NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 19.04.2024 00:31 ast
22:31 msk

В Сенате обсуждены пути повышения эффективности бюджетной политики
Председатель Сената Касым-Жомарт Токаев в своем вступительном слове напомнил, что Глава государства Нурсултан Назарбаев в Послании "Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность" поручил кардинально повысить эффективность бюджетных расходов
24.03.2017 / политика и общество

parlam.kz, 17 марта

В Сенате состоялись Парламентские слушания на тему "Сбалансированный и прозрачный бюджет – залог успешного и стабильного социально-экономического развития страны".
Председатель Сената Касым-Жомарт Токаев в своем вступительном слове напомнил, что Глава государства Нурсултан Назарбаев в Послании "Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность" поручил кардинально повысить эффективность бюджетных расходов.
К.Токаев подчеркнул, что в новой экономической реальности, в условиях медленного восстановления экономики и ограниченных финансовых возможностей, бюджетная политика государства должна стать основным механизмом стимулирования структурных изменений в национальной экономике.
Спикер высказался за рачительное использование государственных финансов: "Чрезмерные траты недопустимы. Необходимо значительно сократить, а, возможно, и прекратить расходы на многозатратные проекты так называемого имиджевого характера".
В выступлении отмечена тенденция к увеличению расходной части бюджета опережающими темпами по сравнению с ростом доходной части. Налоговая политика государства должна отвечать современным глобальным вызовам, главным образом стимулировать деловую активность, способствовать повышению доходов, помогать малому и среднему бизнесу, убежден Руководитель верхней Палаты Парламента. В то же время все низкоэффективные налоговые преференции требуется пересмотреть.
Особое внимание К.Токаев обратил на вопросы расходования средств Национального фонда: "Нынешняя практика использования средств Нацфонда в долгосрочной перспективе может привести к снижению эффективности экономической политики правительства из-за присутствия постоянного финансового источника для оперативного решения текущих проблем. Другими словами, Нацфонд попросту расслабляет правительство".
Председатель Сената считает, что стране предстоит создать новую модель экономического роста и научиться жить по средствам, в условиях конкуренции и рынка. "На эту стратегическую задачу нацеливает и Третья модернизация Президента. Нужно продолжать работу по снижению зависимости бюджета от нефтяных цен, улучшать администрирование налогов, обеспечить переход к оптимальной структуре бюджетных расходов", – сказал К.Токаев.
В своем докладе министр финансов Бахыт Султанов проинформировал участников мероприятия о долгосрочных приоритетах развития бюджетной системы и мерах, направленных на повышение эффективности использования средств бюджета.
Основные направления фискальной политики в рамках повышения устойчивости государственных финансов сенаторам представил министр национальной экономики Тимур Сулейменов.
Член Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета Айгуль Мухаметкарим рассказала о внедрении новых подходов к осуществлению государственного аудита и финансового контроля.
Президент Общественного фонда "Центр исследований "Сандж" Жанар Джандосова перечислила основные причины низкого уровня Индекса открытости бюджета Казахстана (51 пункт из 100 возможных), рассчитанного организацией International Budget Partnership (IBP). Эксперт указала на важность более широкого привлечения общественности к процессу формирования бюджета, определению приоритетных направлений финансирования, проведению публичных слушаний и аудиторских проверок. Ж.Джандосова предложила конкретные меры, направленные на приведение бюджетных документов в соответствие с международными требованиями и создание механизмов вовлечения общественности в бюджетный процесс.
В программу мероприятия вошли выступления заместителя акима Мангистауской области Шолпан Ильмуханбетовой и заместителя председателя правления Национальной палаты предпринимателей "Атамекен" Нуржана Альтаева.
Депутаты Дарига Назарбаева, Ахан Бижанов, Икрам Адырбеков, Сергей Ершов, Ербулат Мукаев, Бактыбай Чельпеков, Дархан Калетаев, Ольга Перепечина, Серик Джаксыбеков, Асхат Кузеков высказали свое видение обсуждаемых проблем и задали ряд вопросов докладчикам.
Подводя итоги дискуссии, председатель Комитета по финансам и бюджету Сената Рашит Ахметов подчеркнул, что правительству необходимо выработать предложения по изменению действующего налогового, бюджетного и другого законодательства с целью создания благоприятных условий для развития предпринимательства, стимулирования государственно-частного партнерства, совершенствования сферы государственных закупок. Сенатор отметил, что парламентарии намерены держать на постоянном контроле исполнение принятых по итогам слушаний рекомендаций.

