ttolk.ru, 9 ноября
Самая социально-активная часть россиян - т.н. "волонтеры" - составляет всего 8% населения России. Еще три группы относительно активных страт дают в совокупности 34%. "Социальный балласт" - это т.н. "веб-обыватели" (20%), не интересующихся ничем вне виртуальной жизни", а также "гражданские обыватели" (23%). Основные составляющие социально-активной жизни - высшее образование, доход выше среднего и ежедневное пользование интернетом. Активно выступать за существующую власть готовы 10% россиян, за внесистемную оппозицию - 5%. Остальные россияне - индифферентные наблюдатели. Насколько социально и политически активно российское общество? И какие характеристики определяют эту активность? На эти вопросы отвечает группа социологов из ФОМ (Екатерина Богомолова, Елена Галицкая, Юлия Кот и Елена Петренко) в статье " Повседневность россиян: гражданские и потребительские практики" (журнал "Мир России. Социология. Этнология", №1, 2017). Исследование проводилось ФОМ с сентября 2015 по март 2016 года, выборка была значительная - 10,5 тыс. респондентов. Итоги оказались таковы (мы публикуем только часть работы, где говорится о социальной активности россиян; также в этой работе приведены потребительские характеристики россиян и др.)
Волонтеры "Волонтеры" - акторы гражданского участия на дальней социальной дистанции (8% россиян). Исключительно только они участвуют в деятельности НКО, массовых акциях, подготовке и проведении мероприятий, правозащитных инициативах, организации и проведении выборов, в работе профессиональных сообществ и профсоюзов. Социально-демографические характеристики "волонтеров" значительно отличаются от показателей по населению в целом. Почти половина представителей этой группы имеют высшее образование (47% по сравнению с 29% в среднем по населению). 13% "волонтеров" занимают руководящие посты на работе (предпринимателей, руководителей среднего и высшего звена по сравнению с 6% в среднем по населению). В этой социальной группе 38% входят в возрастную категорию от 18 до 30 лет; 30% "волонтеров" - люди среднего возраста (31-45 лет), и еще 32% - люди старше 46 лет. Каждый пятый (19%) "волонтер" имеет ежемесячный доход выше 30.000 руб. (в среднем по населению - 10%). Среди "волонтеров" 29% проживают в городах с населением более 1 млн. чел. 80% представителей этой социальной группы пользуются интернетом каждый день (в среднем по населению - 57%).
Участники социализирующих досуговых практик "Участники социализирующих досуговых практик" составляют 9% россиян. Эта группа выделяется по признаку участия в объединениях по интересам, образовательных семинарах, тренингах, курсах, лекциях. Они не включены в формы деятельности гражданского участия на дальней социальной дистанции, присущие "волонтерам". Более половины "участников социализирующих досуговых практик" (53%) имеют высшее образование, 87% пользуются интернетом каждый день (эти показатели даже выше чем у самой социально-активной части россиян - "волонтеров"). В этой социальной группе молодежь встречается чаще, чем в остальных группах (53%), 29% - люди в возрасте 31-45 лет, 18% - люди старше 46 лет. 13% "участников социализирующих досуговых практик" занимают должность руководителя. Каждый пятый (19%) из них имеет ежемесячный доход более 30.000 руб., 30% проживают в городе-миллионнике.
Активисты "Активисты" - акторы гражданского участия на средней социальной дистанции составляют 12% россиян. Проявляют гражданскую активность в более узком круге. Их отличительная характеристика состоит в участии в активистских (инициативных) мероприятиях: разрешение общественных проблем по месту жительства, участие в жизни прихода, общины, защита окружающей среды, но при этом им также присуща активность на ближней социальной дистанции. "Активисты" - в основном люди среднего возраста и старше (19% - в возрасте 18-30 лет, 38% - в возрасте 31-45 лет, 43% - старше 46 лет). 35% "активистов" имеют высшее образование. Представители этой группы не такие активные интернет-пользователи, как в двух вышеописанных группах: лишь 61% пользуются интернетом каждый день. Материальное положение "активистов" значимо не отличается от показателей в целом по населению.
Альтруисты "Альтруисты". Эта группа не похожа на три предыдущие, однако ей не чуждо помогающее поведение на ближней социальной дистанции, присущие "волонтерам". Они составляют 13% россиян. "Альтруистам" свойственны помощь незнакомым и пожертвования на благотворительность. В этой группе возрастные категории представлены следующим образом: 18-30 лет - 27%, 31-45 лет - 25%, 46-60 лет - 27%, старше 60 лет - 21%. 28% "альтруистов" имеют высшее образование, 58% пользуются интернетом каждый день, 11% имеют ежемесячный доход более 30.000 руб., 6% занимают руководящие должности.
Гражданские обыватели "Гражданские обыватели" - акторы гражданского участия, чье помогающее поведение распространяется только в пределах ближайшего окружения (15% россиян). Они оказывают помощь коллегам, соседям, друзьям, близким. Возрастные категории "гражданских обывателей" распределены примерно одинаково: 18-30 лет - 26%, 31-45 лет - 25%, 46-60 лет - 28%, старше 60 лет -21%. 24% "гражданских обывателей" имеют высшее образование, 54% пользуются интернетом каждый день, 10% имеют ежемесячный доход более 30.000 руб. (как в среднем по России), и только 4% занимают руководящие должности.
Социально-пассивные россияне "Веб-обыватели" составляют 20% россиян. Активны только в виртуальном пространстве. В этой социальной группе возрастные категории представлены следующим образом: 18-30 лет - 41%, 31-45 лет - 34%, 46-60 лет - 18%, старше 60 лет - 7%. 31% "веб-обывателей" имеют высшее образование, 100% пользуются интернетом каждый день, 10% имеют ежемесячный доход более 30.000 руб., и лишь 5% занимают руководящие должности.
Гражданские аутсайдеры "Гражданские аутсайдеры" составляют 23% россиян. Они не включены ни в одну из реципрокных практик ни в реальном, ни в виртуальном пространстве. Среди "гражданских аутсайдеров" возраст 18-30 лет составляет 7%, 31-45 лет - 15%, 46-60 лет - 29%, старше 60 лет - 49%. 13% представителей этой группы имеют высшее образование, интернетом каждый день не пользуются, только 2% имеют ежемесячный доход более 30.000 руб., 55% "аутсайдеров" - неработающие пенсионеры.
Политическая активность Пестрая, хотя в целом спокойная, картина настроений возникает, когда речь заходит о массовых акциях, митингах, демонстрациях. Большинство респондентов (51%) не намерены поддерживать ни сторонников нынешних российских властей, ни их противников. Пятая часть (20%) респондентов говорили, что будут высказываться в поддержку властей, но на митинги ходить не намерены, еще 10% готовы были пойти на митинг в поддержку властей. И всего лишь 5% респондентов заявляли о своей готовности принять участие в митингах и демонстрациях против властей. |