Лика НОВИКОВА, "Наша газета", 20 сентября
Коллективное обращение с просьбой переименовать поселок Давыденовку поступило в аппарат акимата Костанайского района в августе 2017 года. В понедельник, 18 сентября, в поселке со 131-летней историей, которому инициаторы предлагают присвоить имя Енбек, провели сход для обсуждения этого вопроса. Сход назначили на 15 часов, но уже в 14.30 к местной школе начали стекаться люди. Сельчане приветствовали друг друга, обнимались, разговаривали со знакомыми. Чтобы пройти в спортивный зал, нужно было отметиться в списках. - А вы, гости, с нами постойте! - сказали журналистам бабушки, стоявшие вдоль стены школы. - Мы вот ждем, пока местные зайдут. Потом нас впустят. Пенсионерки, жившие раньше в поселке Давыденовка, специально приехали из Костаная, чтобы поддержать противников переименования. Полчаса собравшиеся ждали гостей: акима Костанайского района Кайрата Ахметова, его заместителя и ученых-историков из Костаная. - Тут половины села нет, как без них голосовать? - громко возмущалась женщина на предпоследнем ряду. - Да, сидят на работе и волнуются за поселок. Давайте на выходных сделаем сход, чтобы все были, - поддержала ее соседка. - Все по правилам, - ответил из импровизированного президиума ветврач Николай ГУСАКОВ, выбранный по предложению акима района секретарем совещания. - Мы за месяц оповестили жителей, были объявления в газете. На сегодняшнем сходе присутствуют 153 человека, поэтому сход правомочен. Первым выступил перед народом заместитель акима Костанайского района Булат БЕКЕТОВ. Он говорил о программной статье президента, неоднократно ее цитировал и напомнил, что все собравшиеся - представители одной нации. - В рамках программной статьи президента в Костанайской области построен мавзолей Кейки батыра, - отметил заместитель акима. - Напомню, что череп одного из лидеров национально-освободительного движения, хранившийся в Кунсткамере в Санкт-Петербурге, был перевезен в Казахстан в прошлом году. В апреле 1923 года Кейки батыр был убит бойцами Красной армии. Упомянул Бекетов о памятнике первому казахскому тархану Шакшаку Жанибеку, который открыли в Костанае, и о мавзолее Ибрая Алтынсарина. - Это будет место, куда люди приходят к объекту паломничества, - оценил он значение реконструированного мавзолея. - После долгого пребывания в составе большой страны этнокультурная самобытность оказывалась невостребованной, а в иных случаях и притеснялась. Сейчас стоит острая необходимость в создании новых основ для развития своей культуры. Вместо положенных по регламенту 5 минут речь заместителя акима района затянулась минут на 20. Руководитель районного управления юстиции Талгат КАРАБЕКОВ разъяснил, что все документы жителям после переименования поселка заменят бесплатно. - Вам не нужно будет приезжать в ЦОН, - отметил он. - Можно обратиться к специалисту акимата, который приедет в поселок. Вы выпишите ему доверенность от всех вас и отдадите заявления. А он уже подаст заявления в ЦОН и отдел архитектуры. Вам не придется приезжать в райцентр, тратить время и деньги. - Так не бывает! - выкрикивали сельчане. - Меня попросили дать краткую историческую справку, - сказал профессор КГПИ, доктор исторических наук Аманжол КУЗЕМБАЕВ. - В результате аграрной реформы Петра Столыпина началось переселение крестьян из центральных областей России в Сибирь и Киргизские земли. В то время сюда нахлынула масса крестьян с разрешением и без разрешения правительства. Если сначала переселенцы арендовали земли у казахов, то в конце их просто вытесняли насильно и северный Казахстан оказался славянским регионом. Поселок Давыденовка, сообщил профессор, основал в 1886 году Давыденков, уроженец Астрахани. Он арендовал земли у казахов, одни исследователи говорят, что был купцом, другие - рыбаком. - Я не сторонник скоротечного переименования, - отметил Кузембаев. Но сразу изложил доводы в пользу смены названия поселка: - Сто лет назад местное население отсюда было вытеснено в более засушливые районы Казахстана, оказалось в тургайских степях. Сейчас потомки их возвращаются на историческую родину. На этот процесс надо смотреть терпимо. Все должны быть толерантными. По всей стране идет процесс деколонизации - если сегодня не переименуете, то через пять лет к этому вернетесь. Костанайская область находится в хвосте этого процесса. Всего 9% населенных пунктов Костанайского района - с историческими названиями. У приезжих свой менталитет, у местных казахов давно уже другой менталитет. Если мы хотим жить здесь на века, дружно и мирно, надо считаться и с другой частью населения. - Я пришел к вам, как сельский бала, простой гражданин Республики Казахстан, - сказал перед выступлением профессор КГУ Калкаман ЖАКЫП. Он сослался на отчет, который сделал в 1897 году старший производитель по командировке в Тургайскую область Александр Кауфман. - "Киргизские, казахские земли арендовались, с одной стороны, силой, с другой - обманным путем", - зачитал профессор отрывок из отчета. И прокомментировал: - То есть, уездные начальники говорили, что переселенцы поживут год-два и уедут. Начальники давили на психологию казахов или говорили, что переселенцы - голодные, умрут без земель, дайте земли! Это время наши предки пережили. Мы с вами другое поколение, независимое. У нас иная идеология, политика. Из местного населения первой к микрофону выскочила пенсионерка. На просьбу представиться ответила, что ее тут и так все знают. - Я люблю свою родину, у меня тут выросли дети, - рассказала женщина. - Правильно, переименовывать надо поселок! Мы не против. Давайте переименуем в современного героя! Давыденков - он никто, оказывается, вообще нехороший человек был. Такой неожиданный вывод из сказанного учеными вызвал смех в зале. - У нас есть в поселке люди, которым поклоняются, они активно участвуют в нашей жизни, - продолжила пенсионерка. - Кто научил нас праздновать Наурыз, вот в его честь и назовем - в честь Жунусова. Сельчане посмеивались и аплодировали. На вопросы журналистов о том, кого она имела в виду, рассказали, что это пенсионер Жаксылык Жунусов, который и стал инициатором переименования Давыденовки в Енбек. - Я и многие наши жители хотим переименовать поселок в Енбек, - вышел к микрофону сторонник Жунусова. - Так назывался колхоз на той стороне Тобола. Я ничего не преследую. Обидно, конечно. Я сын репрессированного, у отца было восемь братьев, выжил один. Я за переименование, чтобы внуки мои не говорили, что был шанс переименовать, а мы им не воспользовались. У казахов есть много традиций: сваты, туда сюда... Чтобы они не спрашивали, кто такой Давыденков. Жительница поселка Елена КРЕХТЯХ сказала, что она не против переименования, но взамен попросила улучшений в поселке. - Я не понимаю, как табличка сможет изменить поселок. С новым названием Давыденовка лучше не станет, - сказала она. - У нас школа в аварийном состоянии. Давно обещали фундамент заложить, где он? Взялись за переименование. На улице освещения нет, дороги зимой ужасные. Дети ведь в школу ходят, клуб вон напротив школы стоит разваленный. Мы не против переселения, но вы для поселка тогда что-то сделайте. В Алтын дале (бывший поселок Красный Октябрь, переименован в 1998 году - ред.) газ завели, дороги сделали. Конечно, жители не против переименований. В ответ на высказывания сельчан против переименования к микрофону выбежал эмоциональный молодой человек и сказал, что все должно быть на казахском. Сельчане вообще говорили резко, вплоть до обидных слов в адрес соседей, позволяли себе резкие заявления по поводу культуры и языка. До слез тронуло жителей выступление 85-летней бабушки. - Ни в Жуковке, ни в Борис-Романовке, нигде не меняют названия, только в Давыденовке. Зачем это делать? - спрашивала она. - Я тут живу с 1959 года. Приехали сюда молоденькие из Белоруссии, работали и в совхозе, и колхозе. А на старости лет надо менять поселок... Я хочу помирать в Давыденовке! У меня кто-то спросит, как называется поселок. Как я отвечу? Я забуду, как его называть. - На тот свет все пойдем без документов, - сказал, подводя итоги дискуссии, профессор Кузембаев. В 18.00 жители поселка стали голосовать. Из зала попросили выйти людей, не прописанных в Давыденовке. По спискам организаторы начали перечислять присутствующих. - Господи, да умерла давно уже эта бабушка, - отреагировали сельчане на одну из фамилий. Сначала голосовали за новое название Енбек. Члены комиссии несколько раз пересчитали руки и отошли в сторону. - Скажите сколько? - кричали жители. Затем подняли руки те, кто против. Результат: 96 голосов за, 63 - против. То есть, всего - 159. Каким образом число проголосовавших оказалось больше, чем присутствовало в начале схода, организаторы пояснять не стали. Одна часть зала аплодировала, вторая расходилась по домам с угрюмыми лицами и возгласами о том, что подсчет был неточным. Протокол схода направили в Республиканскую ономастическую комиссию. |