NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 29.03.2024 15:56 ast
13:56 msk

Бюджет-2016: Мажилис рассмотрел отчеты Правительства и Счетного комитета
Н.Нигматулин: Некоторые субъекты квазигосударственного сектора, имея на счетах немалые суммы, запрашивают новые миллиарды для того, чтобы сохранить объемы получаемых бюджетных средств на следующий финансовый год. При этом госорганы идут им навстречу, потому что это позволяет отчитаться им о полном освоении своего бюджета
08.06.2017 / политика и общество

Астана, 7 июня, Дом Мажилиса

На состоявшемся сегодня под председательством Нурлана Нигматулина пленарном заседании Мажилиса Палата рассмотрела отчеты Правительства и Счетного комитета об исполнении республиканского бюджета за 2016 год.
В ходе обсуждения мажилисмены заострили внимание на ряде актуальных вопросов. Прежде всего, это ответственность за исполнение бюджета и качество осуществляемых финансовых проверок.
Как отметил в связи с этим Председатель Мажилиса, важен не сам процесс проверки, а его результат: объем возмещенного ущерба, количество привлеченных к ответственности виновных за нарушения.
- Мы часто говорим об ответственности администраторов бюджетных программ, но оказывается, есть вопросы и к проверяющим. Только при взаимной ответственности всех сторон, как проверяемых, так и проверяющих, можно навести порядок с использованием государственных средств, - сказал Н.Нигматулин.
Наряду с отмеченным ростом экономики на пленарном заседании сказано и о том, что из 30 администраторов бюджетных программ 15 не обеспечили 100% исполнение бюджета.
Спикер Палаты акцентировал также внимание на недопустимости манипулирования бюджетными средствами.
По словам Н.Нигматулина, некоторые субъекты квазигосударственного сектора, имея на счетах немалые суммы, запрашивают новые миллиарды для того, чтобы сохранить объемы получаемых бюджетных средств на следующий финансовый год. При этом госорганы идут им навстречу, потому что это позволяет отчитаться им о полном освоении своего бюджета.
- Никакой ответственности за отвлечение государственных средств никто не несет. Вот такая карусель. Думаю, пора прекратить манипулировать бюджетными средствами, когда в конце года при угрозе неосвоения этих средств начинается переброска неосвоенных денег на счета квазигосударственного сектора или на пополнение уставных капиталов дочерних компаний национальных компаний, - сказал Спикер Мажилиса.
Н.Нигматулин выразил мнение, что госорганам необходимо подумать над изменением механизма финансирования квазигосударственного сектора и повышением ответственности администраторов бюджетных программ, чтобы деньги не лежали "мертвым грузом", а действительно работали на экономику страны.
Подводя итог обсуждению, Спикер Мажилиса подчеркнул, что у Правительства и Парламента общая задача – обеспечить эффективное использование бюджетных средств.
- И от того, как будут использованы эти средства, зависит достижение задач, поставленных Главой нашего государства Нурсултаном Назарбаевым по обеспечению экономического роста и повышению уровня жизни наших граждан, - заключил Н.Нигматулин.
Обсудив на своем пленарном заседании, Мажилис направил бюджетный отчет в Сенат Парламента.
В этот день депутаты Мажилиса одобрили ратификационный законопроект - поправки в Протокол к Соглашению между Казахстаном и Узбекистаном о пунктах пропуска через госграницу.
Законопроект направлен на развитие транзитно-транспортного потенциала и торгово-экономических отношений между обеими странами.
Документом предусматривается открытие автомобильных пунктов пропуска "Целинный" и "Сырдарья", перевод статусов автомобильных пунктов пропуска "Казыгурт", "Капланбек", "Атамекен" с "двухстороннего" на "многосторонний" и перенос железнодорожного пункта пропуска со станции Бейнеу на станцию Оазис.
На пленарном заседании "добро" Палаты во втором чтении получили и разработанные парламентариями поправки по вопросам Государственной образовательной накопительной системы.
Дополнения предусматривают, в частности, реализацию права на получение премии государства по приоритетной категории (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в том числе достигшие совершеннолетия, но не более чем до достижения двадцатитрехлетнего возраста).
Вводится запрет на безакцептное списание образовательных накопительных вкладов по любым видам задолженностей вкладчиков. Это позволит обеспечить сохранность бюджетных средств в виде премии государства.
Кроме того, расширяется список банков-участников Государственной образовательной накопительной системы путем отмены требования к ним по наличию филиалов в областных центрах и городах Астана и Алматы.
Сегодня депутаты Мажилиса во втором чтении одобрили новшества, касающиеся совершенствования правоохранительной системы.
Как отметил Председатель Палаты Н.Нигматулин, в проекте закона присутствует целый ряд поправок, направленных на гуманизацию наказания за экономические правонарушения.
В частности, лицо, впервые совершившее правонарушение в предпринимательской среде, освобождается от уголовной ответственности, если оно добровольно возместило причиненный им ущерб. Также исключается уголовная ответственность за лжепредпринимательство.
- Тем самым, наше решение направлено на реализацию установки Главы государства по поддержке отечественного бизнеса, созданию условий для его развития и роста, - отметил Н.Нигматулин.
В целом изменения и дополнения вносятся в Уголовный, Уголовно-процессуальный кодексы, Кодекс об административных правонарушениях и ряд законов.
Наряду с этим на пленарном заседании депутаты Мажилиса взяли в работу проекты ратификационных актов. Это казахстанско-кыргызский Протокол и поправки в него о техническом содействии.
И сегодня Мажилис принял Постановление о прекращении полномочий члена Конституционного Совета Республики Казахстан Нурмагамбетова Аманжола Магзумовича. По рекомендации Комитета Мажилиса по законодательству и судебно-правовой реформе Палата назначила на эту должность Темербекова Алибека Акылбековича.
В этот день Палата избрала депутатов Мажилиса в состав совместной комиссии Палат Парламента по Регламенту Парламента.
В завершение пленарного заседания парламентариями сделан ряд депутатских запросов. Их озвучили А.Курманова, К.Ержан

---

Выступление Министра финансов РК Султанова Б.Т. на Пленарном заседании Мажилиса Парламента об исполнении республиканского бюджета за 2016 год
г.Астана, Мажилис Парламента, 2017 год 07 июнь

Уважаемый Нурлан Зайруллаевич!
Уважаемые депутаты!
В 2016 году экономика выросла на 1%, несмотря на падение цен на экспортные товары из-за внешних негативных факторов. Это стало одной из главных причин перевыполнения плана по доходам и их росту. В результате доходы составили 7,7 трлн.тенге и перевыполнены на 109,1%. Также это позволило сберечь гарантированный трансферт из Национального фонда в размере 370 млрд.тенге.
Расходов, по сравнению с 2015 годом, произведено на 1 338 млрд.тенге больше. Они освоены на 98,3%. Это достаточно высокий уровень.
Социальная сфера всегда является приоритетом. Ее доля к ВВП в прошлом году достигнув 7,2%, составила половину расходов.
Дефицит бюджета сложился на 18% меньше, чем было запланировано, или 1,7% к ВВП.
В результате перевыполнения доходов и экономии по расходам на казначейском счете сформировались кассовые остатки в сумме 158,4 млрд.тенге.
Теперь, более подробно остановлюсь на вопросах, поднятых во время рассмотрения Отчета.

ПЕРВЫЙ БЛОК, ПО ДОХОДАМ
Были подняты вопросы о зависимости доходной части от трансфертов из Национального фонда. Действительно, последние годы увеличилась доля трансфертов. Они помогли поддержать экономику во время кризиса. В ближайшей перспективе их доля постепенно будет сокращаться и составит 2 трлн.тенге в 2020 году.
Также, за счет диверсификации активов Национального фонда планируется повышение доходности фонда. Кроме того, все поступившие средства от приватизации республиканской собственности и от передачи активов холдингов в конкурентную среду будут направлены в Национальный фонд.
В рамках улучшения налогового администрирования мы должны решить два важных вопроса. Это с одной стороны создание благоприятных условий для бизнеса, с другой стороны повышение собираемости доходов государственного бюджета.
Эта работа будет обеспечена за счет снижения доли теневой экономики, оптимизации налоговых льгот, улучшения налогового администрирования.
Отдельные работы уже начаты. Среди них, электронные счет-фактуры, проект казначейского сопровождения государственных закупок и другие.
Проект электронных счет-фактур будем развивать и дальше. Для этот мы объединим информационные системы в налоговой и таможенной сферах. Благодаря чему будет внедрена система учета и виртуального отслеживания товаров начиная с импорта, производства и реализации товаров.
В новом Налоговом Кодексе для бизнеса, применяющего электронные счет-фактуры, предусматривается сокращение сроков возврата НДС в общеустановленном порядке до 30 рабочих дней, сокращение встречных проверок и процедур камерального контроля.
В целях избавления экономической сферы от экономических преступлений и их гуманизации разработаны поправки в Уголовный кодекс. Их суть -дать возможность освобождения от уголовной ответственности, если организация впервые уклонившись от уплаты налогов, полностью возместила причиненный ущерб.
В налоговой проверке будем придерживаться принципа невмешательства в деятельность бизнеса.
Надеемся, что все вышеперечисленные меры позволят снизить количество лжепредпринимателей, применяющих в деятельности схемы уклонения от уплаты налога.

ВТОРОЙ БЛОК, ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАСХОДОВ
Во время рассмотрения отчета обсуждалось неэффективное использование бюджетных средств.
Сумма неэффективного использования бюджетных средств по сравнению с 2015 годом уменьшилась в 2 раза и составила 268 млрд.тенге.
Для снижения этого показателя планируется ряд мероприятий.
Во-первых, снижение остатков на счетах субъектов квазигосударственного сектора. Выработаны разные варианты. Среди них, возврат этих остатков в доход бюджета или дать разрешение использовать их на другие проекты квазигоссектора. Эти вопросы в данное время обсуждается на рабочей группе.
Во-вторых, Ваши предложения о сокращении расходов на пополнение уставного капитала. Для этого предлагаем планировать не всю сумму, указанную в финансово-экономическом обосновании, а выделять поэтапно. Кроме этого, будем расширять применение механизмов государственно-частного партнерства при реализации инвестиционных проектов.
В-третьих, в прошлом году мы в контрольной работе перешли на государственный аудит. Но, все еще имеются нарушения, как бюджетных процедур, так и процедур государственных закупок. Для их снижения будем усиливать превентивные меры контроля при исполнении бюджета.
В-четвертых, в текущем году Счетный комитет впервые будет проводить предварительную оценку проекта бюджета на 2018 год. Это поможет снизить неэффективные расходы бюджета.
В-пятых, совершенствование процедур государственных закупок.
Во исполнение Послания Главы государства мы разработали законопроект. В нем предусмотрено внедрение единой системы госзакупок по принципу централизованной службы, перевод всех закупок квазигоссектора на электронный формат. Комитет внутреннего государственного аудита будет контролировать закупки субъектов квазигоссектора.
В- шестых, уменьшим административные барьеры в бюджетных процедурах для быстрого доведения средств до реальной экономики. Пересмотрим механизм авансирования инвестиционных проектов с целью снижения дебиторской задолженности.
В-седьмых, повышение качества стратегического и бюджетного планирования.
2016 году мы пересмотрели состав бюджетных программ. Они были увязаны со стратегическими целями. Мы думаем, что эта работа даст свои результаты.
В настоящее время в Правительстве рассматривается введение запрета на изменение индикаторов в стратегических планах госорганов. В свою очередь, это позволит привлечь к ответственности руководителей государственных органов за не достижение показателей и повысить качество планирования.
Исполнение бюджета напрямую зависит от планирования. В случае представления бюджетных заявок на следующий год не в соответствии с бюджетным законодательством будем рассматривать ответственность должностных лиц администраторов.

ТРЕТЬИЙ БЛОК, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ
Бурно обсуждался уровень государственного долга, в том числе рост внешнего долга.
Объем дефицита бюджета к ВВП составил 1,7% при плане 2%. Долговая нагрузка находится в допустимых пределах.
В среднесрочном периоде планируется финансирование дефицита бюджета осуществлять только за счет внутренних источников и довести его уровень до 1% к ВВП.
Внешний долг квазигосударственного сектора уменьшился на 2,6 млрд. долларов и составил 16,2 млрд. долларов.
Операции по внешнему заимствованию холдингов и национальных компаний будут на особом контроле у Правительства. Соответствующий законопроект находится в Сенате.
Вопрос недопущения чрезмерной долговой нагрузки рассматривается ежеквартально на Совете директоров национальных холдингов и компаний.

Уважаемые депутаты!
Таковы основные характеристики отчета 2016 года и пути решения вопросов, поднятых Вами.
Отчет Правительства обсуждался всесторонне на рабочих группах головного и профильных комитетов.
Во время рассмотрения отчета было высказано около 300 вопросов и предложений. Они касались всех сфер экономики.
На все вопросы ответы были даны в письменной форме своевременно и в полном объеме. Запрашиваемая информация была предоставлена.
Во время работы над отчетом депутаты и члены Счетного комитета обратили внимание на недостатки, допущенные при бюджетном планировании и исполнении бюджета. Раскрыты многие проблемные вопросы.
Решение большинства системных вопросов мы рассмотрим при корректировке бюджетного, налогового законодательства и законодательства о государственных закупках.

Уважаемые депутаты!
Итоги рассмотрения Отчета истекшего года несомненно окажут влияние на повышение качества исполнения бюджета. Мы обеспечим выполнение рекомендаций депутатов и Счетного комитета и будем на постоянной основе отчитываться по ним.
Прошу поддержать Отчет Правительства.
Благодарю за внимание.

---

Выступление Председателя Счетного комитета Нурмухамбета Канапиевича Абдибекова на пленарном заседании Мажилиса Парламента РК
esep.kz, 7 июня

Құрметті Нұрлан Зайроллаұлы!
Құрметті депутаттар, шақырылғандар!

Үкіметтің есебіне қорытынды болып табылатын 2016 жылғы республикалық бюджеттің атқарылуы туралыЕсеп комитетінің Есебі Мәжілістің комитеттері мен жұмыс тобының отырыстарында талқыланды.
Біздің бағалауымызша, Үкімет республикалық бюджеттің нақтыланған жоспарын атқарған.
Сонымен қатар кемшіліктер мен шешілмеген проблемалар да бар. Соларға тоқталуға рұқсат етіңіздер.
Біріншіден.Бюджет кірістерін атқарудағы проблемалар мен кемшіліктер.
Салықтар бойынша түсімдердің асыра орындалуына макроэкономикалық жағдайлардың жақсаруы мен алдыңғы кезеңдердің төлемдеріне аванс беру әсер етті. Бұл 2015 жылмен салыстырғанда есепті жылдың соңына корпоративтік табыс салығының 166,8 млрд. теңгегеөскенін көрсетті.
Республикалық бюджет кірістерінің Ұлттық қордан берілетін трансферттерге тәуелділігі сақталып отыр. 2015 жылмен салыстырғанда 2016 жылы Ұлттық қордың қаражаты 7,3 процентке төмендеді, соның ішінде түсімдердің 8 есе қысқаруы есебінен.
Мұндай жағдай Ұлттық қордың жинақтау және тұрақтандыру функцияларын қауіпсіз жүзеге асыру тәуекелдерін ұлғайтады.
Салықтар мен төлемдер бойынша бересі өсуде. Берешектерді төмендету бойынша қолданылған шаралардың нәтижесі қысқа мерзімді болды.
Біздің ойымызша, бюджеттің кіріс бөлігін ұлғайту үшін едәуір резервтер бар.
Өз қалауы бойынша салықтық және кедендік әкімшілендірудің жекелеген шараларын қолдануға мүмкіндік беретін нормалар болып отыр.Бұл жалған кәсіпорындар контрагенттерінебұзушылықтарды жоюдан бас тартуға мүмкіндік береді.
Осы бөлікте салықтық және кедендік заңнаманы жетілдіруқадағаланбайтын экономика үлесінің өсу тәуекелінтөмендетеді. Шет елдік инвестицияны тарту үшін қолайлы жағдай туғызады.
Салықтық және кедендік әкімшілендіруде пайдаланатын ақпараттық жүйелерді жаңғырту, олардың шекара маңындағы мемлекеттермен интеграцияланған іс-қимылы тауар айналымының ашықтығын арттырады. Бұл кедендік әкету баждарын салудан кетуді барынша азайтады.
Бағалау және салықтық жеңілдіктер мен преференцияларды әкімшілендіругебасты назар аудару керек. Тиісті әдістеме әзірлеу оларды ұсынудан алынатын нақты әсерді айқындауға мүмкіндік береді. Экономикалық тиімсіз салықтық әлсіреуді оңтайландырады.

Второе. Процесс использования средств республиканского бюджетане имеет прямого стимулирующего эффекта, необходимого для полноценного внедрения бюджетирования, ориентированного на результат.
Это снижает ответственность и эффективность деятельности как центральных, так и местных исполнительных органов.
По нашей оценке, в 2016 году неэффективно использовано 268 млрд. тенге.
В том числе, несмотря на принимаемые Правительством меры по усилению ответственности администраторов бюджетных программ и расширению полномочий по перераспределению и корректировке бюджетных средств, неосвоенными остались 36 млрд. тенге.
В целях устранения указанных недостатков необходимо усилить ответственность за нерациональное использование и системное неисполнение взятых обязательств.
Принцип перехода от управления бюджетными затратами к управлению процессом достижения конечных результатов должен стать главной целью каждого администратора, в том числе на местном уровне.

Третье. Недостаточное развитиевнутреннего рынка долговых инструментов способствовало росту внешнего заимствования, в том числе на финансирование дефицита республиканского бюджета.
По оценке Счетного комитета, принятые решения по заимствованию на внешнем рынке каждого шестого тенге в 2016 году были преждевременными.
При этом необходимо учитывать, что помимо возврата привлеченных денег государство платит и за обслуживание долга. Так, за 2016 год эта сумма составила 523,2 млрд. тенге с ростом по сравнению с предыдущим годом в 1,7 раза.
Считаем необходимым ввести ответственность за принятие решений об осуществлении заимствований для покрытия дефицита бюджета, размеры которых превышают индикаторы экономической безопасности страны, а также предусмотреть более жесткие ограничения для предоставления гарантий под поручительство Правительства страны.

Четвертое. Отмечается некачественная разработка правительственных программ и стратегических планов государственных органов, несбалансированность их основных параметров между собой и с документами системы государственного планирования вышестоящего уровня.
Частое кардинальное изменение условий их реализации приводит к низким показателям достижения целевых индикаторов. Отсутствует возможность оценить в краткосрочном периоде эффект от исполнения заложенных в правительственных программах инструментов социально-экономического развития страны.
На наш взгляд, необходимо проводить работу над ошибками, транслировать опыт удачных инициатив.

Пятое. Некачественная разработка программных документов регионов, отсутствие должного контроля за реализацией мероприятий повлекли недостижение ряда целевых индикаторов и показателей результатов Программы развития территорий и Прогноза социально-экономического развития областей.
Отсутствие соглашений о результатах по целевым текущим трансфертам привело к ослаблению контроля со стороны центральных государственных органов за достижением показателей результатов в регионах.
В результате значительные суммы не осваиваются, используются не по целевому назначению и возвращаются в бюджет. В 2016 году были возвращены 13,6 млрд. тенге с ростом по сравнению с 2015 годом почти в два раза.
Непрозрачность процесса исполнения инвестиционных проектов, отсутствие единого перечня приоритетных местных инвестиционных проектов в разрезе регионовнивелирует комплексный подход к решению социально-экономических задач в масштабах республики.
Сохраняющиеся различия в уровнях бюджетной обеспеченности регионов, ежегодное превышение объемов выделенных целевых трансфертов регионам-донорам над объемами бюджетных изъятий свидетельствуют о необходимости совершенствования межбюджетных отношений и системы прогнозирования поступлений в бюджеты.

Шестое. Отмечается снижение эффективности деятельности квазигосударственного сектора.
В отчетном периоде Счетным комитетом впервые проведена оценка эффективности управления активами отдельных субъектов квазисектора. Это позволило отойти от констатации фактов нарушений и сконцентрироваться на имеющих место системных проблемах и выработке предложений по повышению эффективности их деятельности.
Оценке подвергнуты достижение поставленных перед национальными холдингами задач, влияющих на развитие отраслей экономики и реализацию социально-значимых проектов.
Количество прибыльных субъектов квазигосударственного сектора снизилось по сравнению с 2015 годом на 19,1%.
Значительные объемы средств республиканского бюджета, ежегодно направляемые на пополнение уставных капиталов субъектам квазигосударственного сектора, своевременно не осваиваются, используются неэффективно.
Из числящихся на контрольных счетах наличностисубъектов квазигосударственного сектора 113,1 млрд. тенге 87,2% составляют остатки предыдущих периодов.
Отмечаются недостаточный контроль и мониторинг эффективности управления государственным имуществом.
Администраторы бюджетных программ не формируют консолидированную финансовую отчетность с учетом активов курируемых субъектов квазигосударственного сектора.
Данный факт может создать серьезные препятствия для предстоящего формирования Правительством страны с 2018 года консолидированной финансовой отчетности республиканского бюджета.
Внедрение инструментов финансирования государственных холдингов и национальных компаний по принципу бюджетирования, ориентированного на результат, позволит повысить отдачу от квазигосударственного сектора, поднять на новый уровень ответственность за рачительное отношение к расходованию государственных средств.
В целях устранения системных недостатков и предупреждения нарушений в будущем в отчетном периоде Правительству направлено 53 рекомендации по совершенствованию законодательства.

Құрметті депутаттар!
Үкімет есебіне жасаған қорытындымызды талқылау кезіндегі жемісті жұмыс үшін алғысымызды білдіреміз. Сіздердің ұсыныстарыңыз бен пікірлеріңіз Есеп комитетінің алдағы қызметінде міндетті түрде ескерілетін болады.
Назарларыңызға рақмет!


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Указ Президента Республики Казахстан от 12 июня 2017 года №498 30.06.2017
Указ Президента Республики Казахстан от 20 июня 2017 года №500 30.06.2017
Сенат ратифицировал ряд международных документов и принял поправки в законодательство по вопросам электроэнергетики 30.06.2017
Бакытжан Сагинтаев обсудил с экспертами налоговую политику и проект Стратегического плана развития РК до 2025 30.06.2017
Постановление ЦИК РК от 29 июня 2017 года № 17/166 30.06.2017
О заседании Совета министров внутренних дел государств-участников СНГ 30.06.2017
Пленарное заседание Верховного Суда приняло нормативные постановления 30.06.2017
Аким Алматы проинспектировал ход реконструкции ряда улиц с приоритетом для пешеходов 30.06.2017
Политики, дипломаты и ученые подвели итоги 25 лет дипломатической службы Казахстана и заглянули в ее будущее 30.06.2017
В Библиотеке Первого Президента презентована книга "Миротворец: сирийский узел" 30.06.2017

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>
31.03.24 Воскресенье
76. СЕРКЕБАЕВ Алмас
71. РАИМЖАНОВ Абдыхапар
70. ЧЕСНОКОВ Анатолий
67. МИНЕЕВА Ирина
65. АКМОЛДАЕВА Елена
65. КУБЕЕВ Еркин
63. КЕРИМХАНОВА Гульнара
62. КИМ Марина
62. МЕНДЕКИНОВА Гульжан
56. ЖАНЖУМЕНОВ Талгат
53. АББАС Бауыржан
52. АЛПЫСБАЕВ Канат
50. БЕККАЛИ Мухтар
46. ДЖАУХАНОВ Руслан
46. ЖАКУПОВ Нурлан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz