Пресс-служба Счетного комитета, 2 февраля
Подведены итоги государственного аудита использования средств республиканского бюджета, выделенных с 2014 по 30 сентября 2016 года по бюджетной программе 049 на увеличение уставного капитала АО "ФНБ "Самрук-Қазына" (далее – Фонд) для обеспечения конкурентоспособности и устойчивости национальной экономики, а также активов государства, использованных на реализацию Программы вывода пакета акций дочерних и зависимых организаций АО "ФНБ "Самрук-Қазына" на рынок ценных бумаг(далее – Программа "Народное IPO") в 2011-2015 годах. По оценке Счетного комитета, целевые индикаторы, поставленные в рамках реализации к 2016 году Программы "Народное IPO", достигнуты не в полной мере. Так, к Программе привлечено 47% от планировавшегося к участию количества физических лиц, требуемый ежегодный рост объема капитализации рынка акций Казахстанской фондовой биржи в период с 2011 по 2015 год не наблюдался. Предусмотренное Программой "Народное IPO" привлечение средств от размещенных акций в целях дополнительного финансирования компаний меньше запланированного показателя почти в два раза. Несмотря на внесение в октябре 2014 года корректировок в целевые индикаторы и пролонгацию сроков реализации Программы "Народное IPO", в июле 2016 года документ был поставлен на утрату. Затраты на услуги консультантов по размещению на фондовом рынке акций компаний АО ФНБ "Самрук-Қазына", а также по проведению информационно-разъяснительной кампании в рамках Программы "Народное IPO" в 2011-2015 годах составили 2 210,0 млн.тенге. Между тем, результаты консультационных услуг не могут быть использованы при реализации следующего этапа мероприятий по размещению акций компаний, входящих в группу Фонда (не ранее 2018 года) вследствие утери актуальности. При выделении средств республиканского бюджета по бюджетной программе 049 в размере 93 048,2 млн. тенге на пополнение уставного капитала АО "ФНБ "Самрук-Қазына" отмечено недостижение прямых и конечных результатов по всем 4 проектам, предусмотренным бюджетной программой: "Строительство вторых путей на участке "Алматы-Шу", "Строительство паромного комплекса в порту Курык и эксплуатация универсальных грузопассажирских паромов", "Строительство железнодорожной линии Боржакты-Ерсай", "Создание и комплексное развитие СЭЗ "Хоргос-Восточные ворота". В результате сроки реализации проектов в ходе государственного аудита Счетного комитета были пролонгированы до конца 2017 года. Реализация проектов "Строительство железнодорожной линии Боржакты-Ерсай" и "Строительство вторых путей на участке "Алматы-Шу", предусмотренная до июня и ноября 2016 года, соответственно, осуществлялась с 2015 года без утвержденной проектной (проектно-сметной) документации на общую сумму 34 400,0 млн. тенге. Более двух третей от общего объема работ по реализации проекта "Строительство паромного комплекса в порту Қурық и эксплуатация универсальных грузопассажирских паромов" на общую сумму 25 241,5 млн. тенге переданы ТОО "Концерн "Найза-Кұрылыс" субподрядным организациям, что превышает норматив на 4 060,2 млн. тенге. Для обеспечения исполнения договора о закупках комплексных работ по объекту "Создание и комплексное развитие СЭЗ "Хоргос-Восточные ворота" была представлена ненадлежащая банковская гарантия от АО "Capital Bank Kazakhstan" на сумму 1 129,5 млн.тенге, долгосрочный рейтинг которого ниже предусмотренного допустимого уровня ("В-" по Standard&Poor's). При отсутствии утвержденной проектной (проектно-сметной) документациивыявлены факты систематического внесения АО "НК "Қазахстан Темір Жолы" и АО "Управляющая компания специальной экономической зоны "Хоргос - Восточные ворота" изменений в локальные сметы после оплаты выполненных работ в сторону увеличения (уменьшения) объемов и стоимости работ либо их полного исключения. Из 95 258,1 млн. тенге, охваченных государственным аудитом, выявлены финансовые нарушения на сумму 1 530,6 млн. тенге, 1 385,5 млн. тенге произведены без достижения итогового результата Программы "Народный IPO", 6 системных недостатков и 16 процедурных нарушений на сумму 86 129,4 млн. тенге. В ходе государственного аудита восстановлено 50,2 млн. тенге, в том числе посредством выполнения работ – 34,6 млн. тенге, восстановления по учету – 13,9 млн. тенге, а также путем перечисления штрафных санкций – 1,7 млн. тенге. Материалы государственного аудита в отношении ряда должностных лиц направлены в органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, для принятия процессуальных решений. По итогам заседания даны рекомендации Правительству по внесению изменений в Кодекс "Об административных правонарушениях", Бюджетный кодекс, в законы "О государственных закупках", "Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан" по вопросам усиления финансовой дисциплины, ведения на веб-портале государственных закупокединого реестра банковских гарантий, распространения положений Закона Республики Казахстан "О государственных закупках" на субъекты квазигосударственного сектора в части проведения электронных закупок, а также введения раздельного учета затрат всеми получателями бюджетных средств в разрезе договоров и источников финансирования. Министерствам национальной экономики, финансов, АО "ФНБ "Самрук-Қазына", АО "НК "Қазақстан Темір Жолы" поручено принять меры по устранению выявленных нарушений, рассмотрению ответственности должностных лиц, не обеспечивших соблюдение требований бюджетного и иного законодательства, а также дан ряд других поручений. Материалы государственного аудита по отдельным фактам будут направлены в правоохранительные органы для принятия процессуальных решений. |