ttolk.ru, 9 октября
Российская молодежь 18-30 аполитична: политикой в целом не интересуется 60%, а среди студентов 18-22 лет - вообще 64%. Среди действий власти им нравится только внешняя политика (и то всего 13%). Телевизору доверяют всего 36%, а в Москве - 17%. Успех измеряется не богатством и статусом, а разнообразием жизни и удовольствиями. Поколение Z хочет работать на себя и избегать корпоративной зависимости. 30% молодежи доверяют мнению и рекомендациям ведущих блогеров и готовы пойти за ними. К поколению Z принято относить молодежь в возрасте 18-30 лет (иногда на Западе - и с 14 лет). О том, каковы политические и социальные установки этого поколения в России, пишет политолог, сотрудник Финансового университета Роман Пырма ("Восстание поколения Z: новые политические радикалы", журнал "Гуманитарные науки", №2, 2017). Приведенные им цифры - результаты исследования ФОМ, Ipsos, Института социологии РАН, Сбербанка, Validata и др. Мы приводим часть этой статьи.
Политика Политическое поведение российской молодежи носит выраженный пассивный характер. В целом молодежь (группа 18-30 лет) выглядит аполитичной: большинство (60%) не интересуется политикой, и только 34% выражает к ней интерес. Причем молодежь студенческого возраста (18-22 лет) выглядит наименее политизированной: не интересуется политикой абсолютное большинство (64%), интересуется - 29%. Среди молодежи наблюдается паритет противоположных оценок действий властей (41% чаще нравятся действия власти и 38% - чаще не нравятся). Молодежь студенческого возраста более склонна одобрять действия властей (45% нравятся действия властей и 31% - не нравятся). Главный мотив одобрения действий власти со стороны молодежи-правильная внешняя политика (13%). Претензии к власти более многочисленны: отсутствие заботы о людях (14%), маленькие зарплаты, низкий уровень жизни (11%). Доверие к власти исходит только от фигуры Путина. Его работу подавляющее большинство (76%) молодежи оценивает как хорошую, несопоставимое меньшинство (12%) - как плохую. Наибольшей поддержкой Путин пользуется в городах с населением от 250 тыс. до 1 млн. жителей (82%) и селах (80%), несколько меньшей (70-71%) - в Москве, городах с населением более 1 млн. жителей и районных центрах. В целом российская молодежь не испытывает желания перейти к активным протестным действиям. Подавляющее большинство (79%) не желает принимать участие в демонстрациях, митингах или других акциях любой политической направленности. Активные намерения выражает лишь небольшая часть (14%) молодежи. Однако формируемые среди молодежи ценности и установки, модели поведения, способы коммуникации и состояние свободы в интернете и социальных сетях создают основания для грядущих перемен.
Готовы пойти за сетевыми авторитетами Поколение Z выросло в мире широко открывшихся возможностей и перепроизводства информации. Представители поколения адаптировались к необходимости очень быстро оценивать и просеивать огромные объемы информации, выработав "восьмисекундные фильтры" и "клиповое сознание" как механизм "переваривания" медиапотоков. Молодежь воспринимает краткую и наглядную информацию. Поколение Z отличает тотальное следование рекомендациям информационных ресурсов интернета. Представители этого поколения следуют за кураторами, открывающими наиболее интересную информацию и лучшие развлечения. Все эти инструменты необходимы поколению Z для того, чтобы уменьшить потенциальный выбор из множества вариантов. Для завоевания их внимания и преодоления этих фильтров их следует обеспечить переживаниями, приносящими немедленную пользу и являющимися очень увлекательными. У современной молодежи нет устойчивых предпочтений, нет постоянной лояльности к брендам и стилям одежды, "обязательных списков" в музыке или кино. Молодежь ценит коммуникативные способности, те качества, которые помогают легко общаться в любой компании и любой ситуации. При этом у поколения отсутствуют выраженные субкультуры, наблюдается похожесть, вопреки представлению о собственной исключительности, вне зависимости от города и уровня материальной обеспеченности. Большое влияние на молодое поколение пользователей оказывают звезды интернета. Наряду с киноактерами и музыкантами, новое поколение пользователей предпочитает подписываться в социальных сетях на геймеров, звезд киберспорта и видеоблогеров. В отличие от обычных знаменитостей, видеоблогеры находятся в постоянном диалоге со своей аудиторией и выстраивают с ней доверительные отношения. 30% молодых пользователей доверяют мнению и рекомендациям ведущих блогеров, в том числе при выборе товаров и в политических предпочтениях.
Молодежь почти не верит телевизору Телевидение как форма досуга молодежи постепенно утрачивает преобладающее значение. Среди студенческой молодежной страты (18-22 года) 55% смотрят телевизор, среди старшей (28-30 лет) - аудитория доходит до абсолютного большинства (66%). В то же время значение компьютеров как возможности занять сводное время заметно возрастает. Среди молодежи студенческого возраста компьютер на равных (54%) конкурирует с телевизором за время пользователей. Несмотря на то что телевидение имеет широкий охват аудитории, уровень доверия по всей стране к исходящей из него информации гораздо менее внушительный (36%). Телевидение пользуется крайне низким уровнем доверия в Москве (17%). Весьма значительная часть (22%) молодежи доверяет информационным и новостным сайтам, причем в Москве (34%) и городах-миллионниках (31%) они стали альтернативным телевидению каналом коммуникации. Социальные сети, форумы, блоги в интернете пользуются невысоким доверием (10% - по России, 15% - Москве). Информацию, исходящую от окружения, молодежь также воспринимает весьма скептически (7%). Поколение Z находится в сильной зависимости от Интернета: 27% в возрасте 14–24 лет проводят в соцсетях более 5 часов в день, а четверть из них проверяют обновления каждые 30 минут. При этом абсолютное большинство (65%) молодежи относится к "молчаливой" группе, в которой пользователи не высказывают в интернете свое мнение о каких-либо событиях. Весьма значительная "говорящая" группа (35%) выражает свое мнение прежде всего на своей странице в соцсетях и блоге (25%) и в комментариях страниц и блогов других пользователей (7%). Российская молодежь безусловное предпочтение отдает ВКонтакте (76%, среди студентов - 87%). Далее со значительным отставанием (42%) следует Одноклассник. На Instagram приходится 19%, Facebook - 17%, Тwitter - 8%.
Что такое успех: не деньги и карьера, а разнообразие и удовольствие Главный запрос от жизни молодого поколения- быть счастливыми. Ценность представляют наслаждение жизнью, получение от нее удовольствия и любовь к себе. Испытываемые трудности означают, что путь выбран неверно. Успех измеряется не богатством и статусом, а разнообразием жизни и удовольствиями. Достижение ощущения счастья - это и есть успех. Жизнь должна быть разнообразной, в ней должны сочетаться работа, семья, увлечения, путешествия, общение с друзьями, иначе она кажется скучной. Слова "карьера" и "престижная работа" практически не звучат. Работа должна приносить удовольствие, доход и не отнимать много времени. Признание должно вести к социальной популярности, выражаемой в количестве френдов и лайков. Поколение Z отличает "предпринимательский дух", желание строить свои стартапы, работать на себя и избегать корпоративной зависимости. Предпринимательский настрой-это скорее механизм самореализации, выживания и стремления избежать иерархического подчинения, нежели стремление к богатству или статусу. Поколение Z не нарабатывает навыки решения проблем реальной жизни, в нем закрепилось представление, что успех может быть легким и быстрым. Государству вряд ли удастся долго удерживать молодежь в рамках "крымского общественного договора" за счет использования психологии "осажденной крепости", так как происходит моральный износ власти, национальная элита не демонстрирует образец аскезы и патриотизма". |