Пресс-служба Счетного комитета, 30 июня
Подведены итоги государственного аудита реализации планов развития, а также обоснованности планирования, реализуемости и эффективности осуществления закупок товаров, работ и услуг АО "ФНБ "Самрук-Қазына" и его дочерних и зависимых организаций (далее – Фонд и группа) за 2014-2016 годы. Отмечено, что нормативная правовая база по регулированию деятельности субъектов квазигосударственного сектора в части оценки эффективности их функционирования, управления активами, консолидации финансовых и бюджетных показателей всего сектора сформирована не в полном объеме. Так, консолидированные сведения о финансовых результатах деятельности всего квазигосударственного сектора в разрезе отраслей экономики и консолидированный бюджет не формируются. Согласование и утверждение в рамках бюджетного процесса консолидированных бюджетов национальных холдингов и компаний не осуществляются. Финансовая отчетность центральных государственных органов в консолидированном виде представляется без учета сведений о субъектах квазигосударственного сектора, информация по долгосрочным финансовым инвестициям в разрезе администраторов бюджетных программ в ИС "Реестр государственного имущества" отсутствует.По оценке Счетного комитета, это создает препятствия для формирования с 2018 года консолидированной финансовой отчетности республиканского бюджета. Законодательством не предусмотрены ответственность за принятие управленческих решений Фондом в рамках группы, а также контроль за эффективным управлением акциями (долями) иных акционерных обществ или организаций, входящих в его структуру. Также не определена ответственность национальных холдингов и компаний за эффективное распоряжение активами и имуществом, относящимися к стратегическим объектам. Обеспечение взаимосвязи стратегического и бюджетного планирования, а также корреляция результатов исполнения бюджета со стратегиями развития национальных управляющих холдингов, холдингов и компаний затруднены, поскольку республиканский бюджет не входит в состав документов Системы государственного планирования. В целях усиления прозрачности проведения процесса закупок и повышения конкуренции даны рекомендации Фонду по переводу всех способов закупок в электронный формат, а также оптимизации оснований для проведения закупок из одного источника. Наличие убытков от обесценения, несмотря на объективные внешние причины, в связи с недостаточной регламентацией процедур и методов по обесценению активов субъектов квазигосударственного сектора, свидетельствует о необходимости разработки методики оценки активов,в том числе объектов интеллектуальной собственности. Сохраняется практика формирования устойчивых остатков средств субъектов квазигосударственного сектора, в том числе на текущем счете в Национальном банке Республики Казахстан, которая в отдельных случаях носит многолетний характер, что приводит к их обесценению согласно МСФО. Многочисленные факты неотражения сведений в учете, различия учетных данных и проаудированной финансовой отчетности, "необнаружение" фактов хищения на сумму более 2 млрд. тенге (АО "ҚазМұнайГаз Өнімдері"), некорректное определение финансового результата за 2014 год, повлекшее доначисление в ходе аудита КПН на сумму более 1,9 млрд. тенге (АО "КазМунайГаз - переработка и маркетинг"), не нашедшие отражения в финансовой отчетности и отчетах внешних аудиторов, свидетельствуют о недостаточной регламентации учетных процедур, формальном проведении контроля качества аудита и наличии рисков недоверия к утвержденной финансовой отчетности. По данным уполномоченного органа, внутренние потребности страны на 30% не обеспечены топливом, продукция казахстанских нефтеперерабатывающих заводов остается на уровне стандарта "Евро-2". Отмечена необходимость ускорения процесса перехода производственных объектов группы компаний АО "НК "КазМұнайГаз" на выпуск топлива стандарта "Евро-5" в целях снижения зависимости от импорта топлива. Установлена практика расширения ввоза иностранной рабочей силы и приоритетов поставки оборудования в рамках обусловленных долгосрочных договоров займа с банками-нерезидентами по модернизации объектов в сфере нефтепереработки. Отмечена необходимость повышения эффективности налогового администрирования. Утеря права осуществления комплексной налоговой проверки за 2009-2012 годы в отношении 10 крупных налогоплательщиков в связи с истечением срока исковой давности привела к невозможности за эти периоды установить обоснованность исчисления налоговых обязательств в полном объеме в отношении ряда объектов государственного аудита.По 12 объектам аудита установлены многочисленные факты завышения или занижения зачетных сумм по НДС, по 7 объектам ошибочно отнесен в зачет НДС в сумме 1 260,7 млн. тенге, допущено 14 фактов некорректного отражения счетов-фактур на сумму 2 013,2 млн. тенге. В отдельных случаях выявлена практика выплаты вознаграждения ключевому управленческому персоналу по результатам их работы при получении организацией прибыли от прекращенной деятельности либо положительной курсовой разницы. Так, по итогам 2014 года с преобладанием в финансовом результате прибыли от прекращенной и наличии убытка от операционной деятельности генеральному директору ТОО "Ремонтная корпорация "Қамкор" выплачено вознаграждение в размере 12,1 млн. тенге. При отрицательных финансовых показателях за 2015 год выплачены премии сотрудникам службы внутреннего аудита и аппарата корпоративного секретаря АО "НК"Қазақстан Темір Жолы". Аналогично, при наличии убытков ТОО "АлматыЭнергоСбыт" за 2014-2015 годы работникам выплачена премия к праздникам и другие единовременные вознаграждения. В ходе государственного аудита выявлена практика систематического выделения финансовой помощи дочерним и зависимым организациям на содержание и решение текущих проблем, которая не погашается в определенные договорами сроки Не обеспечено погашение суммы финансовой помощи, предоставленнойТОО "Ремонтная корпорация "Қамкор"в размере 6 300,4 млн. тенге АО "Востокмашзавод", часть которой направлена без указания целевого назначения, часть предназначена для погашения задолженности по кредитам и заработной плате. Несмотря на недопоставку ТОО "Казахстанская вагоностроительная компания" 103 полувагонов, АО "Қазтеміртранс" проведен 100% авансовый платеж по следующему договору на поставку 71 полувагона. Установлено предоставление Акиматом города Астаны земельного участка АО "Самрук-Энерго" для строительства детского сада, на территории которого впоследствии обнаружен скотомогильник, что привело к переносу срока строительства, разработке ПСД на новом участке и необоснованным расходам в сумме 426,5 млн. тенге. В ходе государственного аудита Счетным комитетом выявлены нарушения бюджетного и иного законодательства на сумму 11 723,2млн. тенге, неэффективно использованные бюджетные средства (активы) – на 4 523,1 млн. тенге, неэффективное планирование бюджетных средств – на 20,4 млн. тенге, 16 системных недостатков, 57 процедурных нарушений – на 28 811,1 млн. тенге. Сумма нарушений внутренних правовых актов Фонда и группы составила 24 443,4 млн. тенге, из них в ходе аудита устранены нарушения на сумму 18 413,0 млн.тенге. В ходе аудита обеспечено представление налоговых деклараций и возмещено в бюджет 2 700,1 млн. тенге, восстановлено по учету 5 285,3 млн. тенге. К административной ответственности привлечены два юридических лица. По итогам заседания даны рекомендации Правительству по совершенствованию бюджетного и иного законодательства. Министерствам национальной экономики и финансов, АО "ФНБ "Самрук-Қазына" и его дочерним организациям поручено принять меры по устранению выявленных нарушений, рассмотреть ответственность должностных лиц, не обеспечивших соблюдение требований бюджетного и иного законодательства, а также дан ряд других поручений. |