-----

Доклад Министра финансов Султанова Б.Т. на парламентские слушания на тему "Открытость и сбалансированность государственных финансов в условиях новых задач" в Сенате Парламента РК
г. Астана, Сенат Парламента, 17 марта 2017 года

Уважаемый Рашит Сайранович!
Уважаемые депутаты!
За время развития независимого Казахстана были проведены большие экономические и политические реформы. При этом, построение бюджетной системы и ее развитие, как и всей страны сейчас стоит на пороге третьей модернизации.
Это диктует и расширение оси целей экономической политики: от сбалансированности к эффективной сбалансированности, открытости, подотчетности и предконтролю.
В мае 2015 года Глава государства обозначил 100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ для вхождения Казахстана в 30 самых развитых стран мира. Часть из них направлена на осуществление реформы по "Формированию подотчетного государства".
В рамках 100 шагов Правительством приняты меры по внедрению открытого правительства где реализованы следующие мероприятия:
Первое. Принят Закон Республики Казахстан "О доступе к информации";
Второе. Согласно Закону "Об общественных советах" созданы соответствующие подразделения при государственных органах;
Третье. Внедрен контроль бюджета на стадии планирования Счетным комитетом.
Данные меры согласуются с проводимой последовательной работой обеспечения принципа транспарентности. И здесь свою роль играет отработка слабых сторон, выявляемых ежегодно в ходе обследования открытости бюджета, проводимом Международным партнерством по бюджету (ОЭСР, Doing Business, Всемирный Банк, International Budget Partners, Международный валютный фонд).
Так, в 2008 году среди 85 оцениваемых стран Казахстану было присвоено 35 баллов, а в 2015 году среди 102 оцениваемых стран Казахстану присвоен 51 балл, при средним мировом показателе - 45 баллов.
Говоря о сбалансированности бюджета хотелось бы выделить 4 основных направления.
Первое - Доходы. В данном направлении ведется работа по расширению налогооблагаемой базы, снижению "теневой экономики" и цифровизации налоговой системы.
Второе - Расходы. Основными приоритетами расходов являются:
Во–первых, выполнение ранее принятых обязательств государства;
Во-вторых, оптимизация расходов, в части переориентации расходов и повышение их эффективности.
Третье – Дефицит.
Как основной инструмент балансировки доходов и расходов бюджета.
Четвертое – сбережение нефтяных поступлений, направленных на оптимизацию потребления и накопления средств Национального фонда Республики Казахстан.
И так:
Доходы. Министерством разработан План мероприятий по увеличению доходной части республиканского бюджета.
В План включена работа по отработке контрагентов лжепредприятий и лиц, чья регистрация признана недействительной; налоговые проверки; отработка участников государственных закупок; улучшение показателей по возмещению ущерба в рамках противодействия лжепредпринимательству, экономической контрабанде и другое.
При этом в рамках мероприятий по улучшению налогового администрирования проводится ряд мероприятий по повышению эффективности камерального контроля.
С другой стороны, в целях снижения государственного административного контроля, Министерством финансов активно применяется "Народный контроль".
Механизм "народного контроля" позволит передать "рейдовые" проверки покупателям. И теперь покупатель сам ведет "естественный отбор" продавцов.
Продолжением реформы мер контроля станет внедрение е-аудита. По примеру стран ОЭСР Министерство финансов планирует использование специализированного программного обеспечения. Посредством которого, мы планируем минимизировать прямой контакт проверяющего с налогоплательщиками и сократить сроки проведения проверок. (Срок введения предусматривается с 1 января 2019 года (для крупных плательщиков).
Расходы. Ежегодный бюджет страны обеспечивает реализацию ряда основных задач:
1) выполнение всех текущих обязательств, с принятием мер по сохранению рабочих мест и дальнейшему повышению социальной составляющей бюджета;
2) реализация стратегических задач по созданию условий для стабильного экономического роста через поддержку индустриализации, развития аграрного сектора, малого и среднего бизнеса, транспортной, водной, энергетической и жилищной инфраструктуры;
3) обеспечение обороноспособности и безопасности государства;
4) обеспечение экономической безопасности и снижение зависимости от внешних источников капитала за счет принятия минимальных параметров дефицита бюджета и экономного и эффективного использования средств Национального фонда;
5) дальнейшая децентрализация и финансовое укрепление регионов, внедрение самостоятельного бюджета местного самоуправления.
Хотелось бы отметить, что в текущем году Главой государства в своем Послании народу Казахстана "Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность" были озвучены ряд мероприятий, часть которых нашли отражения уже в уточненном республиканском бюджете 2017 года.
При этом, в долгосрочной перспективе в целях повышения эффективности использования средств создана соответствующая комиссия при Правительстве, основной миссией которой является:
- анализ бюджетного законодательства;
- рассмотрение результатов проведенных проверок по эффективности и законности использования бюджетных средств;
- предложение соответствующих рекомендации, в целях повышения эффективности расходования бюджетных средств.
Дефицит – как основной инструмент баланса бюджета позволяет уровновесить расходную и доходную части бюджета.
В среднесрочной перспективе планируется снижение дефицита бюджета до 1% к ВВП, что позволит снизить зависимость экономики страны от внешних факторов и нагрузки на бюджет по обслуживанию Правительственного долга.
При этом, также ведется политика снижения ненефтяного дефицита до 7% к ВВП, то есть снижение зависимости республиканского бюджета от нефтяных "инъекции".
Пересмотр политики ненефтяного дефицита позволит осуществить четвертое направление – сбережение нефтяных поступлений.
В целях сбережения нефтяных поступлений для будущего поколения начиная с 2020 года, гарантированный трансферт в республиканский бюджет будет зафиксирован в абсолютном значении в тенге. При этом, для плавного перехода на новое правило размер гарантированного трансферта из Национального фонда будет снижен поэтапно: в 2018 году - 2 600 млрд. тенге; в 2019 году - 2 300 млрд. тенге; в 2020 году и последующие годы - 2 000 млрд. тенге.
Все вышеуказанные составляющие регулируются соответсвующим бюджетным законодательством и в данном направлении работа продолжается на постоянной основе.
Так, в рамках совершенствования бюджетирования, ориентированного на результат при формировании республиканского бюджета на 2016-2018 годы проведена работа по укрупнению бюджетных программ на республиканском уровне.
В результате у АБП появилась гибкость в исполнении бюджета, возможность самостоятельно управлять бюджетными средствами в рамках бюджетной программы.
В настоящее время рассматривается вопрос укрупнения бюджетных программ на местном уровне.
Кроме того, отмечаю, что существующая система бюджетного планирования построена на кассовой основе, на потоках получаемых и выплачиваемых денежных средств.
Тогда как в передовой международной практике используется принцип начисления. Данный принцип обеспечивает признание результатов операций по факту их совершения независимо от времени оплаты.
Это позволяет получить полноценную картину влияния принимаемых решений не только на денежные потоки, но и активы и обязательства правительства, в том числе долгосрочного характера.
На данный момент Министерством ведется работа по разработке и внедрению данного метода.
При этом, недостаточно правильно спрогнозировать доходы и эффективно спланировать расходы бюджета. Не маловажным фактором является результативность бюджетных средств. То есть, освоение администраторами выделенных бюджетных средств, а также своевременное и качественное проведение государственных закупок.
В декабре 2015 года был принят Закон "О государственных закупках" (в новой редакции), который направлен на упрощение процесса госзакупок, снижение коррупционных рисков, а также внедрение эффективных механизмов защиты прав и законных интересов потенциальных поставщиков и повышение ответственности участников.
В связи с вступлением нового Закона запущен в эксплуатацию модернизированный функционал веб-портала госзакупок - www.goszakup.gov.kz.
Также хотелось бы отметить, что в 2016 году были приняты меры по снижению доли участия государства в экономике.
В соответствии с Комплексным планом приватизации на 2016-2020 годы осуществляется процесс приватизации объектов государственной собственности и передачи в конкурентную среду активов квазигосударственного сектора.
С учетом поручения Главы государства процесс приватизации предприятий будет ускорен и завершен до 2018 года.
В завершение хотелось бы отметить, что в настоящее время Министерством проводиться масштабная работа по модернизации государственных финансов по направлениям – доходы, государственные закупки и приватизация.
Реализация направлений будет осуществлена через увеличение налогоемкости ВВП, улучшение условий ведения бизнеса, ускорение внешнеторгового оборота, сокращение госучастия в экономике, а также совершенствование системы государственных закупок.
Кроме того, нами в соответствии с принципами государственно-частного партнерства рассматривается возможность передачи части расходов государственного бюджета в конкурентную среду (ГЧП).
Благодаря данным мерам мы планируем к определенному моменту получить в бюджет значительный "лаг" расходов. Данные расходы будут перенаправлены на развитие человеческого капитала через развитие образования и науки и наукоемких отраслей.
Благодарю за внимание!

-----

Сулейменов обозначил приоритетные направления деятельности МНЭ в области фискальной политики
economy.gov.kz, 17 марта

Министр национальной экономики Тимур Сулейменов рассказал на парламентских слушаниях в сенате об основных направлениях фискальной политики в рамках повышения устойчивости государственных финансов.
Выступая перед депутатами сената, Сулейменов отметил, что в целях реализации задач, поставленных Главой государства в Послании народу Казахстана деятельность министерства в области фискальной политики будет сконцентрирована на повышении эффективности бюджетных расходов, сохранении активов Национального фонда, снижении зависимости бюджета от нефтяных доходов и повышении самостоятельности МИО в рамках фискальной децентрализации.
"Совместно с министерством финансов прорабатываются меры по кардинальному упрощению бюджетных процедур. Прежде всего, предлагается значительно упростить процесс разработки и утверждения госорганами бюджетных программ, исключив излишние этапы согласования. В результате сроки разработки бюджетных программ сократятся в среднем на 10 дней", - сообщил Сулейменов.
Кроме этого, будет проработан механизм перераспределения средств от госорганов, не осваивающих средства, госорганам, более эффективно управляющими средствами.
Министр отметил, что "в целях снижения зависимости бюджета от нефтяных доходов будут приниматься меры по стимулированию роста доходов от ненефтяного сектора".
"Рост доходов от ненефтяного сектора во многом будет обеспечиваться дополнительной экономической активностью, генерируемой Правительственными программами", - сказал Сулейменов.
Он также сообщил, что "в текущем году в рамках реализации Послания Главы государства в целях приведения налоговой политики к новым экономическим условиям будет разработан новый Налоговый кодекс".
"Главной задачей реформирования налоговой системы является сохранение стабильности доходов бюджета и увеличение доходов бюджета в долгосрочной перспективе за счет повышения инвестиций в разработку новых месторождений. Также будут приняты меры по совершенствованию механизмов взимания налога на добавленную стоимость, в том числе путем введения электронных счетов-фактур, отмены отдельных льгот по НДС", - сказал министр.
Кроме этого, он сообщил, что в рамках продолжения политики фискальной децентрализации финансирование местных бюджетных инвестиционных проектов, на которые ранее выделялись целевые трансферты из республиканского бюджета, планируется передать местным бюджетам. Речь идет о таких проектах, как школы, детские сады, небольшие объекты здравоохранения (ФАПы и мед.пункты), объекты культуры (клубы, дома культуры), объекты спорта (ФОКи), дороги внутри поселков, сел и городов районного значения, объекты водоснабжения и водоотведения (канализационно-очистительные сооружения и пр.).
"В рамках утвержденных на 2017-2019 годы трансфертов общего характера возможности местных бюджетов по финансированию местных инвестиционных проектов существенно расширены. Прогноз бюджета развития МИО в 2017 году увеличен до 539,4 млрд. тенге или на 193,6 млрд. тенге по сравнению с прогнозом на 2016 год", - проинформировал Сулейменов.
Он также отметил, что "в рамках дальнейшей фискальной децентрализации новшеством в развитии бюджетной системы станет внедрение самостоятельного бюджета местного самоуправления на уровне города районного значения, села, поселка, сельского округа".
"Самостоятельный бюджет МСУ позволит местному населению напрямую участвовать в распределении средств и решении вопросов для улучшения жизни", - заключил министр.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Бакытжану Сагинтаеву представили передовые агротехнологии Актюбинской области 31.03.2017
В Мажилисе разработали Рекомендации по совершенствованию бюджетного законодательства 31.03.2017
В партии "Нұр Отан" обсудили ход реализации реформы государственной службы 31.03.2017
30 марта 2017 года состоялось очередное заседание Счетного комитета 31.03.2017
Глава Акмолинского региона Малик Мурзалин ознакомился с работой ряда предприятий и объектов ЖКХ областного центра 31.03.2017
Кайрат Абдрахманов: Казахстан открыт для самого широкого сотрудничества с французскими друзьями и соседями по региону 31.03.2017
Обсуждены вопросы управления водными ресурсами 31.03.2017
По таможенным постам на казахстанско-узбекской границе 31.03.2017
Последний Атлант 31.03.2017
В Мажилис поступили поправки относительно конституционной реформы 30.03.2017

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
19.04.24 Пятница
76. ДЖАЛМАГАМБЕТОВА Светлана
75. ЖУКЕЕВ Тулеген
74. КАН Виктор
72. ТУМАРБЕКОВ Мурат
71. ЛЕСКЕВИЧ Иван
70. НЕСИПБАЕВ Рахимбек
67. АУБАКИРОВА Жания
67. БЕКИШЕВ Хамит
66. БАЙТЕЛЕСОВ Жигиткер
66. КАСЫМБЕКОВ Бактыбай
58. КИЯСБАЕВА Патима
55. МАНАСБАЕВА Бахыт
53. ШАТЕКОВ Асет
52. ТУРЛЫХАНОВА Гульмира
50. ГЛУХИХ Дмитрий
...>>>
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz