отвечать во время сдачи единого национального тестирования, не соответствуют учебным стандартам" - это уже не ИАЦ МГУ, а целая "Русская служба Би-Би-Си", авторы материла которой, Роза Кудабаева и Динмухаммед Каликулов, тоже всерьез озадачены вопросом - как можно так неуклюже и однобоко преподносись семидесятилетнюю историю Казахской ССР, которая, по мнению авторов некоторых учебных пособий, судя по всему, была одним черным пятном, из которого просачивались кровавые ручейки миллионов невинно убитых людей?
Кстати, как выяснилось примерно в тоже время, часть "авторских коллективов", работавших над историческими учебниками помимо денег от государственного заказа прекрасно получала дополнительную прибавку к жалованию от разных зарубежных организаций. От того же Фонда Сороса например. Так что, с учетом этих немаловажных обстоятельства, выбор их предпочтений, а так же вольная трактовка или откровенное "перелицовывание" тех или иных исторических фактов становится вполне объяснимой.
И в любом случае – главная цель здесь была (да, собственно, и есть) одна – масштабное переформатирование сознания подрастающего поколения с тем, чтобы впоследствии эти молодые люди начинали "творить историю" сами. Причем, такую, в которой уже не будет место подвигу гвардейцев-панфиловцев или комсомольцев-целинников. В которой одним мановением руки напрочь исчезнут все великие достижения минувших лет, а вместо них, появятся лишь корявые очертания "вселенского ГУЛАГА" и страдания миллионов невинных людей. А ведь такая "история" устраивает многих. Особенно в тех краях, где только и думают о том, чтобы вместо стабильной страны Казахстан превратился в очередную территорию неуправляемого хаоса. Впрочем, как говорит один популярный писатель и телеведущий - "Это уже совсем другая история…"


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Нурсултан Назарбаев рассказал, что такое счастье 30.11.2016
Правительство РК предложило новые инструменты для продвижения отечественной сельхозпродукции на внешние рынки 30.11.2016
В Мажилисе обсуждены актуальные вопросы охраны, воспроизводства и устойчивого использования объектов растительного и животного мира 30.11.2016
Бакытжан Сагинтаев провел совещание по вопросам противодействия экстремизму и терроризму 30.11.2016
Кто владеет банками KZ 30.11.2016
Участие Государственного секретаря Республики Казахстан Гульшары Абдыкаликовой в расширенном заседании Совета Ассамблеи народа Казахстана, посвященном 25-летию Независимости страны 30.11.2016
Министр информации и коммуникаций отметил госслужащих, участвовавших в создании Госкорпорации "Правительство для граждан" 30.11.2016
Во имя любви и познания 30.11.2016
Состоялось очередное заседание Межведомственной комиссии по вопросам законопроектной деятельности 30.11.2016
Сеульский гамбит 30.11.2016

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
28.03.24 Четверг
77. САДВАКАСОВ Джаныбек
77. ТУРЕКУЛОВ Абдикарим
76. АБДАКИМОВ Абдижаппар
75. САРИЕВА Рысты
69. ШАЙМАРДАНОВ Жасулан
68. СИНГАЛИЕВА Нурия
67. АБДУЛЛАЕВ Марат
64. ЕРАЛИЕВ Абзал
64. РУСТЕМБАЕВ Базархан
63. КУТКОЖА Парасат
61. БЕЛОГРИВЫЙ Леонид
60. ДОСЖАН Ардак
58. ГАБДУЛИН Канат
55. РАХИЛЬКИН Аркадий
54. БИМЕНДИН Нуржан
...>>>
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz