NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 28.03.2024 21:12 ast
19:12 msk

Между Тангейзером и Матильдой
Каждая политическая группа ждет, что Минкульт станет выразителем именно ее интересов и спонсором и защитником именно ее проектов
19.09.2017 / политика и общество

Сергей Черняховский, vz.ru, 17 сентября

Когда Министерство культуры отправило в отставку директора Новосибирского оперного театра, поставившего подобие оперы "Тангейзер" в интерпретации, явно оскорбляющей почитателей Христа – министра культуры объявили главным ретроградом и охранителем страны.
Когда Министерство культуры обратилось в МВД с требованием обеспечить охрану кинотеатров от обещанных экспансивными поклонниками Полонской актов вандализма – его объявили чуть ли не главным гонителем православия.
А когда оно, пытаясь реализовать то здравое, что было в утвержденных "Основах государственной культурной политики", пыталось реализовать естественный принцип: "За счет государственного финансирования должны создаваться только те произведения искусства, которые соответствуют национальным интересам страны" – его объявляли реставратором цензуры.
Каждая политическая группа ждет, что Минкульт станет выразителем именно ее интересов и спонсором и защитником именно ее проектов.
Но Министерство культуры – не орган выражения интересов художественных групп и политических партий. Министерство культуры – орган федеральной исполнительной власти, реализующий государственную политику в данной сфере. Не орган политической – а орган исполнительной власти.
Министерство культуры не пишет сценарии. И даже не утверждает их к реализации. Более того, можно подобрать и одобрить замечательный сценарий и выделить финансирование под его постановку и экранизацию, но режиссер, который берется за эту работу, без особого труда может переделать, обессмыслить и диаметрально изменить смысловое содержание, заложенное при создании сценария.
От Министерства культуры требуют, чтобы оно покончило с разгулом квазихудожественного прототворчества в сфере искусства, но как только оно пытается придать этой сфере минимально организованную разумность и напоминает, что если государство выделяет финансирование на художественные проекты, то эти проекты должны соответствовать интересам государства, его тут же начинают одергивать.
С одной стороны, кланы деградирующих секторов художественного класса устраивают политическую истерию, вопия о возрождении цензуры – с другой, определенные сектора политической власти, которые только что твердым негромким голосом говорили: "Наведите наконец порядок с этими... художественными деятелями, не к ночи будь помянуты", – тут же уже громко начинают заклинать: "Ни в коем случае. Никаких скандалов! Наведите порядок – но так, чтобы никто не протестовал".
Такое впечатление, что определенная часть высшей политической элиты просто трепещет перед мнением богемной части художественно-публичного класса. Из чего эта часть художественно-публичного класса делает вывод: власть их боится, главное – пожестче на нее "наезжать", а потому – главное вовремя и по команде поднять скандал, тогда, чего бы власть ни хотела – она тут же отступит.
Стоило сыну Аркадия Райкина и режиссеру Звягинцеву поднять скандал прошлой осенью – высшая политическая элита тут же бросилась осыпать их ласками и уговаривать не обижаться и не скандалить.
Кстати, с полгода назад в публичном пространстве разгорелся скандал по поводу "наследования" детьми крупных ученых директорских кресел в академических НИИ. Оценивать эту практику – вопрос особый. Но тоже интересно: почему наследовать руководство НИИ и научной школой нельзя, а родственно наследовать руководство театром можно... Тут уж либо так, либо так.
Если что-то это и напоминает – то частью путь Людовика XVI в 80-е годы 18-го века, а частью – путь Горбачева в 80-е годы 20-го века. Чем заканчивается потакание богеме – известно.
Политическая элита четверть века лавирует и поощряет сразу два течения – с одной стороны, коллаборационистский псевдолиберализм, своего рода "морковный либерализм" – как в Германии во время войны производился "морковный чай" и "морковный кофе", постоянно твердящий о "всех и всяческих свободах и их неприкосновенности", включая свободу от морали и нравственности, с другой стороны – противоположный ему по вектору фундаменталистский традиционал-патриотизм, не менее упорно твердящий о "Православии, Самодержавии, Народности".
