Владимир Сергеев, "Литературная газета", 14 декабря
Ничто не предвещало скандала до выступления руководителя театра "Сатирикон" Константина Райкина на съезде Союза театральных деятелей России, обрушившегося с резкой критикой на цензуру в культуре и действия общественных активистов. Вступить в полемику с Райкиным желающих на высоком собрании не нашлось. И это удивительно! Ведь всем хорошо известно, что цензура, как таковая, в России запрещена законом. Райкин рассуждал "о цеховой солидарности", предлагал не делать вид, что "власть – это единственный носитель нравственности и морали". Трудно сказать, о какой именно нравственности и морали говорил режиссер, ведь в его спектаклях нравственность представлена в крайне причудливой форме модных нынче перверсий. И все же странно, где наша культурная элита, почему она безмолвствует до сих пор? Хотя, с другой стороны, а существует ли таковая? Кто-то и Людмилу Улицкую к элите относит, но мне трудно согласиться с такими представлениями. А чего нового и умного можно ожидать от считающегося элитарным режиссера Андрея Звягинцева, глядящего на Россию сквозь призму своего "Левиафана"? Или Марка Розовского, жалующегося на "близорукость государственной политики"? Поддержал руководителя "Сатирикона" и Олег Табаков, у которого своих скандалов больше, чем на Тушинском рынке… А остальные где, с альтернативным мнением? Помалкивают в ожидании, когда придет известный барин из-за бугра и рассудит? К счастью, появился, но не барин, а представитель той самой общественности – Александр Залдостанов, который ответил руководителю "Сатирикона", саркастически назвавшему активистов общественных организаций "группкой оскорбленных". "Дьявол всегда соблазняет свободой! – заявил Залдостанов. – А под видом свободы эти райкины хотят превратить страну в сточную канаву, по которой текли бы нечистоты". Пожалуй, лучше и не скажешь! И я не понимаю, за что ему нужно извиняться. Вот Журавский, замминистра культуры, бросился на амбразуру с оправданиями и извинениями. Но за что оправдываться? За то, что господа элитарные режиссеры не способны собрать зрителей на свои спектакли и создать своим творчеством хоть что-нибудь ценное, а только тянут из государства деньги? Но ведь сфера культуры не для них одних существует, но еще и для народа. А у нас народ вынужден своими налогами оплачивать культурные потуги разных "великих деятелей"… При этом наш элитарный просветитель получил в 90-е от власть имущих жирный кусок земли, где было построено нечто питейно-развлекательное. Всякий побывавший там непременно задается вопросом: а где же здесь культура? А ее, родимой, как не было, так и нет… |