NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 28.03.2024 19:39 ast
17:39 msk

Над пропастью во лжи, или "феномен Тулебайки"
Интересно, нынешняя "элита" лжет своим детям или честно говорит об источниках преуспеяния?
19.06.2017 / политика и общество

Зира НАУРЗБАЕВА, "Экспресс К", 17 июня

Казахская традиционная культура общения – очень деликатная, построенная на иносказаниях, метафорах, табу. "Айтылған сөз – атылған оқ" − "Прозвучавшее слово подобно выпущенной стреле", считают казахи. Но есть в этой культуре время и пространство, когда высказывается в глаза вся правда, какой бы жестокой она ни была. В политике это обычай "дат". Любой человек, даже приговоренный к казни, мог обратиться так к хану или судьям, и его обязаны были выслушать. Потому что "Бас кеспек болса да тіл кеспек жоқ!" − "Можно отрубить голову, но не отрезать язык!"
Неприкрытая правда могла публично прозвучать на бийских тяжбах, а еще во время айтысов. Причем на айтысах выворачивались наизнанку межродовые и родовые проблемы, обсуждалась зачастую очень грубо тема секса. А еще был забытый ныне тип носителя традиции – "бәдік". Бәдік всегда говорил наперекор обычаям, озвучивал все, что угодно. На него нельзя было обижаться. В фильме "Биржан сал" по сценарию писателя Таласбека Асемкулова бәдік высказывает соболезнование встреченной похоронной процессии "Қояр көбейсін" ("побольше вам покойников"). Сам Таласбек вспоминал, что видел одного из последних бәдіков в детстве, в 1960-х годах. Тот остановился у них дома в гостях и сказал хозяйке: "Ты никогда не исходила кровью в родах, поэтому так жестока к пасынку". Все это кажется ненужной грубостью, но...
Кто из алматинцев не знает улицу имени Мукана Тулебаева? В самом центре города, тенистая, тихая, с кирпичными домами, в которых в просторных квартирах жил цвет нашей интеллигенции советского периода: писатели, композиторы, ученые, журналисты, артисты. Мой покойный муж говорил временами: "Обязательно надо купить квартиру на Тулебаева, хоть годик там пожить, әйтпесе арманда кетемін". Это была его студенческая мечта, выпестованная 30 годами бездомного существования. "Знаешь, сколько было прекрасных концертов в консерватории или в театре, когда все наслаждаются музыкой, а я думаю, где заночевать после концерта"... Когда я рассказала об этой мечте мужа подруге, выросшей на Тулебайке, как ее ласково называли алматинцы, она как-то странно взглянула на меня, а потом сказала: "Зачем вам это? Знаешь, там ведь почти в каждой квартире у наших выдающихся деятелей были дети − психи, наркоманы или алкоголики. Зачем вам эта аура!".
Я тоже часто думала, почему у многих известных, успешных людей проблемные дети (прошу прощения у друзей, кого может задеть этот текст, я не о конкретных людях и семьях, ул. Тулебаева здесь своего рода символ – символ жизненного успеха, который не всегда наследуется потомками). Не абсолютизирую, но все-таки тенденция налицо. Думала, может быть это переданная в наследство тонкая психика талантливых людей? Или детство без тени материальных проблем, ведь в советское время вошедшая в пул интеллигенция жила богаче, чем партийно-хозяйственное чиновничество?
"Балалы үйде ұрлық жатпайды" − "В доме, где есть ребенок, кражи не спрячешь".
Недавно прочитала книгу "Сценарий жизни". Автор − Клод Штайнер, ученик Эрика Берна (того самого, что написал "Игры, в которые играют люди" и т. д.). В книге "Сценарий жизни" много всего интересного, есть и утверждения, которые просто не могу принять. Но одна глава "Ложь" показалась очень актуальной. Она о том, что наша жизнь наполнена ложью. Речь идет не только о лжи в политике, рекламе, СМИ, но и об обычной – ради карьеры, ради политкорректности, да в конце концов просто ради сохранения приличий и хороших отношений.
Психолог очень просто, на бытовых примерах объясняет, как мы приучаем детей лгать. Ложью писхолог называет не только прямую ложь, но и полуправду, умолчание, которые создают у человека неправильное впечатление о реальной ситуации. Считается, что мы учим детей быть правдивыми, но по сути учим лгать правдоподобно.
Дети от природы наделены огромным стремлением к познанию окружающего мира, иначе им просто не выжить. Все родители помнят период в развитии младенца, когда он раз за разом, сотни, тысячи раз бросает на землю попавший ему в руки предмет – игрушку, ложку и прочее, а потом настойчиво просит подать его ему. Оказывается, так младенец, наблюдая и делая выводы из своих экспериментов, изучает закон всемирного тяготения и природу предметов. Смотрела как-то видеосюжет. Там психологи показывали младенцам на экране, как другой младенец кидает предметы. В некоторых случаях с помощью спецффектов показывалось, как предмет проваливается сквозь столик или пол, или например мячик, упав на пол, не подпрыгивает, а бутылочка высоко подпрыгивает. И каждый раз, когда применялся спецэффект, маленькие зрители демонстрировали удивление, то есть они не понимали, почему предмет ведет себя не так, как они знают из личного опыта.
Возвращаясь к теме. Штайнер считает, что родители подавляют стремление детей к познанию и логическим выводам потому, что сами они составляют большую часть мира маленького ребенка – он испытывает огромный интерес к старшим, внимательно наблюдает за ними, делает выводы, к тому же вполне может громко их обнародовать. Об этом говорит и казахская пословица "Балалы үйде ұрлық жатпайды" − "В доме, где есть ребенок, кражи не спрячешь". Родители знают, что у них не все в порядке, что они не во всем соответствуют декларируемым ими самими и обществом правилам и ценностям, а потому хотят избегнуть пристального внимания ребенка. Кому хочется оказаться в роли "голого короля".
"Потеря способности познавать происходит в результате постоянных "нападений" на нее со стороны родителей и приводит к чувству запутанности, неспособности понять, что происходит; к тому, что человек разрывается между своими чувствами и тем, что он должен чувствовать, по словам других людей; наконец, выбрать между своей картиной мира и картиной, навязываемой ему" (К. Штайнер).
В принципе все может быть вполне невинно, речь не обязательно идет о "скелетах в шкафу". Когда ребенок приходит ночью в спальню родителей и говорит: "Мне страшно", а ему отвечают: "Ничего не страшно, иди к себе, бояться нечего", то здесь не только игнорирование, но и диссонанс между тем, что чувствует ребенок, и тем, что ему говорят. Ребенок склонен верить, особенно родителям, а значит он приходит к выводу, что его чувства его обманывают, им нельзя доверять. Ребенок также путается, когда словесно родители утверждают одно, а действиями – другое.
Фактически много лет ребенок учится лгать. У одной моей подруги дети были честны до безобразия, не воспринимали условности, доставляя ей массу неприятных моментов. Например, семнадцатилетний сын в гостях на вопрос хозяйки "тебе понравилось?" честно отвечал "не понравилось". Мелочь, но на самом деле приличия требуют, чтобы ребенок отвечал на такие вопросы вопреки своим ощущениям и мнению. Каждый при желании припомнит более значимые случаи постоянной лжи.
Штайнер показывает, как постоянная ложь дома, в школе, во дворе лишает ребенка способности наблюдать, размышлять, делать логические заключения. Мало того, он доказывает, что "ложь в сочетании с игнорированием приводят к психическому расстройству, которое называется шизофрения...". Далее он вполне аргументированно нападает на позиции ортодоксальной психиатрии, но думаю, кого это заинтересует, сам обратится к книге. Мы же вернемся к своей теме.
Соблазнительно пару понятий "ребенок – родитель" заменить на пару "народ – власть", но у меня нет желания впадать в политическую публицистику. Конечно, "рыба гниет с головы", но формируется человек в семье, и "каждый народ заслуживает тех правителей, что имеет". Наши дети, взрослея, учатся дышать ложью. Году в 1995 перебросилась репликами с дальним родственником, студентом экономического факультета КазГУ:
– Как дела на факультете?
– Так себе. Декан факультет позорит!
– Как это?
– Представляете, приезжает на работу на троллейбусе. Перед другими факультетами стыдно.
Студент этот был алматинский, "центровской", из хорошей образованной семьи, продвинутый, так сказать. И он прекрасно понимал, что с тогдашней зарплаты декану машину не купить. Он предпочитал, чтобы декан брал взятки с них, студентов, чем "позорил" факультет. Мне кажется, ситуация, в которой сейчас мы все находимся, определяется не только тем, кто наверху, но и вот такими установками большинства.
Самым страшным грехом у казахов было "отобрать чье-то несібе".
Пару лет назад записала в своем ФБ-дневнике. "Дочка вчера гуляла с одноклассницами. Те, кто учились получше, не списывали на ЕНТ и не получили грантов, сейчас поступают платно в вузы, обсуждают стоимость обучения на ту или иную специальность. Те, кто учились плохо, умело, онлайн, "сотрудничали" со школьными учителями и поступили на грант, молчат. Пока им еще неловко с одноклассниками, ведь все все знают друг про друга. Но завтра, с однокурсниками они уже будут вести себя по-другому. И все понимают, что вуз – это продолжение надоевшей школы: тупость, бюрократия, формализм, начетничество. Но теперь еще и деньги, деньги, деньги...".
Народ, власть, девальвация, обман... Прежде всего мы сами обманываем самих себя. Уже много лет. А девальвация – это девальвация ценностей прежде всего. У казахов раньше было понятие "несібе" – данная каждому от рождения, свыше доля земных благ. И с этим было связано и представление о только тебе предназначенном месте в жизни, о судьбе, о призвании. И детей учили: "Басқаның ала жібін аттама" – "Не перешагивай чужую пеструю нить", то есть "не зарься на чужое". Имелось в виду не только материальное имущество. И самым страшным грехом было "отобрать чье-то несібе".
А сейчас... Позорно быть бедным, вором быть не позорно. Не только на верху. На всех уровнях. Учителя, которые помогают нерадивым ученикам хорошо сдать ЕНТ... Родители, которые правдами и неправдами протаскивают чадо на грант вместо того, чтобы просто оплатить его обучение, раз уж так хочется диплома...
Отбираем чье-то несібе и чувствуем себя вполне порядочными, уважаемыми людьми. Занимаем в жизни чужое, не свое место. Поэтому в душе восхищаемся теми, кто занял не просто место, а кресло. И нет у нас права протестовать против них.
Иногда мне кажется, что в этом мире нет справедливости. Возмездие, зауал, карма и прочее божье наказание существуют лишь для тех, кто верит в них и кому они в общем-то не нужны. А те, кому стоило бы бояться всего этого, просто не верят. Но "феномен Тулебайки" существует... Кажется, у Штайнера нашла ответ на давний вопрос: "успешным" людям в советском обществе приходилось лгать детям больше, чем простым. Особенно партийным деятелям, которые проповедовали одно, а делали другое. И этнокультурной элите, которая успеха в жизни добивалась за счет казахского языка, а сама не верила в будущее казахов. Интересно, нынешняя "элита" лжет своим детям? Или честно говорит об источниках преуспеяния?


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Указ Президента Республики Казахстан от 12 июня 2017 года №498 30.06.2017
Указ Президента Республики Казахстан от 20 июня 2017 года №500 30.06.2017
Сенат ратифицировал ряд международных документов и принял поправки в законодательство по вопросам электроэнергетики 30.06.2017
Бакытжан Сагинтаев обсудил с экспертами налоговую политику и проект Стратегического плана развития РК до 2025 30.06.2017
Постановление ЦИК РК от 29 июня 2017 года № 17/166 30.06.2017
О заседании Совета министров внутренних дел государств-участников СНГ 30.06.2017
Пленарное заседание Верховного Суда приняло нормативные постановления 30.06.2017
Аким Алматы проинспектировал ход реконструкции ряда улиц с приоритетом для пешеходов 30.06.2017
Политики, дипломаты и ученые подвели итоги 25 лет дипломатической службы Казахстана и заглянули в ее будущее 30.06.2017
В Библиотеке Первого Президента презентована книга "Миротворец: сирийский узел" 30.06.2017

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
28.03.24 Четверг
77. САДВАКАСОВ Джаныбек
77. ТУРЕКУЛОВ Абдикарим
76. АБДАКИМОВ Абдижаппар
75. САРИЕВА Рысты
69. ШАЙМАРДАНОВ Жасулан
68. СИНГАЛИЕВА Нурия
67. АБДУЛЛАЕВ Марат
64. ЕРАЛИЕВ Абзал
64. РУСТЕМБАЕВ Базархан
63. КУТКОЖА Парасат
61. БЕЛОГРИВЫЙ Леонид
60. ДОСЖАН Ардак
58. ГАБДУЛИН Канат
55. РАХИЛЬКИН Аркадий
54. БИМЕНДИН Нуржан
...>>>
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz