Пресс-служба Счетного комитета, 10 ноября
Подведены итоги государственного аудита эффективности деятельности и использования бюджетных средств, выделенных Министерству труда и социальной защиты населения Республики Казахстан (далее – Министерство), а также трансфертов общего характера, выделенных бюджетам областей, города республиканского значения, столицы, в сфере социальной защиты населения. Государственный аудит проведен в Министерстве и ряде его подведомственных организаций, а также местных исполнительных органах Актюбинской, Восточно-Казахстанской, Западно-Казахстанской и Павлодарской областей с общим объемом охваченных средств в размере 2,5 трлн.тенге. Отмечено, что, несмотря на предпринимаемые Министерством меры, в настоящее время в вопросах реализации государственной политики,межотраслевой координации и государственного управления в области продуктивной занятости, социального обеспечения и оказания специальных социальных услугсохраняется ряд системных проблем. Реализация утратившей силу Программы "Дорожная карта занятости 2020" осуществлялась в 2016 году недостаточно эффективно. Около двух млрд.тенге, выделенных на исполнение ее мероприятий, остались неиспользованными и возвращены в бюджет. С 2017 года принята Программа развития продуктивной занятости и массового предпринимательства, в ходе реализации которой не исполнено 5 мероприятий, направленных на утверждение перечня организаций, создающих социальные рабочие места,предоставляющих возможность прохождения молодежной практики, перечня профессий, по которым будут привлекаться дополнительные трудовые ресурсы, заключение индивидуальных социальных контрактов с переселенцем и/или оралманом, реализацию мер по мобильности трудовых ресурсов. В рамках реализации Программы "Дорожная карта занятости 2020" и Плана мероприятий по обеспечению прав и улучшению качества жизни инвалидов на 2012-2018 годы софинансирование из бюджетов Актюбинской, Восточно-Казахстанской, Западно-Казахстанской областей на общую сумму 267,4 млн.тенге не обеспечено. Министерством в 2016 году не достигнуты 8 целевых индикаторов Стратегического плана, показатели результатов трех бюджетных программ по количеству оказанных услуг детям-инвалидам, специальных социальных услуг и числу лиц, прошедших курсы повышения квалификации. Темпы реализации проекта "Развитие трудовых навыков и стимулирование рабочих мест" остаются низкими. В 2016-2017 годах остались неосвоенными около 14 млрд.тенге, из которых средства Национального фонда составили 4,1 млрд.тенге и займа международного банка реконструкции развития – 9,9 млрд.тенге. Кредитование конечных заемщиков в регионах на расширение собственного дела осуществлялось АО "Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства" в нарушение критериев и условий Программы "Дорожная карта занятости 2020". В частности, в Актюбинской, Восточно-Казахстанской и Западно-Казахстанской областях микрокредиты предоставлялись заемщикам, не обеспечившим впоследствии создание новых постоянных рабочих мест и обязательное трудоустройство через центры занятости населения, а также не прошедшим регистрацию в налоговых органах в качестве индивидуального предпринимателя. АО "Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства" полноценная работа по упрощению процедур кредитования не проводится. Меры по обеспечению интеграции информационных баз АО "Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства" с информационными системами налоговых органов, юстиции, Государственной корпорации "Правительство для граждан" в целях сокращения количества предоставляемой заемщиком документации не принимаются. Методика и критерии расчета количества трудоустраиваемых лиц исходя из суммы предоставляемого бюджетного кредита не разработаны, размер выделяемых кредитов с количеством создаваемых рабочих мест не соотносится. Так, в Западно-Казахстанской области одним конечным заемщиком, получившим кредит на сумму 3 млн.тенге, создано 5 рабочих мест, другим – с суммой кредита в размере 5 млн.тенге создано 1 рабочее место. Установлено, что в течение 2013-2016 годов на банковских счетах АО "Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства" аккумулировались и не использовались по назначению средства возвращенных от заемщиков кредитов на сумму свыше 10,6 млрд.тенге, возмещенные впоследствии в доход республиканского бюджета. По итогам государственного аудита выявлены финансовые нарушения на сумму 21,5 млрд.тенге, процедурные нарушения – на 33 млрд.тенге, факты неэффективного планирования и использования бюджетных средств – на 60 млрд.тенге. В ходе аудита в доход республиканского бюджета возмещено 6,1 млрд.тенге, уменьшено финансирование Министерства труда и социальной защиты населения на 2017 год на сумму 12,5 млрд.тенге, восстановлено по бухгалтерскому учету 885 млн.тенге. По итогам заседания даны рекомендации Правительству. Министерствам национальной экономики, труда и социальной защиты населения, сельского хозяйства, акимам областей, объектам государственного аудита поручено принять меры по устранению выявленных недостатков, причин и условий, способствующих им, а также рассмотрению ответственности должностных лиц, допустивших нарушения действующего законодательства. Отдельные материалы государственного аудита будут направлены в правоохранительные органы. В органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, для принятия процессуальных решений направлено 82 материала государственного аудита. |