Лев Пирогов, vz.ru, 24 ноября
Вот если бы "национальной идеей" назначить реабилитацию национальной истории. Иван Грозный – не плохой! Петр Великий – не плохой! Не кровавые палачи и маньяки, а строители государства. Неожиданно? Это еще полбеды, а вот вы послушайте дальше… В тени Уренгойского Мальчика завяли всякие информационные пустяки вроде объявления о скором завершении военной операции России в Сирии и предречения патриархом конца света. Правда, операцию уже один раз завершали, а конец света был просто фигурой речи – но все равно какой жир!.. Мальчик убрал всех. Посадил попой на газон, как Месси – недотепу-защитника. Распылил на атомы – и атомы закопал. Выжженное информационное поле нельзя назвать "Пейзаж после битвы", потому что битвы никакой не было. Была Хиросима. Радует нас это или не радует? С одной стороны, общество ясно дало понять (и себе, и всем, кого это, возможно, интересует), что Великая война и Победа остаются святынями. На святыни (в отличие от "ценностей") нельзя "взглянуть по-новому", любой "свежий взгляд" – святотатство. Да, мы часто жалели и даже внутренне прощали немцев. Но никогда не заявляли об этом официально. И не собираемся. ("Мы" – это общество, а не власти, с тех станется.) Это радует. Святыни должны быть. И у народа, и у каждого отдельного человека. Без них он становится бесхребетным, "жидким". С другой стороны, очень покоробила стилистика нашего стихийного митинга: возмущение – и обида, возмущение – и агрессия. Обида и агрессия – это "слабые" реакции, они свидетельствовали о нашем чувстве беспомощности. Мы не чувствуем, что наши святыни надежно защищены. Не чувствуем защищенными себя и свои чувства. Мы понимаем: в обществе существует условно 10–15% людей, готовых по тем или иным причинам "перешагнуть" войну и память о ней, и нет гарантии, что "те, кто принимает решения", встанут на сторону большинства – не пожертвуют нашими святынями в угоду какой-нибудь из сиюминутных политических выгод. Ну ведь игнорируется же, например, тот факт, что большинство в обществе – за протекционистскую экономику, за прогрессивный налог и за реабилитацию Сталина? Поэтому реакция наша и была столь бурной – "с запасом". И столь нетерпимой: как бы к "мальчику", как бы к немецким солдатам, а на самом деле – к попыткам пересмотра истории. А почему же мы их так боимся? Казалось бы, после хаоса 1990-х (когда пару лет даже Парад Победы не проводился, а телеканалы и радиостанции отменяли минуту молчания) становится только лучше. Появился "Бессмертный полк"... Но что-то не так. Что-то нас тревожит и лишает уверенности. Может, то, что большинство новых фильмов про войну обязательно имеют обличительно-покаянную нагрузку в виде разоблачения "ужасов сталинщины" и вообще "советских уродств" (так что даже порой непонятно, что тут к чему идет нагрузкой)? А может, мы так переживаем за войну и Победу просто потому, что это последнее и единственное, что у нас есть? Да, был космос, но... рассосался. Был недавний патриотический всплеск в связи с Крымом – и тоже "что-то пошло не так". Культура, искусство, наука? "Не смешите меня". Можно гордиться национальной миссией, грядущими свершениями, планами на будущее, но их – внятных и убедительных, общенационального исторического масштаба – у нас тоже нет. "Есть ли у нас план, мистер Фикс?" Раз в пять лет мы напрягаемся и придумываем (именно придумываем – высасываем из пальца) "национальную идею". Последняя версия ее, если не ошибаюсь, – это "рост благосостояния". Ну то есть нормальная жизнь. Для отдельной семьи – вполне себе идея, но вот для нации... И даже если бы такой идеей можно было проникнуться, поводов для гордости тут никаких нет: одеваемся мы все равно "более хуже" американцев и европейцев (да и китайцев уже). Кто-то скажет: а что, просто так жить, не гордиться, нельзя? Нельзя. Не знаю почему, но нельзя. Родителям почему-то необходимо гордиться детьми, даже если те ничего особенного не делают. А детям почему-то необходимо гордиться тем, что мама самая красивая, а папа – самый сильный и умный. Можно гордиться новым смартфоном, но папой и мамой, согласимся, лучше. Наши "папа и мама" – это наша история. В ней, кроме войны, вытоптано все. Вот мы и цепляемся – истово! – за последнее. Кстати, в порядке бреда. (Не потому, что я считаю это бредом, а потому, что кто я такой, чтобы слушать мои предложения.) Вот если бы "национальной идеей" назначить... реабилитацию национальной истории? Это очень сложный, очень масштабный проект. На нем можно понараспределять много бюджетов (это я уже рекламирую свое предложение чиновникам). Вот смотрите. Иван Грозный – не плохой! Петр Великий – не плохой! Не кровавые палачи и маньяки, а строители государства. Неожиданно? Это еще полбеды, а вот вы послушайте дальше... – Ленин – не плохой! Часть присутствующих уже попадала в обморок. И это только начало. – Сталин... – Что-о-о? Чувствуете, сколько работы? На сколько лет? Слинял положительный образ отечественной истории за пару лет перестройки, а вот восстанавливать его придется весьма долго. Но мне было бы очень интересно взглянуть на результат такой работы. Может, даже пожить при нем годик-другой. Уверен, что если бы в той России какой-нибудь то ли мальчик, то ли студент выступил в каком-нибудь то ли бундестаге, то ли курултае, общество восприняло бы это как еще одно свидетельство своей силы, а не как плевок, пощечину и угрозу. |