Астана, 25 октября, Дом Мажилиса
Сегодня в Мажилисе обсудили актуальные вопросы эффективного и рационального использования земель сельскохозяйственного назначения. Посвященный этому Круглый стол организован в рамках проекта закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам регулирования земельных отношений". Выступая в рамках заседания вице-министр сельского хозяйства Ерлан Нысанбаев отметил, что общая площадь земельного фонда Республики Казахстан составляет 272,5 млн. га, из них земли сельскохозяйственного назначения 102,6 млн. га (37,6 %), в том числе пашня составляет 24,3 млн. га, из них орошаемой 1,7 млн. га, залежь 2,6 млн. га, сенокосы - 2,0 млн.га, пастбища 70,0 млн.га. Анализ динамики земель пашни показывает, что несмотря на ежегодное вовлечение в оборот пахотных земель, площадь пашни за последние 25 лет сократилась на 10,6 млн. га. Сокращение площади пашни в составе сельхозугодий произошло по следующим основным причинам:1) перевода пахотных угодий в категорию земель запаса из-за экономических условий хозяйствующих субъектов в начальном периоде земельной реформы и неиспользуемых земель реформированных сельхозпредприятий;2) увеличения площади залежных земель сельхоз назначения из-за качества почв, отсутствием ирригационной системы на орошаемых землях;3) перевода пахотных угодий в другие виды сельхозугодий, главным образом в земли населенных пунктов. При этом, основными факторами снижения плодородия почв пахотных угодий, наряду с неправильным использованием земель, явились практическое отсутствие внесения в них минеральных, а также органических удобрений, несоблюдения севооборотов и агротехнических мероприятий. Пастбищные угодья в республике занимают 186,5 млн. га (84,2% в составе сельскохозяйственных угодий), в том числе улучшенных - 6,0 млн. га и обводненных -105,5 млн. га. Более 70% пастбищ находятся в пустынных и полупустынных зонах. Справочно: В разрезе категорий земель пастбищ числится: в землях сельскохозяйственного назначения – 70,0 млн. га, населенных пунктов - 20,8 млн. га, запаса – 76,8 млн. га. Одной из основных причин деградации и опустынивания пастбищных угодий является их бессистемное использование. В частности, 70-80% наибольшего количества поголовья скота находится в частных подворьях и выгоняются на земли, отведенные под выпас частного подворья в радиусе 5-7 км вокруг места проживания. Это связано, прежде всего, с отсутствием водопоев на отдаленных пастбищах, неиспользуемых по этой причине под выпас скота. Вице-министр подчеркнул, что на правительственном часе в Мажилисе презентованы проекты Карт по приоритетным направлениям АПК, в том числе по развитию отгонного животноводства, кормопроизводства, по вовлечению в пашню залежных земель и частично из земель запаса (хорошие по качеству почв), что также способствуют рациональному использованию потенциала сельхоземель, повышению благосостояния сельских жителей. Обращаясь к парламентариям, вице-министр сказал, что при поддержке депутатов в вопросах законодательного регулирования земельных отношений увеличения объемов господдержки сельского хозяйства, намеченные мероприятия по выполнению поручений Главы государства по развитию агропромышленного комплекса вполне выполнимы, в т.ч. вопросы рационального и эффективного использования земельных ресурсов страны. Продолжая тему в своем содокладе, член Комитета Мажилиса Берик Оспанов сказал, в частности, что если рассматривать процесс обеспечения рационального использования сельхозземель, то опыт зарубежных государств в данном случае показывает большое разнообразие инструментов. Все эти инструменты в той или иной мере реализованы в действующем законодательстве нашей страны. К этому же призывает и законопроект по вопросам регулирования земельных отношений, который находится на рассмотрении Парламента, в котором также содержится норма о проведении ежегодного мониторинга использования земель сельхозназначения, ужесточаются требования к землепользователям, вносятся поправки в части ограничения по предельным размерам земель, предоставляемых в аренду. Таким образом, можно констатировать, что действующая законодательная база и изменения, вносимые в ее развитие, содержат все необходимые элементы, направленные на обеспечение эффективного и рационального использования земель сельхозназначения. Проблема, как видится, в реализации положений законодательных актов на практике. В заседании участвовали парламентарии, представители госорганов и учреждений, научно-исследовательских организаций, отечественные ученые и практики, сельскохозяйственные товаропроизводители. После состоявшегося обмена мнениями и обсуждения по итогам Круглого стола с учетом высказанных замечаний и предложений решено принять после доработки соответствующие Рекомендации. |