NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Суббота 20.04.2024 10:28 ast
08:28 msk

О ситуации, связанной с введением временной регистрации граждан по месту пребывания (проживания)
Пресс-служба Уполномоченного по правам человека: Учитывая то, что принятые меры по введению дополнительной временной регистрации по месту пребывания граждан направлены на обеспечение безопасности страны, можно утверждать о том, что они в целом не противоречат вышеприведенным положениям международного и национального права
12.01.2017 / политика и общество

Пресс-служба Уполномоченного по правам человека в Республике Казахста, 11 января

1 января 2017 года вступил в силу Закон РК "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам противодействия экстремизму и терроризму", согласно которому внесены коррективы в статью 51 Закона РК "О миграции населения", обязывающие граждан регистрироваться по месту временного пребывания (проживания) на территории Республики Казахстан. Как известно, практически первые дни действия указанных нововведений вызвали неоднозначную реакцию и острые дискуссии в обществе, а также стали предметом жалоб и обращений граждан на применение их на практике.
В связи с вышеизложенным, учреждение Уполномоченного по правам человека в РК считает необходимым изложить свою позицию по данному вопросу.
Говоря о соответствии упомянутых изменений в законодательстве национальным и международным правовым нормам, следует отметить, что статья 21 Конституции РК гарантирует каждому, кто законно находится на территории Республики Казахстан, право свободного передвижения по ее территории и свободного выбора местожительства, кроме случаев, оговоренных законом.
Статья 12 Международного пакта о гражданских и политических правах также предоставляет каждому, кто законно находится на территории какого-либо государства, в пределах этой территории, право на свободное передвижение и свободу выбора местожительства. Вместе с тем, в соответствии с пунктом 3 данной статьи оговаривается, что упомянутые выше права не могут быть объектом никаких ограничений, кроме тех, которые предусмотрены законом, необходимым для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения или прав и свобод других и совместимы с признаваемыми в настоящем Пакте другими правами.
Таким образом, учитывая то, что принятые меры по введению дополнительной временной регистрации по месту пребывания граждан направлены на обеспечение безопасности страны, можно утверждать о том, что они в целом не противоречат вышеприведенным положениям международного и национального права.
В действительности, внутренние миграционные процессы в стране носят преимущественно латентный характер. На сегодняшний день, наблюдается значительное число незарегистрированных граждан в стране. Так, по мнению экспертов от 20 до 50 процентов населения в городах не включены в официальную статистику. Подобное положение дел, помимо правоохранительного аспекта, существенно ограничивает доступ граждан к социальным благам, в первую очередь, в сфере здравоохранения и образования.
Кроме того, собственники жилых помещений, сдающие их в аренду, зачастую не регистрируют своих жильцов (съемщиков), что позволяет им уклоняться от уплаты налогов и тем самым нарушать действующее законодательство. В связи с этим, введенные государством меры имеют обоснованный характер, так как решают проблему так называемой "скрытой миграции" и пресекают действия получателей незаконной выгоды.
Как известно в сентябре 2016 года был проведен ряд заседаний соответствующей рабочей группы в Мажилисе Парламента РК для обсуждения тогда еще проекта вышеупомянутого Закона, в которых приняли участие известные правозащитники, политологи, общественные деятели. Однако, по утверждению некоторых из них, дискуссии по отдельным вопросам, в частности по информированию населения о принимаемых нововведениях, не были доведены до логического завершения. Действительно, проведение соответствующей информационной работы с убеждением граждан в необходимости и своевременности мер по временной регистрации граждан с указанием их преимуществ, во многом способствовало бы установлению конструктивного диалога.
Наблюдаемая в настоящее время негативная реакция во многом связана с отсутствием такого диалога при принятии столь чувствительных мер, что стало очевидным уже на начальном этапе правоприменительной практики данного Закона, сопровождаемой отдельными случаями нарушения прав и свобод граждан.
По прогнозам МВД РК, процедура оформления регистрации в Центре обслуживания населения (ЦОН) должна занимать не более 15-20 минут. Сообщалось также, что уже с 7 января т.г. граждане будут привлекаться к административной ответственности в виде штрафов в размере 10 МРП или 22 960 тенге в отношении арендодателей и 7 МРП или 15 883 тенге в отношении незарегистрированных жильцов. Вместе с тем оговаривалось, что при первом нарушении граждане получат предупреждение и лишь при повторном нарушении будут привлечены к выплате указанных штрафов.
Однако практика свидетельствует о существенных расхождениях планируемых действий с реальностью. Так, сотрудниками Национального центра по правам человека было установлено наличие больших очередей в ЦОН-ах г. Астаны. Из СМИ и социальных сетей также поступает противоречивая информация о длительных ожиданиях оформления регистрации в ЦОН-ах г. Алматы и других городов Казахстана. Сообщается о том, что сотрудники ЦОН-ов затрудняются отвечать на многие вопросы граждан, так как не владеют достаточной информацией, связанной с процедурой оформления временной регистрации.
Отдельное внимание привлекла информация о наложении штрафа жителю г. Алматы в первый же день (7 января т.г.) вступления в действие мер административного взыскания за нарушение закона без заявленного ранее права на первое предупреждение. Хотя по данному инциденту оштрафованному гражданину ДВД г. Алматы принес свои извинения и заявил о проведении служебной проверки, возникновение такой ситуации вызывает озабоченность.
По другой информации, представители органов полиции при проведении проверок предъявляют бланки с требованием представить внушительный перечень личной информации, например, о местах работы и/или обучения всех членов семьи. В таких случаях у граждан вполне закономерно возникают вопросы о правомерности запроса такой информации и опасения по поводу нарушения их права на частную жизнь и защиту персональных данных.
Очевидно, что вопросы, связанные с реализацией нового закона, требуют совершенствования деятельности уполномоченных органов. Не подвергая сомнению профессионализм должностных лиц местных исполнительных органов власти, учреждение Уполномоченного по правам человека в РК считает необходимым обеспечить должный уровень информированности причастных сотрудников, в том числе полиции, в вопросах осуществления контроля временной регистрации граждан и соблюдения установленных законом прав и свобод человека, а также строго регламентировать их деятельность посредством специальных инструкций/руководств при реализации вышеуказанных полномочий.
Особое внимание стоит уделить разъяснительной работе в отдаленных регионах страны, где, как население, так и местные органы власти, менее информированы о введенных законодательных изменениях и, следовательно, более склонны нарушать законные права граждан, что в итоге может привести к социальной напряженности и локальным конфликтам.
В качестве одной из возможных мер преодоления сложившейся ситуации представляется возможным Правительству в установленном порядке рассмотреть вопрос о введении определенного переходного периода, который позволил бы предоставить возможность гражданам постепенно адаптироваться к нововведенной системе, в том числе путем отсрочки в приемлемые сроки применения предусмотренных штрафных санкций.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Заявление Главы государства по ежегодному Посланию народу Казахстана 31.01.2017
Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана 31.01.2017
Сенаторы обсудят с гражданами поправки в Конституцию 31.01.2017
Бакытжан Сагинтаев провел заседание Координационного совета по взаимодействию с МФО 31.01.2017
Биржан Нурымбетов разъяснил руководителям нефтесервисных компаний правила привлечения иностранной рабочей силы 31.01.2017
Госорганы ответственны за IT-безопасность своих сайтов 31.01.2017
О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по восстановлению платежеспособности граждан Республики Казахстан 31.01.2017
Консультативно-совещательный орган "Диалоговая площадка по человеческому измерению" – уникальная площадка для обсуждения актуальных вопросов политического развития страны 31.01.2017
Хватит кормить ЕС 31.01.2017
Зарплата не для первой леди 31.01.2017

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>
22.04.24 Понедельник
78. АДИЛБАЕВ Жумадил
78. ОГАЙ Евгений
76. МОЛДАКЫНОВ Такен
75. ИТПАЕВ Марс
74. АРГЫНГАЗИН Жугенбай
74. КУЛМАХАНОВ Амир
72. КЕЛЕМСЕИТ Ермек
71. АХМЕДЬЯРОВ Ержан
70. СОРОКИН Александр
69. БАЙБЕКОВ Сейдикасым
66. ДЖАНБУРШИН Ербулан
66. ХАЛИМОВ Мэлсат
64. БИЖАНОВ Керимжан
64. КАРИМОВ Ермек
63. АМЕТОВ Канапия
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz