Астана, 4 мая, Дом Мажилиса
Сегодня в Мажилисе Министр юстиции Марат Бекетаев презентовал депутатам проект Конституционного закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые конституционные законы Республики Казахстан". В презентации принял участие вице-спикер Палаты Владимир Божко. Обращаясь к парламентариям, Министр отметил, что проект Конституционного закона разработан в порядке законодательной инициативы Президента. И направлен на приведение отдельных конституционных законов в соответствие с поправками в Конституцию. Изменения вносятся в 8 конституционных законов ("О выборах", "О Парламенте и статусе его депутатов", "О республиканском референдуме", "О Правительстве", "О Президенте", "О Конституционном Совете", "О Первом Президенте – Лидере нации", "О судебной системе и статусе судей"). 1. В Конституционном законе "О Президенте" полномочия Президента приводятся в соответствие с конституционными поправками. В частности, Президент по представлению Премьер-Министра, внесенному после консультаций с Мажилисом Парламента, назначает на должности членов Правительства. Вместе с тем, в случае обращения депутатов Парламента об освобождении от должности члена Правительства в установленном Конституцией порядке (Подпункт 6) статьи 57) Президент освобождает его от должности. Из Конституционного закона "О Президенте" исключаются следующие законодательные функции: - издавать указы имеющие силу закона; - объявлять проект закона срочным; - поручать Правительству внести законопроект в Мажилис, и отменять акты Правительства. 2. В Конституционном законе "О Первом Президенте – Лидере Нации" вносятся поправки в части наименования и уточнения статуса Первого Президента Казахстана как "Елбасы". 3.Конституционный закон "О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов" будет дополнен статьей 22-1, определяющей порядок согласования с Мажилисом кандидатур членов Правительства. Консультации будут проводиться в соответствующих постоянных комитетах. Соответствующие кандидатуры на должности представляет Премьер-Министр или уполномоченное им должностное лицо. Соответствующий комитет будет выносить заключение по каждой обсуждаемой кандидатуре. 4. Согласно конституционным поправкам, в Конституционный закон "О Правительстве" вносятся изменения по упразднению центральных исполнительных органов, не входящих в состав Правительства Также, устанавливаются нормы, регламентирующие взаимоотношения Правительства с Президентом и Парламентом. Правительство действует в пределах срока полномочий Мажилиса и слагает свои полномочия перед вновь избранным Мажилисом. 5. В Конституционном законе "О выборах" предусматриваются поправки направленные на повышение правовой грамотности избирателей и участников избирательного процесса. Вносятся дополнительные требования, предъявляемые к кандидату в Президенты: - наличие опыта работы на государственной службе или на выборных государственных должностях не менее 5 лет; - подтверждение отсутствия заболеваний, препятствующих исполнению обязанностей (Для этого проводится медицинское освидетельствование). 6. Согласно изменениям в Конституционный закон "О Конституционном Совете" предусмотрено право Президента направлять обращения в Конституционный Совет в интересах защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения национальной безопасности. При этом определяются последствия обращения в Конституционный Совет и последствия принятия Советом решений. 7. В Конституционный закон "О судебной системе и статусе судей" вносятся поправки, направленные на уточнение реализации Верховным Судом функции по разъяснению судебной практики. Вместе с тем, устанавливаются требования к участникам конкурса на должность судьи. В целях их усиления пересмотрен возраст кандидата в судьи районного суда (с 25 до 30). 8. Вносятся поправки в Конституционный закон "О республиканском референдуме". Не могут быть предметом референдума вопросы унитарности и территориальной целостности Республики, формы ее правления, а также основополагающие принципы деятельности Республики, заложенные Первым Президентом – Елбасы, и его статуса. В презентации законопроекта приняли участие представители заинтересованных государственных органов, непарламентских политических партий, неправительственных организаций и эксперты. Дальнейшее рассмотрение проекта закона продолжится в рамках рабочей группы, которую возглавляет председатель Комитета Мажилиса по законодательству и судебно-правовой реформе Нурлан Абдиров. |