Можно ли запрячь их в одну упряжь – отдельный вопрос. Пока впечатление такое, что объединяться они если на чем-то и могут – то большей частью на нелюбви к тому, что называется "трудовым народом", и советскому периоду истории.
Кстати, строго говоря, судя по социологии, если первых в их представлении о политическом идеале готовы поддержать 12% населения, то вторых – 10%. И власть могла бы обеспечить свою устойчивость, эффективность и успех – вполне обойдясь и без них. Просто для того, чтобы обойтись без них, равно как и для того, чтобы их управляемо использовать в осуществлении своего курса – власть должна иметь свою инициативную если не полноценную идеологию, то полноценную стратегию. И больше думать не о заискивании – то с "истово православными", то со "свободными художниками", а о новых заводах, технологиях, космических кораблях – и реальной защите классической культуры, превращении ее в доступную и близкую для подавляющего большинства населения страны.
И определиться для себя – чего она хочет, в чем ее авангардизм, куда она хочет вести страну. Иначе все превращается в сплошную "битву вампиров с оборотнями" и спор, то ли доминантой новой жизни должна стать постоянная истовая молитва, то ли постоянная выгодная торговля.
И не превращать в крайнего в любом скандале в культурной жизни, вызванном в первую очередь именно этой "битвой вампиров с оборотнями", Министерство культуры. Мирить вампиров с оборотнями – не его задача.
Если та или иная сторона грозит погромами и поджогами учреждений культуры (сегодня – кинотеатров, завтра – музеев), Министерство культуры обязано требовать от органов охраны правопорядка – защиты учреждений культуры.
Но не Министерство культуры занималось фильмом "Матильда". Им занимался Фонд Кино. А о том, каковы его интересы, приоритеты и ценности, можно судить хотя бы по тому, что в его работе отказался участвовать Никита Михалков. И по тому, как он объяснил свой уход. И по тому, кто сегодня конкретно и на деле все определяет в решениях Фонда Кино.
И если за огрехи фонда должно отвечать Министерство культуры – нужно просто подчинить Фонд Кино Министерству культуры.
И если возникает традиция за все происходящее в сфере культуры спрашивать с Министерства культуры – нужно просто дать Министерству культуры возможности и полномочия эффективно и последовательно регулировать процессы, происходящие в сфере культуры.
А высшей политической элите – наконец определиться: то ли она хочет свою жизнь провести в молитве, то ли в торговле.
И то и то по-своему полезно. Только ни молитва новых технологий не производит, ни торговля. Новые технологии, новые товары и средства обороны страны производят заводы и НИИ. А именно о них высшая элита, похоже, меньше всего думает.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Указ Президента Республики Казахстан от 22 сентября 2017 года №550 29.09.2017
Указ Президента Республики Казахстан от 22 сентября 2017 года №552 29.09.2017
Бакытжан Сагинтаев распределил обязанности между своими заместителями и руководителем КПМ РК 29.09.2017
Казахстан опустился на четыре позиции в рейтинге глобальной конкурентоспособности ВЭФ 29.09.2017
Аким Алматы проинспектировал ход реконструкции инженерной и транспортной инфраструктуры города 29.09.2017
Открытость и подотчетность государства – основа современной антикоррупционной политики 29.09.2017
Латиница преткновения: лингвист о проблеме смены письменности 29.09.2017
Диакритики против диграфиков 29.09.2017
Рабочая поездка Государственного секретаря Республики Казахстан Гульшары Абдыкаликовой в Актюбинскую область 29.09.2017
Основатель "Плейбоя" увидел крах созданной им мечты 29.09.2017

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
28.03.24 Четверг
77. САДВАКАСОВ Джаныбек
77. ТУРЕКУЛОВ Абдикарим
76. АБДАКИМОВ Абдижаппар
75. САРИЕВА Рысты
69. ШАЙМАРДАНОВ Жасулан
68. СИНГАЛИЕВА Нурия
67. АБДУЛЛАЕВ Марат
64. ЕРАЛИЕВ Абзал
64. РУСТЕМБАЕВ Базархан
63. КУТКОЖА Парасат
61. БЕЛОГРИВЫЙ Леонид
60. ДОСЖАН Ардак
58. ГАБДУЛИН Канат
55. РАХИЛЬКИН Аркадий
54. БИМЕНДИН Нуржан
...>>>
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz